Площадь земельного участка на 1 койку
(СанПиН 2.1.3.2630 – 10)
Коечная емкость стационара | 300-400 | 500-600 | ||||
Площадь земельного участка на 1 койку в м2 |
На территории больничного комплекса выделяют следующие функциональные зоны:
1. лечебных корпусов для инфекционных и для неинфекционных больных,
2. садово-парковая,
3. патологоанатомического корпуса,
4. хозяйственная и инженерных сооружений.
Общие требования к зонированию больницы.
На участке ЛПО не должны располагаться здания организаций, функционально не связанных с ней.
На территории больницы не должны создаваться условия для пересечения так называемых «чистых» и «грязных» маршрутов.
Инфекционный корпус отделяется от других корпусов полосой зеленых насаждений.
Патологоанатомический корпус с ритуальной зоной не должен просматриваться из окон палатных отделений, а также жилых и общественных зданий, расположенных вблизи ЛПО. В ритуальную зону ЛПО необходим отдельный въезд.
Инфекционные, кожно-венерологические, акушерские, детские, психосоматические, радиологические отделения, входящие в состав многопрофильных лечебных учреждений, размещаются в отдельно стоящих зданиях.
К инфекционному отделению предусматривается отдельный въезд (вход) и крытая площадка для дезинфекции транспорта.
На территории хозяйственной зоны ЛПО на расстоянии не менее 25 м от окон размещают контейнерную площадку для отходов с твердым покрытием и въездом со стороны улицы. Размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров на 1,5 м во все стороны. Контейнерная площадка должна быть защищена от постороннего доступа, иметь ограждение и навес.
К территории больницы должны быть устроены удобные подъездные пути с твердым покрытием. На земельном участке больницы необходимо предусматривать отдельные въезды в: зону лечебных корпусов для неинфекционных больных, лечебных корпусов для инфекционных больных, к патологоанатомическому корпусу и хозяйственной зоне.
На территориях ЛПО стационарного типа продолжительность инсоляции должна составлять не менее 3 часов на 50% площади участка независимо от географической широты.
Гигиеническая оценка существующих систем
Больничного строительства
Строительство больниц развивалось в основных трех направлениях, предусматривающих централизованную, децентрализованную и смешанную застройку больничного участка.
Децентрализованная система(павильонная) – больничное учреждение состоит из ряда отдельных сравнительно небольших зданий 1-3 этажных, в которых размещаются различные по профилю лечебные отделения – терапевтические, эндокринологические, кардиологические, хирургические, акушерские и т.д., а так же административные, лабораторные и другие подразделения.
Преимущества - изоляция отделений, возможность обеспечить больным тишину и покой.
Недостатки - сложность организации медицинского обслуживания, увеличение путей движения больных и персонала, дублирование аппаратуры и специальных лечебно-диагностических кабинетов, проблемы электро-водоснабжения, организации питания, большая площадь земельного участка под застройку, дороговизна строительства.
Такой тип застройки в настоящее время имеет гигиеническое значение для инфекционных, детских, туберкулезных больниц, где требуется полная изоляция больных.
Желание максимально объединить лечебно-диагностические и вспомогательные службы, предельно приблизить их к больному, эффективно использовать возможности современной санитарной техники (кондиционирование воздуха, панельное отопление) способствовало созданию централизованной системы застройки с размещением всех больничных, лечебно-вспомогательных и административно-хозяйственных подразделений в одном многоэтажном здании.
Преимущества централизованной системы:
-рациональное использование всеми отделениями лечебно-диагностического оборудования,
- возможность взаимной консультации специалистов разного профиля,
- удобные внутренние коммуникации между отделениями с помощью вертикального лифта.
Сокращение путей движения больных, медицинского персонала, доставки пищи. Рентабельность. За счет меньшей площади участка и отсутствия дублирования помещений, функциональных подразделений и инженерных сетей уменьшаются траты на строительство и техническое обслуживание.
