Топографические карты армий иностранных государств
Знание иностранных карт является обязательным для разведчиков.
Основные принципы изображения местности во многих странах сходны. Тот, кто хорошо освоил свои карты, без особых затруднений сможет прочитать иностранную карту. Рельеф на топокартах всех стран изображается горизонталями, применяются приблизительно одинаковые цвета при изображении лесов, вод и дорог. Наибольшую трудность представляет определение координат, расстояний и чтение условных знаков местных предметов.
Чтобы определить точные координаты объекта на иностранной карте, необходимы прочные навыки в переводе снятых координат объекта в нашу систему координат, умение по номенклатуре карты определять расположение листа топографической карты и переводить меры национальной длины в метрические. В этом случае можно использовать для определения координат объекта метод сравнения. Суть этого метода заключается в следующем: рядом располагают две карты — нашу и иностранную одной и той же местности. Ориентируясь по местным предметам и соблюдая масштаб, наносят на свою карту точку расположения объекта. И уже со своей карты снимают его координаты.
Топографические карты США и Великобритании издаются двух типов: в метрических масштабах (1:10000, 1:25000, 1:50000, 1:250 000 и 1:1 000 000) и национальных мерах — милях, ярдах и футах, что при переходе к метрическим мерам составит 1:24000, 1:31 680,1:4 800, 1:625 000, 1:63 360,1:250 000, 1:633 600,1:1 000000 (1 миля = 1,609 км ; 1 ярд = 914,4 мм; 1 фут = 304,8 мм). Зачастую на картах помещаются несколько линейных масштабов для измерения в метрической и национальной системах мер.
Высоты точек и горизонталей на картах выражаются в футах. Гориэонтали проводятся в зависимости от масштаба через 5, 10, 20, 25, 40,50, 100 футов и разделяются на основные (каждая пятая из которых утолщается) и дополнительные. Горизонтали не подписываются и не Ориентируются по направлению скатов.
Топокарты США. На картах США особое внимание уделяется показу дорожной сети. Дороги наносятся сплошной или шашечной линией, цвет которой от ярко-красного до оранжевого. Выделяются дороги для движения тяжелого, среднего и легкого автотранспорта. Изображение дорог сопровождается надписями (номер дороги и количество полос движения),отсутствие надписи указывает на возможность движения только по двум полосам.
Почвенно-растительный покров изображается менее подробно, чем на наших картах: отсутствуют характеристики лесов, рек, пояснительные знаки. На реках обозначаются пороги и водопады, а броды обозначаются только в малонаселенных районах. Мосты изображаются в зависимости от их конструкции, указывается их грузоподъемность в тоннах.
Отчет координат на картах США строится на тех же принципах, что и в РФ: Х идет от экватора, a Y — от осевого меридиана зоны (размеры шестиградусных зон, как и у нас, совпадают с колонками листов карты масштаба 1:1 000 000).
Счет долгот принят от Гринвича. При определении координат, как и на наших картах, используется правило «читай справа вверх», согласно которому читается сначала ось Х нужного квадрата вправо от юго-западного угла карты, а затем ось Y искомого квадрата на вертикальной стороне рамки карты.
В США издаются карты на территорию ФРГ, предназначенные для использования вооруженными силами НАТО. На этих картах все пояснительные надписи на полях карты даются на трех языках: английском, немецком и французском. Здесь же помещают четыре линейных масштаба для измерения в уставных милях (1 миля = 1,609 км), километрах, ярдах и морских милях (1 миля = 1,853 км). Карта имеет такую же координатную сетку, как и для США. Кроме того, внутри листов показываются крестиками (+) через 10 минут пересечения меридианов и параллелей, что облегчает определение географических координат. Рельеф и местные предметы изображаются в основном американскими условными знаками.
Военно-топографические карты США в зависимости от типа издания бывают двух видов: стандартные (издаются в 5-6 красок) и временные (издаются в походных типографиях — одноцветные).
На картах Великобритании населенные пункты изображаются подробно, выделяются крупные постройки и общественные здания. Размеры надписей зависят от числа жителей. Железные дороги показываются черным цветом. Шоссейные дороги читаются легко: для скоростного движения они наносятся красным цветом и обозначаются буквой А, для обычного движения обозначаются буквой В и наряду с другими дорогами показываются оранжевым цветом. Почвенно-растите-льный покров в большинстве случаев показывается без указания его характеристики, например, все виды болот показываются одним знаком.
