Методика обучения личного состава действиям в тылу противника
Методика тактико-специальной подготовки — это наука о содержании тактико-специальной подготовки как учебного предмета и закономерностях обучения ей солдат, офицеров, штабов и войск.
Предметом методики является сам процесс обучения тактико-специальной подготовке.
Методика тактико-специальной подготовки решает следующие задачи:
— определяет задачи обучения тактико-специальной подготовке, её роль в системе боевой подготовки;
— научно обосновывает содержание, программу тактико-специальной подготовки, намечает последовательность её прохождения в комплексе с другими предметами;
— определяет пути реализации принципов обучения в ходе тактико-специальной подготовки, вырабатывает формы и методы обучения этому предмету, соответствующие его целям и содержанию;
— разрабатывает требования к методической подготовке сержантов, офицеров, проводящих занятия и учения;
— изучает историю методики тактико-специальной подготовки.
В основе тактико-специальной подготовки лежит обучение практическим действиям на местности по выполнению разведывательных задач и проведению специальных мероприятий в сложных условиях агентурно-оперативной обстановки современного боя (операции).
Тактико-специальная подготовка личного состава обязательно должна быть тесно увязана с другими предметами обучения, изучение соответствующих тем которых должно предшествовать занятиям по ТСП и обеспечивать получение разведчиками знаний и навыков, необходимых для выполнения задач в соответствии с их предназначением. На каждом занятии по ТСП, особенно на полевом, должны совершенствоваться знания и навыки разведчиков, полученные по другим предметам обучения (инженерной, огневой, физической, военно-медицинской, радиоподготовке, военной топографии, иностранному языку и др.)
При проведении занятий по тактико-специальной подготовке необходимо широко использовать боевой опыт советской военной разведки в годы ВОВ и разведывательно-боевых действий специальной Разведки в Афганистане и Чечне.
Для обеспечения высокого уровня полевой выучки разведчиков занятия по ТСП проводить главным образом в поле, на разнообразной местности, в любых условиях погоды и в разное время суток, в сложной обстановке.
Особое внимание на полевых занятиях уделять психологической подготовке разведчиков, развитию находчивости, твёрдой воли, самообладания и способности обеспечивать жизнедеятельность и выполнение поставленных задач при резких и неожиданных изменениях обстановки.
Обстановка должна быть максимально приближена к боевой действительности и боевым условиям без упрощений и послаблений, с максимальным использованием возможностей специальной техники и вооружения.
На всех занятиях необходимо учить разведчиков смело принимать решения на командование группой или самостоятельные действия, умело использовать любую возможность для полного и своевременного выполнения боевой задачи и обеспечения жизнедеятельности в любых условиях, в том числе экстремальных.
Основными видами обучения тактико-специальной подготовке являются:
— тактико-строевые занятия;
— практические занятия;
— тактико-специальные занятия;
— учения;
— полевые выходы;
— соревнования на лучшую РГ СпН.
Тактико-строевые занятия проводятся в целях обучения разведчиков способам и технике действий их в тылу противника при выполнении разведывательных задач и проведении специальных мероприятий, а также в целях боевого слаживания РГ СпН. Отработка учебных вопросов на тактико-строевых занятиях проводится вначале по элементам, а затем слитно, с повторением изучаемых приёмов и способов действий разведчиков и командиров РГ СпН до правильного, слаженного и быстрого выполнения их личным составом.
Тактико-строевые занятия проводятся продолжительностью 2-3 часа, на ограниченном участке местности методом тренировок, как со штатным материально-техническим обеспечением разведчиков, так и без него.
Противник и его действия на тактико-строевом занятии обозначаются в той мере, в какой это необходимо для отработки поставленных учебных вопросов. Отработку каждого учебного вопроса руководитель занятия начинает с введения личного состава в агентурно-оперативную (тактическую) обстановку, после этого он предоставляет ему необходимое время для оценки обстановки и принятия решения, затем заслушивает 2-3-х разведчиков.
Каждое принятое решение необходимо разбирать, показывать сильные и слабые стороны, затем наиболее грамотное и обоснованное решение принимается за основу и утверждается руководителем. После этого по утверждённому решению отрабатываются практические действия разведчиков, при этом обращается внимание на правильность, чёткость, слаженность, а при необходимости, и быстроту их проведения.
