Характерологические особенности состояний связанных с переживанием страха детьми с различными нозологиями в процессе занятий лечебной верховой ездой

Дерябина К. А., член НФ ЛВЕ и ИКС, инструктор по ЛВЕ,

Центр реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир» Москва

Обобщенный опыт более чем 19 лет работы центра «Наш солнечный мир» в области применения метода ЛВЕ привел автора к необходимости создания целостного подхода к коррекции состояний связанных с переживанием страха у детей в процессе занятий.

В докладе представлен обзор типичных состояний переживания детьми страха, связанного с взаимодействием с лошадью (в структуре занятия ЛВЕ), при различных вариантах отклоняющегося развития.

Переживание страха при опорно-двигательных нарушениях рассматриваются на примере детей с церебральным параличом; при сниженном интеллекте – на примере детей с олигофренией (в т.ч. при синдроме Дауна); при нарушениях в психо-эмоциональной сфере – на примере детей с ранним детским аутизмом.

В аспекте коррекционного воздействия, в докладе представлены примеры занятий и практические рекомендации к проведению занятий по ЛВЕ для каждой из обозначенных групп детей.

Постановка проблемы

Переживание человеком чувства страха, как известно, играет существенную роль в формировании и совершенствовании адаптивных навыков. Повышая концентрацию внимания и стимулируя общий психо-эмоциональный статус, это чувство позволяет человеку в максимально короткий срок выработать такой алгоритм реакции на условия среды, чтобы максимально нейтрализовать ее предполагаемое негативное влияние.

Наши коллеги, иппотерапевты из Грузии, неоднократно упоминали о «целебном» чувстве страха. В своих занятиях они так подбирают уровень сложности упражнений, чтобы поддерживать в пациенте перманентное легкое чувство страха, обеспечивающее необходимый уровень «включенности» в процесс.

Однако мы не должны забывать, что чувство комфорта является необходимым условием для поддержания диалога с детьми со сложной структурой дефекта и, особенно, с детьми с нарушениями в психо-эмоциональной сфере. Также, необходимо помнить о том, что только когда успех ребенка в любой деятельности возникает в результате реализации его собственных устремлений – этот успех закрепляется в схемах действий, возникает возможность интериоризации [3]. В процессе организации занятий ЛВЕ в условиях сильнейшей мотивации мы можем выстроить этот процесс с высокой эффективностью.

2. Обзор типичных состояний и практические рекомендации при различных заболеваниях

В описании характерных особенностей, свойственных различным нозологическим группам, необходимо выделить ряд отличительных признаков, которые необходимо учитывать иппотерапевтам в процессе организации занятий.

Вот лишь некоторые из них:

- при опорно-двигательных нарушениях (в первую очередь при ДЦП) мы зачастую сталкиваемся со случаями детского инфантилизма [1]. Нам приходится сталкиваться с обеими формами инфантилизма – астено-невротической и церебро-астенической. В случае с ДЦП формирование инфантилизма в существенной степени связано с большим количеством фантазий компенсаторно продуцируемых ребенком. Дети, с рождения не имеющие возможности полноценно двигаться, но имеющие сохранный интеллект, «выдумывают» себе мир существенно отличающийся от реального. В этом случае терапевт должен быть предельно деликатен. Грубое столкновение такого ребенка с «реальностью» может привести к разочарованию и депрессии. Пользуясь тонизирующим чувством страха, терапевт должен создавать для ребенка ситуации, в которых он будет УСПЕШЕН в реальных достижениях. Шаг за шагом, постепенно заменяя выдуманные образы собственной успешности на реальные.

- при умственной отсталости (в том числе при синдроме Дауна) нам зачастую приходится сталкиваться с трудно объяснимыми приступами боязни не вызванными какими либо явными причинами. Эти страхи трудно понять, их природа лежит в области специфики восприятия различных процессов (в том числе – движения) людьми с умственной отсталостью. Например, часто встречается феномен боязни высоты у детей с синдромом Дауна. Подняться на три ступеньки монтуара для такого ребенка может оказаться очень непростым заданием. Как правило, внимательный, неторопливый подход в организации процесса занятия ЛВЕ с такими детьми помогает существенно снизить напряжение вызванное страхом и способствует формированию успешного опыта. Проговаривая этапы занятия, каждый последующий шаг мы помогаем ребенку преодолеть страх. В играх на лошади ребенок «забывается» и начинает вести себя более свободно. Акцентируя внимание ребенка на его новых возможностях, мы помогаем ему закрепить приобретенный опыт.

- при нарушениях в психо-эмоциональной сфере, в первую очередь при раннем детском аутизме, помимо общих правил соблюдения «деликатности» в подходе к ребенку мы должны учитывать особенности функционирования сенсорных систем у таких детей [4]. Аутичные дети, избегая сильных сенсорных переживаний, идущих из внешнего мира, пользуются как основными периферическими (менее насыщенными) сенсорными направлениями. Пользуются периферическим зрением и слухом вместо фронтального, избегают сочетанности сенсорных стимулов. Помимо этого, для достижения большей независимости, защищенности от внешних стимулов формируются стереотипии (аутостимуляции) [2]. Все это, в совокупности, позволяет ребенку с синдромом раннего детского аутизма чувствовать себя более безопасно. В построении программы занятия с такими детьми необходимо помнить о недопустимости попыток «запрета» аутостимуляций. Необходимо привлекать внимание ребенка к интересным аспектам занятия, не обращая внимания на аутостимуляции. В этом случае их роль будет исключительно подкрепляющая, позволяющая ребенку получать возможность релаксации тогда, когда это необходимо. Для этой группы детей формировать ситуации связанные со страхом не рекомендуется.

Вывод

Со времен Гиппократа верховая езда используется в лечебно-реабилитационной практике с пациентами, имеющими нарушения психического здоровья. «Греческий миф о кентаврах символизирует гармоничное единство между инстинктом и разумом, поэтому управлять лошадью, прежде всего, значит управлять собственным страхом, собственными чувствами».

Учитывая специфику реакции на переживание страха при различных заболеваниях, мы сможем более эффективно использовать уникальные возможности ЛВЕ в коррекции и реабилитации детей с особенностями в развитии.

Литература:

1. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. – М..: Просвещение, 1992

2. Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. - М.: Теревинф, 1997

3. Выготский Л.С. Проблема развития и распада высших психических функций // Проблемы дефектологии. М., 1995

4. Шпицберг И.Л. «Коррекция особенностей развития сенсорных систем у детей с синдромом раннего детского аутизма». Альманах ИКП РАО – М., 2005


Наши рекомендации