Координатная сетка на английских картах построена своеобразно и называется англичанами национальная координатная сетка. За ось Х принята сорок девятая параллель (49°) северной широты, а за ось Y— меридиан 2 западной долготы. «Национальная координатная сетка» состоит из больших (500х500 км), средних (100х100 км) и малых (10х10 км) квадратов. Координатные линии на картах проводятся через 1 км в масштабе карты независимо от того, в каких мерах составлена карта. Чтобы координаты на территории Великобритании были положительными, их началу даны значения Х= + 400 км, Y = - 100 км.
Топографические карты ФРГ имеют только метрические масштабы. Изображение рельефа на них, кроме горизонталей, сопровождается большим количеством отметок, при этом выделяются отметки командных высот. Изображение дорог, населенных пунктов, почвенно-растительного покрова и гидрографии незначительно отличается от изображения на наших картах и читается легко, хотя характеристика дается скупо. Например, на реках показывается только направление их течения.
Координатная сетка на картах ФРГ строится в пределах трехградусных зон. При этом на карте масштаба 1:50 000 сетка полностью не наносится, указываются только её выходы за картой через 2 км в масштабе карты.
Для обозначения направления магнитного меридиана на южной стороне рамки помещают шкалу, деления которой означают поправки направления в градусной мере, а на северной — точку М. Положение этой точки рассчитано так, что соединение её с делениями на нижней шкале, соответствующими значению поправок направления (указывается на южном поле карты), дает направление магнитного меридиана, по которому ориентируется карта с помощью компаса.
Порядок подготовки к проведению занятий по военной топографии и методика их проведения
Военная топография относится к числу предметов, которые органически связаны с тактико-специальной подготовкой. Для успешного выполнения задач в тылу противника разведчики должны заранее изучить по карте местность, на которой предстоит выполнять боевую задачу, умело использовать сё защитные и маскировочные свойства, уверенно ориентироваться и выдерживать направление движения, быстро и точно указывать местоположение выявленных объектов и целей.
При изучении военной топографии применяются различные виды занятий и разнообразные методы обучения.
Виды занятий. Видами занятий могут быть лекции, семинары, групповые и практические занятия, упражнения, тренировки. Основными видами занятий по военной топографии являются практические занятия, проводимые в классе и поле.
Методы обучения — это рассказ, объяснение, показ, упражнение, тренировка. Процесс обучения требует сочетания разнообразных методов.
При обучении военной топографии новый материал преподносится преимущественно путём объяснения с показом приёмов и действий, с демонстрацией различных наглядных пособий, схем, слайдов.
Рассказ — словесное описание, изложение учебного материала.
Объяснение — это вид устного изложения учебного материала, когда обосновывается значение приобретаемых умений или навыков, раскрывается их сущность и указывается последовательность выполнения приёмов и действий. Объяснение должно быть кратким, наглядным, доходчивым.
Показ — это совокупность действий и средств, с помощью которых у обучаемых создаётся наглядный образ изучаемого приёма или действия. Показ является одним из самых экономных способов обучения и наибольший эффект получается при сочетании его с другими методами, и прежде всего с объяснениями.
Упражнение — это выполнение определённых приёмов и действий в целях выработки и совершенствования умений и навыков.
Тренировка — многократное выполнение обучаемыми определенных приемов и действий изученных на занятиях, с целью выработки и совершенствовании приобретенных навыков и умений.
Подготовка занятия. При подготовке к занятию следует уяснить его цели, какие знания и навыки должны получить разведчики на данном занятии. Затем продумать и определить главные вопросы и последовательность их изложения, подобрать поучительные примеры из опыта Великой Отечественной войны, боевых действий РА и Чечне, продумать вопросы материального обеспечения занятия, рассчитать время, подготовить упражнения, составить контрольные вопросы и задание на самоподготовку. При подготовке к полевому занятию особое внимание следует обратить на подбор участка местности. Выбранный участок должен в полной мере способствовать быстрой и качественной отработке умений и навыков.
На основе проделанной работы командир группы (взвода) составляет план-конспект занятия. При этом надо учитывать общую подготовку разведчиков. Это даст возможность на некоторых вопросах останавливаться кратко, сохранив время на более трудные и мало знакомые вопросы.
