Л.А.Бархатова, Л.А. Перминова, И.Л. Карпенко, Л.В. Зеленина
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра общей и коммунальной гигиены
«Гигиенические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»
Учебное пособие
Оренбург 2013 г.
УДК 613.5:614.2(075.8)
ББК-51.242я73
Г46
Л.А.Бархатова, Л.А. Перминова, И.Л. Карпенко, Л.В. Зеленина
Под редакцией д.м.н., проф. В.М. Боева
Гигиенические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность. Учебное пособие. - Оренбург, 2013.- 86 с.
Учебное пособие подготовлено коллективом кафедры общей и коммунальной гигиены ГБОУ ВПО ОрГМА Минздравсоцразвития РФ под общей редакцией д.м.н., профессора В.М. Боева в соответствии с ФГОС ВПО.
В пособии кратко освещены основные теоретические вопросы санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к организациям, осуществляющих медицинскую деятельность, вопросы гигиены воздушной среды, микроклимата в лечебных учреждениях, основы профилактики внутрибольничных инфекций.
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям 060101.65 «Лечебное дело», 06.0201.65 «Стоматология», 060103.65 «Педиатрия», 060105.65. «Медико-профилактическое дело».
Рецензенты:
Березин И.И. д.м.н., профессор, зав. кафедрой общей гигиены ГБОУ ВПО «СамГМУ» Минздрава России
Зулькарнаев Т.Р. д.м.н., профессор, зав.кафедрой общей гигиены с экологией с курсом гигиенических дисциплин ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава Росси
Учебное пособие рассмотрено и рекомендовано к печати РИС ОрГМА
Список сокращений
ИСМП – инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи
КЕО – коэффициент естественного излучения
ЛПО – лечебно профилактический организации
ООМД – организации осуществляющие медицинскую деятельность
СК – световой коэффициент
ТБО – твердые бытовые отходы
ФАП – фельдшерско-акушерский пункт
Содержание
Введение ………………………….. | |
Больничная гигиена. Общие санитарно-гигиенические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность | |
Санитарно-гигиенические требования к внутренней планировке и устройству специализированных отделений больницы | |
Гигиенические требования к внутренней среде больничных помещений. | |
Гигиенические аспекты профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи. | |
Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами | |
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению производственного контроля ………………………….... | |
Вопросы для самоподготовки | |
Тестовые задания…………………………………………. | |
Ситуационные задачи | |
Эталоны ответов к тестовым заданиям | |
Эталоны ответов к ситуационным задачам | |
Литература | |
Приложения………………………………………….. |
ВВЕДЕНИЕ
Одной из актуальных задач санитарно-противоэпидемической практики является надзор за проектированием и эксплуатацией лечебно-профилактических организаций. Вопросы больничной гигиены и профилактики госпитальных инфекций являются сегодня исключительно важными в связи с высоким уровнем внутрибольничной заболеваемости, которая причиняет обществу значительный социальный и экономический ущерб.
Лечебно-профилактические учреждения характеризуются комплексом специфических факторов системы «человек-госпитальная среда», что предъявляет повышенные санитарно-эпидемиологические требования к качеству госпитальной среды для больных, а так же к условиям труда медицинского персонала.
Недаром видный терапевт Манассеин В.А. (1841-1901) считал, что терапия – это, прежде всего гигиена больного человека, что она бессильна, если не созданы необходимые условия для больного человека.
Отсутствие согласованных методических подходов к решению гигиенических задач стационаров, обновление системы контроля за ЛП0, выход новых нормативных документов, регламентирующих работу организаций, осуществляющих медицинскую деятельность в условиях дефицита специальной учебной литературы определяет актуальность настоящего пособия.
Целью изучаемого раздела гигиены является формирование профессиональных компетенций и овладение студентами способностью и готовностью к проведению санитарно-эпидемиологического надзора за состоянием лечебно-профилактических организаций; способностью и готовностью к интерпретации результатов гигиенических исследований, к пониманию стратегии новых методов и технологий, внедряемых в гигиеническую науку и санитарную практику; способностью и готовностью к проведению санитарно-просветительской работы с населением по вопросам профилактической медицины.
