Склонными к девиантному поведению

В современной научной литературе различные отклонения от социальных норм поведения рассматриваются как девиантное поведение, которое проявляется в различных формах. На формирование девиаций влияют трудности переходного возраста, неопределенность социального положения подростков, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие дисциплину и самоконтроль, еще не сложились или не окрепли [14].

Среди причин отклоняющегося поведения можно назвать;

1) кризисные явления в семье – нарушение структуры и функций семьи, нарушение условий содержания детей в семье;

2) отчуждение и утрата влияния школы на ребенка;

3) влияние асоциальных микрогруппировок в социальной среде.

Наряду с причинами социального характера возникновения отклонений в поведении подростков существуют причины, которые носят субъективный характер, и которые непосредственно связаны с кризисными явлениями в подростковом возрасте.

К психофизиологическим предпосылкам трудновоспитуемости можно отнести следующие изменения в психике и взаимоотношениях подростка:

1.Ускоренное и неравномерное развитие подростка в период полового созревания:

- неравномерность развития сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, отягощающая психическое и физическое состояние подростка;

- «гармональная буря», вызванная повышенной активностью эндокринной системы в период полового созревания и проявляющегося в повышенной возбудимости, эмоциональной неустойчивости, непредсказуемости настроения полростка;

2.Изменения в характере взаимоотношений полростка со взрослыми, родителями, учителями, выражающиеся в повышенной конфликтности подростка, что объясняется следующими причинами:

- так называемым конфликтом «моралей», когда мораль подчинения заменяется моралью равенства;

- чувством взрослости, реакцией эмансипации, высвобождения от влияния взрослого;

- повышенной критичностью по отношению к взрослым при одновременном внимании к мнению сверстников;

3. Изменения в характере взаимоотношений со сверстниками, как с представителями своего, так и противоположного пола:

- активное формирование потребности общения со сверстниками обостряемо стремлением к самоутверждению, что в определенных неблагоприятных условиях может проявляться в различных формах отклоняющегося поведения;

- половое созревание, протекающее в подростковом возрасте, вызывает весьма серьезные проблемы в сфере взаимоотношения полов в этот период, что также может служить толчком к асоциальным проявлениям.

Делинквентное поведение – одна из форм девиантного поведения, достигшая степени общественной опасности, определяемой уголовным законом, т. е. преступное поведение. К основным формам делинквентного поведения относят: пьянство и алкоголизм; наркоманию; суицид; проституцию; дромаманию и бродяжничество; кражу и вымогательство; психическое и физическое насилие. Подростковая делинквентность в подавляющем большинстве имеет чисто социальные причины – прежде всего, недостатки воспитания [4].

Выделяют группы причин, способствующих возникновению делинквентного поведения [14, с. 22].

1. Биологические причины выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию. К ним относятся генетические особенности, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы; психофизиологические и физиологические расстройства.

2. Социально-экономические причины включают социальную нестабильность российского общества со всеми его последствиями.

3. Морально-этические причины, которые проявляются в низком морально-нравственном уровне современного общества, в разрушении ценностей, падении нравов.

4. Социально-педагогические причины выражаются в недостаточном (или неправильном) влиянии на ребенка семьи, школы, неформальных объединений сверстников.

5. Социально-психологические причины непосредственно связаны с психологией и возрастными кризисами развития подростков и юношей.

Факторами, вызывающими делинквентность, являются:

- фрустрация детской потребности в заботе и привязанности со стороны родителей;

- насилие в семье;

- постоянные конфликты между родителями;

- потворствование ребенку в выполнении его желаний;

- гиперопека;

- усвоение ребенком в семье или группе делинквентных ценностей;

- криминогенная обстановка в стране и др.

Девиантные и делинквентные формы поведения – это приспособление к социальным и психологическим реалиям отрочества и юности.

Школа, больше чем любой другой институт, кроме семьи, может оказывать влияние на поведение молодых людей. Ее задача – создать возможности для успешной социализации и формирования позитивных установок учащихся.

С целью предупреждения и коррекции социальных отклонений и социальной дезадаптации детей и подростков необходимо осуществлять профилактику правонарушений среди несовершеннолетних.

Под профилактикой правонарушений несовершеннолетних понимается целенаправленная социально-педагогическая деятельность семьи и образовательных заведений, государственных и общественных учреждений и организаций, направленные на предупредительное устранение риска возникновения отклоняющегося поведения несовершеннолетних посредством формирования у них правовых знаний, социально-полезных навыков и интересов.

