Соотношение социального и биологического факторов в возникновении аномалий детского возраста.

Пример:

Методика Соколянского.Если найден секрет создать потребность, т.е. поставить цель, то будет и сама речь.

У глухих должна быть физиологическая потребность в речи. У них будет страдать мимика и иное сопровождение речи, произношение, но будет речь.

8. Психологическая структура нарушений познавательной деятельности при УО.

У УО ребенка наблюдается слабая дифференциация чувственного познания, снижение адаптации органов чувств. ( снижение цветовой чувствительности)Процесс восприятия затруднен замедленностью процессов анализа и синтеза, тугоподвижностью, инертностью нервных процессов . Ввиду частых и многочисленных анатомо-физиологических нарушений зрительного анализатора дети с УО испытывают затруднения в пространственной ориентировке, восприятии перспективы, светотени, глубины . Л. С. Выготский, установил, что недоразвитие его высших форм у УО объясняется «расхождением их органического и культурного развития». Характерное для умственно отсталых преобладание непроизвольного внимания над произвольным объясняется особенностями их нейродинамики: слабостью внутреннего торможения и резко выраженным внешним торможением. Трудно регулируемое внешнее торможение лежит в основе частых отвлечений внимания и его неустойчивой направленности Сложности распределения и переключения внимания обусловливаются патологической инертностью процессов возбуждения и торможения . Мышление УО также имеет свои особенности. Характеризуя тот или иной объект, обычно указывают на его постоянные признаки, общие для всех предметов подобного рода, а особенности, своеобразные черты пропускают. Отсутствие в словарном запасе УО слов, нужных для характеристики частей и свойств предмета, в большей степени мешает его познанию, не дает возможности детям осмыслить роль каждой части и связи между частями . В структуре речи умственно отсталых наблюдаются нарушения всех ее сторон: информационной, эмоционально-выразительной, регулятивной Характерны бедный словарный запас, примитивность высказываний, аграмматизмы. Таким детям трудно действовать по словесной инструкции, они не могут согласовать речь и деятельность, прокомментировать происходящее . Этапы развития речи у ребенка с нарушением интеллекта замедленны и качественно несовершенны.

9. . Основные полож статьи « общие вопросы дефектологии»

1. Представление о дефективности как о чисто колич. Огранич. развития неверно. Дефектология борется за основной тезис: ребенок, развитие кот осложнено дефектом, не есть просто менее развитой, чем его норм. сверстники, ребенок, но иначе развитой. Сейчас дефектология объявляет детское слабоумие особой разновидн., особым типом развит., а не колич. вариантом норм. типа. .

2. осложн дефектом, есть двойственная роль органического недостатка в процессе этого развития и формир. личности ребенка. С одной стороны, дефект есть минус, ограничение, слабость, умаление развития; с др. - именно потому, что он создает трудности, он стимулирует повыш., усиленное движение вперед. .всякий дефект создает стимулы для выработки компенсации.

3. Развитие исследований двигат. Недостат.. Сущность явлений, сводится к более или менее ярко выраж. недостаточности развития моторной сферы, во многом аналогичной интел. недостат. при олигофрении. Моторная недостат. в огромной мере допускает компенсацию, упр. моторных функций, выравнивание дефекта. представление о детской дефективности расширилось и обогатилось знанием дефектологии – теоретич. и практич. - факт, что эта форма дефективности не связана необходимо с интел. отсталостью. Исключ. важность при изучении дефективного ребенка представляет его мотор.сфера. Моторная отсталость может в различ.степенях комбинир. с умственной отстал. всех .видов, придавая своеобразную картину развитию и поведению ребенка.

4. интеллект представляет единое целое, но не однородное и не простое, а многообр. и сложное структурное единство. возможен не один, но много качеств. Различ. типов интел. недостат. и, благодаря сложности интеллекта его структура допускает широкую компенсацию отдел. функций. мы должны выделить в особую сферу исслед. практический интеллект, т. е. способн, к разумному, целесообразному действию, которая - по психолог. природе отлична как от моторной одаренности, так и от теоретического интеллекта. Врастание норм. ребенка в цивилизацию представляет обычно единый сплав с процессами его органич. созревания. Оба плана развития – естеств. и культурный - совпадают и сливаются один с другим. У дефективного ребенка такого слияния не наблюдается; оба плана развития обычно более или менее резко расходятся. Причиной расхождения служит органический дефект. Дефект, создавая уклонение от устойчивого биологического типа человека, вызывая выпадение отдельных функций, недостаток или повреждение органов.

