Психология старческого возраста

Современная медицина, в том числе гериатрия, занимающаяся лицами пожилого возраста, несе огромную нагрузку, часть которой можно уступить психологии. В практике отечественной психотерапии есть прекрасный опыт работы с лицами старше семидесяти лет, а нетолько более молодыми.

Вместе с тем надо отметить, что в сознании большинства людей старость прочно слилась с обликом немощного человека, а жалобы на болезни в пожилом возрасте являются чуть ли не проявлением «правила общения». Спрос на медицинскую помощь, особенно лекарственную, огромен. Тогда как известно, что чуть ли не каждое второе заболевание носит психосоматический характер, то есть должно быть адресовано, скорее, не врачу, а психологу или психотерапевту.

Пожилые люди пытаются завладеть вниманием окружающих за счет своих «болячек». Это далеко не асегда наивное средство, и используют его люди в пожилом возрасте для решения одной из самых сложных жизненных задач – задачи переживания возрастающей зависимости от других людей, для решения которой нужно умение выживать при уменьшении физических ресурсов.

От 30% до 50% постоянных посетителей поликлиник (лица старого возраста) по сути дела являются мнимыми больными. Их органические болезни – следствие ложных установок, неудовлетворенных амбиций, эмоциональных стрессов. Недаром говорят «все болезни от нервов».[5]

Старость, как и все в жизни, явление далеко не однозначное. Жажда жизни, которую может проявить человек, может иметь не только созидательное для самой жизни содержание. Приходится говорить по отношению к старикам и об очень сложной проблеме – проблеме границ психической реальности. Для этого возраста она может стать болезненно напряженной из-за увеличивающейся зависимости от других людей. Это приводит к появлению достаточно распространенного явления, которое можно назвать «синдромом мученика». Для такого человека часто лучший способ добиться жизненного успеха связан с проигрышем. Классический пример «синдрома мученика» – человек, страдающих от болезней, реальных и мнимых, включающий в свои мучительные переживания всех вокруг.

Чаще всего это бывает с одинокими стареющими матерями, которые проявляют удивительную изобретательность, чтобы всеми силами воздействовать на жизнь своих взрослых детей. Типичность таких историй, безжалостность поведения стареющей женщины бывает потрясающей – думая только о себе, охваченная страхом одиночества, она безжалостно может разбить жизнь собственного ребенка. Неважно даже, сын это или дочь.

Увеличение зависимости от других людей – психологическая задача, требующая решения. Такого решения, которое не толкало бы стареющего человека в бездну отчаяния, а поддерживало внем чувство собственной значимости. Достойные варианты решения такой задачи существуют, далеко не всегда их можно увидеть. Но ясные, спокойные глаза стариков говорят об их существовании красноречивее многих научных фактов.

Старики, просящие милостыню, не редкость на наших улицах; старики, угасающие в нищете и одиночестве, забытые всеми. Мы провозгласили критерием истины силу разрушения. Ум – философия жизни – рождается не только в действии, но и в созерцании, не только в приказе, но и в диалоге, не только в эгоцентризме «я думаю», но и в чувстве ответственности – «мы живем…».

Если воспринимать человека только по одному признаку возраста, то от его экзистенциальности не останется ничего. Если лишить его связи с другими людьми, то в своей космической робинзонаде он не ощутит ничего, кроме той же космической тоски, разрушающей его сознание без надежды на восстановление.

Большая нежность и терпимость, отличающая по большей части отношение пожилых людей к детям, часто поддерживает этот процесс замены отца дедом. Впоследствии, когда ребенок подрастает, то эта ассоциация, уже успевшая установиться, еще более усиливается, так как теперь сходство отца с сохранившимся в воспоминании образом деда становится еще больше. Все это верно и в отношении девочек.

Неоднократно констатировалось, до какой степени мальчик иной раз «выходит» в деда (в отношении характера или некоторого общего направления ума или в некоторых мелочах манеры держаться). С особой яркостью это сказалось при изучении гениальности: выяснилось, что гораздо чаще, чем гениальность в двух смежных поколениях, существуют два ряда: «посредственность – гений – посредственность» и «гений – посредственность – гений».

Для внука может стать предметом глубочайшего интереса личность деда. Все это в одинаковой мере относится не только к гениальности, но и к другим качествам: особенно хороший пример – пьянство.

Старики могут и должны для растущего человека быть источником жизненной философии – не абстрактной, а конкретно воплощенной в их собственной жизни. Общение с ними незаменимо ничем, так как они осуществляют ту связь времен, без которой невозможно само знание об осуществимости жизни в любом возрасте. Это очень хорошо умели выразить гениальные старики человечества.

Гениальные старики сами подводили итоги своей жизни, используя тот вид творчества, которым они занимались всю жизнь. Это не только решение важнейшей психологической задачи старости – подведение жизненных итогов, но и диалог со временем. Оценка собственной жизни, подведение ее итогов далеко не праздное занятие для старых людей – это из жизненная задача, решение которой будет скаршивать соответствующими чувствами дни.

