Вкореголовногомозгасуществуютпроекционныезоны.

Первичнаяпроекционнаязона - занимаетцентральнуючастьядрамозговогоанализатора. Этосовокупностьнаиболеедифференцированныхнейронов, вкоторыхпроисходитвысшийанализисинтезинформации, тамвозникаютчеткиеисложныеощущения. Кэтимнейронамподходятимпульсыпоспецифическомупутипередачиимпульсоввкореголовногомозга (спиноталамическийпуть).

Вторичнаяпроекционнаязона - расположенавокругпервичной, входитвсоставядрамозговогоотделаанализатораиполучаетимпульсыотпервичнойпроекционнойзоны.Обеспечиваетсложноевосприятие. Припораженииэтойзонывозникаетсложноенарушениефункции.

Третичнаяпроекционнаязона - ассоциативная - этополимодальныенейроны, разбросанныеповсейкореголовногомозга. Книмпоступаютимпульсыотассоциативныхядерталамусаиконвергируютимпульсыразличноймодальности. Обеспечиваетсвязимеждуразличнымианализаторамиииграютрольвформированииусловныхрефлексов.

15.Эндокриннаясистема — системарегуляциидеятельностивнутреннихоргановпосредствомгормонов, выделяемыхэндокриннымиклеткаминепосредственновкровь, либодиффундирующихчерезмежклеточноепространствовсоседниеклетки.

Эндокриннаясистемаделитсянагландулярнуюэндокриннуюсистему (илигландулярныйаппарат), вкоторомэндокринныеклеткисобранывместеиформируютжелезувнутреннейсекреции, идиффузнуюэндокриннуюсистему. Железавнутреннейсекрециипроизводитгландулярныегормоны, ккоторымотносятсявсестероидныегормоны, гормоныщитовиднойжелезыимногиепептидныегормоны. Диффузнаяэндокриннаясистемапредставленарассеяннымиповсемуорганизмуэндокриннымиклетками, продуцирующимигормоны, называемыеагландулярными - (заисключениемкальцитриола) пептиды. Практическивлюбойтканиорганизмаимеютсяэндокринныеклетки.

Гормоны-органическиесоединения, вырабатываемыеопределеннымиклеткамиипредназначенныедляуправленияфункциямиорганизма, ихрегуляцииикоординации.

Гормоны - биологическиеактивныевещества, обладающиестрогоспецифическимиизбирательнымдействием, способныеповышатьилипонижатьуровеньжизнедеятельностиорганизма.

Физиологическоедействиегормоновнаправленона: 1) обеспечениегуморальной, т.е. осуществляемойчерезкровь, регуляциибиологическихпроцессов; 2) поддержаниецелостностиипостоянствавнутреннейсреды, гармоничноговзаимодействиямеждуклеточнымикомпонентамитела; 3) регуляциюпроцессовроста, созреванияирепродукции.

Гормонырегулируютактивностьвсехклетокорганизма. Онивлияютнаостротумышленияифизическуюподвижность, телосложениеирост, определяютростволос, тональностьголоса, половоевлечениеиповедение. Благодаряэндокриннойсистемечеловекможетприспосабливатьсяксильнымтемпературнымколебаниям, излишкуилинедостаткупищи, кфизическимиэмоциональнымстрессам. Изучениефизиологическогодействияэндокринныхжелезпозволилораскрытьсекретыполовойфункцииичудорождениядетей, атакжеответитьнавопрос, почемуоднилюдивысокогороста, адругиенизкого, одниполные, другиехудые, однимедлительные, другиепроворные, однисильные, другиеслабые.

Такимобразоммыподошликрассмотрениюнепосредственнотехоргановэндокриннойсистемы, которыерегулируютвсевышесказанныефункцииорганизма.

1Гипоталамус (hypothalamus), подбугроваяобласть, частьголовногомозга, расположеннаяподзрительнымибуграми; входитвсоставпромежуточногомозга, образуетстенкиидно 3-гожелудочка.

Гипоталамус - совокупностьвысшихадаптивныхцентров, осуществляющихинтеграциюиприспособлениефункцийкцелостнойдеятельностиорганизма. Емупринадлежитосновнаярольвподдержанииуровняобменавеществ, врегуляциидеятельностипищеварительной, сердечно-сосудистой, эндокриннойидр. физиологическихсистем. Гипоталамус - одноизважнейшихзвеньевфункциональнойсистемы, координирующейвегетативныефункцииспсихическимиисоматическими.