После отработки каждого учебного вопроса необходимо проводить частный разбор и переходить к изучению следующего учебного вопроса.
Практические занятия проводятся в целях изучения и практического освоения вооружения, снаряжения, экипировки, совершенствования приобретённых разведчиками навыков и умений по ТСП.
Тактико-специальные занятия являются основным видом практического обучения разведчиков на местности.
Они проводятся в целях привития личному составу навыков в действиях на местности с вооружением, средствами разведки и связи, снаряжением, экипировкой и другими средствами материально-технического обеспечения при выполнении разведывательных задач и проведении специальных мероприятий. На тактико-специальных занятиях учебные вопросы отрабатываются в строгой последовательности и в строгом соответствии с замыслом и созданной агентурно-оперативной (тактической) обстановкой по времени и в темпе, определённых соответствующими нормативами и поставленной задачей, без предварительного объяснения личному составу требуемых от них действий. При необходимости действия по отдельным учебным вопросам могут повторяться.
Тактико-специальные учения проводятся в условиях максимально приближенных к боевой действительности, без каких-либо пауз, в различное время года на незнакомой местности, в отрыве от расположения соединения (части) СпН. Каждое учение должно стать хорошим уроком морально-психологической закалки, совершенствования качеств, необходимых для выполнения поставленных задач в тылу противника.
Полевые выходы проводятся зимой и летом и имеют целью комплексную отработку изученных тем тактико-специальной подготовки и совершенствование знаний, умений и практических навыков, полученных на занятиях по другим предметам боевой подготовки. Особое внимание во время полевого выхода уделяется выработке у разведчиков физической выносливости, психологической устойчивости и подготовке их к действиям в тылу противника в сложных физико-географических, климатических условиях и в условиях активного противодействия контрразведывательных органов противника днём и ночью.
Для определения уровня полевой выучки разведчиков и направления дальнейшего совершенствования их подготовки в конце первою периода обучения в соединении (части) СпН проводятся соревнования РГ СпН по тактико-специальной подготовке за счет резерва времени командира.
***
«УТВЕРЖДАЮ»
командир 2 роты капитан Г. Иванов «__» января 2000 г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения занятия по тактико-специальной подготовке с личным составом 1 взвода
ТЕМА: 2/1 «ТЕХНИКА СКРЫТНОГО И БЕСШУМНОГО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ, МАСКИРОВКА РАЗВЕДЧИКОВ В ТЫЛУ ПРОТИВНИКА»
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:
1. Научить личный состав скрытному и бесшумному передвижению на различной местности.
2. Учить разведчиков маскировке в тылу противника.
3. Воспитывать у личного состава взвода смелость, решительность и инициативу, умение ориентироваться в сложной обстановке.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Вооружение, экипировка разведчика и радиста, их подгонка и крепление.
2. Способы скрытного и бесшумного передвижения на различной местности, маскировка разведчиков в тылу противника.
МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ: упражнение (тренировка).
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: тактико-строевое занятие.
ВРЕМЯ: 3 часа.
МЕСТО: поле.
МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
— вооружение и снаряжение личногосостава взвода — штатное;
— мишени № 8а — 3 шт.;
— бинокль — 1;
— компас — на каждого.
ЛИТЕРАТУРА И ПОСОБИЯ:
1. «Одиночная подготовка разведчика» — учебно-методическое пособие гл.2,стр.8-23.
2. «Методическое пособие по тактико-специальной подготовке для разведчиков подразделений СпН» — учебное пособие стр. 7—21.
