Исследование восприятия лошади пациентами в процессе иппотерапии методом семантического дифференциала и методом проективного рисуночного теста.

Ионов Игорь Игоревич

стажер кафедры общей психологии и истории психологии Московского Гуманитарного Университета.

Организация: Детский экологический центр (ДЭЦ) «Живая нить»,

г. Москва, 2008 г.

Гипотезой исследования служит предположение о том, что лошадь занимает активную позицию в процессе иппотерапии и принимает на себя функции объекта привязанности по отношению к пациенту. Эта позиция лошади является важным самостоятельным методическим средством психологического воздействия в иппотерапии и должна учитываться лицами ее практикующими. Гипотеза основана, на особенностях психического развития данного вида животных, детерминированного их нахождением на низшем уровне интеллектуальной стадии развития психики.

По современным научным представлениям психическое отражение лошади характеризуется:

· по содержанию - в виде отражения целостных объектов, пространственных и временных связей между объектами и событиями;

· по форме – в виде отражения ситуаций и чувственных представлений;

· по субъективному переживанию – как разделение переживания процесса активности и его результата;

· по характеристике Образа мира – как обобщенный образ связей объектов между собой и с активностью субъекта (Г.Г. Филиппова [12]).

Таким образом, особенности психического развития и экстерьера этих животных, определяющими своим поведением и смысловой наполненностью своего образа в сознании людей специфическое к себе их отношение, а также предполагаемая активная позиция во взаимодействии позволяют нам, в свою очередь, допустить возможность осуществления лошадью функций объекта привязанности для пациента (и, возможно, других участников процесса иппотерапии), заключающиеся (по Д. Боулби [2]) в удовлетворении потребности в любви, в эмоциональной поддержке, в надежности, в обеспечении чувства уверенности и безопасности.

Охарактеризуем основные факторы, позволяющие рассматривать лошадь в иппотерапии в качестве объекта привязанности для пациента.

В процессе теоретического анализа проблемы мы выделили ряд факторов, влияющих на восприятие пациентом лошади как объекта привязанности.

Рассмотрим каждый фактор.

Взаимодействие.

Познание человека человеком осуществляется в процессе общения, что определяется установлением и сохранением коммуникаций (А.А. Бодалев [1]). Восприятие человеком животного, несомненно, также происходит в процессе реализации какой-либо деятельности с ним, для осуществления которой необходима передача информации от одного участника процесса к другому и наоборот. Информация передается в процессе взаимодействия. Взаимодействие всадника и лошади осуществляется благодаря телесному контакту и голосу. Слова (звуки) не являются единственным способом общения, большое значение имеют тактильные ощущения. В психологии коммуникация понимается как «смысловой аспект социального взаимодействия» [10], а коммуникация у животных (отождествляясь с «языком животных») – как «передача информации от одной особи к другой» [10]. На основе коммуникаций возникает групповая деятельность между человеком и животным. «Наиболее общим понятием, обозначающим те или иные контакты между живыми существами (как между животными или людьми, так и между человеком и животным), следует считать понятие “взаимодействие”» (В.А. Ясвин [16, 104]), определяемое в психологии в качестве процесса «непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь» (Психология. Словарь [10, 51]), причем «каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что обуславливает развитие объектов и их структур» (Психология. Словарь [10, 51]). Таким образом, фактор «взаимодействие» является определяющим для характеристики контакта человека и животного вообще и пациента и лошади в иппотерапии в частности.

Привязанность

Привязанность имеет врожденные и приобретаемые в раннем постнатальном онтогенезе компоненты и регулирующие механизмы [2]. Важнейшим компонентом является эмоциональный: удовлетворение от контактов с объектом привязанности, стремление к ним, при разрыве контакта переживание тревоги. По мнению Р. Гаррига взаимодействие с лошадью в процессе иппотерапии способствует возникновению и развитию привязанности к лошади, в результате чего у многих пациентов с умственными нарушениями дифференцируется способность к выражению своих эмоциональных переживаний. [3].