Основным и наибольшим по объему является раздел плана-конспекта освещающий ход занятия. В нем должны быть сформулированы вопросы, которые будут поставлены разведчикам при повторении, краткое содержание излагаемого материала, приводимых примеров, задач, упражнений и их решение, а также намечено время, отводимое на каждый изучаемый вопрос или упражнение.
По форме планы могут быть текстовыми и графическими. Текстовые планы составляются для классных занятий. Для полевых занятий планы составляются графически непосредственно на карте или схеме. Оформление графического плана может быть следующим. На карте (схеме) вычерчиваются рабочие точки, показывается маршрут движения, выделяются объекты, намеченные для опознания для опознания на карте, прочерчиваются направления, по которым обучаемые должны определять положения местных предметов, подписываются контрольные значения азимутов и расстояний, определяемых во время занятия. У каждой точки дается текст, в котором указываются время работы и перечень задач, упражнений или отрабатываемых приемов.
На все полевые занятия маршруты движения намечаются так, чтобы использовать их в учебных целях с момента выхода на местность до возвращения в расположения. Полезно намечать маршрут вдоль опушек леса, оврагов, по кустарникам и лощинам, а рабочие точки выбирать вблизи от естественных укрытий в целях выработки у разведчиков стремления к маскировке и использованию естественных укрытий.,
Для занятий в поле целесообразно заранее изготовить наглядные пособия. На каждое занятие составляется план-конспект.
Проведение занятия. Каждое занятие по военной топографии разделяется на три части: вводную, основную и заключительную.
В вводной части занятия производится осмотр внешнего вида разведчиков, проверяется наличие необходимого материального обеспечения занятия и усвоение обучаемыми ранее пройденного учебного материала. Затем объявляется тема, цели и учебные вопросы занятия.
Основная часть занятия, в течение которой отрабатываются новые учебные вопросы, обычно проводится в следующем порядке. Вначале излагается новый материал и показывается порядок выполнения приемов и действий (при необходимости по элементам). Затем разведчики самостоятельно выполняют показанные приемы и действия и приступают к отработке упражнений в усложненных условиях.
Заключительная часть занятия включает разбор действий обучаемых, объявление оценок и задания на самоподготовку, проверку наличия материального обеспечения, особенно топографических карт и аэрофотоснимков.
Классные занятия целесообразно проводить в специально оборудованном классе. В начале каждого занятия командир группы (взвода) проверяет задания, выполненные разведчиками во время подготовки к занятию.
Изложение материала следует начинать с доведения темы занятия, цели и порядка изучения. Попутно с устным изложением материала командир группы (взвода) делает записи на классной доске, демонстрирует плакаты, показывает кадры на экране с помощью проекционной аппаратуры. Оформление доски должно служить примером для разведчиков.
Давая разведчикам задание на выполнение практических работ, командир группы (взвода) должен указать порядок оформления работы. Особое внимание следует обратить на грамотное, четкое и красивое оформление задач и упражнений. Оценка каждой выполненной работы выставляется с учетом качества оформления.
Полевые занятия проводятся на фоне тактической обстановки, намечаемой до проведения рекогносцировки местности. В процессе рекогносцировки командиру группы (взвода) необходимо выбрать маршрут движения и рабочие точки, наметить объекты показа, виды упражнений и последовательность их выполнения. Маршрут следует наметить так, чтобы полностью использовать его в учебных целях с момента выхода в поле до возвращения в часть.
Занятие целесообразно начинать выполнением норматива по ранее изученной теме.
При проведении полевых занятий все теоретические предпосылки должны сводиться к минимуму. При изложении учебного материала командир группы (взвода) непосредственно на местности объясняет порядок и последовательность работы и показывает выполнение каждого приёма и действия по отдельным элементам и в целом всей группе (взводу). Тренировки же в выполнении приёмов проводятся, как правило, по отделениям. На занятии целесообразно поощрять активность и сообразительность солдат, отмечать лучших, помогать отстающим.
Предмет военная топография способствует развитию у разведчиков таких качеств, как глазомер, точность, зрительная память. Руководитель занятия должен постоянно совершенствовать эти качества обучаемых. Полезно тренировать разведчиков докладывать характеристику пройденного маршрута, развивая у них память, наблюдательность.
Свойства местности, оказывающие влияние на боевую деятельность войск, принято называть тактическими свойствами местности. Основные из них: проходимость, защитные и маскировочные свойства, условия наблюдения, ведения огня, ориентирования и инженерного оборудования местности.