Колебаниявсоставеисвойствахвнутреннейсредыобусловливаютзапусксоответствующихмеханизмов, организующихпищевоеисексуальноеповедение, создаютусловиядляподдержанияпостоянстватемпературытела. Вгипоталамусепредставленытакжеструктуры, входящиевсложнуюсистему, регулирующуюсменуиподдержаниеснаибодрствования. Взаднихотделахгипоталамусапредставленыглавнымобразомструктуры, осуществляющиевосновномспомощьюпериферическихсимпато-адреналовыхаппаратоввегетативно-эндокринноеобеспечениеактивнойфизическойипсихическойдеятельности, приспособлениеорганизмакизменениямвнешнейивнутреннейсреды (т. н. эрготропноесостояниеорганизма). Передниеотделыгипоталамусарегулируютпреимущественновосстановительные, ассимиляторныепроцессы (т. н. трофотропноесостояниеорганизма) иподдержаниеотносительногопостоянствавнутреннейсредыорганизма (гомеостаз). Приповрежденияхгипоталамусавозникаютэндокринные, обменно-трофическиеиливегетативныенарушения, втомчислесдвигитерморегуляции, снаибодрствования, эмоциональнойсферы.

2.Гипофизилинижниймозговойпридаток, эндокриннаяжелеза, расположеннаявкостномкарманеуоснованиямозга.

Гипофизсостоитизтрехдолей: передней, промежуточнойизадней. ПервыедведолисостоятизжелезистойтканииобразуютсяуэмбрионаизкарманаРотке–переднеговыпячиваниякишечнойтрубки. Заднююдолюобразуетвыростнервнойткани, идущийотднапромежуточногомозга. Всеэтидолифактическиявляютсяотдельнымижелезами, икаждаясекретируетсвоисобственныегормоны.

Передняядолягипофизавырабатываетбелковыегормоны, шестьизкоторыхвыделенывхимическичистомвиде. Ихстроениевнастоящеевремяполностьюрасшифровано. Точноечислосекретируемыхпереднейдолейгормоновнеустановлено, нижерассматриваютсялишьхорошоизвестные.

Гормонроста. Наросторганизмавлияютмногиегормоны, нонаиболееважнуюрольвэтомсложномпроцессеиграет, видимо, именногипофизарныйгормонроста (соматотропин). Припатологическихпроцессах, ведущихкснижениюфункциигипофиза, вотдельныхслучаяхвозникаетгипофизарнаякарликовость; такиекарликиимеютнебольшиеразмерытела, новостальномостаютсянормальнымилюдьми. Другиенарушенияфункциигипофизамогутсопровождатьсяизбыточнымвыделениемгормонароста, порождающимгигантизм. Еслибольшиеколичествагормонароставырабатываютсядозавершениясозреванияорганизма, ростувеличиваетсяпропорционально; еслижеэтопроисходитужепоследостижениязрелости, возникаетсостояние, называемоеакромегалией, прикоторомнаблюдаетсянепропорциональныйростотдельныхчастейтела, посколькуувзрослыхнекоторыекоститеряютспособностькдальнейшемуудлинению. Приакромегалиибольнойприобретаетхарактерныйвнешнийоблик: начинаютвыдаватьсяброви, носинижняячелюсть, увеличиваютсякистирук, стопыигрудь, спинастановитсянеподвижной, носигубыутолщаются.

Лактогенныйгормонгипофиза (пролактин) стимулируетлактацию–образованиемолокавмолочныхжелезах.

Тиреотропныйгормонгипофиза (тиреотропин) стимулируетростщитовиднойжелезыиеесекреторнуюактивность.

Адренокортикотропныйгормонгипофиза (АКТГ, кортикотропин) стимулируеткорунадпочечниковподобнотому, кактиреотропныйгормонстимулируетщитовиднуюжелезу. Одноизразличий, однако, заключаетсявтом, чтофункциякорынадпочечниковвотсутствиеАКТГпрекращаетсянеполностью. Когдастимуляциясостороныгипофизаотсутствует, коранадпочечниковсохраняетспособностьсекретироватьнеобходимыйдляжизнигормональдостерон, которыйрегулируетсодержаниенатрияикалияворганизме. ОднакобезАКТГнадпочечникивырабатываютнедостаточноеколичестводругогожизненноважногогормона, кортизола, итеряютспособностьусиливатьпринеобходимостиегосекрецию.

Гонадотропныегормоны(гонадотропины). Передняядолягипофизасекретируетдвагонадотропныхгормона. Одинизних, фолликулостимулирующийгормон, стимулируетразвитиеяйцеклетоквяичникахисперматозоидоввсеменниках. Второйназываетсялютеинизирующимгормоном; вженскоморганизмеонстимулируетвыработкувяичникахженскихполовыхгормоновивыходзрелойяйцеклеткиизяичника, авмужском–секрециюгормонатестостеронаинтерстициальнымиклеткамисеменников.

