Развитие системы социального обслуживания семьи и детей

С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон
от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 442-ФЗ).

Указанным Федеральным законом обеспечение доступности социальных услуг для граждан определено в качестве одного из основополагающих принципов.

В этих целях статьей 4 Федерального закона № 442-ФЗ закреплены принципы социального обслуживания, в том числе:

адресность предоставления социальных услуг;

приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг.

Кроме того, Федеральным законом № 442-ФЗ определены новые подходы, основанные на усилении адресности в предоставлении социальных услуг и индивидуальной нуждаемости граждан в конкретных социальных услугах.

Статьей 15 Федерального закона № 442-ФЗ установлены обстоятельства, в соответствии с которыми гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании, в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, а именно: наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе; наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации; отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними; наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье; отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.

При этом перечень таких оснований не исчерпывающий и субъекты Российской Федерации могут установить иные обстоятельства, на основании которых гражданину может быть установлена нуждаемость в предоставлении тех или иных социальных услуг.

Статьей 19 Федерального закона № 442-ФЗ определены формы социального обслуживания: социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому, или в полустационарной форме, или в стационарной форме.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей предоставляются следующие виды социальных услуг:

социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;

социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;

социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;

социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;

социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;

социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;

услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;

срочные социальные услуги.

Также, в соответствии со статьей 22 Федерального закона № 442-ФЗ гражданам, в том числе семьям и детям, при необходимости оказывается содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение), которое осуществляется путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия.

Федеральным законом № 442-ФЗ также установлено обязательное для исполнения всеми субъектами Российской Федерации условие бесплатного предоставления социального обслуживания для всех несовершеннолетних детей во всех формах социального обслуживания.

При этом органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать своими нормативными правовыми актами иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно.

Дети, имеющие ограничения здоровья, проживают и получают социальные услуги в детских домах-интернатах для детей с физическими недостатками и детских домах-интернатах для умственно отсталых детей.

По данным официальной статистической отчетности, на 1 января 2016 года на территории Российской Федерации функционирует 133 стационарные организации социального обслуживания для данной категории граждан (из них - 130 организаций для умственно отсталых детей и 13 организаций для детей с физическими недостатками).

Анализ представленной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации информации о доступности предоставления социальных услуг также показал, что с целью мониторинга уровня удовлетворенности граждан качеством и доступностью получения социальных услуг в субъектах Российской Федерации (Республика Карелия, Республика Марий Эл, Республика Тыва, Республика Алтай, Хабаровский край, г. Санкт-Петербург, Владимирская, Калужская, Костромская, Липецкая, Орловская, Калининградская, Волгоградская, Ростовская, Нижегородская, Курганская, Томская области, Ямало-Ненецкий автономный округ) проводится анкетирование семей и детей, получающих социальные услуги в организациях социального обслуживания.

К примеру, в Калужской области процент граждан, удовлетворенных качеством и доступностью получения вышеуказанных услуг составил 98% от числа опрошенных; в Смоленской области - 98,8%; в Костромской области - 99,84%; в Республике Алтай - 98,4 %, в Республике Тыва - 99,1%, в Курганской области - 95 процентов.

Для обеспечения доступности социальных услуг гражданам, в том числе малообеспеченным, проживающим в отдаленных населенных пунктах, используются различные мобильные технологии. В частности, на базе комплексных центров социального обслуживания создаются мобильные службы (Республика Карелия, Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкарская Республика, Чувашская Республика, Ставропольский край, Приморский край, Воронежская, Ивановская, Московская, Рязанская, Тульская, Мурманская, Новгородская, Псковская, Астраханская, Оренбургская, Саратовская, Курганская, Тюменская, Иркутская, Омская области, г. Москва).

Также, например, в Хабаровском крае широко используется услуга «социальный автобус» для оказания помощи семьям с детьми, проживающим в отдаленных сельских поселениях. В 2015 году было организовано 702 выезда в 125 населенных пунктов.

В Брянской области при отделах социальной защиты населения функционируют мобильные группы для информирования населения, проживающего в отдаленных населенных пунктах, о мерах социальной поддержки. В 2015 году 49 мобильных групп осуществили около 700 выездов, в ходе которых было проконсультировано около 15 тыс. граждан.

В Курской области специалистами организаций социального обслуживания организованы работа выездных консультативных пунктов, участие в родительских собраниях на базе образовательных учреждений.