БОЛЬНИЧНАЯ ГИГИЕНА. ОБЩИЕ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИЯМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ МЕДИЦИНСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Современная больница представляет собой многокомпонентный комплекс, состоящий из различных лечебных и лечебно-диагностических отделений, а так же помещений административного и хозяйственного бытового назначения.
БОЛЬНИЧНАЯ ГИГИЕНА - отрасль гигиены, разрабатывающая гигиенические нормативы и требования к больничной среде обитания, направленные на обеспечение благоприятных условий для лечения больных и создание оптимальных условий труда медицинского персонала в ЛПО, включая профилактику внутрибольничной инфекции.
Санитарно-противоэпидемические мероприятия в лечебно-профилактических организациях (ЛПО) регламентируются гигиеническими нормативами и санитарными правилами (СанПиН 2.1.3.2630 – 10 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность).
Комплекс медико-профилактических мероприятий в ЛПО направлен на:
- оказание больному квалифицированной медицинской помощи;
- создание оптимального лечебно-охранительного режима;
- создание оптимальных условий для работы медицинского персонала;
- снижение риска инфекций связанных с оказанием медицинской помощи.
Решение этих задач возможно при строгом соблюдении санитарных правил устройства, оборудования и эксплуатации лечебно-профилактических учреждений.
1. Гигиенические требования к больничному участку
Лечебно профилактические организации (ЛПО) рекомендуется размещать на территории жилых массивов в зеленой или пригородной зонах на земельных участках, наиболее благоприятных по санитарно-гигиеническим условиям, в отдалении от магистральных улиц и дорог. Не допускается размещение их в санитарно-защитных зонах промышленных предприятий.
Стационары психиатрического, инфекционного, в том числе туберкулезного профиля, располагают на расстоянии не менее 100 метров от территории жилой застройки. Стационары данного профиля на 1000 и более коек желательно размещать в пригородной или зеленой зонах.
Допускается размещать ЛПО в жилых и общественных зданиях, при наличии отдельного входа: амбулаторно-поликлинические ЛПО мощностью не более 100 посещений в смену, фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы), организации с дневными стационарами, амбулаторно-поликлинического консультативного приема дерматолога.
В жилых и общественных зданиях не допускается размещение ЛПО, оказывающих помощь инфекционным (в том числе туберкулезным больным), ЛПО для оказания помощи лицам, страдающим алкогольной и наркотической зависимостью. В жилых зданиях и во встроенно-пристроенных к ним помещениях не допускается размещать микробиологические лаборатории (отделения), отделения магнитно-резонансной томографии.
Выбор участка зависит от местных условий, климата, уровня стояния грунтовых вод, розы ветров, путей сообщения.
Гигиенические требования к земельному участку, отводимому под строительство больницы:
1. На участке размещения ЛПО почва по санитарно-химическим, микробиологическим, паразитологическим показателям, радиационному фактору должна соответствовать гигиеническим нормативам. Содержание вредных веществ в атмосферном воздухе, уровни электромагнитных излучений, шума, вибрации, инфразвука не должны превышать гигиенические нормативы. Запрещается сооружать лечебные учреждения на участках, которые когда-то использовались под мусорные свалки, поля ассенизации, кладбища и пр., а так же на почвах, загрязненных органическими, химическими и другими веществами.
2. Участок больницы располагают с наветренной стороны относительно промышленной зоны, источников загрязнения окружающей среды.
3. Конфигурация земельного участка должна обеспечить оптимальное расположение больничных комплексов с гигиенических и медико-технических позиций. Наилучшим считается прямоугольный участок с соотношением сторон 1:2 -2:3.