Научные исследования и педагогический опыт показывают, что радикальные меры (лишение родительских прав, расформирование асоциальной группы, направление подростка в учреждения интернатного типа и т.д.) не всегда приносят ожидаемый результат, могут не ликвидировать проблему, а усугубить ее. Следовательно, при организации коррекционно-педагогической деятельности с девиантными подростками необходимо исходить из понимания социально-педагогической сущности отклоняющегося поведения несовершеннолетних, учёта силы влияния средовых факторов на развитие личности, значимости межличностного общения со сверстниками.

Главная форма профилактики – отвлечение ребенка от опасных форм поведения, привлечение его к социально одобряемым действиям. Существенное значение здесь имеет именно групповая организация отвлекающего поведения.

В соответствии со статьей 4 Федерального Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел. Активными субъектами профилактических мероприятий являются, прежде всего, семья и образовательные учреждения.

Рассмотрим алгоритм деятельности социального педагога по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. Этот алгоритм представляет собой совокупность действий социального педагога по взаимосвязанным направлениям профилактической работы. .

1. Диагностическая работа с учащимися и их семьями, которая предполагает изучение личности каждого ребенка, выявление учащихся, требующих особого внимания педагогического коллектива, причин их дезадаптации.

Социальный педагог собирает и выстраивает информацию на основе представлений работающих с детьми специалистов. В первую очередь он выявляет систематических нарушителей школьных норм и правил (частые пропуски уроков, вызывающее поведение, неподчинение общим требованиям, курение, сквернословие и др.). Следующую группу составляют ученики, нарушающие нравственно-правовые нормы в семье, на улице, во дворе, школе (оскорбление одноклассников, малышей, учителей, использование физической силы при выяснении отношений, воровство, принуждение к чему-то, порча мебели и других предметов школьного интерьера и др.). И наконец, он обозначает группу подростков, которые уже совершали преступления, имеют приводы в полицию и состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. После этого начинается непосредственное общение и установление контактов с подростком.

Важно сделать вывод о том, можно ли рассчитывать на взаимодействие с родственниками: насколько их волнует судьба ребенка и готовы ли они активно участвовать в изменении ситуации. Не менее важно выявление педагогического стиля, сложившегося по отношению к данному ребенку в школе, семье.

Необходимо выявлять семьи социального риска: неполные семьи; многодетные семьи; малообеспеченные семьи, семьи, где родители (один или оба) безработные. Очень часто школьники из этих семей становятся заложниками сложных жизненных ситуаций, приводящих к детской безнадзорности, асоциальному поведению.

Наиболее распространенными методами диагностики являются: анализ документации учреждения образования (социального паспорта семьи ребенка, актов посещения семьи и обследования жилищно-бытовых условий, карт наблюдения за учащимся, журнала учета преступлений и правонарушений, личных дел детей данных категорий), наблюдение, комплекс методик, связанных с изучением социального окружения учащегося, беседа, опрос несовершеннолетних, социометрия и др.

2. Собственно профилактическая работа с учащимися и их родителями, которая включает следующие направления деятельности:

- формирование правового сознания учащихся, воспитание устойчивого законопослушного поведения, культуры поведения и общения;

- просветительская работа среди учеников о вреде употребления ПАВ, табакокурения на организм; это направление психопрофилактической работы реализуется в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы, видео; заключается в воздействии на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений;

- использование моделей социального и оперантного научения; реализуется в форме групповых тренингов и индивидуальной работы (тренинг устойчивости к негативному социальному влиянию; тренинг формирования жизненных навыков; тренинг самоопределения и развития позитивных ценностей и др.);

- формирование установок на здоровый образ жизни, личную ответственность за свое здоровье, жизнь в целом;

- организация ценностного смыслового досуга;

- помощь старшеклассникам в профессиональном самоопределении;

- организация профилактики рецидивов (индивидуальные формы работы)

При этом работа с детьми младшего школьного возраста направлена на воспитание у детей общей культуры правового поведения. Работа с детьми среднего школьного возраста направлена на развитие личностных качеств и социальных навыков, формирование навыков общения с окружающими, умения понимать их поведение, разрешать конфликтные ситуации, принимать собственные решения. Работа с учениками старшего школьного возраста направлена на формирование жизненных ценностей, препятствующих вовлечению подростков в социально-опасную среду, воспитание у подростков ответственности за свое поведение.

3. Коррекционно-реабилитационная деятельность – работа с детьми «группы риска» и их семьями.