Регуляцияметаболизма. Гормоны, секретируемыепереднейдолейгипофиза, необходимыдлянадлежащегоиспользованияворганизмеуглеводов, поступающихспищей; крометого, онивыполняютидругиеважныефункциивобменевеществ. Особаярольврегуляцииметаболизмапринадлежит, по-видимому, гормонуростаиадренокортикотропномугормону, которыефункциональнотесносвязанысгормономподжелудочнойжелезы, инсулином. Хорошоизвестно, чтовотсутствиеинсулинаразвиваетсяхроническоезаболевание–сахарныйдиабет.

Задняядолягипофизасодержитдвагормона, причемобавырабатываютсявгипоталамусе, аоттудапоступаютвгипофиз. Одинизних, окситоцин, –наиболееактивныйизприсутствующихворганизмефакторов, вызывающийтакиежесильныесокращенияматки, какприродах. Окситоцинвызываеттакжесокращениямышечныхстенокжелчногопузыря, кишечника, мочеточниковимочевогопузыря. Второйгормон, вазопрессиноноказываетворганизмелишьодноизвестноедействие–регулируетколичествоводы, выделяющеесячерезпочки.

3. Эпифиз (шишковидная, илипинеальная, железа), небольшоеобразование, расположенноеупозвоночныхподкожейголовыиливглубинемозга; находитсянасреднейлиниитела, какисердце, функционируетлибовкачествевоспринимающегосветорганалибокакжелезавнутреннейсекреции, активностькоторойзависитотосвещенности.

Функцияэпифизадоконцаневыяснена. Эпифизвыделяетвеществагормональнойприроды, мелатонининорадреналин. Мелатонин - гормон, которыйконтролируеточерёдностьфазсна, анорадреналинвлияетнасистемукровообращенияинервнуюсистему.

Учеловекасдеятельностьюэпифизасвязываюттакиеявления, какнарушениесуточногоритмаорганизмавсвязисперелетомчерезнесколькочасовыхпоясов, расстройстваснаи, вероятно, “зимниедепрессии”.

4.Щитовиднаяжелеза (glandulathyreoidea), специализированныйэндокринныйорган, вырабатываетинакапливаетйодсодержащиегормоны, участвующиеврегуляцииобменавеществиэнергииворганизме.

Отнормальнойфункциищитовиднойжелезызависяттакиеосновныебиологическиепроцессы, какрост, развитиеидифференцировкатканей. Щитовиднаяжелезасекретирует 3 гормона-тироксинитрииодтиронинитирокальцитонин.

Тироксин: Усиливаетпроцессыокисленияжиров, углеводовибелковвклетках, ускоряя, такимобразом, обменвеществворганизме. Повышаетвозбудимостьцентральнойнервнойсистемы.

Трийодтиронин: Действиевомногоманалогичнотироксину.

Тирокальцитонин: Регулируетобменкальцияворганизме, снижаяегосодержаниевкрови, иувеличиваяегосодержаниевкостнойткани (оказываетдействие, обратноепаратгормонупаращитовидныхжелез). Снижениеуровнякальциявкровиуменьшаетвозбудимостьцентральнойнервнойсистемы.

5. Паращитовидныежелезы, четыренебольшиежелезы, расположенныенашееподлещитовиднойжелезы.

Выделяемыйимивкровотокгормон–паратиреоидный, илипаратгормон–представляетсобойбелок,состоящийиз 84 аминокислотныхостатков, соединенныхводнуцепь. Активностьпаращитовидныхжелеззависитотуровнякальциявкрови: приегоснижениисекрецияпаратиреоидногогормонавозрастает.

Основнаяфункцияэтихжелеззаключаетсявподдержаниипрактическипостоянного, нормальногоуровнякальциявкрови, несмотрянаколебанияпоступленияегоспищей.

Действиепаратиреоидногогормонанаправленонаповышениеконцентрациикальцияиснижениеконцентрациифосфоравкрови (междуэтимипоказателямисуществуютреципрокныеотношения.) Указанноедействиеобеспечиваетсявлияниемпаратиреоидногогормонанавыведениепочкамикальция (тормозит) ифосфора (ускоряет), атакжестимуляциейимвыходакальцияифосфораизкостейвкровь. Основноеколичество (99%) всегокальцияорганизмасодержитсявкостяхизубах.

6. Тимус (вилочковая, илизобная, железа), эндокриннаяжелеза, играющаяважнейшуюрольвформированиииммунитета. ОнастимулируетразвитиеТ (“тимусных”) –клетоккаквсобственнойткани, такивлимфоиднойтканидругихчастейтела. Т-клетки“атакуют”попавшиеворганизмчужеродныевещества, осуществляютконтрольнадвыработкойантителпротивболезнетворныхагентов, влияютнадругиезащитныереакцииорганизма.