4. Площадь земельного участка должна быть достаточной (с учетом возможной реконструкции и расширения больницы). Площадь участка под застройку больничным комплексом зависит от расчетного количества коек и типа застройки.
5. Земельный участок должен иметь удобную связь с районом обслуживания (больного должны доставить в больницу за 30 мин).
6. Земельный участок должен хорошо инсолироваться, быть сухим, располагаться на возвышении с естественным уклоном 1-6º для обеспечения стока атмосферных осадков, подведения подземных коммуникаций, оборудования подъездных дорог.
7. Территория участка больницы должна быть благоустроена, озеленена, ограждена и освещена. Площадь зеленых насаждений и газонов должна составлять не менее 50% общей площади участка стационара. Деревья высаживаются на расстоянии не ближе 15 метров, кустарники - 5 метров от светонесущих проемов зданий для предупреждения снижения естественной освещенности и инсоляции.
8. С гигиенической точки зрения важен процент застройки участка, и рекомендован не более 15%, это дает возможность организовать аэро- и гелиотерапию и в случае необходимости расширить строительство больницы.
Таблица 1
Больничного строительства
Строительство больниц развивалось в основных трех направлениях, предусматривающих централизованную, децентрализованную и смешанную застройку больничного участка.
Децентрализованная система(павильонная) – больничное учреждение состоит из ряда отдельных сравнительно небольших зданий 1-3 этажных, в которых размещаются различные по профилю лечебные отделения – терапевтические, эндокринологические, кардиологические, хирургические, акушерские и т.д., а так же административные, лабораторные и другие подразделения.
Преимущества - изоляция отделений, возможность обеспечить больным тишину и покой.
Недостатки - сложность организации медицинского обслуживания, увеличение путей движения больных и персонала, дублирование аппаратуры и специальных лечебно-диагностических кабинетов, проблемы электро-водоснабжения, организации питания, большая площадь земельного участка под застройку, дороговизна строительства.
Такой тип застройки в настоящее время имеет гигиеническое значение для инфекционных, детских, туберкулезных больниц, где требуется полная изоляция больных.
Желание максимально объединить лечебно-диагностические и вспомогательные службы, предельно приблизить их к больному, эффективно использовать возможности современной санитарной техники (кондиционирование воздуха, панельное отопление) способствовало созданию централизованной системы застройки с размещением всех больничных, лечебно-вспомогательных и административно-хозяйственных подразделений в одном многоэтажном здании.
Преимущества централизованной системы:
-рациональное использование всеми отделениями лечебно-диагностического оборудования,
- возможность взаимной консультации специалистов разного профиля,
- удобные внутренние коммуникации между отделениями с помощью вертикального лифта.
Сокращение путей движения больных, медицинского персонала, доставки пищи. Рентабельность. За счет меньшей площади участка и отсутствия дублирования помещений, функциональных подразделений и инженерных сетей уменьшаются траты на строительство и техническое обслуживание.
Наряду с этим централизованная система имеет и недостатки:
-большое количество посетителей, снижена эффективность мероприятий по профилактике ИСМП,
-ухудшаются условия внутрибольничной среды (микроклимат, шум),
-затрудняется пользование больных больничным садом, ухудшаются условия эвакуации.
Смешанная система – позволяет использовать положительные стороны децентрализованной и централизованной системы и свести к минимуму их недостатки. При этом типе застройки в главном корпусе больнице размещаются специализированные неинфекционные отделения, лаборатория, основные лечебно-диагностические отделения. Кроме главного корпуса строится несколько меньших зданий, в которых располагаются поликлиническое, инфекционное, родильное, детское, инфекционное отделение, бактериологическая лаборатория и т.д.
В настоящее время часто используется централизованно-блочная система, при которой больница состоит из нескольких корпусов, сблокированных в одно целое.
За последние годы в больничном строительстве наметилось 3 основных направления:
1. строительство моноблока для палатных отделений (9-12 этажей) с приближенными к нему 2-х, 3-х этажными корпусами лечебно-диагностических служб, соединенными крытыми и подземными переходами с моноблоком.
