В чем же эффективность иппотерапии при дискалькулии?

Как правило, занятия проходят в манеже или специально отведенном месте (левада, поле или просто двор школы). Это уже коррекция поведения и познавательной деятельности ребенка в нетрадиционном для него месте, в отличие от школьного или логопедического кабинета. Рассмотрим же эффективность иппотерапии при дискалькулии на примере частных занятий.

С помощью движения ребенок получает представления о двух важнейших понятиях: о пространстве и времени. Без движения человек не может научиться в них ориентироваться. Очень важно, чтобы человек так же мог стоять вертикально. Всегда надо стремиться к тому, чтобы человек мог принять вертикальное положение. Это добавляет к двум измерениям третье – интеллект.

Сидя верхом на лошади, ребенок обогащает свои знания, получает информацию о пространстве,понимание предлогов: за, под, над, в, перед, снаружи, внутри и т.д. Так же учитывается правильный показ правой и левой руки и ноги, включается процесс контроля над положением своего тела (Например: Правую руку держим перед собой, левая рука за спиной, морковка для лошади внутри баночки и т.д.).

Для ребенка, любящего лошадь, очень важны занятия иппотерапией. Он четко знает день недели и число своих занятий, боится пропустить свои тренировки на лошади и начинает контролировать по календарю. Егору 9 лет, у него ДЦП, спастический тетрапарез, дизартрия, ЗПР. Иппотерапией занимается более 4 лет. Он четко знает дни своих занятий, с нетерпением ждет их. Всегда за день до указанной даты мальчик напоминает маме о лошадках и спрашивает, приготовила ли она угощения. Раньше Егор просыпался утром (часов в 6-7), будил свою маму и показывал на часы и на фотографии лошади, которыми его комната увешена. Мама Егору объясняла, что рано, надо ещё 2 часа поспать, вот когда будет 9 часов, тогда они встанут и поедут. Теперь Егор сам по календарю контролирует день занятия и время. Знает когда следует надеть теплую форму для тренировок и теплые бриджи со свитером.

Так с помощью занятий иппотерапии ребенок научился важному понятию –время и времена года, части суток.

Рассмотрим следующее математическое знание – величины.

Варя, 5 лет ЗПРР. Начала заниматься у нас иппотерапией на самой большой лошади – Помпей (помесь, высота в холке более 160м, у девочки был непреодолимый страх высоты, поменяли лошадь на низкую Чупа - Чупс (башкирская порода, высота в холке -140м.). Стала чувствовать себя уверенней. Затем поменяли на пони – это вариант её устроил больше всего. После 10-15 занятий иппотерапии у неё значительно улучшилась речь, и девочка стала рассказывать и сравнивать всех лошадей, которые у неё были: Помпей высокий, а Оскар (пони) низкий. Баффин узкий (рысак), а Чупа-Чупс широкий (башкирская порода). У пони короткие ноги, а у лошади длинные. Помпею морковку надо большую, а Оскару (пони) маленький кусочек.

Итак, смена лошадей на занятиях иппотерапии, научила ребенка правильному определению следующих понятий: большой – маленький, толстый – тонкий, длинный – короткий, узкий – широкий, далекий – близкийи сравнению этих понятий.

Так же с помощью занятий иппотерапии можно познакомить со многими математическими понятиями, такими как:

- Количественные представлений:«через два круга мы поменяем положение на лошади (сядем боком, задом на перед и т.д.)», «выполни хлопки над шеей лошади 10 раз и ты победитель», «Сколько тебе лет?, столько раз делаешь упражнение мельница (правой рукой надо достать левый мысок, а левой рукой наоборот правый мысок). «Фаге (кличка лошади) можно три морковки, а остальные пять отдадим Баффину (кличка лошади);

- Сравнение элементов множеств и чисел:«Где больше?» (предлагается проехать верхом на лошади через препятствия (палки), с одной стороны манежа 2 палочки, с другой 4 палочки). «Сколько палочек?» «Где больше?». «Сколько палочек в правом углу манежа? Сделай столько же элементов «вольт на право».

- Развитие познавательной сферы.Приносим на занятие (только все сразу!) - шагомер, метр для измерения роста, ведро разных объемов, так же можно весы и все это активно используем во время занятий. Замечено на практике, что такие занятия проходят очень положительно, дети с удовольствием измеряют объем каши для лошади, или рост лошади и самого себя. Так же интересно детям померить свой шаг и шаг лошади. Тут же рассказываем о понятие скорость и виды шага лошади (аллюры).

Таким образом, ребенку гораздо легче даются такие математические понятия как: масса и мера измерение массы, объем и мера измерения объема, скорость и мера измерения скорости. А так же решение многих математических задач, которые уже на практике можно смоделировать.

В заключении хочу отметить следующее:

Занятия верховой ездой (будь то терапевтическое или обычное занятие на лошади) – мощный катализатор в развитии человека. Потому что мы привлекаем совокупность очень сложных элементов, которые управляют «участниками общения» - наездником и инструктором (педагогом). Участники общения волей - неволей вынуждены получать знания, а посредником в этом деле, безусловно, будет лошадь.

«Математический материал» может быть посредником между ребенком и взрослым. Он может служить для диалога, но этот диалог может слишком угнетать ребенка, если его не опосредовать с помощью объекта, который будет служить и связующим звеном, и ширмой (С. Борел-Мэзони). В нашем же случае, этим объектом служит лошадь. Она заставляет вести телесный и речевой диалог, что стимулирует развитию познавательной сферы ребенка, в том числе и математических тем.

На данном этапе необходимо объединить идею, накопленные знания, опыт и продолжить работу в этой области, которая, безусловно, заслуживает того, чтобы быть исследованной более тщательно.

Список использованной литературы:

1. Адаптивная (реабилитационная) Верховая езда. Учебное пособие университета Paris-Nord.Пер. с франц. - М: Московский конноспортивный клуб инвалидов. – 2003.

2. Амасьянц Р.А., Амасьянц Э.А. «Интеллектуальные нарушения». – М.: Педагогическое общество России, 2004.

3. Загадки психологии. Пер. с англ. – М.: Мои Мир ГмбX & Ko.КГ, 2005.


Наши рекомендации