Учеловекатимуссостоитиздвухдолей, расположенныхвверхнейчастигруднойклеткисразузагрудиной.

Тимусвыделяетвсегоодингормон–тимозин. Этотгормонвлияетнаобменуглеводов, атакжекальция. Врегуляцииобменакальциядействиеблизкокпаратгормонупаращитовидныхжелез.
Регулируетростскелета, участвуетвуправлениииммуннымиреакциями (увеличиваетколичестволимфоцитоввкрови, усиливаетреакциииммунитета) втечениепервых 10-15 летжизни.

7. Поджелудочнаяжелеза,пищеварительнаяиэндокриннаяжелеза. Кэндокриннойсистемеотноситсятольковнутренняячастьподжелудочнойжелезы .

Учеловекаподжелудочнаяжелезарасположенавдользаднейстенкибрюшнойполостиисостоитизнесколькихотделов: головки, шейки, телаихвоста. Поджелудочнаяжелезасостоитиздвухтиповткани, выполняющихсовершенноразныефункции. Собственнотканьподжелудочнойжелезысоставляютмелкиедольки–ацинусы, каждыйизкоторыхснабженсвоимвыводнымпротоком. Этимелкиепротокисливаютсявболеекрупные, всвоюочередьвпадающиеввирсунгиевпроток–главныйвыводнойпротокподжелудочнойжелезы.Долькипочтицеликомсостоятизклеток, секретирующихсокподжелудочнойжелезы (панкреатическийсок, отлат. pancreas – поджелудочнаяжелеза). Панкреатическийсоксодержитпищеварительныеферменты. Издолекпомелкимвыводнымпротокамонпоступаетвглавныйпроток, которыйвпадаетвдвенадцатиперстнуюкишку. Главныйпротокподжелудочнойжелезырасположенвблизиобщегожелчногопротокаисоединяетсяснимпередвпадениемвдвенадцатиперстнуюкишку. Междудолькамивкрапленымногочисленныегруппыклеток, неимеющиевыводныхпротоков, –т.н. островкиЛангерганса. Островковыеклеткивыделяютгормоныинсулиниглюкагон.

Поджелудочнаяжелезаимеетодновременноэндокриннуюиэкзокриннуюфункции, т.е. осуществляетвнутреннююивнешнююсекрецию. Экзокриннаяфункцияжелезы–участиевпищеварении.

Эндокринныефункции. ОстровкиЛангергансафункционируюткакжелезывнутреннейсекреции (эндокринныежелезы), выделяянепосредственновкровотокглюкагониинсулин–гормоны, регулирующиеметаболизмуглеводов. Этигормоныобладаютпротивоположнымдействием: глюкагонповышает, аинсулинпонижаетуровеньсахаравкрови.

Недостаточнаясекрецияинсулинаприводиткснижениюспособностиклетокусваиватьуглеводы, т.е. ксахарномудиабету.

8. Надпочечники,маленькиеуплощенныепарныежелезыжелтоватогоцвета, расположенныенадверхнимиполюсамиобеихпочек. Правыйилевыйнадпочечникиразличаютсяпоформе: правыйтреугольный, алевыйвформеполумесяца. Этоэндокринныежелезы, т.е. выделяемыеимивещества (гормоны) поступаютнепосредственновкровотокиучаствуютврегуляциижизнедеятельностиорганизма. Среднийвесоднойжелезыот 3,5 до5 г. Каждаяжелезасостоитиздвуханатомическиифункциональноразличныхчастей: внешнегокорковогоивнутреннегомозговогослоев.

Корковыйслойпроисходитизмезодермы (среднегозародышевоголистка) эмбриона. Изтогожелисткаразвиваютсяиполовыежелезы–гонады. Какигонады, клеткикорынадпочечниковсекретируют (выделяют) половыестероиды–гормоны, похимическомустроениюибиологическомудействиюаналогичныегормонамполовыхжелез. Кромеполовых, клеткикорыпроизводятещедвеоченьважныегруппыгормонов: минералокортикоиды (альдостеронидезоксикортикостерон) иглюкокортикоиды (кортизол, кортикостеронидр.).

Мозговойслойпроисходитизсимпатическихганглиевнервнойсистемыэмбриона. Основныегормонымозговогослоя–адреналининорадреналин.

Рольадреналинаинорадреналинасводитсякусилениюэффектовсимпатическойнервнойсистемы; ониповышаютчастотусердечныхсокращенийидыхания, кровяноедавление, атакжевлияютнасложныефункциисамойнервнойсистемы.

