Физическое развитие детей 2-го и 3-его года жизни.
Характеристика возрастных возможностей
Темпы роста и физического развития ребенка по сравнению с младенческим возрастом несколько снижаются. Однако постепенно увеличивается подвижность нервных процессов, совершенствуется их уравновешенность, повышается функциональная работоспособность нервных клеток коры больших полушарий головного мозга; увеличивается период активного бодрствования ребенка (до 4-4,5 ч). Интенсивно созревают сенсорная и моторная зоны коры головного мозга; более отчетливо проявляется взаимосвязь физического и нервно-психического развития.
Продолжается развитие всех органов и физиологических систем, совершенствуются их функции, организм лучше приспосабливается к условиям окружающей среды.
Своеобразие психофизического развития ребенка на стыке первого и второго года жизни в значительной мере обусловлено овладением ходьбой.
Двигательная активность на втором и третьем году жизни детей основывается преимущественно на ходьбе. Новые приобретения на этом возрастном этапе - попытки бега, лазанье, прыжки с места. Двигательная активность детей этого возраста характеризуется следующими особенностями: обогащением содержания и увеличением количественных показателей основных локомоций, наличием ярко выраженных индивидуальных различий в объеме движений (от 5,0 до 12,0 тыс. в день), продолжительности (от 68 до 136 мин), интенсивности (от 29 до 84 движений в минуту), тенденцией к их повышению в весенне-летний период и снижению зимой и осенью.
Детям второго и третьего года жизни свойственна частая смена движений и. поз - от 550 до 1000 раз в день, благодаря чему происходит поочередное напряжение и отдых различных групп мышц. В этом возрасте не отмечается существенных различий в двигательной активности мальчиков и девочек.
Развитие движений происходит поэтапно.
1 год - 1 год 3 месяца - самостоятельная ходьба без опоры, ходьба в определенном направлении, ориентировка в окружающем дается с предметами. Поднимание рук вперед, вверх, в стороны, отведение за спину, сгибание и выпрямление, вращение рук в разных исходных положениях (стоя, сидя, лежа) и сочетание этих движений с движениями других частей туловища. Поворачивание кистей рук ладонями вверх и вниз, сгибание и разгибание пальцев рук (шевеление). Ползание на заданное расстояние. Лазанье по лестнице-стремянке вверх - вниз. Перешагивание через невысокие препятствия. Вхождение по ступенькам лестницы и схождение с нее, держась за перила, под контролем взрослого.
1 год 3 .месяца - 1 год 6 .меСЯ'Це8 - появление предметных действий, соответствующих игровым ситуациям и образам. Ходьба в прямом направлении, по кругу, огибая предметы, меняя направление, парами, стайкой, приставными шагами вперед и в стороны. Бросание мяча вниз, вперед, вверх.
1 год 6 .месяцев - 2 года - удерживание равновесия при ходьбе по ограниченной площади опоры, при вхождении на возвышенную и наклонную поверхности и схождении с них. Ходьба со сменой темпа, переход от ходьбы к бегу. Появление бега семенящим шагом. Удерживание мяча двумя руками и одной рукой, бросание его целенаправленно. Отталкивание мячей, шаров двумя руками и одной рукой в произвольном направлении. Скатывание мячей с горки, катание их в паре со взрослым и друг с другом. Ритмичные приседания, сгибание и выпрямление ног - как подготовительные движения к прыжкам. Попытки подпрыгнуть вверх на месте, подпрыгнуть с продвижением вперед.
2 года - 2 года 6 месяцев - удержание равновесия при поднимании на носки и опускании на всю стопу. Перебрасывание мяча через препятствие. Бросание мяча двумя руками взрослому; попытки поймать мяч, брошенный взрослым. Бросание мяча двумя руками снизу, от груди, из-за головы. Бросание предмета вперед, в горизонтальную цель двумя руками; бросание предметов вдаль одной рукой. Подскоки на двух ногах на месте и при продвижении вперед. Вставание в пары, друг за другом, в круг с помощью взрослого.
2 года 6 месяцев - 3 года - подтягивание руками при скольжении на животе по гимнастической скамейке. Лазанье по вертикальной лесенке, гимнастической стенке удобным ребенку способом. Бег в заданном направлении. Оформление фазы полета в беге. Перепрыгивание через линии, веревку, положенную на пол. Появление прыжка в длину с места на двух ногах. Спрыгивание с предметов высотой не более 10-15 см.
К трем годам ребенок вместе со взрослым начинает качаться на качелях, скатываться с горки на санках, пробует ходьбу на лыжах, учится кататься на трехколесном велосипеде. Ребенок с помощью взрослого осваивает некоторые движения в водной среде: учится скользить в воде, двигать руками и ногами.
Взрослые следят за физическим развитием детей, ориентируясь на средние росто-весовые показатели, сроки появления зубов и некоторые функциональные данные и физические показатели (жизненную емкость легких, силу мышц кистей рук).
К двум годам у детей появляются все 20 молочных зубов.
Таблица 2
Средние показатели длины, .массы тела, окружности грудной клетки
детей двух-трех лет
Мальчики | Девочки | |||||
Возраст | Длина | Масса | Окружность | Длина | Масса | Окружность |
тела | тела | грудной | тела | тела | грудной | |
(см) | (кг) | клетки (см) | (см) | (кг) | клетки (см) | |
2 года | 85-95 | 12,5-13,7 | 48,9-53,4 | 82-90 | 11,7-14,1 | 47,6-52,5 |
3 года | 92-99 | 13,7-16,1 | 50,3-54,7 | 91-99 | 13,1-16,7 | 49,8-53,9 |
I Межрегиональные нормативы для оценки длины, массы тела детей от 0 до 14 лет. – М., 1990.
Сила мышц кистей рук (кг) детей трехлетнего возраста
Пол | Правая | Левая |
Мальчики | 3,4-6,2 | 3,1-5,5 |
Девочки | 2,6-5,0 | 2,5-4,9 |
Дальность прыжка с места в этом возрасте должна быть не менее 40 см.