2. полиблочное строительство отдельных блоков с распределением их по профилю заболеваний (хирургические, терапевтические.) и максимально приближенных к ним блоков лечебно-диагностических и обслуживающих служб.
3. расширение существующих больниц за счет строительства дополнительных палатных корпусов, что фактически только увеличивает коечность больницы и приводит к нарушению сложившихся технологических процессов, перегрузке функционально-диагностических служб, аптеки, лаборатории, пищеблока, к сокращению парковой зоны, и как следствие усложнению работы персонала и ухудшению качества обслуживания больных.
При строительстве высотных моноблочных больниц положительными моментами с гигиенической точки зрения являются: максимальная централизация палатных отделений и лечебно-диагностических служб, обеспечивающие короткие пути движения персонала и больных, транспортировки пищи и материалов, следовательно, экономия времени и усилий при обслуживании больных.
Отрицательными гигиеническими моментами являются: приближение палатных отделений друг к другу в объеме здания, увеличение бактериального и химического загрязнения воздуха в верхних этажах, возрастание уровня шума.
Полиблочная система позволяет: снизить этажность корпусов, изолировать от остальных служб операционный блок, уменьшить зависимость персонала и больных от лифтового транспорта, изолировать отделения друг от друга, уменьшив тем самым возможность распространения внутрибольничной инфекции, повысить лечебный и санитарно-гигиенический режим в стационарах.
Недостатки: удлиняются внутрибольничные пути сообщения, повышается плотность застройки больничного участка, увеличивается время на доставку больного, лекарств, пищи и т.д.
3. Внутренняя планировка лечебно-профилактических организаций
Структура учреждений и планировка его помещений должна исключать возможность перекрещивания или соприкосновение «чистых» и «грязных» потоков.
Больничные службы по функциональному назначению можно разделить на основные комплексы:
-палатные отделения («гостиничная» группа),
-группа централизованных медицинских отделений (приемная, операционный блок и децентрализованные операционные, служба стерилизации и дезинфекции, рентгеновская, лаборатория, физио- и бальнеотерапевтическая, аптека, служба переливания крови, прозектура),
-централизованные хозяйственные службы (пищеблок, прачечная, котельная, склад, мастерские, гаражи), группа административных единиц (администрация, социальные и культурные организации, клуб, бытовые помещения для персонала).
Палатное отделение – основной функциональный элемент стационара, где осуществляется диагностика заболеваний, лечение, наблюдение и уход за больными. Чаще всего палатное отделение имеет 60 коек.
Палатная секция – это основная архитектурно-планировочная и функциональная система (единица), изолированный комплекс палат и лечебно-вспомогательных помещений, предназначенных для больных с однотипными заболеваниями. Количество коек в палатной секции чаще всего от 20 до 30. Стандартная палатная секция для взрослых рассчитана на 30 коек.
Для обеспечения лечебно-охранительного режима, а также соблюдения санитарно-гигиенических и эпидемиологических требований, палатная секция должна быть непроходной для больных, персонала и посетителей других отделений. При входе в палатное отделение/секцию устраивается шлюз.
Стандартная палатная секция должна иметь следующие помещения:
- помещения для пребывания больных - палаты, комната дневного пребывания;
- лечебно-вспомогательные помещения - кабинет врача, процедурная (манипуляционная), перевязочная (в отделениях хирургического профиля), пост медицинской сестры;
- хозяйственные - буфетная, столовая, бельевая, комната сестры-хозяйки и старшей медицинской сестры, веранды;
- санитарные - ванная, умывальни, туалеты для больных и персонала, санитарная комната, помещения для предметов уборки;
- палатный коридор, связывающий перечисленные помещения, лестница, лифт.
Палатные отделения, как правило, состоят из 2-х палатных секций и общих помещений, расположенных между секциями. К общим помещениям отделения относятся лечебные и диагностические кабинеты, столовая с буфетной, служебные помещения.
