Возможности использования иппотерапии в реабилитации детей раннего возраста с перинатальным поражением цнс

Шамро Е.В. специалист АФК

Региональная Общественная Организация «Центр взаимной интеграции «Аккорд»,

г. Санкт-Петербург

В настоящее время по разным причинам число детей с перинатальным поражением ЦНС не только не уменьшается, но и растет.

Данная патология приводит к формированию стойкой психомоторной недостаточности, различные варианты которой объединяются в синдром детского церебрального паралича, психосоматических расстройств, синдром минимальной мозговой дисфункции и дезадаптации. (Коломенская А.Н., Александрова Н.К. 1996)

Иппотерапия, как частная методика АФК, может занять достойное место в комплексной реабилитации таких детей в раннем возрасте, особенно у детей с тяжелым перинатальным поражением и угрозой ДЦП. Однако надо отметить, что единого мнения по данному вопросу нет, а существует две противоположные точки зрения. Одни авторы утверждают, что использование иппотерапии в комплексной реабилитации детей раннего возраста с неврологической и ортопедической патологией вполне оправдано, т. к. есть возможность наиболее эффективного воздействия иппотерапией на детей в период, когда пластичность их головного мозга наибольшая. Использование иппотерапии при работе с детьми грудного возраста в период комплексной реабилитации позволяет повлиять на решающие двигательные реакции автоматического контроля тела. Сенсомоторное облегчение позы при стимуляции иппотерапией общих постурально-локомотивных паттернов через двигательные синергии близких двигательных реакций происходит совместно с активацией мышечных групп, и это следует начать как можно раньше, с грудного возраста, детям с данной патологией. (К. Хорначек 2006)

Есть и противоположная точка зрения. Наиболее типичные критические высказывания и возражения против использования ЛВЕ в реабилитации детей раннего возраста, и о нецелесообразности применения иппотерапии в реабилитации детей младше четырех лет:

• для детей раннего возраста наряду с верховой ездой существует масса альтернативных возможностей (лечебная гимнастика, лечебное плавание, двигательная педагогика, базальная стимуляция и пр.);

• многие считают использование лошади слишком рискованным;

• двигательная нагрузка при верховой езде, по мнению некоторых авторов (Baker, 1994) может угрожать физической и психической стабильности детей младше 4 лет.

Подобные критические замечания нельзя просто проигнорировать.

Мариетта Шульц (2000), изучила эти точки зрения, и, проанализировав опыт работы иппотерапевтических учреждений, привела список групп детей раннего возраста, которым эти занятия особенно показаны и отметила, что каждая из этих целевых групп подразумевает разработку целостного лечебно-педагогического плана работы.

Несмотря на то, что имеется опыт работы с младенцами в различных иппотерапевтических учреждениях как за рубежом (К. Хорначек (2006), медицинский научный центр, Братислава), так и в России (Д.А. Евменова, Е.Н. Родикова (2008), Координационный иппотерапевтический центр г. Новосибирск), до сих пор базисной программы для работы с детьми раннего возраста не существует.

Специалистами РОО «Аккорд» было проанализировано все выше сказанное, и, учитывая опыт работы различный иппотерапевтических организаций, было принято решение в мае 2009г. начать работу с детьми первого года жизни с перинатальным поражением ЦНС легкой степени тяжести. Решено провести наблюдение за динамикой психомоторного развития данной группы детей, которые в указанный период (с мая по август 2009г.) проходили двигательную реабилитацию только посредством иппотерапии (6 человек), также за аналогичной группой детей (6 человек), проходивших реабилитацию посредством массажа, лечебной гимнастики, сравнить и проанализировать полученные результаты.

Предполагалось, что занятия иппотерапией с детьми первого года жизни с перинатальным поражением ЦНС легкой степени тяжести будут эффективны и окажут положительное влияние на их психомоторное развитие.

Цель: Выяснить уровень воздействия иппотерапии на грудных детей с перинатальным поражением ЦНС легкой степени тяжести.

Задачи

· Проанализировать и обобщить опыт работы с детьми раннего возраста различных иппотерапевтических организаций

· Разработать и апробировать на практике основные правила физической реабилитации посредством иппотерапии детей с перинатальным поражением ЦНС на первом году жизни

· Определить, как повлияет иппотерапия на психомоторное развитие ребенка, какова будет эмоциональная реакция малыша на занятия на лошади.

Под наблюдением находилось 2 группы детей, по 6 человек в каждой группе (всего 12) в возрасте от 3х месяцев до 1-го года, у которых имелись различные неврологические нарушения (патологический мышечный тонус, недостаточность по пирамидному или экстрапирамидному типу, мышечная кривошея, отставание в психомоторном развитии и т.д.) Наблюдаемые дети в иппотерапевтической группе в указанный период проходили двигательную реабилитацию только посредством иппотерапии (6 человек), а в контрольной группе (6 человек), дети проходили реабилитацию посредством массажа, лечебной гимнастики, без использования иппотерапии.

Для оценки эффективности воздействия в обеих группах был использован бальный тест.

За основу были взяты среднестатистические показатели психоневрологического статуса здорового ребенка по месяцам до года (Л.Г. Журба, Е.М. Мастюкова, 1981);

Оценка в баллах проводилась 2 раза на первом и 15 занятии. В баллах оценивался каждый признак, затем все баллы суммировались, и давалась количественная оценка психоневрологических нарушений. В норме сумма балов равна 10. Распределение балов по степени выраженности нарушений показано в таблице №1.

Оценка психомоторного развития в баллах. Таблица 1

наименование В норме Слабо выраженные нарушения Умеренно выраженные нарушения Выраженные нарушения
Мышечный тонус     1,5    
Движение суставов     1,5    
Рефлексы     1,5    
Двигательные навыки     1,5    
Развитие речи   0,8   0,5  
Эмоции     0,8   0,5  

Организация работы

Для иппотерапевтической группы специалистами РОО «Аккорд» были разработаны основные правила работы с маленькими детьми:

1. На иппотерапию принимались дети, начиная с 3 мес.

2. Каждый ребенок был осмотрен неврологом и другими специалистами, о чем свидетельствовала медицинская документация и направление врача, в котором было указано, что противопоказаний к иппотерапии нет.

3. Все дети были застрахованы от нечастного случая на период проведения занятий.

4. Для каждого ребенка на основании анализа медицинской документации была составлена индивидуальная программа занятий и заведена иппотерапевтическая карта наблюдения.

5. Занятия проводились 1-2 раза в неделю, в течение всего летнего периода (15 занятий с каждым ребенком)

6. На каждом занятии велось наблюдение за общим состоянием ребенка, фиксировались все изменения (цвета кожных покровов, поведения, эмоций, качество выполнения упражнений, уровень переносимости физической нагрузки и т.д.)

Руководствуясь методическими рекомендациями А.И. Денисенкова и др. (2004), весь цикл занятий был разбит на 4 этапа, на каждом из которых, решались определенные задачи: адаптационный (1-2 занятия), вводный(3-4 занятия), основной (9-10 занятий), завершающий (4-5 занятий).

Наши рекомендации