Наследственностьисреда, ихвлияниенаразвитиеорганизма

Наследственность–способностьживыхорганизмовнакапливать, хранитьипередаватьпотомствунаследственнуюинформацию. ПередачаихранениенаследственныхпризнаковобеспечиваетсяДНКиРНК. ВедущеезначениевпередаченаследственнойинформациипринадлежитДНК. БольшаядлинамолекулыДНКдаетвозможность«записать»определеннуюинформацию.

УчастокмолекулыДНК, хранящийинформациюопределенногопризнака, называетсягеном. КаждаямолекулаДНКвключаетвсебясотнигеновипредставляетпрограммуразвитиямногихпризнаковисвойстворганизма. Объединяясьсособымибелками, молекулаДНКобразуетвядрехромосомы. Числохромосомпостояннодлякаждоговидаживотныхирастений. Учеловекавядрахсоматическихклетоксодержится 46 хромосом, авядрахполовых– 23. Прислияниияйцеклеткисосперматозоидомхромосомвновьстановится 46. Зародившийсяорганизмполучаетполовинупризнаковотматерииполовинуототца.

Комбинацииэтихпризнаковмогутбытьсамыеразные. Даннаякомбинацияунаследованныхпризнаковиопределяет«генныйпортрет»человека–егогенотип. Совокупностьсвойстворганизма, приобретенныхвпроцессежизни, определяетфенотипическийпортретчеловека–егофенотип. Такимобразом, каждомуребенкуприсущаиндивидуальнаягенетическиобоснованнаяпрограммаразвития.

Однакоразвитиеребенкаиреализациягенетическойпрограммыпроисходитвконкретныхусловияхвнешнейсреды. Факторывнешнейсредывзависимостиотиххарактера, силыипродолжительностидействиямогутспособствоватьвыходузаграницыиндивидуальнойпрограммыразвития. Большоезначениеиграетвозрастнойпериод, таккаккаждыйпериодотличаетсяразличнойчувствительностьюкфакторамвнешнейсреды.

Всефакторывнешнейсредыусловноможноразделитьна 3 группы: неорганические (температура, свет, парциальноедавлениегазоввовдыхаемомвоздухе, уровеньрадиацииит. д.), органические (воздействие, оказываемоенаорганизмребенкадругимиживымисуществами) исоциальные (воздействия, оказываемыенаребенкачленамисемьи, которые, всвоюочередь, определяютсяукладом, традициями, социальнымиориентирами, материальнымдостаткомсемьиит. д.).Ксоциальнымфакторамотносяттакжемикроклимат, которыйсоздаетсявокругребенкавдетскихучреждениях, учебныхзаведениях, азатемврабочихколлективах.

Прианализевлиянияфакторовпервойгруппынаростиразвитие, вчастности, влияниявысокойилинизкойтемпературыокружающейсреды, следуетобратитьсякправиламБергмана (1847) иАллена (1877).

ПравилоБергманаутверждает, чтовпределаходноготеплокровноговидаразмертелаподвидаобычноувеличиваетсясуменьшениемтемпературыокружающейсреды. ПравилоАлленагласит: утеплокровныхживотных, относящихсякодномувиду, имеетсятенденциякувеличениюотносительногоразмерасильновыступающихчастейтеласувеличениемтемпературыокружающейсреды. Т.е. улиц, проживающихвусловияхвысокойсреднегодовойтемпературы, отмечаетсяпреобладаниедлиныконечностейнаддлинойтуловища. Втожевремяулиц, проживающихвусловияхнизкойтемпературы, отмечаетсябольшойвеспримощномторсеиотносительнокороткихконечностях.

Факторыорганическойприродымогутвыступатьпоотношениюкрастущемуорганизмукаксимбионты–бактериитолстогокишечника. Одниизнихрасщепляютрастительнуюклетчатку, таккаквпищеварительныхсокахчеловеканетферментовдляеепереваривания. Втожевремямногочисленныемикроорганизмыспособнывызыватьразличныезаболеванияилипаразитироватьворганизмеребенка.

Большоезначениеиграетсоциальныйфактор. Ребенокможетиметьгенетическидетерминированныемузыкальныеспособности. Ноотсутствиенеобходимыхусловийнепозволяетразвитьсяэтимспособностям. Илиженесовпадениесоциальныхориентировродителейссоциальнымиориентирамиребенкаможетявитьсяпричинойпрекращенияпосещенияспортивнойсекции.

Низкаяматериальнаяобеспеченностьсемьиявляетсяпричинойнеполноценногопитания, плохихжилищныхусловийикакследствие–отставаниевфизическомразвитииребенка. Огромноезначениеиграетмикроклиматвсемье. Воспитаниеребенкавсостоянииэмоциональногодискомфорта (конфликтывсемье, отсутствиеродительскойласкиизаботы) затормаживаетегоразвитие. Такоеявлениеполучилоназваниепсихосоциальнаянизкорослость, илидефицитматеринскойласки. Наиболееяркоэтопроявляетсяудетей-сирот.

Крометого, большинствоотечественныхфизиологовсклоннысчитать, чтофизическиеупражнениястимулируютростскелетакаквдлину, такивширину. Нарядусэтим, влитературенакопленогромныйматериалонегативномвлиянииинтенсивныхфизическихнагрузокнарастущийскелет. Исследованияпоказывают, чтоприболеераннейинтенсивнойтренировочнойдеятельностиудетейчащевыявляютсяхроническиезаболеваниясуставов, которыетрудноподдаютсялечению.

Такимобразом, толькорациональнаяпрограммафизическоговоспитаниявсочетаниисдругимиблагоприятнымифакторами (полноценноепитание, хорошиесоциальныеусловияит. д.) являютсяестественнымистимуляторамироста

Наши рекомендации