Внутренняя планировка отделения: коридорная система с одно- или двусторонней застройкой – наиболее распространенный вариант внутренней планировки отделения. Так же существуют следующие планировочные решения палатных секций: двухкоридорные - периметральная и квадратная. При этих системах застройки палаты и некоторые вспомогательные помещения имеют естественное освещение, а санитарные узлы и другие вспомогательные помещения, расположенные между двумя коридорами – только искусственное.
В каждой палатной секции должно быть 60% палат на 4 койки, и по 20% палат на 1 и 2 койки. Количество санитарных приборов: один прибор на 15 человек в мужских туалетах и на 10 человек в женских туалетах. Палаты следует располагать компактно, помещения для обслуживания – обособленно, посты дежурных медицинских сестер - в центре секции, санитарные узлы – выносить на периферию палатных секций.
Гигиенические требования к палатам:
1. Палата должна иметь достаточную площадь, которая обеспечила бы надлежащий объем вентиляции и расстановку мебели. (Минимальные площади помещений приложение 2);
2. Вместимость палат – не более 4-х коек, расположенных параллельно светонесущей стене, расстояние от коек до стен с окнами должно быть не менее 0,9 м, расстояние между сторонами коек должно быть не менее 0,8 м.
3. В палатах должны соблюдаться оптимальные гигиенические факторы, формирующие условия пребывания больных в палате: микроклимат, качество воздуха, освещение, инсоляция, уровни внутрибольничного и уличного шума.
Допускается свободная ориентация окон по сторонам света. Продолжительность инсоляции следует принимать с учетом требований санитарных норм по инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий. Нормируемая продолжительность инсоляции устанавливается в основных функциональных помещениях ЛПО - палаты (не менее 60% общей численности).
Инсоляция не требуется в следующих помещениях: патолого- анатомических отделениях, операционных и реанимационных залах больниц, а так же в химических лабораториях.
Для защиты от слепящего действия солнечных лучей и перегрева окна, ориентированные на южные румбы горизонта, оборудуются солнцезащитными устройствами (козырьки, жалюзи).
Санитарно-гигиенические требования к внутренней планировке и устройству специализированных отделений БОЛЬНИЦЫ
1. Санитарно-эпидемиологические требования к хирургическим отделениям
Основные требования к внутренней планировке хирургических отделений:
1. Наличие удобной связи с операционным блоком и диагностическими отделениями (клинико-диагностическая лаборатория, отделение функциональной диагностики, рентгенологическое отделение);
2. Наличие соответствующего числа перевязочных и процедурных кабинетов в отделении. В отделении с двумя палатными секциями предусматривается не менее 2-х процедурных и 2-х перевязочных;
3. Организация условий пребывания для больных в послеоперационном периоде;
4. Исключение возможности контакта «чистых» и «гнойных» больных.
В хирургических стационарах наиболее часто инфицирование происходит во время оперативного вмешательства, поэтому операционный блок должен быть полностью изолирован от других подразделений больницы при сохранении удобных связей с отделением анестезиологии и реанимации, палатным отделением.
Пациентов с гнойно-септическими заболеваниями изолируют в отделение гнойной хирургии, а при его отсутствии – в отдельную палату.
При отсутствии гнойного отделения, перевязки больным, имеющим гнойное отделяемое, производят в асептической перевязочной после «чистых» больных или непосредственно в одноместной палате.
Операционный блок – структурное подразделение больницы, состоящее из операционных и комплекса вспомогательных помещений, предназначен для проведения оперативных вмешательств.
Оперблоки оборудуют в отдельном здании или пристройке, соединенным со стационаром крытыми переходами или коридорами. Отделения в операционных блоках не должны быть проходными. При размещении операционного блока изолированно от других лечебных корпусов необходимо предусмотреть удобные утепленные переходы, соединяющие операционный блок с другими лечебно-диагностическими и клиническими подразделениями. Операционные для неотложной хирургии должны размещаться в составе приемных отделений.
