Опыт применения и перспективы развития педагогических аспектов иппотерапии
Устинова Е.В.соискатель кафедры педагогики СФ ГОУ ВПО МГПУ, главный консультант министерства здравоохранения и социального развития Самарской области,
г. Самара
В 1991 году в Москве был открыт первый в России центр на базе Центрального Московского ипподрома, где верховая езда стала применяться в реабилитационной практике с детьми-инвалидами на профессиональном уровне, под медицинским контролем [1].
В период с 1991 по 2008 годы в России идет накопление эмпирического опыта взаимодействия человека и лошади, его интенсивное научное осмысление. Одним из направлений, успешно использующих возможности лошади, с 2008 года становится адаптивная физическая культура, находящаяся на стыке таких областей знания как физическая культура, медицина, коррекционная педагогика и имеющая общие интересы со множеством смежных дисциплин.
На сегодняшний день в Национальной Федерации лечебной верховой езды и инвалидного конного спорта уже состоит более 200 центров, занимающихся иппотерапией, из 130 городов России.
Обучение российских специалистов применению в работе с детьми иппотерапевтических методик осуществляется с 1994 года. Первых 120 специалистов для Российской Федерации подготовила грузинская кафедра ЛФК и иппотерапии Грузинской медицинской академии. С 1997 года эту функцию осуществляет Национальная Федерация лечебной верховой езды и инвалидного конного спорта. В период с 2003 по 2009 годы на базе Московской Академии физической культуры (базового центра Федерации УЦРИД «Наш Солнечный мир») было обучено 320 человек [2]. С 2008 года подобные тематические двухнедельные курсы повышения квалификации при участии Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта были открыты на базе центра научно-технической информации «Прогресс» (Санкт-Петербург).
Не смотря на значительное развитие иппотерапии на территории Российской Федерации как метода реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, на сегодняшний день остается не решенными ряд проблем. Это и отсутствие стандартов применения данного метода, бедная нормативная база. Таких специалистов как врач-иппотерапевт, инструктор по иппотерапии в перечне профессий (специальностей) просто не существует.
С целью выявления основных проблем применения метода иппотерапии в практической деятельности специалистов и выработки наиболее актуальных направлений развития метода, нами в 2010 году был проведен опрос в форме анкетирования, в котором приняли участие специалисты, работающие в области иппотерапии.
Структура анкеты состояла из 9 основных вопросов, содержащих 65 вариантов ответа, и 5 дополнительных, содержащих сведения о респонденте.
Средний возраст респондентов составил 32 года, продолжительность работы в области иппотерапии – 4 года, 30% опрашиваемых работают 5 и более лет, что свидетельствует о становлении и развитии иппотерапии на территории России.
Значительная часть специалистов – 56,3%, считает, что иппотерапия – это самостоятельная дисциплина, расположенная на стыке наук (медицина, психология, педагогика); 21,4% считают, что иппотерапия – это область коррекционной педагогики; 14,4% предполагают, что иппотерапия является областью педагогики; остальные 4,8% опрашиваемых отмечают, что иппотерапия скорее относится к медицине, нежели к другим наукам; 5 остальных вариантов ответа в совокупности составили 3,1%. Анализируя полученные данные, мы можем сделать вывод о том, что иппотерапию подавляющее большинство опрошенных воспринимают как самостоятельную дисциплину, расположенную на стыке наук, основная роль в которой отводится педагогике. Мы предполагаем, что респонденты, отвечая на данный вопрос, скорее всего, опирались на собственный опыт в сфере взаимодействия ребенка и лошади, так как на сегодняшний день научные исследования в данной области недостаточны, методическая база ограничена. С 2001 года в России издано всего около 50 пособий по лечебной верховой езде, иппотерапии, по другим формам взаимодействия человека и лошади, из которых 50% составляет переводная литература, 25% – научно-популярная, 25% – пособия по конному спорту и верховой езде.
98,1% опрашиваемых считают, что методы иппотерапии возможно использовать в процессе обучения и развития как детей-инвалидов, так и обычных детей, при этом 29,1% респондентов прокомментировали свой ответ на данный вопрос высказыванием о том, что они уже длительное время применяют иппотерапевтические методики в процессе обучения как детей-инвалидов, так и обычных детей и делают это «вполне успешно».
Кроме того, эксперты отмечают, что с помощью занятий верховой ездой, ухода за лошадью или при иных формах взаимодействиях ребенка и лошади возможно решение следующих проблем: снятие эмоционального напряжения (98,1%), повышение самоконтроля (63,1%), развитие коммуникативных навыков (63,1%), появления чувства уверенности в себе (56,3%), улучшение памяти (36,9%), занятия способствуют концентрации внимания (56,3%), улучшают физическое и психическое состояние ребенка (58,2%), способствуют избавлению от страхов (19,4%), дают возможность коррекции утраченных способностей (77,6%), способствуют развитию речи (61,3%).
