Глава вторая. Характеристика отдельных видов лекарственных растений и их лечебное и пищевое применение

Травы

Как бы мы ни устремлялись в глубь времен, нам не найти такую культуру, которой бы не были известны лечебные свойства трав – панацеи номер один. Растения стали первой лекарственной формой.

Любое животное, заболев, ищет необходимую для исцеления траву – в роли врача здесь выступает инстинкт. А древние люди были очень наблюдательны, ибо не было еще книг и авторитетов и надо было верить только себе и своему опыту. Бодрящее свойство кофе, например, открыли козы! Эфиопский монах, пасший их, заметил, что наевшиеся кофейных зерен козы становятся не в меру проказливы и их возбуждение длится ночи напролет. Благодаря этой подсказке пастух смог успешно осуществлять ночное бдение. Вскоре его секрет стал достоянием монастыря, а затем со скоростью эпидемии распространился по всему миру.

Открытие послабляющего действия черемицы древние греки приписывали кентавру Хирону, который, мол, первым подметил, как в табунах избавляются от запоров.

Глистогонное действие мухомора установили охотники за оленями. Они заметили, что грибы вызывают у животных ускоренное опорожнение кишечника с выбросом оглушенных паразитов.

Древнеегипетский медицинский документ – папирус Эбера – упоминает о лечебном применении граната, шафрана, фиников. Египетские врачи употребляли укроп как средство от головной боли, хрен – как рвотное, мак – как средство от боли. Чечевичным супом лечили мочекаменную болезнь: горох, размоченный в уксусе, использовался для примочек. Древнетибетские врачи использовали в качестве лечебного средства рис, почерпнув это знание из практики врачей Древнего Китая.

Пути торговли и войны были одновременно и путями распространения медицинских знаний. Являясь элементом культуры, они так же, как и географические, военные, литературные, исторические и прочие знания, испытывали влияние и взаимообогащение.

Первые «завоеватели Вселенной» – ассирийские цари – невольно послужили прогрессу медицины, запечатлев на глиняных табличках не только свое бахвальство и жестокость, но и рецепты лекарственных прописей порабощенных народов. Благодаря расшифровке этих табличек мы сегодня многое знаем о медицине народов, история которых погребена в песках. В столице Ассирии, Ниневии, был разбит сад, где произрастали лекарственные растения, – по-видимому, это первое известное человеку воспроизводство лекарственного сырья.

Конкистадоры, покорившие империи инков и ацтеков, привезли в Европу не только золото и драгоценные камни, но и секрет излечения от малярии с помощью коры хинного дерева. Секрет этот стал достоянием ордена иезуитов. Кромвель, заболевший малярией, отказался от «иезуитского снадобья» и умер. За большие деньги секрет был откуплен Людовиком XIV для исцеления своего сына. Когда принц выздоровел, король Франции повелел обнародовать рецепт.

Известный с древних времен рецепт глистогонного средства мужского папоротника был постепенно забыт, и в конце концов единственной его обладательницей оказалась вдова швейцарского врача Нуффера. Людовик XVI в 1775 году выкупил рецепт за большие деньги, и с тех пор папоротник вошел во все европейские фармакопеи.

Однако не владыкам принадлежала главная роль в поисках и сохранении крупиц знаний. Во все времена и у всех народов этим занимались ученые. Один из древнейших медицинских трактатов «Аюрведа», составленный на протяжении веков великими древнеиндийскими врачами – Атрейей, Чаракой и Сушрутой, – и сегодня является настольной книгой индийских врачей. Многим, наверное, известен желчегонный препарат – ЛИВ-52, но немногие знают, что сделан он по древнему аюрведическому рецепту.

В древнетибетской медицине задолго до современных концепций уже знали, что у человека существует предрасположенность к раковым заболеваниям, но он может и не заболеть, болезнь проявляется в силу каких-то способствующих факторов. Они знали, что рак – выражение заболевания всего организма, поэтому основой его лечения было воздействие лечебными препаратами на весь организм как единое целое, а не хирургический путь терапии.

Красота научной мысли Востока труднодоступна для европейца из-за поэтически ассоциативного своего выражения. Восток поклоняется изменчивости и многообразию мира и отражает это многослойным сложным текстом, ключ к которому ревниво хранят Учителя, монастыри и века.

«Когда заболевает король, сановники задыхаются, а вельможи обливаются потом». Это пример описания сердечно-легочной недостаточности, где король – сердце; сановники – легкие, в малом кругу кровообращения которых при недостаточности насосной функции сердца развивается повышенное давление и застой, а вельможи – отечные суставы. При лечении этой патологии больному необходимо было дать «жар-птицу» (как удалось установить, двенадцатикомпонентное лекарство), посадить ее на «коня» и дать ей «бич». Оказалось, что «конь» – это четырехсоставное лекарство, облегчающее доступ основному средству к точкам приложения, а «бич» – слабительное, которое помогает вывести из организма больного отслуживших «жар-птицу» и «коня».

Восток не торопится раскрывать свои секреты.

Древнейшая фармакопея мира – травник китайского императора Шеен-нуна «Бень-цао», составленный им в III тысячелетии до нашей эры. В нем перечисляются целебные свойства около 900 лекарственных и ядовитых растений. Благодаря китайской фармации мир узнал о женьшене, элеутерококке, лимоннике и других биостимуляторах, воздействующих на организм мягко, многопланово и надежно.

Медицина набирала силы. Продолжатели трудов Шеен-нуна расширили представление о том, что может быть лекарством. В фармакопее Ли Си Чжена (1518–1593) уже насчитывается 1892 лекарственных растений.