В горной, пустынной и лесисто-болотистой местности на действия РГ СпН влияют условия ориентирования, которые во многом зависят от наличия на местности ориентиров.
В результате изучения военной топографии личный состав должен:
Знать:
— разновидности местности, их особенности и тактические свойства;
— основные тактические элементы местности и их влияние на выполнение разведывательных задач и проведение специальных мероприятий в тылу противника;
— способы измерения расстояний, углов, ориентирования на местности без карты и по карте днём и ночью;
— назначение, содержание, системы координат, разграфку и номенклатуру российских топографических карт, планов городов и фотодокументов, а также используемых в армиях вероятного противника;
— методику изучения и оценки по картам и аэрофотоснимкам тактических свойств местности, способы её разведки и рекогносцировки.
Уметь:
— читать топографические карты, планы, фотодокументы и проводить по ним необходимые измерения;
— ориентироваться на местности без карты и по карте днём и ночью, готовить карту для ориентирования в полёте и ориентироваться в полёте на малых высотах;
— готовить данные и совершать движение по азимутам днём и ночью;
— быстро и точно определять координаты объектов противника с использованием карт, планов, фотодокументов;
— изучать и оценивать местность по картам и фотодокументам при подготовке к выводу в тыл противника.
Минно-подрывное дело
Каждый разведчик, при выполнении задачи работающий со взрывчатыми веществами (ВВ) и средствами взрывания (СВ), обязан знать меры предосторожности при проведении подрывных работ.
ЗАПОМНИ! ВВ и СВ требуют осторожного обращения и любое невыполнение мер предосторожности может привести к несчастным случаям.
Меры предосторожности
Во время подрывных работ необходим строгий порядок я точное выполнение нижеследующих пунктов:
— все лица, назначенные для производства работ, должны знать ВВ, СВ, их свойства и правила обращения с ними;
— на каждую отдельную работу назначается старший,который отвечает за успех взрыва и правильное ведение работ;
— каждый солдат должен твердо знать, что ему нужно делать и в. какой последовательности;
— капсюли-детонаторы, зажигательные трубки, детонирующие шнуры и электродетонаторы хранятся отдельно от ВВ;
— ВВ и СВ могут выдаваться с полевого расходного склада только по приказанию старшего;
— приводные ручки от подрывных машинок и источники тока содержать под охраной и выдавать подрывникам перед взрывом по приказанию старшего;
— в заряды капсюли-детонаторы и электродетонаторы вставляются после укрепления зарядов на подрываемых предметах и непосредственно перед взрывом;
— все действия должны производиться по командам и сигналам старшего.
— сигналы подаются в следующем порядке:
• первый сигнал «Приготовиться»;
• второй сигнал «Огонь»;
• третий сигнал «Отходи» (только при огневом способе взрывания);
четвертый сигнал «Отбой» (подать после осмотра мест взрыва старшим).
— безопасные расстояния:
• при взрыве зарядов до 10 кг без оболочек:
в воздухе — 50 м;
на грунте— 100м;
• при подрывании дерева — 150 м;
• при подрывании кирпича, камня, железобетона — 350 м;
• при подрывании открыто расположенных металлических конструкций — 500 м;
— к отказавшим зарядам подходить не более чем одному человеку по истечении 5 минут при электрическом способе взрывания и не ранее 15 минут при огневом способе.
Взрывчатые вещества.
Для подрывания чаще всего применяется прессованный тротил в шашках: размером 5 х 5 х 10 см массой 400 г и 2,5 х 5 х 10 см массой 200 г. Также применяется пластит-4, внешне представляющее собой тестообразную массу светло-кремового цвета. Поступает в войска в брикетах 7 х 7 х 14,5 см массой 1 кг.
Из этих взрывчатых веществ в войсках изготавливают заряды.
По форме заряды бывают:
— сосредоточенные;
— удлиненные;
— фигурные;
— кумулятивные.
Сосредоточенные — по форме максимально приближены к кубу (длина не должна превышать его наименьший поперечный размер более чем в пять раз).
Удлиненные — по форме напоминает параллелепипед (длина должна превышать его поперечный размер более чем в пять раз).
Фигурные — повторяет конфигурацию сложных элементов.
Кумулятивные — для пробивания броневых и железобетонных толщ (при взрыве образуется строго направленная струя с высокой концентрацией энергии).