IX. Порядок предоставления социального сопровождения
9.1. Предоставление социального сопровождения семье с детьми осуществляется в соответствии с главой 5 («Предоставление социального обслуживания»), статьей 14 («Обращение о предоставлении социального обслуживания»), статьей 15 («Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании»), статьей 16 («Индивидуальная программа»), статьей 17 («Договор о предоставлении социальных услуг»), статьей 18 («Отказ от социального обслуживания, социальной услуги») Федерального закона № 442-ФЗ.
9.2. При социальном сопровождении семей с детьми учитывается, что работа с некоторыми категориями семей регламентируется, помимо Федерального закона 442-ФЗ, другими федеральными нормативными правовыми актами.
Так, в соответствии с требованиями п. 2. ст. 7 Федерального закона от 24 июня 1999г. № 120-ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей проводится в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних, или достижения ими возраста восемнадцати лет, или наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Поскольку в Федеральном законе 442-ФЗ речь идет о социальной и иных видах помощи, осуществляемых в рамках межведомственного взаимодействия с семьями, находящимися в социально опасном положении, в регламентируемой индивидуальной профилактической работе задействованы механизмы именно социального сопровождения.
В соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 24 апреля 2008г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» органы опеки и попечительства осуществляют на договорной основе сопровождение семей, принявших ребенка (детей) на воспитание. В рамках Федерального закона № 442-ФЗ сопровождение предполагает оказание профессиональной консультативной, юридической, психологической, педагогической, медицинской, социальной помощи, предусмотренной федеральным законодательством и правовыми актами субъектов Российской Федерации;
В соответствии с положениями Федерального закона Российской Федерации от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ (в ред. от 21 июля 2014 г.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Федерального закона Российской Федерации от 1 декабря 2014г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» мероприятия по реабилитации и абилитации инвалидов, включая детей-инвалидов, предусматриваются индивидуальной программой реабилитации и абилитации.
При разработке программ социального сопровождения семей с детьми-инвалидами учитывается необходимость оказания помощи таким семьям в выполнении мероприятий индивидуальной программы реабилитации и абилитации детей-инвалидов.
9.3. Основаниями для оказания социального сопровождения семьи с детьми являются:
поданное в письменной или электронной форме заявление родителя (законного представителя несовершеннолетнего);
обращение в интересах семьи с детьми иных граждан;
обращение государственных органов, органов местного самоуправления;
обращение общественных объединений;
заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия.
9.4. Нуждаемость семей с детьми в социальном сопровождении может определяться организациями в рамках межведомственного взаимодействия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
9.4.1. Медицинские организации, оказывающие амбулаторно-поликлиническую помощь детям:
выявляют наличие в семье неблагополучных социальных факторов;
фиксируют в историях развития несовершеннолетних сведения о родителях (или иных законных представителях), семейном положении, месте работы родителей (или иных законных представителей), жилищно-бытовых условиях семьи;
организуют контроль выполнения родителями (или иными законными представителями) данных им рекомендаций по уходу за несовершеннолетним и за проведением назначенного лечения в случае его болезни.
9.4.2. Организации системы образования:
обеспечивают ежедневный (в рабочее время) внешний визуальный осмотр обучающихся детей по прибытии их в образовательные организации;
выясняют причины пропусков учебных занятий в образовательных учреждениях;
ставят на внутри школьный учет учащихся и их родителей (иных законных представителей), не исполняющих своих родительских обязанностей по воспитанию своих детей.
9.4.3. Организации системы социального обслуживания:
определяют качество выполнения индивидуальной программы реабилитации ребенком-инвалидом;
оказывают материальную и иную помощь в соответствии с действующим законодательством;
определяют способность каждого члена семьи выполнять социальные роли и функции.
9.4.4. Органы опеки и попечительства над несовершеннолетними:
осуществляют выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в помощи государства, обеспечение защиты их прав и законных интересов;
обеспечивают устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семейные формы воспитания или в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
осуществляют контроль соблюдения прав и законных интересов детей, помещенных в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
9.4.5. Органы внутренних дел:
организуют профилактическую работу с несовершеннолетними, совершившими правонарушения или имеющими различные формы девиантного и делинквентного поведения;
организуют профилактическую работу с родителями (или иными законными представителями), не выполняющими или выполняющими ненадлежащим образом обязанности по воспитанию, обучению, содержанию детей, отрицательно влияющими на их поведение либо жестоко обращающимися с детьми;
организуют профилактическую работу с родителями (или иными законными представителями), вовлекающими несовершеннолетних в преступную и иную антиобщественную деятельность.