9. Половыежелезы

В“Диалогах”греческогофилософаПлатонаупоминаетсямифосовершенномчеловеке–андрогине, сочетавшемвсебемужскиеиженскиеполовыепризнакиивмогуществеравномбогам. Опасавшийсязасвоювласть, Зевслишиландрогинасверхъестественнойсилы, расколовеготелонадвоеиположивначалодвумполам. Принадлежностьккаждомуизнихпрограммируетполовыежелезы–яичникиуженщинияичкиумужчин. Нополностьюразделить“половинки”олимпийскомубогутакинеудалось: вмужскоморганизмевсегдавырабатываетсянебольшоеколичествоженскихгормонов, авженском–мужских. Еслиихсоотношениенарушается, мужчинаначинаетприниматьженоподобныеформы–врачиназываютэтофеминизацией. Инаоборот, подобноМагдаленеВентура, дамаможетобзавестисьусамиибородой, густойрастительностьюнателе; такоеотклонениеименуютвирилизом.

Расположенныевмаломтазупообеимсторонамотматкияичникивырабатываютженскиеполовыегормоны–эстрогеныипрогестерон. Каждыйорганивсетканиорганизмаженщиныбезоговорочноподчиняютсякомандамэтогогормональноготендема. Подзащитойсодружественнодействующихгормонов, которыенетолько“ваяют”округлыеформыженскойфигурыидирижируютменструальнымциклом, ноистоятнастраже, оберегаяотнедуговсердце, костиинервнуюсистему, дочериЕвымогутчувствоватьсебявотносительнойбезопасности. Посколькуимпредстоитответственнаязадача–продолжениерода, природасделалаженскийорганизмболеевыносливым, чеммужской, иблагодаритьзаэтонужновпервуюочередьволшебныеженскиегормоны. Кромеэтого, эстрогенывызываютприливсил, поднимаютнастроение, придаютрадостныйблескглазам, разглаживаюткожуделаютмилыхдамнеотразимыми. Апрогестеронготовитихкпредстоящемуматеринству.

Мальчикамприходитсясложнее: ихполовыежелезыначинаютборьбузамужскую“независимость”отженскихгормоновзадолгодорождения–ещёвматеринскойутробе. Вэтомимпомогаютвырабатываемыеяичкамиполовыегормоны–такназываемыеандрогены, средикоторыхважноезначениеимееттестостерон. Скульптурнаялепкамышцнаширокихплечахгреческихатлетов, запечатлённыхвмрамореибронзе; окладистыебородырусскихстарообрядцев; живописныеусызапорожцев, сочиняющихписьмотурецкомусултану; завораживающийнеповторяемыйбасШаляпина–всёэторезультатынеустаннойработывездесущихандрогенов. Онипридаютмужскомухарактерутвёрдостьиупорство, делаютмужчиннеутомимымиибесстрашными, отдаляютнаступлениестарости.

16.Корабольшихполушарийголовногомозга или кораголовногомозга(лат. cortex cerebri) — структура головногомозга, слой сероговещества толщиной 1,3—4,5 мм[1], расположенныйпопериферии полушарийбольшогомозга, ипокрывающийих. Наибольшаятолщинаотмечаетсявверхнихучасткахпредцентральной, постцентральнойизвилинипарацентральнойдольки[2].

Кораголовногомозгаиграеточеньважнуюрольвосуществлениивысшейнервной (психической) деятельности[2].

Учеловекакорасоставляетвсреднем 44% отобъёмавсегополушариявцелом[2]. Площадьповерхностикорыодногополушарияувзрослогочеловекавсреднемравна 220 000 мм²[2]. Наповерхностныечастиприходится 1/3, назалегающиевглубинемеждуизвилинами— 2/3 всейплощадикоры[1].

Величинаиформабороздподверженызначительныминдивидуальнымколебаниям—нетолькомозгразличныхлюдей, нодажеполушарияоднойитойжеособипорисункубороздневполнепохожи[1].

Всюкоруполушарийприняторазделятьна 4 типа: древняя (палеокортекс), старая (архикортекс), новая (неокортекс) имежуточнаякора. Поверхностьнеокортексаучеловеказанимает 95,6%, старой 2,2%, древней 0,6%, межуточной 1,6%

Корабольшогомозгапокрываетповерхностьполушарийиобразуетбольшоеколичестворазличныхпоглубинеипротяжённостиборозд (лат. sulci cerebri). Междубороздамирасположеныразличнойвеличиныизвилиныбольшогомозга (лат. gyri cerebri) [3].