В данном исследовании лошадь рассматривается нами как объект привязанности для пациента. В тандеме «всадник-лошадь» большая роль отводится возникающей обратной связи. У родительских особей млекопитающих (причем в большинстве случаев это присуще и самкам, и самцам) высоко развиты реакции на младенческие стимулы («гештальт младенчества»), стремление к контакту, защите, тонкая настройка на эмоциональное состояние детеныша, распознавание его состояния тревоги, дискомфорта и т.п., ответные реакции на эти состояния детеныша (Г.Г. Филиппова [13]). Одной из важнейших функций родительской особи является «контейнирование» эмоций детеныша: кратковременная подстройка (эмоциональная синхронизация), затем изменение своего состояния, трансляция детенышу другой эмоции (поддержка, успокоение, защита, уверенность и т.п.), что позволяет детенышу синхронизироваться с этим эмоциональным состоянием своего объекта привязанности. По мнению М. Майер-Тринклер, если человек тяжело болен физически и психически, истощен или слаб, «лошадь очень быстро признает, что он нуждается в защите, …это является для нее законом. Так, людей этих категорий, а также детей и пожилых людей она охраняет и защищает, как если бы они были бы жеребятами, в течении всего времени, пока по своему внутреннему состоянию они действительно являются «жеребятами» (М. Майер-Тринклер [8, 28]). М. Шайдхакер отмечает, что «ранняя коммуникация между матерью и ребенком в определенной степени похожа на возможную коммуникацию между человеком и животным» (М. Шайдхакер [15, 114]), что определяется существованием так называемой аналоговой коммуникации (коммуникации, при которой решающее значение имеет не содержание передаваемых слов, а отношение в момент «здесь и сейчас»).

Потребность в привязанности

Основными функциями объекта привязанности («старшего» члена взаимодействия, выполняющего родительские функции) являются защита партнера по взаимодействию и поддержка его активности (развитие связей со средой). Г.Г. Филиппова указывает, что, в частности для ребенка, «источником формирования прочной привязанности является доступность … объекта привязанности и качественное выполнение им своих функций (защита от всех форм дискомфорта) на ранних этапах развития» (Г.Г. Филиппова [14, 52]). В иппотерапии используется возможность удовлетворения потребности субъекта в привязанности. По мнению М. Жоллиньи и Р. Гаррига «лошадь является объектом проецирования любви и ненависти, избранным «уловителем» пробуждения контактов и возникновения привязанностей» (М. Жоллиньи, Р. Гарриг [7, 39]). Лошадь действует на уровне эмоций. «У субъекта появляются привязанности, затем уважение к животному, что приведет впоследствии к самоуважению» (М. Жоллиньи, Р. Гарриг [7, 39]), которое зависит от отношений с другими и от образа самого себя.

Уверенность

Готовность пациента решать достаточно сложные задачи, которые ставит перед ним инструктор в процессе занятия, причем уровень притязаний не снижается из-за одних опасений неудачи. Процесс адаптации заключается в обретении уверенности в себе и в возможности допустить существование другого, отличного от себя существа. По мнению И. Декавеля для достижения этого пациенту приходится пройти следующие психологические этапы:

· проявление личной инициативы,

· достижение автономии за счет большей уверенности в себе,

· овладение своими реакциями, контроль над собой, что приводит к правильной самооценке,

· получение удовольствия от верховой езды и постепенное овладение контролем над лошадью,

· осознание границ своих возможностей,

· понимание лошади с ее особенностями,

· принятие правил и дисциплины в центре верховой езды.

В процессе реабилитации пациент получает возможность раскрыть свои способности, понять другое существо, иногда любить его, иногда ненавидеть и таким образом выделять окружающий мир в его объективных проявлениях и понимать свое место в нем [6]. Уверенность в себе, в своих силах возникает постепенно, по мере увеличения времени взаимодействия пациента с лошадью.

Наши рекомендации