В Республике Северная Осетия-Алания особое внимание уделяется семьям с детьми, проживающим в труднодоступных горных и предгорных местностях. Эти семьи – приоритет в работе учреждений социального обслуживания семей с детьми, служб экстренного реагирования (мобильных бригад), передвижных многофункциональных центров, предоставляющих комплексные услуги.

Для обеспечения доступности социальных услуг, а также в целях осуществления межведомственного взаимодействия по предоставлению социальных услуг в регионах (Республика Татарстан, Московская, Мурманская, Псковская, Липецкая, Тюменская, Иркутская, Костромская, Тюменская области) созданы участковые социальные службы.

В ряде субъектов Российской Федерации, например, в Астраханской, Волгоградской, Курганской, Тюменской областях в области в целях повышения качества и доступности социальных услуг для семей с детьми, в том числе малообеспеченных, проживающих в отдаленных местностях, в работу организаций социального обслуживания внедрены дистанционные технологии - телефоны доверия, интернет-консультирование и другие.

Особое значение приобретают вопросы достижения нового качества и уровня доступности социальных услуг семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья.

В регионах имеются различные примеры осуществления данной работы. Так, в одном из центров социальной помощи семье и детям Ленинградской области функционирует социальная гостиная для временного проживания в ней мам, осуществляющих уход за детьми-инвалидами, и проживающих в отдаленных сельских поселениях. Данная услуга позволяет увеличить охват детей-инвалидов из сельских поселений и минимизировать психотравмирующий фактор у детей, остро переживающих разлуку с мамой.

Для получения услуг в труднодоступных местностях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры внедрена «Служба домашнего визитирования» - в состав службы входят специалисты по социальной работе, психологи, логопеды, дефектологи. Услуги предоставляются детям и членам их семей, которые в силу тяжести заболевания ребенка не могут посещать учреждение, начиная с рождения до 18 летнего возраста детей. Специалисты оказывают услуги с периодичностью 2-3 раза в неделю в течение от 3-х до 6-ти месяцев, при необходимости - до 1 года. С 2013 года указанная служба действует во всех учреждениях, осуществляющих реабилитацию детей-инвалидов.

В Костромской области в ГКУ «Областной реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Лесная сказка» разработан и успешно реализуется проект дистанционного обучения родителей «Виртуальная школа». В режиме он-лайн трансляции специалистами учреждения оказывается ранняя консультативная помощь родителям в проведении коррекционной и реабилитационной работы с детьми с физическими, умственными и психическими нарушениями, демонстрация методов реабилитации, мониторинг результатов.

В Московской области для оказания социально-реабилитационных, социально-педагогических и консультационных услуг семьям, воспитывающим детей-инвалидов с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности, а также детям, проживающим в отдаленных населенных пунктах, созданы группы «мобильная бригада», которая включает логопеда (дефектолога), психолога, социального педагога, массажиста, инструктора ЛФК, иных специалистов.

В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в целях своевременного выявления и оказания благотворительной помощи малообеспеченным семьям с детьми во всех муниципальных образованиях автономного округа организованы ведение реестра малообеспеченных семей с детьми, готовых принять благотворительную помощь; реестра благотворителей (физических, юридических лиц), желающих оказать поддержку гражданам, нуждающимся в получении социальной поддержки, в том числе малообеспеченным семьям с детьми. По состоянию на 1 января 2016 года количество семей с детьми, готовых принять благотворительную помощь в разрезе муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 2 656 семей, из них помощь оказана 151 семье. Количество благотворителей, желающих оказать поддержку семьям, включенных в реестр благотворителей 109, в том числе физических и юридических лиц.

Вместе с тем, уполномоченными органами исполнительный власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания, а также организациями социального обслуживания осуществляется информационно-разъяснительная работа среди семей с детьми о порядке и условиях предоставления социальных услуг, включая доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Указанная информация содержится непосредственно в помещениях министерства (департамента) социальной защиты, организациях социального обслуживания на информационных стендах, в раздаточных информационных материалах.

Информация о порядке и условиях предоставления социальных услуг доводится для семей с детьми при личном консультировании сотрудниками министерства (департамента) социальной защиты, организации социального обслуживания, в том числе по телефону, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», путем размещения информации на официальных сайтах, в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», в средствах массовой информации и т.п.

Информирование вышеуказанных граждан в отдаленных пунктах сельских территорий осуществляется также посредством выездной работы мобильных социальных бригад.