Таким образом, по мнению экспертов, результатами взаимодействия ребенка и лошади являются повышение способности самостоятельно контролировать свои действия, поступки, развитие умения находить решения в трудных ситуациях, повышение коммуникативной активности, улучшение памяти, внимания, речи. В свою очередь, данные навыки являются основополагающими для успешного обучения ребенка в школе (Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, А.А. Рояк, Д. Фитцпатрик, Л.М. Шипицына).
98,1% респондентов считают, что темп развития ребенка значительно ускорится, если он будет заниматься верховой ездой.
При этом 98,1% экспертов отмечают, что занятия верховой ездой с элементами иппотерапии возможно использовать на занятиях физической культуры; 39,8% – экологии, природоведения; 38,8% – в процессе общеобразовательной подготовки детей к школьному обучению; 29,1% – на уроках труда; 27,2% – биологии; 42,7% – для занятий логопедией. Отмечаются следующие комментарии респондентов, свидетельствующие о существующей практике применения иппотерапевтических и иппопедагогических идей в процессе взаимодействия ребенка и лошади: при ответе на данный вопрос 29,1% опрашиваемых считают, что верховую езду, дающую возможность достижения наиболее эффективных результатов в педагогическом процессе, можно использовать в любой из перечисленных в анкете дисциплинах, «необходимо лишь правильно подобрать упражнения».
Наибольшее количество респондентов – 58,3%, на вопрос «Специалист какой профессии, по Вашему мнению, должен заниматься с ребенком верховой ездой (иппотерапией, адаптивной верховой ездой)» ответили – педагог; 94,2% экспертов считают, что специалист, занимающийся иппотерапией, вне зависимости от полученной специальности, должен обладать педагогическими навыками.
Экспертам на рассмотрение было предложено 11 сформулированных нами иппопедагогических идей. 57,3% опрошенных считают, что использование лошади в сочетании с направленными педагогическими воздействиями (развитие, обучение воспитание) позволяет интенсифицировать процесс достижения поставленной педагогической цели, 71,8% – что езда на лошади побуждает ребенка к активной деятельности, мотивирует на достижение результатов, формирует самоконтроль, ведет к развитию личности, 58,3% – что использование лошади позволяет разносторонне развивать личность ребенка, так как осуществляется воздействие на эмоциональную и коммуникативную сферы, 98,1% – что лошадь является средством физического, трудового, экологического, духовно-нравственного воспитания, 22,3% – что по поведенческим реакциям лошади на конкретного субъекта педагог может выявить и развить врожденные способности, подобрать индивидуальный темп обучения каждого ребенка, 20,4% – что верховая езда, являясь одной из народных моделей поведения, позволяет ребенку осмысливать картину мира через культурно-исторические архетипы и символы лошади, 57,3% – в процессе занятий верховой ездой возникает социально-развивающая воспитывающая, обучающая среда.
Эксперты не поддержали 4 из 11 предложенных на рассмотрение иппопедагогических идей, так как они не отражают возможных результатов, достигаемых при взаимодействии человека и лошади. При ответе на данный вопрос в комментариях респонденты отмечают, что «влияние лошади должно направляться педагогом в зависимости от поставленных им целей», «в процессе взаимодействия человека и лошади образуется мощный социально-педагогический фактор, влияющий на все сферы жизнедеятельности».
Достаточно низкий процент (20,4%, 22,3%) по выдвинутым двум иппопедагогическим идеям, полученный в ходе опроса, связан, на наш взгляд, во-первых, с недостаточной информированностью респондентов об истории возникновения иппотерапии и иппопедагогических идей, во-вторых, мы полагаем, что данные идеи расположены на стыке педагогики и психологии, используя понятийный аппарат обеих наук. Необходимо отметить, что 100% респондентов, имеющих средне специальное и высшее психологическое образование (согласно предоставленным в анкете сведениям), поддержали данные идеи.
Более 80% экспертов считают, что существующая на сегодняшний день методическая база не позволяет специалистам использовать все возможные аспекты взаимодействия человека и лошади, поскольку «практически отсутствуют программы работы с детьми», «работают энтузиасты, а обученных специалистов очень мало». Таким образом, опрос специалистов-практиков в области иппотерапии показывает, что на сегодняшний день необходимо проводить углубленные и всесторонние научные исследования в области взаимодействия человека и лошади, разрабатывать методическую литературу, создавать программы обучения и переобучения специалистов разных специальностей и систематически проводить научные конференции и семинары по обмену опытом.
Литература:
1. Роберт Н.С. Об опыте деятельности детского центра «Живая нить» [Текст] / Н.С. Роберт. – Москва, 1997. – 78 с.
2. Иппотерапия. Инвалидный конный спорт. Опыт и перспективы: материалы II межрегиональной конференции, Санкт–Петербург, 2 мая, 2009 г. [Текст] / [редакционный совет: А.И. Денисенков и др.] / Национальная Федерация лечебной верховой езды и инвалидного конного спорта. – Санкт-Петербург, 2010. – 106 с.