Методика обучения личного состава действиям в тылу противника

Методика тактико-специальной подготовки — это наука о содер­жании тактико-специальной подготовки как учебного предмета и за­кономерностях обучения ей солдат, офицеров, штабов и войск.

Предметом методики является сам процесс обучения тактико-спе­циальной подготовке.

Методика тактико-специальной подготовки решает следующие за­дачи:

— определяет задачи обучения тактико-специальной подготовке, её роль в системе боевой подготовки;

— научно обосновывает содержание, программу тактико-специа­льной подготовки, намечает последовательность её прохожде­ния в комплексе с другими предметами;

— определяет пути реализации принципов обучения в ходе такти­ко-специальной подготовки, вырабатывает формы и методы обучения этому предмету, соответствующие его целям и содер­жанию;

— разрабатывает требования к методической подготовке сержан­тов, офицеров, проводящих занятия и учения;

— изучает историю методики тактико-специальной подготовки.

В основе тактико-специальной подготовки лежит обучение прак­тическим действиям на местности по выполнению разведывательных задач и проведению специальных мероприятий в сложных условиях агентурно-оперативной обстановки современного боя (операции).

Тактико-специальная подготовка личного состава обязательно должна быть тесно увязана с другими предметами обучения, изучение соответствующих тем которых должно предшествовать занятиям по ТСП и обеспечивать получение разведчиками знаний и навыков, необ­ходимых для выполнения задач в соответствии с их предназначением. На каждом занятии по ТСП, особенно на полевом, должны совершен­ствоваться знания и навыки разведчиков, полученные по другим пред­метам обучения (инженерной, огневой, физической, военно-медицин­ской, радиоподготовке, военной топографии, иностранному языку и др.)

При проведении занятий по тактико-специальной подготовке не­обходимо широко использовать боевой опыт советской военной раз­ведки в годы ВОВ и разведывательно-боевых действий специальной Разведки в Афганистане и Чечне.

Для обеспечения высокого уровня полевой выучки разведчиков за­нятия по ТСП проводить главным образом в поле, на разнообразной местности, в любых условиях погоды и в разное время суток, в сложной обстановке.

Особое внимание на полевых занятиях уделять психологической подготовке разведчиков, развитию находчивости, твёрдой воли, само­обладания и способности обеспечивать жизнедеятельность и выпол­нение поставленных задач при резких и неожиданных изменениях об­становки.

Обстановка должна быть максимально приближена к боевой дей­ствительности и боевым условиям без упрощений и послаблений, с максимальным использованием возможностей специальной техники и вооружения.

На всех занятиях необходимо учить разведчиков смело принимать решения на командование группой или самостоятельные действия, умело использовать любую возможность для полного и своевремен­ного выполнения боевой задачи и обеспечения жизнедеятельности в любых условиях, в том числе экстремальных.

Основными видами обучения тактико-специальной подготовке яв­ляются:

— тактико-строевые занятия;

— практические занятия;

— тактико-специальные занятия;

— учения;

— полевые выходы;

— соревнования на лучшую РГ СпН.

Тактико-строевые занятия проводятся в целях обучения развед­чиков способам и технике действий их в тылу противника при выпол­нении разведывательных задач и проведении специальных мероприя­тий, а также в целях боевого слаживания РГ СпН. Отработка учебных вопросов на тактико-строевых занятиях проводится вначале по эле­ментам, а затем слитно, с повторением изучаемых приёмов и способов действий разведчиков и командиров РГ СпН до правильного, слажен­ного и быстрого выполнения их личным составом.

Тактико-строевые занятия проводятся продолжительностью 2-3 часа, на ограниченном участке местности методом тренировок, как со штатным материально-техническим обеспечением разведчиков, так и без него.

Противник и его действия на тактико-строевом занятии обознача­ются в той мере, в какой это необходимо для отработки поставленных учебных вопросов. Отработку каждого учебного вопроса руководи­тель занятия начинает с введения личного состава в агентурно-оперативную (тактическую) обстановку, после этого он предоставляет ему необходимое время для оценки обстановки и принятия решения, затем заслушивает 2-3-х разведчиков.

Каждое принятое решение необходимо разбирать, показывать си­льные и слабые стороны, затем наиболее грамотное и обоснованное решение принимается за основу и утверждается руководителем. После этого по утверждённому решению отрабатываются практические действия разведчиков, при этом обращается внимание на правиль­ность, чёткость, слаженность, а при необходимости, и быстроту их проведения.

