Изучение детей с закрытой ринолалией

Задачи логопедического обследования.

1) необходимо представить общую картину нарушений речи, выделить основной дефект и вторичные нарушения;

2) выявить особенности психического развития ребенка и определить возможности развития личности;

З) подробное исследование симптоматики нарушения речи с целью определения возможностей развития ребенка и путей коррекции его дефекта.

В обследование входит:

- описание анатомических особенностей строения всего артикуляционного аппарата;

- определение состояния физиологического и речевого дыхания;

- выявление особенностей звукопроизношения;

- определение уровней общеречевого и интеллектуального развития;

- изучение изменений в эмоционально-волевой сфере ребенка.

Логопед должен изучить медицинскую документацию. В каком возрасте появилось нарушение? Было ли оперативное вмешательство? Когда? Какова результативность? Логопед ознакомляется с заключение отоларинголога. Большее внимание в своем обследовании ребенка с закрытой ринолалией логопед уделяет изучению анатомо-физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата; выразительной стороне речи; обследованию дыхания, дифференциации носового и ротового дыхания обследованию фонематического слуха, просодике и голосу. Все полученные результаты

фиксируются в речевой карте.

РЕЧЕВАЯ КАРТА

Анамнестические данные.

ФИО ребенка__________________________________________________________________

Возраст_______________________________________________________________________

Состав семьи__________________________________________________________________

Мать (образование, место работы)________________________________________________

Отец (образование, месть работы)________________________________________________

Течение беременности:

какая по счету___, возраст матери_____, отца____в начале беременности.

1-я половина. (токсикоз слабый, выраженный, анемия, нефропатия, инфекционные заболевания, резус-конфликт, отеки, повышенное АД, угроза выкидыша (срок), ОРЗ, грипп, мед.лечение)____________________________________________________________

2-я половина. (токсикоз слабый, выраженный, анемия, нефропатия, инфекционные заболевания, резус-конфликт, отеки, повышенное АД, угроза выкидыша (срок), ОРЗ, грипп, мед.лечение)____________________________________________________________

Роды:

Какие по счету________, на каком сроке (в срок, преждевременные, поздние)

Самостоятельные, вызваны, оперативные (плановые, вынужденные)

Родовспоможение: стимуляция, капельница, механическое выдавливание плода, щипцы, вакуум, кесаревосечение, наркоз.

Длительность родов (быстрые, длительные)

Оценка по шкале Апгар ___________ Вес_________ Рост_________

Закричал (сразу, после отсасывании слизи, после похлопывании, проводилась реанимация)____________________

Характер крика (громкий, слабый, запищал)

Имели место (обвитие пуповиной вокруг шеи, короткая пуповина, узловая пуповина, перелом ключицы, зеленые околоплодные воды и т.д.)_______________________________

Диагноз при рождении (родовая травма, асфиксия в родах, пренатальная энцефалопатия, гипертенционно-гидроцефальный синдром, гипотрофия, т.д.)_________________________

В 1-е кормление грудь взял активно/вяло__________________________________________

Выписаны из роддома на_______сутки, позже (из-за матери/ребенка, переведен в отделение недоношенных, больницу)_____________________________________________

Отмечались: двигательное беспокойство, частые и обильные срыгивания, нарушение сна и бодрствования, тремор ручек, подбородка, судороги и др.____________________________

Моторные функции: голову держит с______мес; сидит с ______мес; вставать с______мес; ходит с____мес;

Речевое развитие: гуление с______мес; лепет с_____мес; слова с______мес; фраза с______мес.

Особенности речевого развития__________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Перенесенные заболевания до 1 года (простуды, инфекционные заболевания, аллергические реакции, травмы и др.) _____________________________________________

После года____________________________________________________________________

Травмы головы, сотрясение головного мозга, лечение (стационарное/амбулаторное) в возрасте___

Физический слух__________________________зрение_______________________________

Наблюдался у невропатолога с диагнозом__________________________________________

снят с учета с________________(состоит до настоящего времени)

СОСТОЯНИЕ ОБЩЕЙ, ТОНКОЙ, АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ, МИМИЧЕСКОЙ МУСКУЛАТУРЫ

Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Губы: толстые, тонкие, укороченная верхняя губа, неполное смыкание губ;

Челюсти: прогения, прогнатия;

Прикус: открытый передний, открытый боковой;

Зубы: мелкие, излишне крупные передние зубы, отсутствие,;

Язык: излишне толстый, не умещающийся во рту, излишне узкий, укороченная подъязычная связка;

Небо (твердое, мягкое): излишне низкое твердое небо, «готическое»; укороченное мягкое небо, раздвоение маленького язычка.