Вкаждомполушарииразличаютследующиеповерхности:

1. выпуклую верхнелатеральнуюповерхность (лат. facies superolateralis), примыкающуюквнутреннейповерхностикостейсвода черепа

2. нижнююповерхность (лат. facies inferior), передниеисредниеотделыкоторойрасполагаютсянавнутреннейповерхностиоснованиячерепа, вобластипереднейисреднейчерепныхямок, азадние —на намётемозжечка

3. медиальнуюповерхность (лат. facies medialis), направленнуюкпродольнойщелимозга [3].

Этитриповерхностикаждогополушария, переходяоднавдругую, образуюттрикрая. Верхнийкрай (лат. margo superior) разделяетверхнелатеральнуюимедиальнуюповерхности. Нижнелатеральныйкрай (лат. margo inferolateralis) отделяетверхнелатеральнуюповерхностьотнижней. Нижнемедиальныйкрай (лат. margo inferomedialis) располагаетсямеждунижнейимедиальнойповерхностями [3].

Вкаждомполушарииразличаютнаиболеевыступающиеместа: спереди —лобныйполюс (лат. polus frontalis), сзади —затылочный (лат. polus occipitalis), исбоку —височный (лат. polus temporalis) [3].

Полушариеразделенонапятьдолей. Четыреизнихпримыкаютксоответствующимкостямсводачерепа:

1. лобнаядоля (лат. lobus frontalis)

2. теменнаядоля (лат. lobus parietalis)

3. затылочнаядоля (лат. lobus occipitalis)

4. височнаядоля (лат. lobus temporalis)

Пятая —островковаядоля (лат. lobus insularis) (островок) (лат. insula) — заложенавглубинелатеральнойямкибольшогомозга (лат. fossa lateralis cerebri), отделяющейлобнуюдолюотвисочной

Цитоархитектоника(цито- + архитектоника) - разделархитектоникикорыбольшогомозга, посвященныйвеличине, формеирасположениюееклеток.

17.Высшаянервнаядеятельность — этопроцессы, происходящиеввысшихотделахцентральнойнервнойсистемыживотныхичеловека. Кэтимпроцессамотносятсовокупностьусловныхибезусловныхрефлексов, атакже«высших»психическихфункций, которыеобеспечиваютадекватноеповедениеживотныхичеловекавизменяющихсяокружающихприродныхисоциальныхусловиях. Высшуюнервнуюдеятельностьцентральнойнервнойсистемыследуетотличатьотработыцентральнойнервнойсистемыпосинхронизацииработыразличныхчастейорганизмамеждусобой. Высшуюнервнуюдеятельностьсвязываютснейрофизиологическимипроцессами, проходящимивкоребольшихполушарийголовногомозгаиближайшейкнейподкорке.

Термин«высшаянервнаядеятельность»впервыевведёнвнауку И. П. Павловым, считавшимегоэквивалентнымпонятиюпсихическаядеятельность. Всеформыпсихическойактивности, включаямышлениеисознаниечеловека, Павловсчиталэлементамивысшейнервнойдеятельности. Непрерывноесовершенствованиевысшейнервнойдеятельностипроисходитвпроцессеобучения (усвоениячужогоопыта), врезультатекоторогочеловекприобретаетспособностьвыбиратьнаилучшийизвозможныхвариантов, предвидетьрезультатысвоейдеятельности, изменятьокружающиеегоусловия, создаватьновые, неимеющиеаналоговматериалы.

18. Индивидуально типологические основы ребенка .Биологическаясущностьчеловекахарактеризуетсятремяглавнымисоставляющими: строениемтела, уровнемфизиологическихпроцессовипсихологическимиособенностямиличности. Человеческаяиндивидуальностьможетрассматриватьсяна 3-хуровнях: организменный (конституция, психофизиологическиесистемы), поведенческий (например, темперамент) иличностныйвконтекстесоциальныхотношений (А.Н. Леонтьев, 1977). Вместестем, индивидуальность - этоцелостноепонятиеивсетриуровняимеютточкивзаимодействия. Каковыэтивзаимосвязи - вопросоткрытый. Психическоеифизическоеразвитиечеловекатесносвязаносфункциональнымсостояниеморганизма - составнойчастьюздоровья. Совокупностьморфологическихифункциональныхпоказателейрассматриваетсяспозицийодногоизосновныхпринциповбиологии - единстваструктурыифункции (А.Р. Лурия, 1979; А.Н.Леонтьев,1977; S.B.Heimsfield et. al., 1982; Н.С. Смирнова , 1988; Е.Н. Хрисанфова , 1990; А.И. Клиорин , 1996; С.Г. Кривощеков,1998; Р.И. Айзман, 2000).Отношениекфизическомуипсихическомуразвитию, каккритерияминдивидуальногоздоровьячеловека, повышаетихнаучноеипрактическоезначениеивыдвигаетзадачуанализаздоровьякакцелостногосостояния. Одниитежепоказателивзависимостиотстепенипроявлениямогутбытьпозитивными, благоприятнымивобщейоценкездоровьяилижеявлятьсяфакторамириска. Уровеньигармоничностьфизическогоипсихическогоразвитиявлюбомвозрастномпериодераскрываютдиалектикувзаимоотношенийорганизмаисреды, характеризуютметаболическиепроцессыворганизме, сбалансированностьэндокриннойицентральнойнервнойсистем, адекватностьфизическоговоспитанияиинтеллектуальнойсферы.