В учреждении образования с целью повышения качества воспитательно-профилактической работы рекомендовано вести 4 вида профилактического учета учащихся:

1) состоящих на внутришкольном учете;

2) состоящих на учете в ПДН, КДН;

3) признанных находящимися в социально опасном положении (в т.ч. состоящих на внутришкольом учете, на учете в ПДН, КДН);

4) нуждающихся в государственной защите;

Особое место в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних занимает деятельность с учащимися, уже совершившими правонарушения, которая включает диагностическую работу, разработку плана мероприятий по оказанию психолого-педагогической, медицинской, правовой, материальной помощи ученику.

В работе с учащимися «группы риска» социальный педагог может реализовывать следующие направления:

- перевод социальной ситуации в педагогическую (организация нравственной, воспитывающей среды в микросоциуме; объединение усилий всех субъектов социального воспитания с целью создания условий для личностного развития ребенка)

- воспитание нравственно-правовой убежденности;

- формирование адекватной самооценки, способности критически относится к самому себе;

- развитие эмоциональной сферы личности: формирование воли, умения управлять собой, адекватно реагировать на педагогические воздействия;

- включение в социально значимые виды деятельности, создание ситуации успеха в избранном ребенком виде деятельности;

- организация педагогического влияния на мнения окружающих (семья, сверстники, педагоги);

- предупреждение невротических расстройств и патологических влечений (неврозы, суицид, клептомания и т.д.);

- способствование заполнению пробелов в знаниях.

Индивидуальная коррекционно-реабилитационная деятельность социального педагога требует высокого профессионализма, педагогического такта, душевной самоотдачи. Прежде чем начинать такую работу, социальный педагог анализирует данные диагностического изучения ученика, его семьи и окружения, которые помогают ему выстроить стратегии работы, направленной на решение отдельных проблем ребенка. Социальный педагог может использовать следующие стратегии:

1) Работа непосредственно с ребенком. Данная стратегия имеет место в том случае, когда окружающая ребенка среда внешне относительно благополучна, но он по тем или иным причинам начинает проявлять склонность к нарушению социокультурных норм, попадает под дурное влияние. В подобных случаях социальный педагог стремится развить у него субъектную позицию. Основу такой стратегии составляет повышенное внимание к достижениям и успехам ребенка, помощь в самореализации и повышении его статуса среди сверстников. Главное направление данной стратегии – это ориентация на личный потенциал самого ребенка, помощь в изменении отношения к способам самоутверждения с использованием возможностей психологической поддержки специалистов школы-интерната.

2) Работа с педагогическим и «взрослым» окружением ребенка. Эта стратегия выбирается в тех случаях, когда сформировано довольно устойчивое негативное общественное мнение о ребенке, только усугубляющее и без того неблагоприятную ситуацию и способствующее развитию отклоняющегося поведения.

Основная задача, которую решает социальный педагог в таких случаях, состоит в переориентации взглядов взрослого окружения на ребенка и в объединении усилий по его поддержке, что, безусловно, может способствовать созданию благоприятных условий для его самореализации и положительного психологического самочувствия в социуме. Изменение отношения окружающих способствует развитию позитивных тенденций в позиции самого ребенка, что позволяет строить с ним работу по осознанию собственных проблем, формированию заинтересованности быть принятым, а не отвергаемым ближайшим окружением – одноклассниками, педагогами, соседями, друзьями.

3) Работа с детским окружением ребенка в системе организованного пространства. Эта стратегия становится необходимой, когда ребенок либо оказывается в изоляции, либо подвергается постоянным насмешкам и нападкам со стороны сверстников, либо, напротив, считает себя гораздо выше всех, исключительной, выдающейся личностью, лидером, заводилой, которому все должны подчиняться. В этом случае социальный педагог совместно с другими специалистами проводит работу по оздоровлению отношений в детской среде или в коллективе, развитию гуманистической направленности отношений. Его задача состоит в том, чтобы выработать у ребенка мотивацию для обращения за помощью к специалистам, а также в создании условий для его включения в нормальную систему жизнедеятельности (помощь в трудоустройстве или выборе нового образовательного учреждения). Основное содержание данной стратегической линии — изменить отношение ребенка к сложившейся ситуации, помочь ему освободиться от сознания своей обреченности, изолированности или от неадекватно завышенной самооценки и исключительности, носящих скандальный характер.

