Алгоритм по неотложной патогенетической терапии
Обильное питье водно-глюкозо-солевых растворов, витамины
есть эффект нет эффекта
внутрисосудистое введение
0,9% раствора натрия хло-
рида, раствора Рингера, 5%
раствора глюкозы, раство-
ров "Трисоль", "Хлосоль"
есть эффект нет эффекта
преднизолон 10-15 мг/кг,
реополиглюкин, гемодез,
реоглюман, гепарин 5-10
тыс. ЕД
есть эффект нет эффекта
допамин - 50 мг в 250 мл
5% раствора глюкозы со
скоростью 18-20 капельв
мин
Примечание: распространенной ошибкой является ограничение лечения только этиотропными средствами; при тяжелом течении дизентерии патогенетическая терапия должна быть основной частью комплексного лечения больного, от ее своевременного применения зависит исход заболевания.
Вопросы для самоконтроля:
- симптомы инфекционно-токсического шока у больного острой дизентерией, механизмы его возникновения;
- звенья патогенеза, на которые влияет внутрисосудистое введение кристаллоидных и коллоидных растворов;
- диеты для больных острой дизентерией с обоснованием необходимости их назначения;
- способы предупреждения и борьбы с кишечным дисбактериозом;
- лечебные средства, рекомендуемые при лечении больных острой дизентерией с целью повышения общей реактивности организма;
- меры предупреждения рецидива острой дизентерии;
- определение рецидива острой дизентерии и причины его возникновения;
- особенности клинического проявления хронической дизентерии;
- характер иммунитета у переболевших острой дизентерией;
- критерии выздоровления и выписки переболевших из инфекционного отделения госпиталя;
- решение военно-врачебных экспертных вопросов в отношении военнослужащих, перенесших острую дизентерию;
- организация учета, диспансерного наблюдения и реабилитации лиц, переболевших дизентерией.
Задания для самоконтроля по клинической оценке лабораторных исследований
Оцените анализ крови больного острой дизентерией: гемоглобин - 134 г/л, эритроциты - 5,8´1012/л, лейкоцитов - 16´109/л, нейтрофилов - 76% (палочкоядерных - 6%, сегментоядерных - 70%), эозинофилов - 2%, лимфоцитов - 14%, моноцитов - 8%; СОЭ - 14 мм/ч; относительная плотность плазмы крови - 1,030.
Оцените реакцию непрямой гемагглютинации с шигеллами у переболевшего острым кишечным заболеванием:
Диагностикум | Титр разведения сыворотки | |||
Sh. Flexneri Sh. Sonnei | 1:100 ++ +++ | 1:200 ++ +++ | 1:400 + ++ | 1:800 - - |
Прочитайте результаты и дайте оценку бактериологического исследования кала больного диареей:
1-й день болезни (до лечения) - единичные колонии Sh. Sonnei;
7-й день болезни (после окончания курса терапии ампициллином) - большое количество колоний S.аureus.
Оцените копрограммы по нижеприведенной таблице.
Выпишите рецепты: внутрь - фуразолидон, нифуроксазид (эрсефурил), ципрофлоксацин, но-шпа, папаверин, пентоксил, метилурацил, колибактерин.
Литература для самостоятельной подготовки
1. Иванов К.С., Казанцев А.П.Инфекционные болезни. Учебник. Л., ВмедА.- 1989.-
С.75-85.
2. Руководство по инфекционным болезням (под редакцией Лобзина Ю.В., Казанцева А.П.).- СПб, 1996.- С.33-39.
3. Дизентерия и другие острые кишечные диарейные инфекции. Указания по клинике, диагностике, лечению и профилактике в ВС РФ.- М.,1999.
Характеристика кала | Задачи | ||||
Цвет Консистенция Реакция Примесь: слизи крови гноя запах Кишечные паразиты Мышечные волокна Растительная клетчатка Крахмальные зёрна Слизь Эритроциты Лейкоциты Нейтральные жиры Кристаллы жирных кислот Кристаллы трипельфосфата Яйца глистов Амёбы Реакция глистов Желчные пигменты | Коричневый Оформленный Нейтральная В виде нитей Прожилки Комочки Нерезкий Не найдены +- - - ++ ++ ++ - - - - - ++ + | Светло-жёлтый Кашицеобразный Слабокислая - - - Кислый Не найдены +++ +++ +++ ++ - + ++ + - - - - + | "Рисовой воды" Жидкий Щелочная - - - - Не найдены +- +- - + - - - - - Аскариды - - - | Мутно-красноватый Студнеобразный Слабокислая Слизистокровяные массы ("ректальный плевок") - Не найдены - - - +++ +++ ++ - - - - - +++ - | Коричневый Кашицеобразный Слабокислая В виде комочков с прожилками крови Нерезкий Не найдены ++ ++ ++ +++ +++ ++ + - - Entamoela hystolitica +++ + |
Ангина
Учебно-целевая задача: используя диагностические алгоритмы, уметь диагностировать ангину и ее осложнения (паратонзиллит, паратонзиллярный абсцесс), определить клиническую форму болезни и назначить адекватное лечение; уметь вести диспансерное наблюдение.
6.6.1. Задание для самостоятельного изучения темы. Пользуясь учебником, методическими указаниями и лекционным материалом для приобретения необходимых базисных знаний, усвойте к практическому занятию следующие разделы:
1. этиология, патогенез и симптоматология ангины;
2. клинико-диагностические критерии распознавания ангины и других инфекционных заболеваний, протекающих с поражением небных миндалин;
3. принципы этиотропной и патогенетической терапии больных ангиной;
4. диспансерное наблюдение за военнослужащими переболевшими ангиной.
Проверьте свои знания путем ответов на следующие вопросы:
- понятие термина "ангина" и "тонзиллит";
- основные клинические синдромы, определяющие диагноз ангины;
- назовите другие инфекционные и неинфекционные заболевания при которых может наблюдаться "тонзиллярный" синдром;
- клинические отличия стрептококковой ангины от ангины Симановского – Плаут - Венсана, дифтерии зева, инфекционного мононуклеоза;
- клинические признаки паратонзиллита и паратонзиллярного абсцесса;
- место лечения больных ангиной;
- схемы этиотропного лечения больных различными по тяжести формами ангины;
- антибиотики, которые в порядке предпочтения могут быть использованы для лечения; показания, способы и дозы их применения;
- средства патогенетического лечения, которые необходимо включить в комплексную терапию больных ангиной;
- требования военно-врачебной экспертизы к переболевшим ангиной из числа летного состава.