Изучение детей с закрытой ринолалией
Задачи логопедического обследования.
1) необходимо представить общую картину нарушений речи, выделить основной дефект и вторичные нарушения;
2) выявить особенности психического развития ребенка и определить возможности развития личности;
З) подробное исследование симптоматики нарушения речи с целью определения возможностей развития ребенка и путей коррекции его дефекта.
В обследование входит:
- описание анатомических особенностей строения всего артикуляционного аппарата;
- определение состояния физиологического и речевого дыхания;
- выявление особенностей звукопроизношения;
- определение уровней общеречевого и интеллектуального развития;
- изучение изменений в эмоционально-волевой сфере ребенка.
Логопед должен изучить медицинскую документацию. В каком возрасте появилось нарушение? Было ли оперативное вмешательство? Когда? Какова результативность? Логопед ознакомляется с заключение отоларинголога. Большее внимание в своем обследовании ребенка с закрытой ринолалией логопед уделяет изучению анатомо-физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата; выразительной стороне речи; обследованию дыхания, дифференциации носового и ротового дыхания обследованию фонематического слуха, просодике и голосу. Все полученные результаты
фиксируются в речевой карте.
РЕЧЕВАЯ КАРТА
Анамнестические данные.
ФИО ребенка__________________________________________________________________
Возраст_______________________________________________________________________
Состав семьи__________________________________________________________________
Мать (образование, место работы)________________________________________________
Отец (образование, месть работы)________________________________________________
Течение беременности:
какая по счету___, возраст матери_____, отца____в начале беременности.
1-я половина. (токсикоз слабый, выраженный, анемия, нефропатия, инфекционные заболевания, резус-конфликт, отеки, повышенное АД, угроза выкидыша (срок), ОРЗ, грипп, мед.лечение)____________________________________________________________
2-я половина. (токсикоз слабый, выраженный, анемия, нефропатия, инфекционные заболевания, резус-конфликт, отеки, повышенное АД, угроза выкидыша (срок), ОРЗ, грипп, мед.лечение)____________________________________________________________
Роды:
Какие по счету________, на каком сроке (в срок, преждевременные, поздние)
Самостоятельные, вызваны, оперативные (плановые, вынужденные)
Родовспоможение: стимуляция, капельница, механическое выдавливание плода, щипцы, вакуум, кесаревосечение, наркоз.
Длительность родов (быстрые, длительные)
Оценка по шкале Апгар ___________ Вес_________ Рост_________
Закричал (сразу, после отсасывании слизи, после похлопывании, проводилась реанимация)____________________
Характер крика (громкий, слабый, запищал)
Имели место (обвитие пуповиной вокруг шеи, короткая пуповина, узловая пуповина, перелом ключицы, зеленые околоплодные воды и т.д.)_______________________________
Диагноз при рождении (родовая травма, асфиксия в родах, пренатальная энцефалопатия, гипертенционно-гидроцефальный синдром, гипотрофия, т.д.)_________________________
В 1-е кормление грудь взял активно/вяло__________________________________________
Выписаны из роддома на_______сутки, позже (из-за матери/ребенка, переведен в отделение недоношенных, больницу)_____________________________________________
Отмечались: двигательное беспокойство, частые и обильные срыгивания, нарушение сна и бодрствования, тремор ручек, подбородка, судороги и др.____________________________
Моторные функции: голову держит с______мес; сидит с ______мес; вставать с______мес; ходит с____мес;
Речевое развитие: гуление с______мес; лепет с_____мес; слова с______мес; фраза с______мес.
Особенности речевого развития__________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Перенесенные заболевания до 1 года (простуды, инфекционные заболевания, аллергические реакции, травмы и др.) _____________________________________________
После года____________________________________________________________________
Травмы головы, сотрясение головного мозга, лечение (стационарное/амбулаторное) в возрасте___
Физический слух__________________________зрение_______________________________
Наблюдался у невропатолога с диагнозом__________________________________________
снят с учета с________________(состоит до настоящего времени)
СОСТОЯНИЕ ОБЩЕЙ, ТОНКОЙ, АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ, МИМИЧЕСКОЙ МУСКУЛАТУРЫ
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Губы: толстые, тонкие, укороченная верхняя губа, неполное смыкание губ;
Челюсти: прогения, прогнатия;
Прикус: открытый передний, открытый боковой;
Зубы: мелкие, излишне крупные передние зубы, отсутствие,;
Язык: излишне толстый, не умещающийся во рту, излишне узкий, укороченная подъязычная связка;
Небо (твердое, мягкое): излишне низкое твердое небо, «готическое»; укороченное мягкое небо, раздвоение маленького язычка.
