Определение уровня физиологического состояния человека
По шкале регрессии
УФС | Шкала регрессии | |
Юноши | Девушки | |
Низкий | 0,225-0,375 | 0,157-0,260 |
Ниже среднего | 0,376-0,525 | 0,261-0,365 |
Средний | 0,526-0,675 | 0,366-0,475 |
Выше среднего | 0,676-0,825 | 0,476-0,575 |
Высокий | 0,826 и более | 0,576 и более |
Этим уравнением могут пользоваться здоровые люди, не имеющие избыточной массы тела.
РАБОТА 6. Влияние позы на результат деятельности
Цель работы: выяснить влияние позы человека на мыслительную деятельность.
Оборудование: секундомер либо часы с секундной стрелкой, заготовленные примеры заданий.
Ход работы: работа проводится в парах или группах. Экспериментатор предлагает испытуемому решить устно («в уме») по 3 арифметических примера типа: 26 + 18; 34 + 16; 28 + 13 (число упражнений может быть увеличено) в двух различных позах – сидя за рабочим столом и стоя на левой ноге с вытянутой вперед и поднятой вверх правой ногой. Экспериментатор по секундомеру замечает время решения каждого примера и проверяет правильность ответа.
Форма отчетности: все результаты заносятся в таблицу.
Таблица 4. Влияние позы на результат деятельности
Поза | Решаемые примеры | Время решения, с | Правильность результата |
Стоя на одной ноге | |||
Сидя | |||
Сравните полученные результаты и сделайте вывод.
Ответьте на вопросы. Как влияет поза человека на быстроту и правильность решения логических заданий? Почему это происходит?
ТЕМА 5. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ
Обмен веществ и энергии между организмом и внешней средой – неотъемлемое свойство любого организма. Энергия, освобождающаяся при диссимиляции, обеспечивает все жизненные процессы организма (кровообращение, дыхание, мышечное сокращение и т. д.).
Всю энергию, образующуюся в организме, можно принять за тепловую, так как другие виды энергии выделяются в очень малых количествах. Поэтому об интенсивности обмена энергии в организме можно судить по количеству тепла, выделяемого им в единицу времени. Единицей измерения тепла является джоуль (Дж). Однако в физиологии и медицине обычно используют внесистемные единицы – калорию или килокалорию (1 ккал = 4,19 кДж). Измерение энергетических затрат организма широко используют в физиологии труда, спортивной медицине.
РАБОТА 1. Составление пищевого рациона
При составлении пищевого рациона человека следует придерживаться следующих правил:
· калорийность пищевого рациона должна соответствовать суточному расходу энергии;
· необходимо учитывать оптимальное для лиц данного вида труда (а для детей — возраста) количество белков, жиров и углеводов;
· наилучшим режимом питания является четырехразовый прием пищи (первый утренний завтрак должен составлять 10–15%, второй завтрак – 15-35%, обед – 40-50%, ужин – 15-20% от общей калорийности);
· продукты, богатые белком (мясо, рыба, яйцо), рациональнее использовать для завтрака и обеда. На ужин следует оставлять молочно=растительные блюда;
· в пищевом рационе около 30% должны составлять белки и жиры животного происхождения.
Цель работы: научиться грамотно составлять суточный пищевой рацион человека.
Оборудование: таблицы химического состава пищевых продуктов и калорийности (состав пищевых продуктов и их калорийность).
При смешанном питании у человека усваивается в среднем около 90% пищи.
Суточная энергетическая потребность детей и подростков
Различного возраста (кДж)
Возраст, лет | Всего из расчета на среднюю массу тела |
3-4 | 6720000 – 7560000 |
5-7 | 7560000 – 9660000 |
8-11 | 9450000 – 12180000 |
12-14 | 11760000 – 13860000 |
15-16 | 13440000 – 14700000 |
Ход работы: пищевой рацион составляют, используя специальные таблицы
Состав пищевых продуктов и их калорийность
Наименование продукта | белки | жиры | углеводы | Калорийность на 100г (дж) |
% | ||||
Гречневая крупа Манная крупа Рис Макароны Фасоль Хлеб ржаной Хлеб пшеничный Картофель Морковь Свекла Капуста свежая Капуста кваш. Лук зеленый Арбузы Дыни Огурцы свежие Огурцы соленые Помидоры Апельсины Виноград Вишня Лимоны Мандарины Яблоки Сахар–рафинад Шоколад Какао Масло подсолнеч. Масло сливочное Кефир Сметана Творожная масса Творог жирный Мороженое Сыр Мясо говяжье Мясо баранье Мясо,свинина неж. Гусь Курица Колбаса Сосиски Яйца Сало Лещ Судак Треска Икра красная Сельдь Икра баклажанная | 12,5 11,2 7,6 11,0 23,2 6,9 8,1 2,0 1,3 1,5 1,8 1,0 1,3 0,6 0,7 1,0 0,5 1,0 0,9 0,7 1,0 0,6 0,9 0,5 – 6,3 23,6 – 0,5 3,5 3,0 12,5 15,0 4,0 22,5 20,0 19,0 23,5 16,5 20,0 13,7 12,4 12,5 2,0 16,8 19,0 17,6 31,6 19,7 1,7 | 2,5 0,8 1,0 0,9 2,1 0,9 0,9 – – – – – – – – – – – – – – – – – – 37,2 20,2 99,8 83,5 3,5 30,0 16,0 18,0 10,0 25,0 10,7 5.9 10,0 29,0 5,0 27,9 19,4 12,0 91,0 7,6 0,8 0,4 13,8 24,5 13,0 | 67,4 73,3 75,8 74,2 53,8 42,9 47,0 20,0 8,7 10,4 5,3 2,1 4,4 9,0 11,3 2,4 1,2 3,8 9,1 16,2 14,3 10,3 10,0 11,2 99,9 53,2 40,2 – 0,5 4,3 2,5 15,0 1,0 17,0 3,5 – – – – – – 0,4 0,5 – 1,0 1,3 1,2 7,7 12,4 7,5 | 1 502 000 1 407 000 933 000 983 000 378 000 172 000 204 000 122 000 165 000 206 000 58 000 291 003 263 000 187 000 201 000 1 720 000 2 477 000 1 887 000 3 898 000 |
Вариант I
Составьте суточный пищевой рацион для двух групп. Первая группа – дети 5-7 лет, вторая – подростки 15-17 лет.
Форма отчетности:результаты расчетов занесите в таблицу.
Таблица 5. Состав суточного пищевого рациона
Режим питания | Название продукта | Масса, г | Содержание в продукте, г | Калорийность, дж | ||
белков | жиров | углеводов | ||||
1-й завтрак | ||||||
2-й завтрак | ||||||
Обед | ||||||
Ужин |
Вариант II
У человека общий обмен складывается из основного обмена и рабочей прибавки:
П = Р + К,
где П – общий обмен; Р – основной обмен; К – рабочая прибавка.
Основной обмен — это количество энергии, которое тратит человек, находящийся в состоянии возможного полного мышечного покоя: лежа с расслабленной мускулатурой, натощак, при температуре комфорта (21 °С). Расход энергии в этом случае составляет примерно 1700 ккал в сутки.
Ход работы: составление суточного пищевого рациона для покрытия основного обмена.
Форма отчета: ответьте на вопросы: Как изменяется расход энергии в зависимости от работы? На что расходуется энергия в условиях основного обмена? Какие функции в организме выполняют белки, жиры, углеводы, витамины, поступающие к нам с пищей?