Опыт работы иппотерапевтического отделения Центра «Наш Солнечный Мир»
Еланская В.Д., клинический психолог, член правления НФ ЛВЕ и ИКС, инструктор ЛВЕ,
Гадельшина Д.Ф., психолог, кинезотерапевт, инструктор ЛВЕ
«Наш Солнечный Мир», г. Москва
В данной работе представлена обработка объективных показателей работы иппотерапевтического отделения Центра «Наш Солнечный Мир» за период с февраля 2008 г. по март 2010 г. включительно. Следует отметить, что в апреле 2008 г. организация переехала в более благоприятные условия (появился манеж).
В ходе работы центра «Наш Солнечный Мир» мы сталкиваемся с административными, финансовыми и моральными трудностями при отказе родителей от занятий по прошествии короткого срока после прихода ребенка в организацию (в первые три месяца).
Данные за 2 года показывают, что достаточно большое количество детей снимаются через 6 мес и 12-14мес занятий.
Всего в первые три месяца снимаются с занятий около 35 % детей, пришедших на иппотерапию.
Соответственно, основным вопросом исследования стал вопрос о причинах отказа от занятий на начальных стадиях реабилитации при помощи метода иппотерапии и ЛВЕ.
Нами были последовательно выдвинуты гипотезы о связи ухода детей с:
1. образованием, опытом работы и возрастом инструктора
Как мы видим из графика, гипотеза о роли инструктора не подтвердилась.
2. характера нарушения развития ребенка
В 2008 и 2009 г. из всех пришедших детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в первые 3 месяца ушло 20%
Из детей с нарушениями психоэмоциональной сферы в 2008г. – 22%, в 2009 г. – 30%,
Из детей с нарушениями в интеллектуальной сфере – в 2008 г.-26%, в 2009г. – 30%
Из детей с пограничными расстройствами – в 2008г. – 40%, в 2009г. – 0%, что показывает неподтвержденность данной гипотезы
В ходе нашего исследования были получены так же интересные данные по росту количества занятий (количество указано в неделю).
Как мы видим из графика 1 , количество занятий на протяжение указанного периода времени растет в среднем на 25% относительно аналогичного месяца предыдущего года.
Мы можем проследить динамику изменения количества занятий от времени года: основной спад приходится на январь.
Данные за апрель-май 2008 искажены в силу переезда организации на новое место (противоположный округ города Москвы) (снижение количества занятий).
В 2008 г. на занятия иппотерапией пришло 111 новых детей, из которых:
Детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата – 27%,
Детей с нарушением психоэмоциональной сферы – 44%,
Детей с нарушениями интеллекта – 17 %,
Детей с пограничными расстройствами – 10%,
В 2009 году на занятия пришло 86 новых детей, из которых:
Детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата – 26 %
Детей с нарушением психоэмоциональной сферы – 44%,
Детей с нарушениями интеллекта – 18%,
Детей с пограничными расстройствами – 11%,
Превалирование вновь пришедших детей с расстройствами аутистического спектра можно объяснить специализацией центра. Из графиков видно, что процентное соотношение различных расстройств стабильно.
Также были обработаны данные по общему количеству детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, посещающих занятия на протяжении 2008-2010г., процентное соотношение данных нарушений и остальных расстройств в среднем составляет 22%.
Также была выявлена связь количества занятий в неделю, посещаемых одним ребенком и типа расстройства развития.
Выводы
1.За исследованный период наблюдается стабильность в процентном соотношении типов нарушения развития как среди стабильно занимающихся детей, так и среди вновь пришедших
2.Условия проведения иппотерапии особо остро сказываются на количестве занятий в зимние месяцы
3.Около трети детей, которые начинают заниматься иппотерапией в центре «Наш Солнечный Мир» снимаются на начальных этапах (первые три месяца) независимо от личности инструктора и типа нарушения развития ребенка, кроме детей с пограничными расстройствами, что объясняется изменениями условий проведения занятий (наличие манежа и проведение соревнований).
4.Были отмечены пики ухода детей через 6мес и 12-14мес занятий. Однако из-за недостатка данных интерпретация данного факта весьма затруднительна.
Мы можем предположить связь наших данных с недостаточной подготовленностью и осведомленностью родителей о методе иппотерапии, которая влечет за собой несоответствие ожиданиям.
Необходимо повышать уровень информированности родителей и людей, так или иначе принимающих участие в жизни детей, что можно сделать при помощи личных бесед, предоставления информации на осмотрах, проведения обучающих семинаров, популяризации метода через СМИ и печатные издания. Также очень важным представляется выявление ожиданий и запросов родителей относительно метода иппотерапии.
Для более детального исследования проблем и поиска путей их решения имеет смысл разрабатывать опросники и другие методики для получения обратной связи от родителей и специалистов, занимающихся проблемами нарушения развития.
Данная тема представляется нам нуждающейся в дальнейшей разработке и анализе, как актуальная и имеющая большое практическое значение.