Развитие эндокринной системы в онтогенезе

В каждом из периодов индивидуального развития имеются особенности приспособления организма к среде. В онтогенезе происходит смена уровней регуляции функций клеток, органов и систем от неспецифической химической (гуморальной) до более совершенной, строго адресованной, срочной и координированной — нервной.

Уже в эмбриогенезе связь между клетками осуществляется не только с помощью продуктов обмена веществ — метаболитов, но и через специфические биологически активные вещества, выделяемые нервными клетками, - медиаторы: ацетилхолин, норадреналин, серотонин и т. д., которые являются регуляторами биологических процессов. В дальнейшем действие медиаторов становится более специфичным, что достигается за счет формирова­ния в клетках рецептивных структур, высокочувствительных к медиатору, а также благодаря ограничению места образования и выделения медиаторов. Затем реакция клеток на местные химические раздражители уменьшается, совершенствуется способность реагировать на нервный импульс.

С возрастом, особенно в период позднего онтогенеза (пожилой возраст), характер нервно-гуморальной регуляции функций изменяется в сторону ослабления нервных влияний и повышения чувствительности к гуморальным факторам.

Несмотря на богатый материал, накопленный современной физиологией и биохимией пока еще нет возможности создать целостную картину возрастного развития эндокринной системы организма, так как в онтогенезе на гормональную регуляцию жизненных процессов могут влиять изменения:

· уровня и качества секреции самих желез в результате их собственного старения;

· отношений между отдельными железами внутренней секреции и, следовательно, эффективности функционирования отдельных желез;

· нервной регуляции функций эндокринных желез;

· восприимчивости тканей к действию гормонов.

Наиболее общей закономерностью онтогенеза эндокринной системы является первоначальное прогрессивное развитие желез, их становление и развитие в эмбриональном периоде и раннем постнатальном онтогенезе, более или менее длительное сохранение максимальной функциональной активности в молодом (иногда в зрелом) возрасте и выраженная в различной степени их старческая регрессия.

Ряд желез (эпифиз, вилочковая железа, инсулярный аппарат поджелудочной железы, кора надпочечников) достигают максимального развития уже в очень раннем периоде онтогенеза. Щитовидная и паращитовидные железы, гипофиз наибольшей функциональной адаптивностью обладают в период поздней молодости и ранней зрелости. Позднее всех желез внутренней секреции развиваются гонады (половые железы).

Период поздней молодости и ранней зрелости характеризуется максимальным функциональным расцветом эндокринной регуляции организма. В это время наилучшим образом сбалансирована секреция анаболических (инсулин, соматотропный и половые гормоны) и катаболических гормонов (кортикостероиды, гормоны щитовидной и паращитовидных желез), соотношение которых определяет обмен веществ и проявление многих морфологических и функциональных процессов.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие органы относят к железам внутренней секреции и почему?

2. Каким образом осуществляется нейро-гуморальная регуляция функций в организме?

3. Какова роль гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы?

4. Гормоны какой железы наиболее важны при выработке иммунитета?

5. Каково физиологическое значение желез внутренней секреции?

6. Что такое половое созревание?

7. Какие гормоны относят к анаболическим, а какие — к катаболическим?

8. Какое влияние на высшую нервную деятельность оказывают гормоны?

9.Каковы закономерности развития эндокринной системы в онтогенезе?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Медико – социальные проблемы, связанные со здоровьем молодого человека – учащегося профессиональной школы разнообразны Условно их можно разделить на медицинские, психологические, социально – гигиенические, социальные, профессиональные. Учебное пособие позволяет через понимание физиологических процессов организма человека, как основы его жизнедеятельности и здоровья, эффективно решать эти проблемы.

Знание основных показателей здоровья; факторов риска здоровья; составляющих образа жизни и способов формирования здорового образа жизни, сущности основных понятий анатомии, физиологии, психофизиологии и гигиены нервной системы, анализаторов, эндокринной системы, возрастных особенностей организма человека необходимо для полноценной качественной жизни гражданина.

Необходимо формирование специалиста грамотного, хорошо информированного об организме человека, как едином целом, способного применить эти знания и в своей профессиональной деятельности, и в личной жизни.

Только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической рабо­тоспособностью может активно жить, успешно преодолевать профессиональные и бытовые трудности.

Библиографический список

1. Бехтерев, В. М. Мозг и его деятельность [Текст]/ В. М. Бехтерев. - М.-Л., 1928. – 224 с.

2. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2001 году. Предисловие [Текст] // Здравоохранение Рос. Федерации. – 2003. - № 1. – С. 3-8.

3. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2001 году. Разд. 2. Заболеваемость населения [Текст] // Здравоохранение Рос. Федерации. – 2003. - № 3. – С. 7-22.