Помещения, входящие в состав оперблока: операционная, предоперационная, стерилизационная, наркозная и др. подсобные помещения.
Окна операционных чаще ориентируют на северные румбы.
Операционные блоки могут быть в зависимости от специализации хирургических отделений – общепрофильные, специализированные (травматологические, ожоговые, кардиохирургические и т.п.).
В операционных блоках должно соблюдаться строгое зонирование внутренних помещений:
-стерильная зона (операционная),
-зона строгого режима (предоперационные, помещение подготовки больного - наркозная, помещения для хранения стерильных материалов и др. помещения);
-зона общебольничного режима (после шлюза) – отделяется от остальных помещений операционного блока «красной чертой». Вход персонала других отделений за «красную черту» запрещен.
Потоки в операционном блоке должны быть разделены на:
- «стерильный» - проход хирургов, операционных сестер;
- «чистый» - для доставки больного, проход анестезиолога, младшего и технического персонала, чистого белья, медикаментов;
- «грязный» - для удаления отходов, использованного белья, перевязочного материала.
Потоки обеспечиваются раздельными лифтами и не должны пересекаться.
Проектируемые в операционных блоках санитарные пропускники для персонала (мужской и женский) должны иметь в составе три смежных помещения. Первое помещение, оборудованное душем, санузлом и дозатором с раствором антисептика. В данном помещении приходящий персонал снимает спецодежду, в которой работал в отделении, принимает душ и производит гигиеническую обработку рук. Во втором помещении персонал надевает чистые хирургические костюмы, разложенные в ячейках по размерам, специальную обувь, бахилы и выходит из санпропускника в коридор операционного блока, далее в предоперационную. После проведения операций персонал возвращается в санпропускник через третье помещение, в котором устанавливаются контейнеры для сбора использованного белья (халатов, хирургических костюмов, масок, шапочек, бахил). Далее персонал проходит в первое помещение, где, при необходимости, принимает душ, надевает спецодежду для работы в отделении и выходит из операционного блока.
В зависимости от характера оперативного вмешательства предусматривают септические и асептические операционные. Операционные должны быть пронумерованы и функционально разделены с учетом необходимого оборудования и степени чистоты оперативного вмешательства.
Послеоперационные палаты должны располагаться в изолированном отсеке при операционном блоке или в составе отделения анестезиологии и реанимации, или изолированно в составе палатного хирургического отделения.
2. Санитарно-эпидемиологические требования к акушерским стационарам
Типы организаций для оказания акушерской помощи: перинатальные центры, родильные дома и родильные отделения.
Перинатальный центр отличается от родильного дома (отделения) наличием в составе женской консультации, гинекологического отделения, отделения патологии новорожденных и недоношенных, а так же отделения реанимации и интенсивной терапии для новорожденных.
Родовспомогательные отделения в составе многопрофильных больниц на территории больничного участка должны размещаться в отдельно стоящих зданиях.
Внутренняя планировка родильных отделений должна обеспечить четкое зонирование отделений, цикличность их заполнения и санитарной обработки, упорядочение внутрибольничных потоков.
В приемно-смотровом отделении акушерского стационара необходимо обеспечить изоляцию потоков беременных и рожениц, поступающих в физиологическое и обсервационное отделение. В приемном отделении санитарная обработка поступающих должна проводиться по двум потокам: «чистый» - в физиологическое отделение и отделение патологии беременности, «грязный» - в обсервационное отделение.
Родовое отделение состоит из следующих основных групп помещений:
Помещения для проведения родов – смотровая, предродовая, родовая, манипуляционно - туалетная, стерилизационная, палаты интенсивной терапии, малая операционная, комната для хранения крови.
Операционные помещения – большая операционная, предоперационная, стерилизационная, послеоперационная палата, др. помещения.
Вспомогательные помещения -пост медицинской сестры, кабинет врача, санузлы и др. помещения.