Долголетие и долгожители

Основная проблема геронтологии была сформулированна еще в тридцатые годы XX века академиком А.А. Богомольцем – это изучение старения организма с целью профилактики его преждевременного старческого увядания. Российские ученые установили, что человек сохраняет способность к активной деятельности и адаптации до тех пор, пока он получает соответствующие нагрузки, на которые нужно реагировать. В современной науке о старости центральное место занимает конкретно-практическая задача поддержания жизни человека на определенном стабильном уровне, расширения сроков индивидуальной жизни, изменения сроков наступления нетрудоспособной старости и самого характера старения. В современном мире человек, достигнув возраста 70-80 лет, стоит в преддверии биологического лимита времени, определяемого видовыми, наследственными и индивидуальными свойствами.

Тем важнее становится исследование фактов и факторов человеческого долголетия и долгожительства, то есть возраста свыше 90 лет.

При исследовании феномена долгожительства и анализе природно-экологических, климатических факторов ученые указывают на особое значение высокогорья, поскольку именно в горных районах долгожители встречаются наиболее часто. На земном шаре известны три горных места, знаменитых своими долгожителями: Кавказ, Вилькамбамба в Южной Америке, Хунза в Гималаях (Пакистан).

Отмечается значение физиоморфологических особенностей. Долгожители – это, как правило, худые активные люди, любители свежего воздуха, у нет старческих недугов, органических заболеваний. Жизнь завершается естественным образом.

Особое значение в качестве фактора, противостоящего инволюции в целом и способствующего активному долголетию человека, имеет его творческая деятельность.

Высокий творческий потенциал в период геронтогенеза обусловлен рядом факторов, в том числе психологических, которые действуют на протяжении всего жизненного пути человека. К числу наиболее типичных особенностей творческих людей относится широта их интересов. У лиц, занимающихся творческим трудом, происходит мобилизация различных функий, включение их в общую структуру интеллекта как целостного образования, устойчиво противостоящего процессу старения. Творчество предполагает выраженное в максимальной степени единство личности и субъекта деятельности. Творческая личность ориентированна на вклад, полезный не отдельным группам, а обществу в целом, и чем масштабнее личность, тем в большей степени выражена ее ориентация на будущее, на социальный прогресс.

Творческая деятельность в известной мере выступает в качестве фактора не только прсихологического и социального, но и биологического долголетия.

Побольше бы среди нас было таких стариков, какие живут на Кавказе, где долгожительство существует как нормальное бытовое явление. Есть книга Полы Гарб под названием «долгожители», в которой она использует данные Г.В. Старовойтовой и свои собственные исследования. Следующие явления привлекают внимание:

ü старые люди, в том числе старше 90 лет, ежедневно беседуют с родственниками и ближайшими соседями, по крайней мере раз в неделю встречаются со своими друзьями. Цель большей части бесед молодежи и людей среднего возраста со стариками – получить совет по важным вопросам современной жизни;

ü старики в Абхазии пользуются большим уважением, что укрепляет в них столь ярко выраженное чувство собственного достоинства;

ü стремление быть здоровым, отсутствие привычки жаловаться на болезни, отсутствие интереса к болезням (известно, что самооценка возможностей собственной кончины является порождением депрессии или другими эмоциональными осложнениями);

ü у стариков Абхазии нет признаков депрессии, часто являющейся причиной старческого маразма;

ü многообразие интересов, желание жить полной жизнью;

ü это люди с особым чувством юмора, стремлением всегда быть в окружении других людей;

ü долгожители склонны воспринимать все, что происходит в их жизни, результатом их собственных действий, а не каких-то внешних сил.

Заключение

Интерес человека к самому себе естественен и обоснован. Интерес к другим людям часто имет совсем другие причины, и разнообразие их столь же велико, как и разнообразие человеческих судеб. Наука пытается анализировать жизнь людей, организуя непосредственный живой интерес людей друг к другу с помощью теорий, категорий, понятий и других средств и способов мышления, которыми обладают люди науки.

Жизнь устроена так, что рано или поздно любой из нас сталкивается с жизненной ситуацией, которая заставляет обсуждать, ставить, формулировать вопросы.

Ответы могут быть самые разные, но все они будут отнесены к тому периоду жизни, который человек переживает. А периоды могут быть разные – критические, сензитивные, стабильные. Каждый период имеет свое происхождение и, в известном смысле, может быть предсказан даже самим человеком, если он научился анализировать свою жизнь. Возможность анализа своей и чужой жизнидает возрастная психология.

Список использованной литературы:

1.Абрамова Г. С. «Возрастная психология»

Екатеринбург, 1999г.

2.Гемезо М. В., Герасимова В. С., Горелова Г. Г., Орлова Л. М., «Возрастная психология: от молодости до старости», Москва, 1999г.

3.Амосов Н. М. «Преодоление старости», Москва, 1999г.

[1] Томас Ханна «искусство не стареть. (Как вернуть гибкость и здоровье) СПб.,1996г. (Серия «Исцели себя сам»).

[2] Таблица Холмса и Ранге, по которой выводится среднее арифметическое из суммы баллов, соответствующих каждому событию, указанному в списке, произошедших за последние 2 года.

[3]Шахматов Н.Ф. «Психическое старение: счастливое и болезненное» М., 1996г.

[4] Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. «Семейная психотерапия» Л., 1990г.

[5] А.В. Толстых. «На едине со всеми: О психологии общения»., Мн., 1990г.

Наши рекомендации