3. «Специальная разведка» гл. 7, стр. 140-142.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Действия руководителя | Действия обучаемых |
Вступительная часть | 5 минут |
1. Принимает доклад ЗКВ о готовности личного состава к занятию. 2. Проверяет личный состав и материальное обеспечение. 3. Объявляет тему и цели занятия, порядок отработки учебных вопросов. 4. Напоминает требования безопасности при проведении занятия. 5. Вводит взвод в тактическую обстановку. | Заместитель командира взвода докладывает о готовности взвода к занятию. |
1. Вооружение, снаряжение, экипировка разведчика и радиста, их подгонка и крепление — 40 минут. | |
В исходном районе для занятия показывает как правильно подгонять вооружение, снаряжение и экипировку. Требует от каждого обучаемого проделать это самостоятельно. Следит за правильностью подгонки и исправляет допущенные ошибки. Проводит разбор отработки учебного вопроса. | Практически отрабатывают подгонку вооружения, снаряжения и экипировки. В беге и в прыжках проверяют правильность их подгонки. |
2. Способы скрытного и бесшумного передвижения на различной местности, маскировка разведчиков в тылу противника — 95 минут. | |
В исходном районе рассказывает какие существуют способы передвижения разведчика, когда и где они используются и практически показывает технику их выполнения, приступает к тренировке обучаемых. | Практически отрабатывают приемы передвижения в последовательности, указанной руководителем (обычная ходьба в полный рост, ходьба пригнувшись, передвижение бегом и пригнувшись). |
Наращивает обстановку, например: «Разведывательная группа СпН выдвигается в рощу «Круглая» с задачей уничтожения охраняемого железнодорожного моста». Определяет построение походного порядка и даёт команду на выдвижение. | |
Следит за техникой передвижения, бесшумностью и маскировкой следов передвижения. | Отрабатывают технику передвижения «ходьба пригнувшись. |
С выходом в район болота наблюдает за действиями обучаемых, указывает на недостатки в приёмах преодоления болота, обращает внимание на выбор маршрута и технику определения твёрдости грунта. В лесу «Темный» отрабатывает технику передвижения в лесу. Обращает внимание обучаемых на бесшумность передвижения, использование маскировочных свойств леса и т. п. Контролирует действия обучаемых при пересечении ими просек и лесной дороги. На открытом участке между лесом «Тёмный» и рощей «Круглая» наблюдает за техникой перебежек с использованием местных предметов. | «Отрабатывают технику преодоления болота или заболоченной местности. Передвигаются различными способами, исходя из конкретных условий участка леса. Справа (слева) по одному короткими перебежками приближаются к роще «Круглая». Используя маскирующие свойства местности, отрабатывают способ передвижения «по-пластунски», «на боку», «ничком». |
На участке между рощей «Круглая» и железной дорогой отрабатывает технику подхода к охраняемому объекту «противника». | |
После отработки учебного вопроса проводит частный разбор. | |
Заключительная часть | —10 минут |
1 Проверяет наличие личного состава материальное обеспечение, производит осмотр оружия. 2. Напоминает тему, учебные вопросы, 3. Анализирует действия обучаемых, отмечает положительные и отрицательные стороны, объявляет оценки. 4. Даёт задание на самостоятельную подготовку. 5. Выводит взвод в ППД. | Слушают разбор занятия. |
КОМАНДИР 1 ВЗВОДА
Лейтенант
А. ПЕТРОВ
« » 2000 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Командир 2 роты
ст. лейтенантВ. Комлев
«__» января 2000 г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения занятия по тактико-специальной подготовке с личным составом 2 взвода
ТЕМА 14/2: «ДЕЙСТВИЯ РГ СпН В ПОИСКЕ».
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:
1. Учить солдат 1 -то года службы умелым действиям в составе разведывательной группы при ведении поиска объекта противника.
2. Совершенствовать навыки старослужащих солдат при действии в составе разведывательной группы.
3. Дать практику командирам отделений в управлении разведывательными дозорами при ведении поиска объекта противника.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Уяснение боевой задачи, оценка обстановки и принятие решения командиром РГ СпН.
2. Доведение до личного состава боевого приказа Марш в район разведки. Походный порядок разведывательной группы. Привалынамарше.
3. Ведение поиска в районе разведки. Действия разведчиков при обнаружении объекта. Доклад результатов разведки в «Центр».
4. Действия разведчиков в нештатных ситуациях.
МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ: тренировка.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: тактико-специальное занятие.
ВРЕМЯ: 6 часов.
МЕСТО: поле.
МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: 1) вооружение и снаряжение личного состава группы — штатное, 2) имитационные средства — согласно заявке, 3)топографические карты 1 : 100 000 — 12 штук.
Для обозначения противника: макет РЛС — 1, мишеней ростовых — 3, личный состав — 2 военнослужащих.
ЛИТЕРАТУРА И ПОСОБИЯ:
1. Руководство по боевому применению соединений, частей и подразделений специального назначения. Гл. 5, стр. 60-61.
2. Специальная разведка. Учебник. Гл. 1, стр. 146-149.