Наряду с этим централизованная система имеет и недостатки:
-большое количество посетителей, снижена эффективность мероприятий по профилактике ИСМП,
-ухудшаются условия внутрибольничной среды (микроклимат, шум),
-затрудняется пользование больных больничным садом, ухудшаются условия эвакуации.
Смешанная система – позволяет использовать положительные стороны децентрализованной и централизованной системы и свести к минимуму их недостатки. При этом типе застройки в главном корпусе больнице размещаются специализированные неинфекционные отделения, лаборатория, основные лечебно-диагностические отделения. Кроме главного корпуса строится несколько меньших зданий, в которых располагаются поликлиническое, инфекционное, родильное, детское, инфекционное отделение, бактериологическая лаборатория и т.д.
В настоящее время часто используется централизованно-блочная система, при которой больница состоит из нескольких корпусов, сблокированных в одно целое.
За последние годы в больничном строительстве наметилось 3 основных направления:
1. строительство моноблока для палатных отделений (9-12 этажей) с приближенными к нему 2-х, 3-х этажными корпусами лечебно-диагностических служб, соединенными крытыми и подземными переходами с моноблоком.
2. полиблочное строительство отдельных блоков с распределением их по профилю заболеваний (хирургические, терапевтические.) и максимально приближенных к ним блоков лечебно-диагностических и обслуживающих служб.
3. расширение существующих больниц за счет строительства дополнительных палатных корпусов, что фактически только увеличивает коечность больницы и приводит к нарушению сложившихся технологических процессов, перегрузке функционально-диагностических служб, аптеки, лаборатории, пищеблока, к сокращению парковой зоны, и как следствие усложнению работы персонала и ухудшению качества обслуживания больных.
При строительстве высотных моноблочных больниц положительными моментами с гигиенической точки зрения являются: максимальная централизация палатных отделений и лечебно-диагностических служб, обеспечивающие короткие пути движения персонала и больных, транспортировки пищи и материалов, следовательно, экономия времени и усилий при обслуживании больных.
Отрицательными гигиеническими моментами являются: приближение палатных отделений друг к другу в объеме здания, увеличение бактериального и химического загрязнения воздуха в верхних этажах, возрастание уровня шума.
Полиблочная система позволяет: снизить этажность корпусов, изолировать от остальных служб операционный блок, уменьшить зависимость персонала и больных от лифтового транспорта, изолировать отделения друг от друга, уменьшив тем самым возможность распространения внутрибольничной инфекции, повысить лечебный и санитарно-гигиенический режим в стационарах.
Недостатки: удлиняются внутрибольничные пути сообщения, повышается плотность застройки больничного участка, увеличивается время на доставку больного, лекарств, пищи и т.д.
3. Внутренняя планировка лечебно-профилактических организаций
Структура учреждений и планировка его помещений должна исключать возможность перекрещивания или соприкосновение «чистых» и «грязных» потоков.
Больничные службы по функциональному назначению можно разделить на основные комплексы:
-палатные отделения («гостиничная» группа),
-группа централизованных медицинских отделений (приемная, операционный блок и децентрализованные операционные, служба стерилизации и дезинфекции, рентгеновская, лаборатория, физио- и бальнеотерапевтическая, аптека, служба переливания крови, прозектура),
-централизованные хозяйственные службы (пищеблок, прачечная, котельная, склад, мастерские, гаражи), группа административных единиц (администрация, социальные и культурные организации, клуб, бытовые помещения для персонала).
Палатное отделение – основной функциональный элемент стационара, где осуществляется диагностика заболеваний, лечение, наблюдение и уход за больными. Чаще всего палатное отделение имеет 60 коек.
Палатная секция – это основная архитектурно-планировочная и функциональная система (единица), изолированный комплекс палат и лечебно-вспомогательных помещений, предназначенных для больных с однотипными заболеваниями. Количество коек в палатной секции чаще всего от 20 до 30. Стандартная палатная секция для взрослых рассчитана на 30 коек.