Акушерский стационар (отделение) может иметь послеродовое отделение с совместным и/или раздельным пребыванием матери и ребенка.
В составе родильного дома предусматривается физиологическое и обсервационное отделение.
Родовые палаты и подготовительную для персонала следует изолировать от прочих помещений отделения, подготовительную для персонала следует размещать перед родовыми палатами или между ними.
В родильных домах с преимущественно совместным пребыванием матери и ребенка предусматривается функционирование индивидуальных родовых залов.
При раздельном пребывании матери и ребенка соблюдается цикличность заполнения предродовых палат и родовых залов.
Послеродовое физиологическое отделение предполагает строгое соблюдение принципа цикличности заполнения (палата заполняется синхронно с палатами или боксами детского отделения).
Послеродовое физиологическое отделение должно быть организовано преимущественно по принципу совместного пребывания матери и ребенка. Для совместного пребывания матери и ребенка предназначаются одно или двухместные палаты. Заполнение палат происходит в течение одних суток. Палаты послеродового отделения с раздельным пребыванием матери и ребенка заполняют циклично, синхронно с палатами детского отделения в течение не более 3 суток.
Обсервационное отделение: в обсервационное отделение поступают роженицы, родильницы и новорожденные в соответствии с показаниями (лихорадочные состояния, инфекционная патология, роды вне лечебного учреждения и т.д.) в случае отсутствия индивидуальных родильных залов и палат. В обсервационном отделении пациенток необходимо размещать в палаты по нозологическим формам заболеваний.
Обсервационные палаты должны размещаться на 1 этаже и смещены относительно основного здания или на верхнем этаже над отделениями патологии беременных, физиологическим и гинекологическим отделениями.
Допускается отсутствие обсервационного отделения при наличии палат на 1-2 места и возможности планировочной изоляции одной из палатных секций в случае необходимости организации ее работы по типу обсервационного отделения.
Основные принципы организации работы акушерских отделений заключаются в обеспечении функционального зонирования, цикличности работы, шлюзования (для помещений с высокими требованиями к чистоте для предупреждения ИСМП), изоляции по эпидпоказаниям.
3. Санитарно-эпидемиологические требования к инфекционному отделению
Инфекционных больных госпитализируют в инфекционное отделение не только для лечения, но и для изоляции. Поэтому инфекционное отделение всегда располагается в отдельном здании или пристроенном здании с отдельным приемным отделением.
Инфекционные больные поступают в приемно-смотровой бокс, являющийся обязательным элементом приемных отделений детских, инфекционных и психиатрических больниц, предназначенный для индивидуального приема пациентов (функциональный аналог смотровых кабинетов многопрофильных больниц). В состав помещений приемно-смотрового бокса входят: тамбур для входа с улицы, помещение для осмотра больного (смотровая), кабина для туалета с умывальником, шлюз для входа персонала из коридора приемного отделения.
После термометрии и осмотра больной проходит санитарную обработку, а его одежду направляют на дезинфекцию.
Количество приемно-смотровых боксов определяется в зависимости от количества коек в отделении: до 60 коек – 2 бокса, 60-100 коек – 3 бокса, свыше 100 коек – 3% от числа коек.
В инфекционных отделениях входы, лестничные клетки и лифты должны быть разделены для приема и выписки больных. Внутренняя планировка инфекционного отделения должна предусматривать разделение его на несколько самостоятельных секций для пациентов с разными болезнями. Каждая секция должна иметь свой шлюз, чтобы предотвратить перенос воздушно-капельной инфекции.
Для обеспечения максимальной изоляции большинство больных размещается в боксах и полубоксах.
Полный бокс, гарантирующий от внутрибольничного заражения, предложил петербургский инженер Е.Ф.Мельцер, поэтому его еще называют мельцеровским.
В состав полного бокса (рис.1) входит: тамбур с выходом на улицу, через который госпитализируют и выписывают больного, санитарный узел, палата и шлюз при входе из палатного коридора.