4) Работа с детьми в неорганизованных (неформальных) структурах. Это, пожалуй, наиболее сложная и мало изученная область социально-педагогической деятельности. Как правило, неформальные группировки чрезвычайно закрыты для взрослых, особенно педагогов. Поэтому возможным представляется только косвенное влияние. Стратегия строится на проявлении взрослым искреннего, неподдельного интереса к тому, чем живет и дышит ребенок, на каких принципах строится его общение в той или иной группировке, что ценного он получает, участвуя в таких объединениях. Отсутствие осуждения и явной критики со стороны взрослого помогает снять барьеры при общении, делает детей более открытыми. Социальный педагог, сумевший найти контакт с ребенком, состоящим в неформальном объединении, может в дальнейшем использовать наиболее сильные, положительные стороны деятельности последнего и постепенно привлечь его к просоциальным мероприятиям.

4. Наконец, четвертое направление профилактической работы социального педагога – взаимодействие с другими специалистами и смежными социальными службами, участвующими в профилактическом социально-педагогическом процессе, для интеграции воспитательных усилий.

Взаимодействие с ПДН включает:

- совместный план работы по профилактике правонарушений в образовательном учреждении (подтверждается директором школы и начальником ПДН);

- аналитическая информация о правонарушениях и преступлениях, совершенных учащимися образовательного учреждения (ежеквартально);

- информация об учащихся, совершивших административное правонарушения и преступления;

- информация о несовершеннолетних учащихся образовательного учреждения, поставленных и снятых с профилактического учета.

Большое значение в работе по предупреждению детской преступности, бесконтрольности занимает деятельность школьного Совета по профилактике. Совет учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – орган самоуправления, создается в учреждении образования из представителей педагогического коллектива, родителей и обучающихся, общественных организаций для объединения усилий в предупреждении правонарушений, безнадзорности, а также организации контроля за осуществлением воспитательно-профилактической работы в учреждении образования.

Основные направления деятельности Совета:

- психолого-педагогическое просвещение детей и подростков, родителей (законных представителей) по вопросам профилактики асоциального поведения;

- оказание помощи педагогическим работникам образовательного учреждения по вопросам методического обеспечения превентивных образовательных программ по профилактике правонарушений;

- психолого-педагогическая поддержка детей, находящихся в социально опасном положении – разработка комплексных личностно ориентированных профилактических программ для детей и подростков, находящихся в социально опасном положении, с асоциальным поведением;

- координация деятельности с заинтересованными ведомствами по вопросам профилактики правонарушений среди детей и подростков;

- обсуждение вопросов, связанных с коррекцией поведения учащихся.

В Положении о Совете профилактике указаны должностные обязанности социального педагога. Социальный педагог:

- посещает семьи подростков, чьи родители ведут асоциальный образ жизни, изучает материальные и бытовые условия жизни семьи;

- принимает участие в организации и проведении родительских лекториев и педагогических всеобучей;

- осуществляет тесную связь с педагогами-предметниками по вопросам оказания помощи в учебе детям, находящимся в социально опасном положении;

- организует и контролирует досуг детей, находящихся в социально опасном положении;

- выявляет несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации и (или) социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих учебные занятия без уважительной причины;

- принимает участие в подготовке материалов для рассмотрения на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Вопросы и задания для самоконтроля

1.1.

1. Какие группы факторов, позволяющих отнести детей и подростков к «группе риска», выделяют исследователи?

2. Какие категории детей относятся к «группе риска»?

3. Охарактеризуйте основные функции социально-педагогической деятельности.

4. Назовите основные направления социально-педагогической работы с детьми «группы риска» в образовательном учреждении.

5. Каков алгоритм действий социального педагога при оказании помощи ребенку, ставшему жертвой неблагоприятных условий социализации?

1.2.

1. Какие социально-педагогические технологии разработаны и успешно применяются в работе с детьми, нуждающимися в социально-педагогической помощи?

2. Какие виды технологий используются в работе с детьми «группы риска»?

3. Назовите составляющие организационных социально-педагогических технологий.

4. Какие требования предъявляются к социально-педагогическим технологиям индивидуальной и групповой работы?

5. В чем заключаются особенности социально-педагогической профилактики?

1.3.

1. Назовите основные задачи образовательного учреждения в сфере профилактики безнадзорности?

2. В чем заключается профилактическая направленность социально-педагогической работы в отношении беспризорных и безнадзорных детей?

3. Какова сущность коррекционно-реабилитационного направления социально-педагогической работы в отношении беспризорных и безнадзорных?