Особыйинтереспроблемавзаимодействияструктурыифункцииприобретаетврастущеморганизмеребенка. Ростиразвитиеорганизма-фундаментальныепонятиявбиологии. Подтермином«рост»понимаютувеличениедлины, объемаимассытела, связанноесувеличениемчислаклетоки

ихколичества. Под«развитием»понимаюткачественныеизменениявдетскоморганизме, заключающихсявусложненииегоорганизации, т.евусложнениистроенияифункцийвсехтканейиорганов, усложнениеихвзаимоотношенийипроцессоврегуляции (ЕБ.Соколов, 1981). Постепенныеколичественныеизменения, происходящиевпроцессеростаорганизма, приводяткпоявлениюуребенкановыхкачественныхособенностей, втомчислеивповедении (И.А. Аршавский, 1982; Е.Р. Слободская, 2004.) Вместестемвзаимоотношениетелаипсихики - наименееразработаннаяпроблемавразвитиичеловека. Несмотрянаобилиеданных, вфизиологииразвитиядонастоящеговремениневыработаноединойтеории, хотяисформулированцелыйрядпринципов, которыепозволяютприблизитьсякеесозданию (В.Д. Сонькин, 2004).

Особоговниманиязаслуживаетэтапроблемавсвязиспроцессомадаптацииребенкакшколе. Темпыростаиразвитияорганизмаребенкаипроцессыадаптациикшкольнойсредетесновзаимодействуют, всвязисчемфизическоеразвитиеиадаптационныевозможностиорганизмарассматриваютсякакосновныекритерииздоровья (В.В. Зайцева, В.Д. Сонькин 2006; С.Г. Кривощеков, Н.Н. Гребнева, 2000; Д. Брюн, Ф. Бернар,2006; М.М. Безрукихидр. 2002). Приэтом,каждыйребенок, независимоотвозрастаимеетсвоисугубоиндивидуальныехарактеристикиисвоифункциональныерезервы, которыеформируютиндивидуальныеособенностиадаптивногоповеденияиадаптивныепреобразованиявисцеральныхсистем (НАКорнетов, 1990; В.И. Медведев, 1998; СИ. Сороко, 2006).Раскрытиеэтихособенностейпредставляетактуальнуюзадачусовременнойфизиологии.

Индивидуальныеособенностиразвитияребенка, вчастностиконституцияифизиологическиеособенностирегуляциифункциональныхсистем, которыемогутсущественновлиятьнаповедениеиэмоциональноесостояниевзначительнойстепениопосредуютсявозрастнымиэтапамиразвитияребенка (П.Г. Светлов, 1966; М.Н. Bornstein,1989). Хотявсовременныхисследованияхэтапроблемаширокообсуждается, онапо-прежнемуещедалекаотсвоегозавершения. Вчастности, слаборазработанвопросвзаимосвязиивзаимозависимостииндивидуальных

типологическихособенностейтелеснойконституции, нервно-гормональныхмеханизмоврегуляциифункций иособенностейповедения. Всеэтоипредопределилоцелиизадачинастоящегоисследования.

Цельисследования- изучитьиндивидуально-типологическиеособенностиидинамикуморфо-функциональныхизмененийорганизмамладшихшкольниковвонтогенезеивзаимосвязьморфо-функциональныххарактеристикиповеденияребенка.

Задачиисследования:

1. Определитьособенностивегетативнойрегуляциифункцийорганизмадетейввозрастномпериоде 6 до 12 летсучетомгетерохронностивесо-ростовыхприростов.

2. Изучитьособенностифункциональногосостоянияиповедениядетей 6-12 летсучетомсоматотипа.

3. Провестикомплексныйиндивидуально-типологическийанализнаосноведанныхфизическогоразвития, функциональногосостояниясердечнососудистойсистемы, вегетативнойрегуляциииповедения.

Научнаяновизна.Впервыенаоднороднойвыборкемладшихшкольников, сиспользованиемметодовописательнойстатистики, факторногоикластерногоанализов, показановлияниевозрастнойгетерохронностиморфологическогоифункциональногоразвитиядетейнасостояниевегетативнойрегуляциифункцийорганизма.