Рис.1. Мельцеровский бокс. 6 — вход для больных с улицы; 1 — предбоксник (передняя с тамбуром); 3 — бокс; 2 — санузел; 4 — шлюз для персонала; 7 — вход в бокс для медицинского персонала; 5 — окно для подачи пищи.
Площадь бокса на 1 койку должна быть не менее 22 м2, на 2 койки- 27 м2. Вход медицинского персонала из условно «чистого» коридора предусмотрен через шлюз, где меняют спецодежду, моют и дезинфицируют руки. Шлюз оборудован раковиной и вешалкой для халатов. В шлюзе должно быть окно для передачи пищи больному. В санитарном узле должны быть ванна, раковина и унитаз. Санитарная обработка больных, поступающих в бокс, производится непосредственно в боксе или в боксе приемно-смотрового отделения. В стене, изолирующей бокс от шлюза, делают окно для наблюдения за больным.
Полубокс– также предназначен для индивидуальной госпитализации больного, но от бокса отличается тем, что не имеет входа с улицы (рис.2). Больные поступают в полубокс из общего коридора отделения через санитарный пропускник при секции. Полубоксы проектируются на 1-2 койки.
Рис.2. Полубокс.1 - палата; 2 - санитарный узел; 3 - шлюз; 4 - шкаф для передачи пищи и медикаментов; 5 - вход из коридора отделения
Боксированные палаты (1-,2, максимум 4- местные).
Боксированные палаты (рис.3) отличаются от полубоксов отсутствием ванной и входом в уборную из шлюза.
Рис.3. Палата со шлюзом. 1 - палата; 2 - шлюз; 3 - уборная; 4 - вход из коридора отделения
В шлюзе боксированной палаты допускается размещение дверей друг против друга, тогда как в шлюзе бокса и полубокса они размещаются под прямым углом друг к другу. Санитарный узел боксированной палаты состоит из унитаза, умывальника и душа.
Боксированная палата отличается от обычной палаты со шлюзом и санузлом наличием передаточного шкафа.
В основе планировочных решений инфекционных отделений лежат система изоляции больных, условно разделенных на «грязные» и «чистые» потоки, санитарная обработка и дезинфекция помещений, белья, оборудования, выделений больных.
В инфекционном отделении общие помещения для больных (столовые, комнаты для игр, дневного пребывания, ванные) не устраиваются. Санитарная обработка больных проводится в санпропускнике при секции.
4. Санитарно-эпидемиологические требования к детским отделениям
Детские отделения должны быть изолированы от отделений взрослых и иметь самостоятельные приемное и диагностическое подразделения.
В неинфекционных отделениях для приема больных детей предусматриваются боксы и приемно-смотровые боксы. Количество боксов должно быть равно 5%, а количество приемно-смотровых боксов - 2% от числа коек терапевтического профиля и 4% от числа коек хирургического профиля.
Вместимость палат для детей до 1 года (кроме новорожденных) должна быть не более чем на 2 койки. Палаты объединяются в отсеки, не более чем по 8 коек.
В стенах и перегородках, отделяющих детские палаты (без матерей) от коридоров, а также в стенах и перегородках между палатами для детей в возрасте до 7 лет следует предусматривать остекленные проемы.
В детских неинфекционных отделениях предусматриваются помещения для обучения и игровые комнаты.
В отделениях второго этапа выхаживания и отделениях для детей до 3 лет, находящихся в составе перинатальных центров и детских стационаров, предусматриваются палаты для совместного круглосуточного пребывания матерей, фильтр для их профилактического осмотра и переодевания, а также помещения для отдыха и приема пищи приходящих родителей.
5. Санитарно-эпидемиологические требования к стоматологическим медицинским организациям
Стоматологические медицинские организации могут размещаться в отдельно стоящих зданиях, приспособленных и встроенных в здания жилого и общественного назначения помещениях, в цокольных этажах жилых зданий. При расположении стоматологических организаций в жилы