4. В чем состоит специфика деятельности социального педагога в учреждении для беспризорных и безнадзорных?

5. Охарактеризуйте технологию «работы с уличными детьми».

1.4.

1. Какие подходы существуют к типологии неблагополучных семей?

2. Каковы основные причины, приводящие к появлению неблагополучных семей?

3. Охарактеризуйте разные модели работы с неблагополучной семьей.

4. Какие отклонения в личностном развитии и поведении возникают у детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях?

5. Каков алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей?

1.5.

1. Какие категории детей-сирот выделяют?

2. Охарактеризуйте понятие «социальное сиротство». Назовите его причины

3. В чем сущность социально-педагогической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей?

4. Каковы особенности работы социального педагога в детском доме?

5. Назовите основные направления социально-педагогического сопровождения замещающих семей.

Рекомендуемая литература к главе 1.

1.Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением : учеб. – метод. пособие / [под ред. М. И. Рожкова]. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 204 с.

2.Дети социального риска и их воспитание / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной. СПБ.: Речь, 2003.-144 с.

3.Захарова Ж.А. Социально-педагогическое сопровождение процесса воспитания приемного ребенка в замещающей семье. Автореферат на соискание ученой степени д.п.н.-13.00.01., Кострома, 2009. 56 с.

4.Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия». -2003. – 288 с.

5.Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / Под науч. ред. Л. М. Шипицыной и Е. И. Казаковой. — СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. - 108 с.

6.Лодкина Т.В. Семейный социальный педагог: теория и практика. М. – Вологда: Русь, 1997. 141с.

7.Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для вузов / Б. Н. Алмазов [и др.]; Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – М.: Академия, 2007. – 191 с.

8.Никитина Л.Е. Социальная педагогика: вопросы теории и практики. Ярославль: ДИА-пресс, 2001. 275 с.

9.Олиференко Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студентов высших педагогических заведений / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. – М., Издат. Центр «Академия», 2002.- 256 с.

10.Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный Закон 21.05.1999 г. // Российская газета. –1999.- 3 июня.

11.Особенности работы с детьми и молодежью «группы риска». (Пособие для специалистов образовательных учреждений). Под научной редакцией С.А. Лисицына, С.В. Тарасова. СПб., Издательство ЛОИРО, 2006 г. – 228 с.

12.Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога / Р. В. Овчарова. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 480 с.

13.Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Работа психолога в учреждения интернатного типа для детей, оставшихся без попечения родителей / Рабочая книга школьного психолога. М.; Просвещение, 1991.-374 с

14.Профилактика делинквентности как формы отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Метод рекомендации. АСОУ 2011. 32 с.

15.Проектирование процесса сопровождения замещающих семей: методические рекомендации и рабочая программа для участников педагогической мастерской /В.А.Смирнова, Е.В.Алфеева, Е.Л.Назарова- Курган, 2008.-97 с.

16.Психическое развитие воспитанников детского дома./ Под ред. И.В.Дубровиной, А.Г.Рузской; М.: Педагогика, 1990.-264 с.

17.Работа с детьми группы риска. Методическое пособие для социальной службы “Ребёнок на улице”. М.: Российский благотворительный фонд “Нет алкоголизму и наркомании” (“НАН”), 1999 - 100 с.

18.Социальная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / [под ред. В. А. Никитина]. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 272 с.

19.Социальная педагогика: Курс лекций / Под ред. М.А. Галагузовой. М.: Владос, 2000. 416 с.

20.Социальная работа с семьей: мир взрослых и детей: Учеб-метод. пособие / Ж.И. Мицкевич [и др. ] – Минска: БГПУ, 2002. – 159 с.

21.Социально-психологическая помощь семье: Метод. пособие. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2005. – Ч. 1. – 31 с. С.6.- 7.

22.Социально-психологическая помощь семье: Метод. пособие. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2005. – Ч. 2. – 50 с. С.5.

23.Шакурова М.В. Методика и технология работы 3социального педагога: Учеб.для вузов / М.В. Шакурова. – М.: Академия, 2007. – 266 с.

24.Шептенко П. А. Методика и технология работы социального педагога : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / П. А. Шептенко, Г.А. Воронина ; [под ред. В.А. Сластеиина]. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208 с.

25.Шилова Т. А. Диагностика психолого-социальной дезадаптации детей и подростков: практическое пособие / Т. А. Шилова. – М.: Айрис-пресс, 2004 – 112 с.

Наши рекомендации