Что такое дальнозоркость по Гельмгольцу?
У многих людей, считал Гельмгольц, с возрастом ослабевает работа цили-арной мышцы. В результате хрусталик – плоский, фокус хрусталика находится на сетчатке, и классические дальнозоркие люди прекрасно видят вдаль.
Но вот надо увидеть вблизи, прочитать газету. Чтобы увидеть вблизи, надо сжать хрусталик, сделать его выпуклым. Но силы цилиарной мышцы не хватает, чтобы сжать хрусталик. И человек смотрит в книгу, а четкое изображе-ние шрифта находится за пределами оптичес-кой системы, где-то ближе к затылку, а на сет-чатке будет неясное размытое пятно.
И тогда Гельмгольц предложил компенсиро-вать дальнозоркость с помощью двояковыпук-лой («плюсовой») очковой линзы. Фокусное расстояние системы «выпуклая линза + плос-кий хрусталик» уменьшается. С помощью очков фокус заводится внутрь глаза и дально-зоркие люди в «плюсовых» очках прекрасно видят вблизи. И вот с тех пор почти 160 лет все глазные врачи мира подбирают дальнозорким
людям «плюсовые» очки и рекомендуют их для чтения и для работы вблизи.
У кого дальнозоркость, поднимите руки, пожалуйста. У меня тоже была дальнозоркость. Ну, казалось бы, все – западня, от очков никуда не денешься. Но на наше с вами счастье, жил на свете замечательный американский ученый, профессор, офтальмолог Уильям Бейтс. Бейтс был очень честным человеком. После окончания мединститута он 5 лет проработал глазным врачом и пришел в ужас и отчаяние от результатов своей работы. У всех, до единого пациентов, которым Бейтс прописал очки, зрение от очков – ухудшилось. Ни одному паци-енту очки зрения не вернули. И тогда он задался вопросом: «Как же так, он же глазной врач, он же должен пациентам глаза лечить? Он им очки прописывает, а им от очков все хуже и хуже». И, спустя 2-3 года, они приходят и требуют более толстые и более сильные очки. И второе, на что обратил внимание Бейтс, это то, что некоторые его пациенты уезжали летом в деревню или в горы, и там
4 В.Г. Жданов
случайно теряли или разбивали очки. А он жил еще в 19-м веке, очки стоили до-
вольно дорого, и люди с плохим зрением вынуждены были месяц-второй обхо-диться без очков. Когда они возвращались с этого отдыха, приходили к нему за очками, он у них по проверочной таблице проверял зрение, и с удивлением от-мечал, что у многих, из-за того, что они ходили без очков, зрение глаз начинало улучшаться. Бейтс 30 лет изучал работу человеческого глаза. Он разработал и изготовил уникальный по тому времени прибор, который назвал ретиноскоп. С помощью ретиноскопа с расстояния до 2-х метров он мог определять параметры глаза. И он смотрел, как меняется зрение у дальнозорких людей, у близоруких, у детей во время игры, у спортсменов.
И вот, изучая 30 лет работу человеческого глаза, Бейтс пришел к выводу, что теория зрения Германа Гельмгольца не верна вообще и изображение в человеческом глазу строится совсем не так, как это предположил Гельмгольц – за счет работы цилиарной мышцы изменение кривизны хрусталика, а изобра-жение в человеческом глазу строится точно так же, как оно строится в простей-шем фотоаппарате – за счет изменения длины самого глаза. И здесь основную работу в процессе аккомодации, то есть наведения глаза на резкость, играют шесть глазодвигательных мышц.
У каждого человека в каждом глазу находится по шесть глазодвигательных мышц:
- верхняя продольная – поднимает глаз вверх;
- нижняя продольная – опускает глаз вниз;
- внутренняя боковая продольная, которая глаз
сводит к носу;
- наружная боковая продольная, которая глаз
уводит в сторону;
- две очень важные, так называемые попереч- ные мышцы глаз: верхняя поперечная, которая глаз полукругом облегает сверху и нижняя поперечная, которая глаз полукругом облегает снизу.
Так как же человек видит на самом деле? Когда все шесть глазодвигательных мышц пол-ностью расслаблены, глаз, действительно, за счет избыточного внутреннего давления при-нимает форму шара, фокус хрусталика нахо-дится на сетчатке, и такой расслабленный глаз прекрасно видит вдаль.
Но вот надо увидеть вблизи, прочитать газету. Чтобы увидеть вблизи надо изменить парамет-ры этой оптической системы. Оказывается, для того, чтобы увидеть вблизи, человек делает следующее: он еще больше расслабляет про-дольные мышцы и напрягает верхнюю и ниж-нюю поперечные мышцы глаза, а глаз-то у нас жидкий: за счет этого сжатия, он вытягивается
ПОРА СНИМАТЬ ОЧКИ 5
«огурчиком» вперед (как объектив у фотоаппарата), фокус уходит внутрь глаза, и такой вытянутый впе-ред глаз прекрасно видит вблизи. Надо человеку опять увидеть даль, он моргает, расслабляет по-перечные мышцы, продольными мышцами глаз под-
тягивает, глаз снова приобретает форму шара, и он снова прекрасно видит вдаль.