9.5. Заявление (обращение) о потребности в социальном сопровождении семей с детьми направляется и регистрируется в территориальном (межтерриториальном) управлении Министерства социального развития Пермского края (далее – ТУ МСР ПК) по месту проживания семьи с детьми.
9.6. ТУ МСР ПК принимает решение о признании семьи с детьми нуждающейся в социальном обслуживании и социальном сопровождении либо об отказе в социальном обслуживании и социальном сопровождении.
9.10. В случае признания семьи нуждающейся в социальном обслуживании и социальном сопровождении ТУ МСР ПК определяются существующие в семье проблемы, с которыми сама семья не справляется самостоятельно и принимается решение о необходимости включения в индивидуальную программу мероприятий по социальному сопровождению.
В решении о признании семьи нуждающейся в социальном обслуживании ставится отметка о нуждаемости семьи в социальном сопровождении.
9.11. За каждой семьей с детьми, признанной нуждающейся в социальном обслуживании и социальном сопровождении, закрепляется ответственный специалист ТУ МСР ПК, непосредственно организующий предоставление помощи в соответствии с индивидуальной программой и отвечающий за конечный результат в пределах заключенного с семьей договора о социальном обслуживании и социальном сопровождении.
9.12. ТУ МСР ПК разрабатывает для семьи, признанной нуждающейся в социальном обслуживании, индивидуальную программу предоставления социальных услуг в срок не более чем 10 (десять) рабочих дней со дня подачи заявления (обращения) о необходимости предоставления семье социального обслуживания. Индивидуальная программа предоставления социальных услуг составляется исходя из потребности гражданина (семьи) в социальных услугах и социальном сопровождении, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, не реже чем 1 раз в 12 месяцев.
Мероприятия по социальному сопровождению планируются совместно с семьей.
9.13. При необходимости ТУ МСР ПК в течение 5 (пяти) рабочих дней после принятия решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании и социальном сопровождении организует работу территориальных межведомственных координационных и совещательных органов (далее – совещательный орган) для рассмотрения конкретных вопросов, связанных с предоставлением социальных услуг и социального сопровождения в рамках межведомственного взаимодействия.
9.14. В ходе работы совещательного органа рассматривается информация от участников, формулируются проблемы семьи, решение которых возможно в рамках оказания социальных услуг и проблемы семьи, в решении которых требуется оказание социального сопровождения.
Участники совещательного органа предлагают мероприятия по социальному сопровождению, указывая форму, сроки, ответственного за реализацию мероприятия и на решение какой проблемы направлено мероприятие.
9.15. Специалист ТУ МСР ПК на основе выработанных предложений формирует п.14 индивидуальной программы «Мероприятия по социальному сопровождению» в Единой автоматизированной информационной системе Министерства социального развития Пермского края «Реестр получателей социального обслуживания» и направляет утверждённую индивидуальную программу участникам социального сопровождения.
9.16. Мероприятия по социальному сопровождению могут быть внесены как на этапе разработки и утверждения индивидуальной программы, так и в период её реализации (при вновь выявленных проблемах) на основании ходатайств, информаций, направленных от участников социального сопровождения, и отражаться в дополнении к индивидуальной программе.
Дополнения к индивидуальной программе ТУ МСР ПК также направляет в адрес участников социального сопровождения.
При разработке дополнений к индивидуальной программе, при необходимости ТУ МСР ПК организует работу совещательного органа.
9.17. По истечении установленных сроков выполнения мероприятий по социальному сопровождению семьи, ответственным специалистом ТУ МСР ПК совместно с заинтересованными организациями проводится промежуточный анализ эффективности социального сопровождения семьи с целью определения дальнейших действий в отношении социального сопровождения семьи (прекращения с выработкой дальнейших рекомендаций семье или продолжения).
9.18. После прекращения действия индивидуальной программы в части реализации мероприятий по социальному сопровождению семье может оказываться необходимая государственная помощь в соответствии с действующим законодательством.