В Ивановской, Рязанской, Смоленской, Тульской, Астраханской, Курганской, Новосибирской областях работают «горячие линии» для предоставления необходимой информации семьям с детьми, семьям с детьми-инвалидами.

В Костромской области успешно апробирована практика проведения межведомственных круглых столов в режиме он-лайн трансляции для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, с участием специалистов органов исполнительной власти, региональных отделений фондов, общественных организаций инвалидов, депутатов Костромской областной Думы. Организаторами интернет-трансляции по месту жительства семей являются комплексные центры социального обслуживания населения в каждом муниципальном образовании области. Наиболее часто задаваемые вопросы и ответы размещаются в средствах массовой информации и на официальных сайтах учреждения.

Новостная лента официального сайта Министерства социального развития Новосибирской области знакомит посетителей с изменениями в законодательстве, социальной и семейной политикой региона, организацией предоставления мер социальной поддержки, социальных услуг, деятельности Министерства и социальных служб и пополняется ежедневно. С начала 2015 года на сайте опубликовано более 600 новостных заметок по различным вопросам социальной защиты населения, опеки и попечительства.

В рамках государственной программы «Семья и дети Пермского края» Министерством социального развития Пермского края совместно с АНО «ВЕКТОР» запущен семейный портал Пермского края http://всемы.рф (далее – портал). Портал является информационной и коммуникативной площадкой для межсекторного взаимодействия по решению проблем семьи, на котором представлена актуальная информация о событиях, сервисах и социальных услугах предоставляемых семьям в Пермском крае. На Портале созданы разделы «горячие линии», где размещена контактная информация по вопросам получения населением Пермского края социальной, психологической, медицинской и правовой помощи.

В Оренбургской области в еженедельной телевизионной передаче «Специальный репортаж» предусмотрены рубрики «Наша семья», «Доступная среда», где на конкретных примерах раскрывается положительный опыт работы с семьей.

Согласно данным федеральной статистической отчетности, в 2015 году число учреждений социального обслуживания семьи и детей в субъектах Российской Федерации составило 2 896 единиц (в 2013 г. - 3 085; в 2014 г. - 3 033 учреждений), в том числе 644 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних (в 2013 г. - 717; в 2014 г. – 699); 365 центров социальной помощи семье и детям (в 2013 г. - 472; в 2014 г. - 425); 106 социальных приютов для детей и подростков (в 2013 г. - 198; в 2014 г. - 144); 251 реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями (в 2013 г. - 244; в 2014 г. - 247); 94 центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей (в 2013 г. - 29; в 2014 г. - 29); 18 центров психолого-педагогической помощи населению (в 2013 г. - 16; в 2014 г. - 15 центров); 1 центр экстренной психологической помощи по телефону (в 2013 г. – 7; в 2014 г. - 6 центров); 419 отделений по работе с семьей и детьми в центрах социального обслуживания населения (в 2013 г. - 358; в 2014 г. - 282); 874 отделения по работе с семьей и детьми комплексных центров социального обслуживания населения (в 2013 г. - 905; в 2014 г. - 1 020 отделений).

В учреждениях социального обслуживания семьи и детей насчитывалось 1 438 стационарных отделений и 782 отделения дневного пребывания (в 2013 г. - 1 498 и 801; в 2014 г. - 1 460 и 811 отделений соответственно); в качестве структурных подразделений работало 283 семейные воспитательные группы (в 2013 г. - 943; в 2014 г. - 498); 7 921 отделение реабилитации для детей с ограниченными возможностями (в 2013 г. - 687; в 2014 г. - 639); 798 отделений профилактики безнадзорности несовершеннолетних (в 2013 г. – 687; в 2014 г. - 838 отделений); 4 418 «телефона доверия» (в 2013 г. - 2 310 «телефона доверия»; в 2014 г. - 488 «телефона доверия»).

Численность работников социальных служб, оказывающих помощь семьям, женщинам и детям, в 2015 году составила 136,6 тыс. человек, в том числе 79,8 тыс. специалистов (в 2013 г. - 130,4 тыс. человек, в том числе 78,5 тыс. специалистов; в 2014 г. - 133,7 тыс. человек, в том числе 78,8 тыс. специалистов). Повышение квалификации в 2015 году прошли около 22,0 тыс. специалистов (в 2013 г. - 17,3 тыс. специалистов, в 2014 г. - 21,3 тыс. специалистов).

Наши рекомендации