4. Дельгадо, X. Мозг и сознание [Текст] / .Х. Дельгадо. - М., 1971. – 59с.

5. Казначеев, В.П. Проблемы геополитики и выживания России в ХХI веке [Текст] / Казначеев В.П. [Текст] // Новые технологии науки и образования на пороге третьего тысячелетия: Матер. междунар. конгр. - Новосибирск, 1999. – Ч. 1. – С. 249-257.

6. Кучма, В.Р. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников [Текст] / В.Р. Кучма, Г.Н. Сердюковская, А.К. Демин.- М.: Изд-во НЦЗД РАМН, 2000. - 151с.

7. Лисицын, Ю.П. Здоровье человека – социальная ценность [Текст] / Ю.П. Лисицын, А.В. Сахно. - М.: Мед. лит., 1991. – 247с.

8. Лисицын, Ю.П. Социальная гигиена и организация здравоохранения: Проблемные лекции [Текст] / Ю.П. Лисицын. – М.: Медицина, 1992. - 481с.

9. Максимова, Т.М. Состояние здоровья и ценностные ориентации современной молодежи [Текст] / Т.М. Максимова // Здравоохранение Рос. Федерации. – 2002. - № 2. – С. 40-43.

10. Марков В.В. Основы здоровго образа жизни и профилактика болезней: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В.В. Мерков. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 320с.

11. Михайлова, Л.А.Физиология возбудимых тканей и центральной нервной системы. Принципы организации управления физиологическими функциями [Текст]: учеб. пособие для студентов специальности 020400 Психология / Л.А. Михайлова. – Красноярск: СибГТУ, 2005. – 136с.

12. Новик, А.А. Концепция исследования качества жизни в медицине [Текст] / А.А. Новик, Т.И. Ионова, П. Кайнд. – СПб.: «Элби», 1999. – 140с.

13. Павлов, И. П. Полное собрание сочинений: В б т. [Текст] / И.П. Павлов. - М.; Л., 1949. Т. Ш, кн. I. - С. 209.

14. Подростковая медицина: Руководство для врачей [Текст] / Под ред. Л.И. Левиной. – СПб.: Спец. лит., 1999. – 731с.

15. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-у изд., стереотип [Текст] / М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. – М.: Изд. Центр «Академия», 1999. – 448с.

16. Хрипкова, А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена [Текст]: Пособие для студентов пед. Ин-тов / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – 319с.

17. Щедрина, А. Г. Онтогенез и теория здоровья. Методологические аспекты. [Текст]/ А.Г. Щедрина. - Новосибирск, 1989. - С. 65.

18. Сеченов, И. М. Рефлексы головного мозга. [Текст]/ И.М. Сеченов. - М.: Изд-во Академии медицинских наук СССР, 1952. - 47 с.

19. Pellegrino, E.P. (1993) The Metamorphosis of medical ethics: A 30-year retrospective [Текст] / E.P. Pellegrino // JAMA. – 1993. – Vol. 269. - № 9. - P.1160-1161.




Приложение.

Перечень ключевых слов



Адаптация

Аккомодация

Акселерация

Аксон

Анализатор

Астигматизм

Близорукость

Вегетативная нервная система

Внешнее торможение

Внимание

Возбуждение

Восприятие

Высшая нервная деятельность

Гетерохроннсть

Гипоталамо-гипофизарная система

Гомеостаз

Гормоны

Дальнозоркость

Дендрит

Дифференцировочное торможение

Доминанта

Железы внутренней секреции

Запаздывающее торможение

Запредельное торможение

Здоровье

Зрительный анализатор

Индивидуальное развитие

Качество жизни

Конституциональный тип

Лабильность

Межполушарная асимметрия мозга

Нейрон

Нервная система

Нервное волокно

Образ жизни

Онтогенез

Оптическая система глаза

Острота зрения

Офтальмотренаж

Ощущение

Память

Парасимпатическая иннервация

Периферическая нервная система

Половое воспитание

Половое созревание

Постнатальный период

Пренатальный период

Работоспособность

Развитие

Режим дня

Ретардация

Рефлекс

Рефлекторный акт

Рефракция

Рецептор

Рост

Саморегуляция

Сенсорная система

Симпатическая иннервация

Синапс

Слуховой анализатор

Соматическая нервная система

Стиль жизни

Тембр звука

Тип высшей нервной деятельности

Тип темперамента

Торможение

Угасательное торможение

Уклад жизни

Условный рефлекс

Утомление

Фактор

Физическое развитие

Функциональная система

Центральная нервная система

Частота звука

Эмоция

Эндокринная система

Жарова Алла Викторовна

Наши рекомендации