Общая моторика
Перед выполнением каждой пробы ребенку дается подробная инструкция и при необходимости показывается правильное выполнение.
1. Статическая координация движений:
а) поставить стопы на одну линию, руки свободно опущены, закрыть глаза, удерживать позу в течение 10 секунд;
б) встать на левую (правую) ногу, руки свободно опушены, закрыть глаза, удерживать позу в течение 10 секунд;
в) встать на носочки, руки свободно опущены, закрыть глаза, удерживать позу в течение 10 секунд.
Оценка. При оценке пробы учитывается схождение с места, балансирование руками, открывание глаз, время выполнения задания.
4 балла - выполнены все пробы, ребенок в течение 10 секунд удерживает статическую позу.
3 балла - выполнены пробы «а», «б», ребенок в течение 7-8 секунд удерживает статическую позу, могут отмечаться открывание глаз и балансирование руками.
2 балла - выполнена проба «а», ребенок в течение 3-5 секунд удерживает статическую позу, балансируя руками и (или) с открытыми глазами.
1 балл - невозможность удержания статической позы более 2 секунд.
2. Динамическая координация движений:
а) прыгать с места через веревку, протянутую на высоте от 30 до 50 см от пола (6 раз);
б) прыгать на правой и левой ноге поочередно, поджав другую ногу;
в) в течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых рук описывать в воздухе круги произвольного, но одинакового размера. Правой рукой круги описываются по направлению часовой стрелки, левой – в обратном направлении;
Оценка. При оценке пробы учитывается правильность, четкость, темп выполнения движений, наличие синкинезий (непроизвольных согласованных движений).
4 балла - правильно выполнены все пробы, движения быстрые, четкие, координированные.
3 балла - правильно выполнены пробы «а», «б», нарушены координация и темп движений при выполнении пробы «в».
2 балла - движения выполняются в замедленном темпе, нарушены четкость и координация движений.
1 балл - невозможность выполнения тестов.
Тонкая моторика
1. Кинестетический праксис:
а) по зрительному образцу. Движения выполняются поочередно левой и правой рукой по предлагаемому образцу, локоть опирается на стол, после фиксирования каждой позы руку свободно кладут на стол:
- «Кольцо»;
- «Зайчик»;
- соединить в кольцо большой палец и мизинец (кисть руки и остальные пальцы направлены вверх);
- «Коза».
б) по кинестетическому образцу. Образцы поз те же, что в пробе «а». Попросить ребенка закрыть глаза, сложить его пальцы в нужную позу, затем рука распрямляется, и ребенку необходимо воспроизвести заданную позу самостоятельно.
Оценка. При оценке пробы учитывается темп, правильность, четкость выполнения движений.
4 балла - выполнены пробы «а», «б». Движения выполняются быстро, правильно, четко.
3 балла - выполнены пробы «а», «б». При выполнении пробы «а» может отмечаться «зеркальность» (повторение движений противоположной рукой, другими парами пальцев). Темп при выполнении пробы «б» замедлен, может отмечаться поиск нужной позы.
2 балла - выполнена проба «а», заданная поза подбирается методом поиска, темп движения резко замедлен, может отмечаться «зеркальность». Проба «б» не выполняется, либо позы воспроизводятся неверно.
1 балл - невозможность правильного повторения движений.
2. Динамический праксис.
Проба «Кулак - ребро - ладонь» - ударять по столу рукой последовательно в трех положениях вначале по образцу (не более 3 раз), затем самостоятельно:
Поочередно проба проводится правой и левой рукой.
По мере выполнения пробы ребенку предлагается закрыть глаза, затем прикусить язык (сенсибилизированные условия). Время выполнения - до 1 минуты на каждую руку.
Оценка. При оценке пробы учитывается темп, четкость и правильность выполнения движений.
4 балла - темп быстрый, движения правильные, четкие.
3 балла - темп движения при введении сенсибилизированных условий замедляется, четкость движений нарушена.
2 балла - темп резко замедлен, при введении сенсибилизированных условий отмечается уподобление движения (например, удары только ладонью).
1 балл - невозможность правильного повторения движений.
Артикуляционная моторика
1. Удержание статической позы.