Для обеспечения лечебно-охранительного режима, а также соблюдения санитарно-гигиенических и эпидемиологических требований, палатная секция должна быть непроходной для больных, персонала и посетителей других отделений. При входе в палатное отделение/секцию устраивается шлюз.
Стандартная палатная секция должна иметь следующие помещения:
- помещения для пребывания больных - палаты, комната дневного пребывания;
- лечебно-вспомогательные помещения - кабинет врача, процедурная (манипуляционная), перевязочная (в отделениях хирургического профиля), пост медицинской сестры;
- хозяйственные - буфетная, столовая, бельевая, комната сестры-хозяйки и старшей медицинской сестры, веранды;
- санитарные - ванная, умывальни, туалеты для больных и персонала, санитарная комната, помещения для предметов уборки;
- палатный коридор, связывающий перечисленные помещения, лестница, лифт.
Палатные отделения, как правило, состоят из 2-х палатных секций и общих помещений, расположенных между секциями. К общим помещениям отделения относятся лечебные и диагностические кабинеты, столовая с буфетной, служебные помещения.
Внутренняя планировка отделения: коридорная система с одно- или двусторонней застройкой – наиболее распространенный вариант внутренней планировки отделения. Так же существуют следующие планировочные решения палатных секций: двухкоридорные - периметральная и квадратная. При этих системах застройки палаты и некоторые вспомогательные помещения имеют естественное освещение, а санитарные узлы и другие вспомогательные помещения, расположенные между двумя коридорами – только искусственное.
В каждой палатной секции должно быть 60% палат на 4 койки, и по 20% палат на 1 и 2 койки. Количество санитарных приборов: один прибор на 15 человек в мужских туалетах и на 10 человек в женских туалетах. Палаты следует располагать компактно, помещения для обслуживания – обособленно, посты дежурных медицинских сестер - в центре секции, санитарные узлы – выносить на периферию палатных секций.
Гигиенические требования к палатам:
1. Палата должна иметь достаточную площадь, которая обеспечила бы надлежащий объем вентиляции и расстановку мебели. (Минимальные площади помещений приложение 2);
2. Вместимость палат – не более 4-х коек, расположенных параллельно светонесущей стене, расстояние от коек до стен с окнами должно быть не менее 0,9 м, расстояние между сторонами коек должно быть не менее 0,8 м.
3. В палатах должны соблюдаться оптимальные гигиенические факторы, формирующие условия пребывания больных в палате: микроклимат, качество воздуха, освещение, инсоляция, уровни внутрибольничного и уличного шума.
Допускается свободная ориентация окон по сторонам света. Продолжительность инсоляции следует принимать с учетом требований санитарных норм по инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий. Нормируемая продолжительность инсоляции устанавливается в основных функциональных помещениях ЛПО - палаты (не менее 60% общей численности).
Инсоляция не требуется в следующих помещениях: патолого- анатомических отделениях, операционных и реанимационных залах больниц, а так же в химических лабораториях.
Для защиты от слепящего действия солнечных лучей и перегрева окна, ориентированные на южные румбы горизонта, оборудуются солнцезащитными устройствами (козырьки, жалюзи).
Санитарно-гигиенические требования к внутренней планировке и устройству специализированных отделений БОЛЬНИЦЫ
1. Санитарно-эпидемиологические требования к хирургическим отделениям
Основные требования к внутренней планировке хирургических отделений:
1. Наличие удобной связи с операционным блоком и диагностическими отделениями (клинико-диагностическая лаборатория, отделение функциональной диагностики, рентгенологическое отделение);
2. Наличие соответствующего числа перевязочных и процедурных кабинетов в отделении. В отделении с двумя палатными секциями предусматривается не менее 2-х процедурных и 2-х перевязочных;
3. Организация условий пребывания для больных в послеоперационном периоде;
4. Исключение возможности контакта «чистых» и «гнойных» больных.
В хирургических стационарах наиболее часто инфицирование происходит во время оперативного вмешательства, поэтому операционный блок должен быть полностью изолирован от других подразделений больницы при сохранении удобных связей с отделением анестезиологии и реанимации, палатным отделением.