Показано, чтопринадлежностьребенкаксоматотипу (мезоморфный, эндоморфный, эктоморфный) сочетаетсясособенностямифизиологическойрегуляции, нонеопределяетстильповеденияребенка.

Установлено, чтоиндивидуальныеособенностиморфофункциональногоразвитияоказываютмодулирующеевлияниенаповедениеребенкаиприводяткформированиютипологическихгрупп, различающихсяпостилямповеденияиуровнютревожности.

Практическаязначимостьрезультатовработы.Полученныеданныемогутбытьиспользованыкакприоценкеразвитиядетеймладшего

школьноговозрастаспециалистамиоздоровительногопрофиля, такиприразработкерациональныхрежимовучебнойдеятельностивсочетаниисоптимальнымуровнемфизическойактивностидетейработникамиобразовательныхучреждений. Результатыисследованиявнедренывпрактикуработышкольногопсихологаипедагоговлицеяинформационныхтехнологийг.Новосибирска, атакжеиспользуютсядляпреподаваниявкурсахфизиология, психологияздоровья, валеологиявНовосибирскомгуманитарноминституте.

Основныеположения, выносимыеназащиту:

4. Гетерохронностьморфо-функциональногоразвитиямладшихшкольниковвпроцессеонтогенезаможетпроявлятьсянетольковолнообразнойдинамикойвозрастныхускоренийразвития, ноидисгармоничнымисоотношениямифункциональныхиморфометрическиххарактеристикуодногоребенкавразныевозрастныепериодыи, какследствие, разнойстепеньюнапряжениямеханизмоввегетативнойрегуляции.

5. Индивидуальнаяпринадлежностьмладшихшкольниковкразнымконституциональнымсоматотипамсочетаетсясфункциональнымиособенностямигемодинамикиивегетативной (симпатической-парасимпатической) регуляции, нонеопределяетстильповедения.

6. Наосновеиндивидуальныхморфометрических, функциональныхиповеденческиххарактеристикввыборкедетейодноговозраста, формируютсягруппы, различающиесястилямиповедения, уровнямиактивностисистемыгемодинамики, механизмоввегетативнойрегуляциииуровнямитревожности.

19. И.П. Павлов ввелпредставлениеодвух сигнальныхсистемахдействительности.

Перваясигнальнаясистемасвязанасфизическимисвойствамиусловныхраздражений. Она, какполагалИ.П. Павлов, присущаживотнымичеловеку.

Втораясигнальнаясистемасвязанасословеснымивоздействияминачеловека. И.П. Павловрассматривалсловокак«сигналсигналов».

Классификациятиповвысшейнервнойдеятельностиучеловека. ПопреобладаниюпервойиливторойсигнальнойсистемыИ.П. Павловподразделяллюдейнамыслительные, художественныеисмешанныетипы. Умыслительныхтиповпреобладаетвтораясигнальнаясистема, аухудожественных - первая.

20.ТипВНДпоПавлову ВидтемпераментапоГиппократу Особенностивозбужденияиторможения, условныхрефлексов Особенностиповедения

Сильныйнеуравновешенный ХолерикВозбуждениепреобладаетнадторможением, переходотвозбуждениякторможениюзатруднителен. Условныерефлексыобразуютсябыстро, нонепрочно. Быстротадействийирешений, быстраясменанастроений, эмоциональный, вспыльчивый, неуживчив, несдержан, инициативен, энергичен, принципиален, недоводитначатоедоконца.

СильныйуравновешенныйподвижныйСангвиник Возбуждениепреобладаетнадторможением, переходосуществляетсялегко. Условныерефлексыобразуютсябыстроипрочно. Эмоционален, работоспособен, эффективноемышление, вниманиенеустойчиво, быстросходитсяслюдьми, общителен, легкопереживаетнеудачи, торопитсявпринятиирешений.

СильныйуравновешенныймедленныйФлегматик Хотявозбуждениепреобладаетнадторможением, переходотторможенияквозбуждениюзатруднен. Условныерефлексыобразуютсямедленно, нопрочно. Спокоен, невозмутим, устойчиввстремленияхинастроениях, нетерпелив, основателен, редковыходитизсебя. Ноонинертен, безучастен, ленивибезволен.

Слабый Меланхолик Торможениепреобладаетнадвозбуждениемипереходотторможенияквозбуждениюзатруднен. Условныерефлексыобразуютсямедленноинепрочно. Быстроутомляем, неуверенвсебе, тревожен, осторожный, тонкочувствующий, осмотрительный, замкнутый, необщительный, сзамедленнойреакцией, склоненксильнымпереживаниям, застенчив.Внормальныхусловияхжизни-глубокийсодержательныйчеловек.

Наши рекомендации