После отработки каждого учебного вопроса необходимо прово­дить частный разбор и переходить к изучению следующего учебного вопроса.

Практические занятия проводятся в целях изучения и практиче­ского освоения вооружения, снаряжения, экипировки, совершенство­вания приобретённых разведчиками навыков и умений по ТСП.

Тактико-специальные занятия являются основным видом прак­тического обучения разведчиков на местности.

Они проводятся в целях привития личному составу навыков в дей­ствиях на местности с вооружением, средствами разведки и связи, сна­ряжением, экипировкой и другими средствами материально-техниче­ского обеспечения при выполнении разведывательных задач и прове­дении специальных мероприятий. На тактико-специальных занятиях учебные вопросы отрабатываются в строгой последовательности и в строгом соответствии с замыслом и созданной агентурно-оперативной (тактической) обстановкой по времени и в темпе, определённых соответствующими нормативами и поставленной задачей, без предва­рительного объяснения личному составу требуемых от них действий. При необходимости действия по отдельным учебным вопросам могут повторяться.

Тактико-специальные учения проводятся в условиях максима­льно приближенных к боевой действительности, без каких-либо пауз, в различное время года на незнакомой местности, в отрыве от распо­ложения соединения (части) СпН. Каждое учение должно стать хоро­шим уроком морально-психологической закалки, совершенствования качеств, необходимых для выполнения поставленных задач в тылу противника.

Полевые выходы проводятся зимой и летом и имеют целью комп­лексную отработку изученных тем тактико-специальной подготовки и совершенствование знаний, умений и практических навыков, полу­ченных на занятиях по другим предметам боевой подготовки. Особое внимание во время полевого выхода уделяется выработке у разведчи­ков физической выносливости, психологической устойчивости и под­готовке их к действиям в тылу противника в сложных физико-геогра­фических, климатических условиях и в условиях активного противо­действия контрразведывательных органов противника днём и ночью.

Для определения уровня полевой выучки разведчиков и направле­ния дальнейшего совершенствования их подготовки в конце первою периода обучения в соединении (части) СпН проводятся соревнова­ния РГ СпН по тактико-специальной подготовке за счет резерва вре­мени командира.

***

«УТВЕРЖДАЮ»

командир 2 роты капитан Г. Иванов «__» января 2000 г.

ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения занятия по тактико-специальной подготовке с личным составом 1 взвода

ТЕМА: 2/1 «ТЕХНИКА СКРЫТНОГО И БЕСШУМНОГО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ, МАСКИРОВКА РАЗВЕДЧИ­КОВ В ТЫЛУ ПРОТИВНИКА»

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:

1. Научить личный состав скрытному и бесшумному передвижению на различной местности.

2. Учить разведчиков маскировке в тылу противника.

3. Воспитывать у личного состава взвода смелость, решительность и инициативу, умение ориентироваться в сложной обстановке.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Вооружение, экипировка разведчика и радиста, их подгонка и крепление.

2. Способы скрытного и бесшумного передвижения на различной местности, маскировка разведчиков в тылу противника.

МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ: упражнение (тренировка).

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: тактико-строевое занятие.

ВРЕМЯ: 3 часа.

МЕСТО: поле.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

— вооружение и снаряжение личногосостава взвода — штатное;

— мишени № 8а — 3 шт.;

— бинокль — 1;

— компас — на каждого.

ЛИТЕРАТУРА И ПОСОБИЯ:

1. «Одиночная подготовка разведчика» — учебно-методическое по­собие гл.2,стр.8-23.

2. «Методическое пособие по тактико-специальной подготовке для разведчиков подразделений СпН» — учебное пособие стр. 7—21.