Пациентов с гнойно-септическими заболеваниями изолируют в отделение гнойной хирургии, а при его отсутствии – в отдельную палату.
При отсутствии гнойного отделения, перевязки больным, имеющим гнойное отделяемое, производят в асептической перевязочной после «чистых» больных или непосредственно в одноместной палате.
Операционный блок – структурное подразделение больницы, состоящее из операционных и комплекса вспомогательных помещений, предназначен для проведения оперативных вмешательств.
Оперблоки оборудуют в отдельном здании или пристройке, соединенным со стационаром крытыми переходами или коридорами. Отделения в операционных блоках не должны быть проходными. При размещении операционного блока изолированно от других лечебных корпусов необходимо предусмотреть удобные утепленные переходы, соединяющие операционный блок с другими лечебно-диагностическими и клиническими подразделениями. Операционные для неотложной хирургии должны размещаться в составе приемных отделений.
Помещения, входящие в состав оперблока: операционная, предоперационная, стерилизационная, наркозная и др. подсобные помещения.
Окна операционных чаще ориентируют на северные румбы.
Операционные блоки могут быть в зависимости от специализации хирургических отделений – общепрофильные, специализированные (травматологические, ожоговые, кардиохирургические и т.п.).
В операционных блоках должно соблюдаться строгое зонирование внутренних помещений:
-стерильная зона (операционная),
-зона строгого режима (предоперационные, помещение подготовки больного - наркозная, помещения для хранения стерильных материалов и др. помещения);
-зона общебольничного режима (после шлюза) – отделяется от остальных помещений операционного блока «красной чертой». Вход персонала других отделений за «красную черту» запрещен.
Потоки в операционном блоке должны быть разделены на:
- «стерильный» - проход хирургов, операционных сестер;
- «чистый» - для доставки больного, проход анестезиолога, младшего и технического персонала, чистого белья, медикаментов;
- «грязный» - для удаления отходов, использованного белья, перевязочного материала.
Потоки обеспечиваются раздельными лифтами и не должны пересекаться.
Проектируемые в операционных блоках санитарные пропускники для персонала (мужской и женский) должны иметь в составе три смежных помещения. Первое помещение, оборудованное душем, санузлом и дозатором с раствором антисептика. В данном помещении приходящий персонал снимает спецодежду, в которой работал в отделении, принимает душ и производит гигиеническую обработку рук. Во втором помещении персонал надевает чистые хирургические костюмы, разложенные в ячейках по размерам, специальную обувь, бахилы и выходит из санпропускника в коридор операционного блока, далее в предоперационную. После проведения операций персонал возвращается в санпропускник через третье помещение, в котором устанавливаются контейнеры для сбора использованного белья (халатов, хирургических костюмов, масок, шапочек, бахил). Далее персонал проходит в первое помещение, где, при необходимости, принимает душ, надевает спецодежду для работы в отделении и выходит из операционного блока.
В зависимости от характера оперативного вмешательства предусматривают септические и асептические операционные. Операционные должны быть пронумерованы и функционально разделены с учетом необходимого оборудования и степени чистоты оперативного вмешательства.
Послеоперационные палаты должны располагаться в изолированном отсеке при операционном блоке или в составе отделения анестезиологии и реанимации, или изолированно в составе палатного хирургического отделения.
2. Санитарно-эпидемиологические требования к акушерским стационарам
Типы организаций для оказания акушерской помощи: перинатальные центры, родильные дома и родильные отделения.
Перинатальный центр отличается от родильного дома (отделения) наличием в составе женской консультации, гинекологического отделения, отделения патологии новорожденных и недоношенных, а так же отделения реанимации и интенсивной терапии для новорожденных.
Родовспомогательные отделения в составе многопрофильных больниц на территории больничного участка должны размещаться в отдельно стоящих зданиях.