Ребенку предлагается повторить движения по образцу:
а) «Заборчик», удерживать положение губ в течение 10 секунд;
б) «Блинчик», удерживать положение языка в течение 10 секунд;
в) улыбнуться, открыть рот, положить язык на верхнюю губу, удерживать положение языка в течение 10 секунд.
При оценке учитывается точность выполнения задания, время удержания позы, наличие саливации (слюнотечения), девиация губ, языка, нарушения дыхания, появление гиперкинезов, потливости, покраснения (бледности) кожных покровов и другой неврологической симптоматики.
Оценка:
4 балла - пробы выполняются правильно, поза удерживается не менее 10 секунд.
3 балла - пробы выполняются правильно, поза удерживается в течение 6-7 секунд, может отмечаться наличиe саливации при отсутствии другой симптоматики.
2 балла - статическая поза при выполнении проб «а», «б», «в» удерживается 3-4 секунды. Отмечается наличие сопутствующей симптоматики.
1 балл - невозможность удержания статической позы.
З. Динамическая координация движений.
Ребенку предлагается выполнить серию движений по образцу:
а) «Заборчик-трубочка», «Качели»;
б) улыбнуться, открыть рот, высунуть язык, прикусить его зубами; открыть рот, высунуть язык, двигать им одновременно с нижней челюстью влево-вправо; «Почистим зубки».
Оценка. При оценке учитываются правильность, четкость, быстрота переключаемости движений, наличие саливации, неврологической симптоматики.
4 балла - выполнены обе пробы, движения выполняются правильно, четко, быстро, сопутствующей симптоматики не отмечается.
3 балла - выполнены обе пробы. При выполнении второй серии движений темп замедлен, четкость негрубо нарушена, может отмечаться саливация.
2 балла - выполнена проба «а», темп движений резко замедлен, четкость выполнения движений грубо нарушена, отмечается сопутствующая симптоматика (саливация, синкинезии, гиперкинезы).
1 балл - полная невозможность выполнения серии движений.
Мимическая мускулатура
Выполнить движения по инструкции (в случае невозможности выполнения движений по инструкции можно предложить ребенку образец):
- поднять брови вверх;
- нахмурить лоб и брови;
- поочередно зажмурить каждый глаз;
- плотно соединить губы, вытянуть их вперед, вращать ими по кругу;
- надуть щеки.
Оценка. При оценке пробы учитывается правильное, быстрое, четкое выполнение задания на основе данной инструкции или по образцу. Отмечается наличие сглаженности носогубных складок, плотность смыкания губ.
4 балла - проба выполняется быстро, правильно, четко по инструкции.
3 балла - проба выполняется по инструкции или образцу, четкость и темп снижены. Может отмечаться нерезко выраженная сглаженность носогубных складок.
2 балла - проба выполняется по образцу, четкость и темп резко снижены. Затруднено или невозможно поочередное закрывание глаз. Отмечается сглаженность носогубных складок или неплотное смыкание губ.
1 балл - полная невозможность выполнения задания.
СОСТОЯНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
Звуки | Замена | Искажение | Отсутствие | Смешение | ||||||
А | Б | В | А | Б | В | Б | В | Б | В | |
С | ||||||||||
С' | ||||||||||
З | ||||||||||
З' | ||||||||||
Ц | ||||||||||
Ш | ||||||||||
Ж | ||||||||||
Ч | ||||||||||
Щ | ||||||||||
Р | ||||||||||
Р' | ||||||||||
Л | ||||||||||
Л' | ||||||||||
Й | ||||||||||
М | ||||||||||
Н | ||||||||||
Б | ||||||||||
Д | ||||||||||
В | ||||||||||
К | ||||||||||
К' | ||||||||||
Г | ||||||||||
Г' | ||||||||||
Х | ||||||||||
Х' |
А – произносит звук изолированно;
Б – произносит звук в слове;
В – произносит звук в спонтанной речи.
Оценка.
4 балла - правильное произношение всех звуков.
3 балла - варианты: нарушены или отсутствует 1 звук (1 группа звуков) по типу искажений изолированно и (или) в самостоятельной речи; нарушены или отсутствуют 2 звука (2 группы неоппозиционных звуков) по типу искажений изолированно и (или) в спонтанной речи.
2 балла - варианты: нарушены 2 группы звуков по типу замен; нарушены 3 группы звуков по типу искажений и замен.
1 балл - нарушены более 4 групп звуков по типу искажений и замен.