Общая моторика

Перед выполнением каждой пробы ребенку дается подробная инструкция и при необходимости показы­вается правильное выполнение.

1. Статическая координация движений:

а) поставить стопы на одну линию, руки свободно опущены, закрыть глаза, удерживать позу в течение 10 секунд;

б) встать на левую (правую) ногу, руки свободно опушены, закрыть глаза, удерживать позу в течение 10 секунд;

в) встать на носочки, руки свободно опущены, за­крыть глаза, удерживать позу в течение 10 секунд.

Оценка. При оценке пробы учитывается схождение с места, балансирование руками, открывание глаз, время выполнения задания.

4 балла - выполнены все пробы, ребенок в течение 10 секунд удерживает статическую позу.

3 балла - выполнены пробы «а», «б», ребенок в те­чение 7-8 секунд удерживает статическую позу, могут отмечаться открывание глаз и балансирование рука­ми.

2 балла - выполнена проба «а», ребенок в течение 3-5 секунд удерживает статическую позу, балансируя руками и (или) с открытыми глазами.

1 балл - невозможность удержания статической позы более 2 секунд.

2. Динамическая координация движений:

а) прыгать с места через веревку, протянутую на вы­соте от 30 до 50 см от пола (6 раз);

б) прыгать на правой и левой ноге поочередно, поджав другую ногу;

в) в течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых рук описывать в воздухе круги произвольного, но одинакового размера. Правой рукой круги описываются по направлению часовой стрелки, левой – в обратном направлении;

Оценка. При оценке пробы учитывается правильность, четкость, темп выполнения движений, наличие синкине­зий (непроизвольных согласованных движений).

4 балла - правильно выполнены все пробы, движе­ния быстрые, четкие, координированные.

3 балла - правильно выполнены пробы «а», «б», на­рушены координация и темп движений при выполне­нии пробы «в».

2 балла - движения выполняются в замедленном темпе, нарушены четкость и координация движений.

1 балл - невозможность выполнения тестов.

Тонкая моторика

1. Кинестетический праксис:

а) по зрительному образцу. Движения выполняются поочередно левой и правой рукой по предлагаемому образцу, локоть опирается на стол, после фиксирова­ния каждой позы руку свободно кладут на стол:

- «Кольцо»;

- «Зайчик»;

- соединить в кольцо большой палец и мизинец (кисть руки и остальные пальцы направлены вверх);

- «Коза».

б) по кинестетическому образцу. Образцы поз те же, что в пробе «а». Попросить ребенка закрыть глаза, сло­жить его пальцы в нужную позу, затем рука распрям­ляется, и ребенку необходимо воспроизвести заданную позу самостоятельно.

Оценка. При оценке пробы учитывается темп, пра­вильность, четкость выполнения движений.

4 балла - выполнены пробы «а», «б». Движения вы­полняются быстро, правильно, четко.

3 балла - выполнены пробы «а», «б». При выполне­нии пробы «а» может отмечаться «зеркальность» (по­вторение движений противоположной рукой, другими парами пальцев). Темп при выполнении пробы «б» за­медлен, может отмечаться поиск нужной позы.

2 балла - выполнена проба «а», заданная поза подбирается методом поиска, темп движения резко замедлен, может отмечаться «зеркальность». Проба «б» не выполняется, либо позы воспроизводятся не­верно.

1 балл - невозможность правильного повторения движений.

2. Динамический праксис.

Проба «Кулак - ребро - ладонь» - ударять по сто­лу рукой последовательно в трех положениях вначале по образцу (не более 3 раз), затем самостоятельно:

Поочередно проба проводится правой и левой ру­кой.

По мере выполнения пробы ребенку предлагается закрыть глаза, затем прикусить язык (сенсибилизиро­ванные условия). Время выполнения - до 1 минуты на каждую руку.

Оценка. При оценке пробы учитывается темп, чет­кость и правильность выполнения движений.

4 балла - темп быстрый, движения правильные, четкие.

3 балла - темп движения при введении сенсибили­зированных условий замедляется, четкость движений нарушена.

2 балла - темп резко замедлен, при введении сенсибилизированных условий отмечается уподобление движения (например, удары только ладонью).