Внутренняя планировка родильных отделений должна обеспечить четкое зонирование отделений, цикличность их заполнения и санитарной обработки, упорядочение внутрибольничных потоков.
В приемно-смотровом отделении акушерского стационара необходимо обеспечить изоляцию потоков беременных и рожениц, поступающих в физиологическое и обсервационное отделение. В приемном отделении санитарная обработка поступающих должна проводиться по двум потокам: «чистый» - в физиологическое отделение и отделение патологии беременности, «грязный» - в обсервационное отделение.
Родовое отделение состоит из следующих основных групп помещений:
Помещения для проведения родов – смотровая, предродовая, родовая, манипуляционно - туалетная, стерилизационная, палаты интенсивной терапии, малая операционная, комната для хранения крови.
Операционные помещения – большая операционная, предоперационная, стерилизационная, послеоперационная палата, др. помещения.
Вспомогательные помещения -пост медицинской сестры, кабинет врача, санузлы и др. помещения.
Акушерский стационар (отделение) может иметь послеродовое отделение с совместным и/или раздельным пребыванием матери и ребенка.
В составе родильного дома предусматривается физиологическое и обсервационное отделение.
Родовые палаты и подготовительную для персонала следует изолировать от прочих помещений отделения, подготовительную для персонала следует размещать перед родовыми палатами или между ними.
В родильных домах с преимущественно совместным пребыванием матери и ребенка предусматривается функционирование индивидуальных родовых залов.
При раздельном пребывании матери и ребенка соблюдается цикличность заполнения предродовых палат и родовых залов.
Послеродовое физиологическое отделение предполагает строгое соблюдение принципа цикличности заполнения (палата заполняется синхронно с палатами или боксами детского отделения).
Послеродовое физиологическое отделение должно быть организовано преимущественно по принципу совместного пребывания матери и ребенка. Для совместного пребывания матери и ребенка предназначаются одно или двухместные палаты. Заполнение палат происходит в течение одних суток. Палаты послеродового отделения с раздельным пребыванием матери и ребенка заполняют циклично, синхронно с палатами детского отделения в течение не более 3 суток.
Обсервационное отделение: в обсервационное отделение поступают роженицы, родильницы и новорожденные в соответствии с показаниями (лихорадочные состояния, инфекционная патология, роды вне лечебного учреждения и т.д.) в случае отсутствия индивидуальных родильных залов и палат. В обсервационном отделении пациенток необходимо размещать в палаты по нозологическим формам заболеваний.
Обсервационные палаты должны размещаться на 1 этаже и смещены относительно основного здания или на верхнем этаже над отделениями патологии беременных, физиологическим и гинекологическим отделениями.
Допускается отсутствие обсервационного отделения при наличии палат на 1-2 места и возможности планировочной изоляции одной из палатных секций в случае необходимости организации ее работы по типу обсервационного отделения.
Основные принципы организации работы акушерских отделений заключаются в обеспечении функционального зонирования, цикличности работы, шлюзования (для помещений с высокими требованиями к чистоте для предупреждения ИСМП), изоляции по эпидпоказаниям.
3. Санитарно-эпидемиологические требования к инфекционному отделению
Инфекционных больных госпитализируют в инфекционное отделение не только для лечения, но и для изоляции. Поэтому инфекционное отделение всегда располагается в отдельном здании или пристроенном здании с отдельным приемным отделением.
Инфекционные больные поступают в приемно-смотровой бокс, являющийся обязательным элементом приемных отделений детских, инфекционных и психиатрических больниц, предназначенный для индивидуального приема пациентов (функциональный аналог смотровых кабинетов многопрофильных больниц). В состав помещений приемно-смотрового бокса входят: тамбур для входа с улицы, помещение для осмотра больного (смотровая), кабина для туалета с умывальником, шлюз для входа персонала из коридора приемного отделения.
После термометрии и осмотра больной проходит санитарную обработку, а его одежду направляют на дезинфекцию.