С началом путешествий по «Великой дуге» (путь из Древнего Египта в Пунт) страны Средиземноморского бассейна стали обогащаться знаниями не только Востока, но и находками африканских саванн, джунглей и пустынь. Секреты нгомбо, нианга, мбунга и других экзотических племен нам еще предстоит приоткрыть и расшифровать! Так, для африканцев давно не является неразрешимой проблема предупреждения зачатия и регулирования народонаселения, терапия многих состояний более эффективна, чем действие нашей могучей реаниматологии с ее обилием сверхмощных средств, отрафинированных современной химической промышленностью.

Не изучены и некоторые эффективные методы врачевателей первобытных племен Америки, Океании, других регионов. В романе И. Ефремова «На краю Ойкумены» есть такие строки: «Это лекарство не хуже волшебной травы из голубой степи. В час болезни, усталости или горя пусть он растолчет ее и выпьет отвара, только немного. Если пить много, это уже не лекарство, а яд. Кора эта возвращает силу старикам, веселит угнетенных, бодрит ослабевших». Слова эти произносятся лет этак за тысячу до нашей эры, и речь идет о коре дерева мохимба из семейства мореновых, к которым также относятся хинное и кофейное деревья.

Чем более активным становился товарообмен между странами, чем больше развивались коммуникации и средства передвижения, тем быстрее происходил процесс включения фармакопей регионов в общечеловеческую культуру. Своего рода аккумулятором культур многих цивилизаций – Финикии, Древнего Египта, Кавказа, Крита, Индии – стала стоявшая на перекрестке путей сообщения Эллада. Она дала миру родоначальника научной медицины – Гиппократа.

В те времена сборщики трав – ризотомы (риза – «корень», томе – «резать») – держались особняком от массы лекарей. Оставленные ими записи были лишены систематизации и общей клинической концепции. Первым, кто объединил разрозненные сборники – ризотомики, – был Теофраст – один из первых ботаников древности, ученик и друг Аристотеля. Уже тогда стало ясно, что предназначение философа – связывать воедино добытые ремесленниками разрозненные знания. Но клиническая, практическая фармакогнозия ведет свое начало от Диоскорида (I в.), систематизировавшего все известные лечебные средства.

Собираем в июне

В июне начинается активный сбор лекарственных дикорастущих растений, позволяющих запасти экологически чистое природное сырье для приготовления целебных сборов и ароматного чая на целый год.

В первый месяц лета в центральной полосе России собирают листья, траву и цветки, а также корни некоторых растений. В первой половине месяца еще продолжается сбор весенних растений и цветков. В этот период заготавливают ландыш майский, цветки черемухи, боярышника, рябины, сирени, листья березы.

Продолжают собирать листья крапивы двудомной, мать-и-мачехи, брусники, подорожника, полыни, смородины; цветки и листья первоцвета, одуванчика, толокнянки, пастушьей сумки, молодые облиственные веточки багульника болотного, «елочки» хвоща полевого, березовую чагу.

Чистотел собираем летом

В качестве основного лекарственного сырья используется трава чистотела большого. Заготавливают ее во время цветения, срезая ножами или серпами, а при густом стоянии скашивают косами цветущие верхушки без грубых нижних частей. Из-за ядовитости растения во время сбора сырья не следует касаться руками лица, глаз; после работы необходимо тщательно вымыть руки. Сбор сырья чистотела можно проводить только в сухую погоду. Сушат без промедления в сушилках при температуре до 50–60 оС, на чердаках или под навесами с хорошей вентиляцией, разложив рыхло тонким слоем, периодически перемешивая. При медленной сушке и в тех случаях, когда разложено толстым слоем, сырье буреет и загнивает. Сырье считается сухим, если стебли при сгибании ломаются, а не гнутся. Срок годности сырья – 3 года. Запах сырья своеобразный.

В народной медицине широко используется сок чистотела большого, отвары, ванны, порошок при различных кожных заболеваниях: грибковых заболеваниях, экземах, кондиломах, крапивнице, рожистом воспалении, мозолях, язвах, псориазе, чесотке, ожогах, фурункулезах, бородавках, веснушках.

Чистотел

Сок чистотела излечивает носоглотку, аденоиды, полипы, гланды, гайморит, десны, бородавки, мозоли, прыщи, нарывы, фурункулы, свищи, чесотку, экзему, герпес (на губах), раздражение кожи после бритья, ожоги, вызванные огнем, паром, химическими веществами. Свежим соком и мелко измельченной травой чистотела выводят бородавки, мозоли, веснушки, кондиломы, смазывают трещины на пятках и на руках. Процедуру проводят 3–4 раза в день.

Глава вторая. Характеристика отдельных видов лекарственных растений и их лечебное и пищевое применение - student2.ru

Чистотел большой

Чистотел излечивает гипертонию, астму, белокровие, атеросклероз, пищевое отравление желудка, грипп, мягкие опухоли (фибромы), полипоз толстой кишки, геморрой, гастрит, зоб, подагру, ревматизм, язвы желудочно-кишечного тракта, заболевания печени, желчного пузыря, почек и сердечной мышцы.

Приготовление сока чистотела: растение пропустить через мясорубку, выжать из массы сок через двойную марлю и залить в бутылочку с герметической пробкой. Временами нужно выпускать газ из бутылки. После 5–7 дней, когда сок перебродит, его можно использовать.

Лекарственным сырьем чистотела служит надземная часть растения. Собирают его в мае – июне в фазе цветения в сухую погоду, срезая или обламывая ветки на высоте 10–15 см от земли.

Наши рекомендации