3. «Специальная разведка» гл. 7, стр. 140-142.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Действия руководителя Действия обучаемых
Вступительная часть 5 минут
1. Принимает доклад ЗКВ о готовно­сти личного состава к занятию. 2. Проверяет личный состав и матери­альное обеспечение. 3. Объявляет тему и цели занятия, по­рядок отработки учебных вопросов. 4. Напоминает требования безопасно­сти при проведении занятия. 5. Вводит взвод в тактическую обста­новку. Заместитель командира взвода докладывает о го­товности взвода к занятию.
1. Вооружение, снаряжение, экипировка разведчика и радиста, их подгонка и крепление — 40 минут.
В исходном районе для занятия пока­зывает как правильно подгонять воо­ружение, снаряжение и экипировку. Требует от каждого обучаемого про­делать это самостоятельно. Следит за правильностью подгонки и исправляет допущенные ошибки. Проводит разбор отработки учебного вопроса. Практически отрабатывают подгонку вооружения, сна­ряжения и экипировки. В беге и в прыжках проверя­ют правильность их под­гонки.
2. Способы скрытного и бесшумного передвижения на различной местности, маскировка разведчиков в тылу противника — 95 минут.
В исходном районе рассказывает ка­кие существуют способы передвиже­ния разведчика, когда и где они испо­льзуются и практически показывает технику их выполнения, приступает к тренировке обучаемых. Практически отрабатывают приемы передвижения в последовательности, ука­занной руководителем (обычная ходьба в полный рост, ходьба пригнувшись, передвижение бегом и при­гнувшись).
Наращивает обстановку, например: «Разведывательная группа СпН вы­двигается в рощу «Круглая» с задачей уничтожения охраняемого железнодорожного моста». Определяет построение походного порядка и даёт команду на выдвижение.  
Следит за техникой передвижения, бесшумностью и маскировкой следов передвижения. Отрабатывают технику пе­редвижения «ходьба при­гнувшись.
С выходом в район болота наблюдает за действиями обучаемых, указывает на недостатки в приёмах преодоления болота, обращает внимание на выбор маршрута и технику определения твёрдости грунта. В лесу «Темный» отрабатывает технику передвижения в лесу. Обращает внимание обучаемых на бесшумность передвижения, исполь­зование маскировочных свойств леса и т. п. Контролирует действия обучае­мых при пересечении ими просек и лесной дороги. На открытом участке между лесом «Тёмный» и рощей «Круглая» наблю­дает за техникой перебежек с использованием местных предметов. «Отрабатывают технику преодоления болота или за­болоченной местности. Передвигаются различны­ми способами, исходя из конкретных условий участка леса. Справа (слева) по одному короткими перебежками приближаются к роще «Круглая». Используя маскирующие свойства местности, отрабатывают способ передвижения «по-пластунски», «на боку», «ничком».
На участке между рощей «Круглая» и железной дорогой отрабатывает тех­нику подхода к охраняемому объекту «противника».  
После отработки учебного вопроса проводит частный разбор.  
Заключительная часть —10 минут
1 Проверяет наличие личного соста­ва материальное обеспечение, произ­водит осмотр оружия. 2. Напоминает тему, учебные вопросы, 3. Анализирует действия обучаемых, отмечает положительные и отрицате­льные стороны, объявляет оценки. 4. Даёт задание на самостоятельную подготовку. 5. Выводит взвод в ППД. Слушают разбор занятия.

КОМАНДИР 1 ВЗВОДА

Лейтенант

А. ПЕТРОВ

« » 2000 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Командир 2 роты

ст. лейтенантВ. Комлев

«__» января 2000 г.

ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения занятия по тактико-специальной подготовке с личным составом 2 взвода

ТЕМА 14/2: «ДЕЙСТВИЯ РГ СпН В ПОИСКЕ».

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:

1. Учить солдат 1 -то года службы умелым действиям в составе раз­ведывательной группы при ведении поиска объекта противника.

2. Совершенствовать навыки старослужащих солдат при действии в составе разведывательной группы.

3. Дать практику командирам отделений в управлении разведывате­льными дозорами при ведении поиска объекта противника.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Уяснение боевой задачи, оценка обстановки и принятие решения командиром РГ СпН.

2. Доведение до личного состава боевого приказа Марш в район раз­ведки. Походный порядок разведывательной группы. Привалынамарше.

3. Ведение поиска в районе разведки. Действия разведчиков при об­наружении объекта. Доклад результатов разведки в «Центр».

4. Действия разведчиков в нештатных ситуациях.

МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ: тренировка.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: тактико-специальное занятие.

ВРЕМЯ: 6 часов.

МЕСТО: поле.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: 1) вооружение и снаряже­ние личного состава группы — штатное, 2) имитационные средства — согласно заявке, 3)топографические карты 1 : 100 000 — 12 штук.

Для обозначения противника: макет РЛС — 1, мишеней росто­вых — 3, личный состав — 2 военнослужащих.

ЛИТЕРАТУРА И ПОСОБИЯ:

1. Руководство по боевому применению соединений, частей и под­разделений специального назначения. Гл. 5, стр. 60-61.

2. Специальная разведка. Учебник. Гл. 1, стр. 146-149.

Наши рекомендации