Количество приемно-смотровых боксов определяется в зависимости от количества коек в отделении: до 60 коек – 2 бокса, 60-100 коек – 3 бокса, свыше 100 коек – 3% от числа коек.
В инфекционных отделениях входы, лестничные клетки и лифты должны быть разделены для приема и выписки больных. Внутренняя планировка инфекционного отделения должна предусматривать разделение его на несколько самостоятельных секций для пациентов с разными болезнями. Каждая секция должна иметь свой шлюз, чтобы предотвратить перенос воздушно-капельной инфекции.
Для обеспечения максимальной изоляции большинство больных размещается в боксах и полубоксах.
Полный бокс, гарантирующий от внутрибольничного заражения, предложил петербургский инженер Е.Ф.Мельцер, поэтому его еще называют мельцеровским.
В состав полного бокса (рис.1) входит: тамбур с выходом на улицу, через который госпитализируют и выписывают больного, санитарный узел, палата и шлюз при входе из палатного коридора.
Рис.1. Мельцеровский бокс. 6 — вход для больных с улицы; 1 — предбоксник (передняя с тамбуром); 3 — бокс; 2 — санузел; 4 — шлюз для персонала; 7 — вход в бокс для медицинского персонала; 5 — окно для подачи пищи.
Площадь бокса на 1 койку должна быть не менее 22 м2, на 2 койки- 27 м2. Вход медицинского персонала из условно «чистого» коридора предусмотрен через шлюз, где меняют спецодежду, моют и дезинфицируют руки. Шлюз оборудован раковиной и вешалкой для халатов. В шлюзе должно быть окно для передачи пищи больному. В санитарном узле должны быть ванна, раковина и унитаз. Санитарная обработка больных, поступающих в бокс, производится непосредственно в боксе или в боксе приемно-смотрового отделения. В стене, изолирующей бокс от шлюза, делают окно для наблюдения за больным.
Полубокс– также предназначен для индивидуальной госпитализации больного, но от бокса отличается тем, что не имеет входа с улицы (рис.2). Больные поступают в полубокс из общего коридора отделения через санитарный пропускник при секции. Полубоксы проектируются на 1-2 койки.
Рис.2. Полубокс.1 - палата; 2 - санитарный узел; 3 - шлюз; 4 - шкаф для передачи пищи и медикаментов; 5 - вход из коридора отделения
Боксированные палаты (1-,2, максимум 4- местные).
Боксированные палаты (рис.3) отличаются от полубоксов отсутствием ванной и входом в уборную из шлюза.
Рис.3. Палата со шлюзом. 1 - палата; 2 - шлюз; 3 - уборная; 4 - вход из коридора отделения
В шлюзе боксированной палаты допускается размещение дверей друг против друга, тогда как в шлюзе бокса и полубокса они размещаются под прямым углом друг к другу. Санитарный узел боксированной палаты состоит из унитаза, умывальника и душа.
Боксированная палата отличается от обычной палаты со шлюзом и санузлом наличием передаточного шкафа.
В основе планировочных решений инфекционных отделений лежат система изоляции больных, условно разделенных на «грязные» и «чистые» потоки, санитарная обработка и дезинфекция помещений, белья, оборудования, выделений больных.
В инфекционном отделении общие помещения для больных (столовые, комнаты для игр, дневного пребывания, ванные) не устраиваются. Санитарная обработка больных проводится в санпропускнике при секции.
4. Санитарно-эпидемиологические требования к детским отделениям
Детские отделения должны быть изолированы от отделений взрослых и иметь самостоятельные приемное и диагностическое подразделения.
В неинфекционных отделениях для приема больных детей предусматриваются боксы и приемно-смотровые боксы. Количество боксов должно быть равно 5%, а количество приемно-смотровых боксов - 2% от числа коек терапевтического профиля и 4% от числа коек хирургического профиля.
Вместимость палат для детей до 1 года (кроме новорожденных) должна быть не более чем на 2 койки. Палаты объединяются в отсеки, не более чем по 8 коек.