1 балл - невозможность правильного повторения движений.

Артикуляционная моторика

1. Удержание статической позы.

Ребенку предлагается повторить движения по об­разцу:

а) «Заборчик», удерживать положение губ в течение 10 секунд;

б) «Блинчик», удерживать положение языка в течение 10 секунд;

в) улыбнуться, открыть рот, положить язык на верхнюю губу, удерживать положение языка в течение 10 секунд.

При оценке учитывается точность выполнения зада­ния, время удержания позы, наличие саливации (слю­нотечения), девиация губ, языка, нарушения дыхания, появление гиперкинезов, потливости, покраснения (бледности) кожных покровов и другой неврологиче­ской симптоматики.

Оценка:

4 балла - пробы выполняются правильно, поза удерживается не менее 10 секунд.

3 балла - пробы выполняются правильно, поза удер­живается в течение 6-7 секунд, может отмечаться нали­чиe саливации при отсутствии другой симптоматики.

2 балла - статическая поза при выполнении проб «а», «б», «в» удерживается 3-4 секунды. Отмечается наличие сопутствующей сим­птоматики.

1 балл - невозможность удержания статической позы.

З. Динамическая координация движений.

Ребенку предлагается выполнить серию движений по образцу:

а) «Заборчик-трубочка», «Качели»;

б) улыбнуться, открыть рот, высунуть язык, при­кусить его зубами; открыть рот, высунуть язык, двигать им одновременно с нижней челюстью влево-вправо; «Почистим зубки».

Оценка. При оценке учитываются правильность, четкость, быстрота переключаемости движений, нали­чие саливации, неврологической симптоматики.

4 балла - выполнены обе пробы, движения выпол­няются правильно, четко, быстро, сопутствующей сим­птоматики не отмечается.

3 балла - выполнены обе пробы. При выполнении второй серии движений темп замедлен, четкость негру­бо нарушена, может отмечаться саливация.

2 балла - выполнена проба «а», темп движений рез­ко замедлен, четкость выполнения движений грубо на­рушена, отмечается сопутствующая симптоматика (саливация, синкинезии, гиперкинезы).

1 балл - полная невозможность выполнения серии движений.

Мимическая мускулатура

Выполнить движения по инструкции (в случае не­возможности выполнения движений по инструкции можно предложить ребенку образец):

- поднять брови вверх;

- нахмурить лоб и брови;

- поочередно зажмурить каждый глаз;

- плотно соединить губы, вытянуть их впе­ред, вращать ими по кругу;

- надуть щеки.

Оценка. При оценке пробы учитывается правильное, быстрое, четкое выполнение задания на основе данной инструкции или по образцу. Отмечается наличие сгла­женности носогубных складок, плотность смыкания губ.

4 балла - проба выполняется быстро, правильно, четко по инструкции.

3 балла - проба выполняется по инструкции или образцу, четкость и темп снижены. Может отмечаться нерезко выраженная сглаженность носогубных скла­док.

2 балла - проба выполняется по образцу, четкость и темп резко снижены. Затруднено или невозможно по­очередное закрывание глаз. Отмечается сглаженность носогубных складок или неплотное смыкание губ.

1 балл - полная невозможность выполнения задания.

СОСТОЯНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Звуки Замена Искажение Отсутствие Смешение
А Б В А Б В Б В Б В
С                    
С'                    
З                    
З'                    
Ц                    
Ш                    
Ж                    
Ч                    
Щ                    
Р                    
Р'                    
Л                    
Л'                    
Й                    
М                    
Н                    
Б                    
Д                    
В                    
К                    
К'                    
Г                    
Г'                    
Х                    
Х'                    

А – произносит звук изолированно;

Б – произносит звук в слове;

В – произносит звук в спонтанной речи.

Оценка.

4 балла - правильное произношение всех звуков.

3 балла - варианты: нарушены или отсутствует 1 звук (1 группа звуков) по типу искажений изолиро­ванно и (или) в самостоятельной речи; нарушены или отсутствуют 2 звука (2 группы неоппозиционных зву­ков) по типу искажений изолированно и (или) в спон­танной речи.

2 балла - варианты: нарушены 2 группы звуков по типу замен; нарушены 3 груп­пы звуков по типу искажений и замен.

1 балл - нарушены более 4 групп звуков по типу ис­кажений и замен.

Наши рекомендации