В стенах и перегородках, отделяющих детские палаты (без матерей) от коридоров, а также в стенах и перегородках между палатами для детей в возрасте до 7 лет следует предусматривать остекленные проемы.
В детских неинфекционных отделениях предусматриваются помещения для обучения и игровые комнаты.
В отделениях второго этапа выхаживания и отделениях для детей до 3 лет, находящихся в составе перинатальных центров и детских стационаров, предусматриваются палаты для совместного круглосуточного пребывания матерей, фильтр для их профилактического осмотра и переодевания, а также помещения для отдыха и приема пищи приходящих родителей.
5. Санитарно-эпидемиологические требования к стоматологическим медицинским организациям
Стоматологические медицинские организации могут размещаться в отдельно стоящих зданиях, приспособленных и встроенных в здания жилого и общественного назначения помещениях, в цокольных этажах жилых зданий. При расположении стоматологических организаций в жилых зданиях – должен быть отдельный вход.
В стоматологических кабинетах площадь на основную стоматологическую установку должна быть не менее 14 м2, на дополнительную установку – 10 м2, на стоматологическое кресло без бормашины – 7 м2.
В кабинетах с односторонним естественным освещением стоматологические кресла устанавливаются в один ряд вдоль светонесущей стены.
В стоматологическом кабинете может размещаться рентгеновский аппарат для прицельных снимков с цифровым приемником изображения, не требующим фотолабораторной обработки, и с рабочей нагрузкой до 40 (мА x мин.)/неделя. Размещение ортопантомографа в стоматологическом кабинете не разрешается. Рентгеновский аппарат в стоматологическом кабинете предназначен только для обслуживания пациентов данного кабинета. Дополнительные площади для размещения рентгеновского аппарата в стоматологическом кабинете, соответствующем санитарным нормативам, не требуются. Также не предъявляются дополнительные требования по освещению, вентиляции, отоплению.
Дентальные аппараты с обычной пленкой без усиливающего экрана и панорамные аппараты разрешается размещать только в рентгеновском отделении (кабинете) лечебно-профилактического учреждения общемедицинского или стоматологического профиля.
Дентальные аппараты и пантомографы, работающие с высокочувствительным приемником изображения (без фотолаборатории), и дентальные аппараты с цифровой обработкой изображения, рабочая нагрузка которых не превышает 40 (мА х мин.)/нед., могут располагаться в помещении стоматологического учреждения, находящегося в жилом доме, в том числе в смежных с жилыми помещениях, при условии обеспечения требований норм радиационной безопасности для населения в пределах помещения, в которых проводятся рентгеностоматологические исследования.
В жилых и общественных зданиях возможно размещение зуботехнических лабораторий на 1 или 2 рабочих места, производимые работы в которых не сопровождаются выделением вредных веществ (обжиг керамики, обточка и т.д.).
Для внутренней отделки применяются материалы в соответствии с функциональным назначением помещений с использованием цветов, не влияющих на правильность цветоразличения оттенков окраски слизистых оболочек, кожных покровов, крови, зубов и др.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К внутренней среде больничных помещений
1. Гигиенические требования к микроклимату и воздушной среде больничных помещений
Компенсаторные механизмы у больного часто нарушены, пределы приспособительных возможностей сужены, поэтому напряжение терморегуляционных процессов нежелательно, например, для больных с заболеваниями сосудов и сердца.
Сложность гигиенического нормирования микроклимата больничных помещений обусловлена ограничением подвижности больного, возрастными нарушениями терморегуляторных процессов, а так же нарушениями терморегуляторных процессов при некоторых заболеваниях, состояниях.
На формирование микроклимата больничных помещений влияют следующие факторы: характер строительных конструкций, величина светопроемов, их ориентация, тип остекления, теплоизоляционные свойства, система отопления, эффективность вентиляции, габариты помещения, количество находящихся людей и т.д.
Оптимальные условия микроклимата и воздушной среды помещений лечебно-профилактических учреждений обеспечиваются системами отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха.
К помещениям, в которых во время отопительного периода желательна более высокая температура воздуха относятся палаты для детей, послеродовые, реанимационные отделения, приемно-смотровые боксы, палаты для ожоговых больных, малые операционные.
Для больных с тяжелыми ожогами оптимальная температура воздуха 21-240С.
Для послеродовых палат с совместным пребыванием ребенка, недоношенных, травмированных новорожденных рекомендуется температура воздуха 23-270С.
Температура (допустимая и расчетная) в помещениях различного назначения принимается в соответствии с приложением 3.
Ведущее значение в обеспечении требуемых параметров факторов микроклимата в холодное время года принадлежит отоплению зданий.
Нагревательные приборы должны иметь гладкую поверхность, исключающую адсорбирование пыли и устойчивую к воздействию моющих и дезинфицирующих растворов. Их следует размещать у наружных стен, под окнами. Расположение нагревательных приборов у внутренних стен в палатах не допускается.
При устройстве ограждений отопительных приборов должен быть обеспечен свободный доступ для текущей эксплуатации и уборки.
В системах центрального отопления ЛПО в качестве теплоносителя используется вода с температурой в нагревательных приборах 70 - 85 °C. Использование других жидкостей и растворов в системах отопления не допускается.
Относительную влажность воздуха в палатах общесоматических и специализированных стационаров и лечебно-диагностических кабинетах следует поддерживать не более 60% для всех сезонов года.
Скорость движения воздуха в палатах и лечебно-диагностических кабинетах в норме составляет 0,1 - 0,2 м/сек.
Одним из ведущих неблагоприятных факторов внутренней среды ЛПО является химическое загрязнение, так как в воздушной среде помещений (из-за небольшого объема воздуха для разбавления) даже малые источники загрязнения могут создавать высокие концентрации загрязнителей, а длительность их воздействия максимальна по сравнению с другими средами.
Состав воздушной среды,влияющей на организм больного, имеет особое значение, которое обусловлено:
1. Ограниченной подвижностью больного, пребыванием (подчас длительным) в помещении с малодинамичным микроклиматом;
2. Нарушением окислительно-восстановительных процессов и проявлением кислородной недостаточности, которыми сопровождается значительная часть заболеваний.
Основными источниками химического загрязнения воздуха больничных помещений являются сам больной, полимерные строительные и отделочные материалы, лечебная и диагностическая аппаратура, дезинфицирующие средства, лекарственные препараты, анестетики, аатмосферный воздух.
Продукты метаболизма человека являются основными загрязнителями воздуха больничных помещений, так как примерно 1/5 токсичных веществ от общей химической загрязненности воздуха палаты выделяется с выдыхаемым воздухом больных, их насчитывается более 70, это недоокисленные органические вещества, в том числе сероводород, индол, летучие жирные кислоты, аммиак. Токсичные соединения этой группы носят название антропотоксины.
Продукты деструкции полимерных материалов так же занимают значительное место в загрязнении воздуха закрытых помещений, их источниками могут быть полимерные строительные и отделочные материалы (линолеум, покрытия для стен), мебель, продукты деструкции которых - фенол, формальдегид, бензол, хлористый винил, стирол, непредельные углеводороды и др. – обладают высокой биологической активностью.
В специализированных кабинетах воздушная среда загрязняется в процессе эксплуатации лечебной и диагностической аппаратуры, использования дезинфицирующих средств, лекарственных препаратов и анестетиков.
Атмосферный воздух может стать источником загрязнения внутрибольничной среды взвешенными веществами, выхлопными газами автотранспорта и специфическими загрязнителями, характерными для территории населенного пункта, где расположена медицинская организация.
Для оценки загрязнения воздуха больничных помещений лекарственными средствами и веществами, выделяющимися из материалов изделий медицинского назначения, используют предельно допустимые концентрации и ориентировочно безопасные уровни воздействия, установленные для воздуха рабочей зоны и/или атмосферного воздуха (приложение 4).
Для поддержания комфортных метеорологических