5. Различение дефекта и примитивности психики.Примит. психики и задержка в культ.развитии могут, н-р, очень часто сочет. с умст. Отст.; правильнее было бы сказать, что вследствие умст.отстал. возникает задержка в культ. развитии ребенка. Но и при такой смеш. форме примитивизм и слабоумие ост. двумя различ. по природе явлениями.

6. Неумение использовать естеств. Психол. функции и овладеть психол. орудиями опр. в самом существенном тип культ. развития дефект. ребенка. Степень примитивности детской психики, характер вооружения культурно-психологическими орудиями и способ использования собственных психологических функций - вот три основных момента, определяющих проблему культурного развития дефективного ребенка.

7. Спец. школа вместо того, чтобы выводить ребенка из изолированного мира, обычно развивает в этом ребенке навыки, которые ведут его к еще большей изолированности. Из-за этих недостатков не только парализуется общее воспит. ребенка, но и его спец. выучка иногда сводится почти на нет.

8. телесный недостаток - слепота, глухота или врожд. слабоумие - не только изменяет отношение чел.а к миру, но прежде всего сказыв. на отнош. с людьми. Органический дефект, или порок, реализуется как соц. ненормальность поведения. Даже в семье слепой и глухой ребенок есть прежде всего особенный ребенок, к нему возникает исключительное, необычное, не такое, как к другим детям, отношение. В дальнейшем телесный недостаток вызывает совершенно особую соц. установку, чем у нормального человека.

10.Психогенные реакции в детском возрасте. 1.Эмансипация(уравнивание в правах) , увлечения . Протестная реакция встречается очень часто в раннем дошкольном возрасте . Может быть связана с ограничением психомоторики , при чрезмерном или насильственном кормлении. При насильственном и слишком суровом приучению к опрятности. В более старшем возрасте за протестной реакцией скрывается реакция обиды. Провоцируются чрезмерными требованиями к ребенку , непосильной нагрузкой. Недостатком , утратой внимания , несправедливостью , жестоким наказанием . реакции активного и пассивного протеста . Могут быть нормальными и патохарактерологическими . Нормальными: непослушание ,вызывающее или агрессивное поведение , грубость -ответ на травмир обстоятельства . ПХ реакции могут не являться непосредственным ответом , реакции генерализуются , как правило сопровождаются вегетативной симптоматикой : учащенный пульс , покраснение кожных покровов , потливость. Могут быть эксплозивные реакции со вспышками гнева , разрушительные действия , агрессия , общее двигательное возбуждение с аффективным сужением сознания , злонамереные поступки причиняющие вред обидчику . У младенцев может быть аффективно респираторные судороги . ПХ реакции разворачиваются остро и бурно . Может быть не острое реагирование , а накапливание ПХ реакций как способ разрядки. Реакции пассивного протеста : отказ от еды , уход из дома , совершение суицидальных попыток . Могут реакции отказа от речи – мутизм. Недержание мочи , кала , рвота , запоры , насильственный кашель. Уход из дома , бродяжничество чаще для мальч , могут стать привычной реакцией , при малейших трудностях бегство – как правило неблагоприятное течение . Тип протестных реакций определяется возрастом ребенка и его личностными сообенностями . Реакция отказа всегда патологические , возникают при утрате ребенком чувства безопасности ,защищенности . чаще происходят при отрыве от семьи ( госпитализация в больницу , приют , санаторий ) . Может быть в семье при недостатке заботы и теплоты . Со стороны ребенка проявляется в заторможенности , неподвижности , отказе от общения, игр , от удовольствия. Возникает подавленность , угнетенность , расстройсвто сна и аппетита. Так называемая реакция госпитализма . Возникновение реакций отказа может быть обусловлено общей астенизацией ребенка , перенесение тяжелого соматического заболевания незадолго до психотравмы . Реакции иммитации : ребенок копирует поведение наиболее авторитетного для него взрослого . Реакция компенсации – разочаровавшись в сфере ребенок стремиться компенсировать неуспехи в другой области .Гиперкомпенсация : несостоятельность , дефект преодолевается в наиболее трудной сфере деятельности

11. Дифдиагностика ЗПР и УО. (ЗПР) – это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью эмоционально-волевой сферы, как правило, с недоразвитием (в сочетании) познавательной деятельности, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых, психологических факторов, и приводящий к вторичным отклонениям личности и поведения. Умственная отсталость – это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей.

Дети с ЗПР не являются умственно отсталыми, но стойко не успевают в общеобразовательной школе вследствие незрелости сложных форм поведения, недостаточной целенаправленности деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности. Для ЗПР, в отличие от умственной отсталости, характерна парциальность поражения с недостаточностью корко-подкорковых функций и большей сохранностью высших регуляторных систем, преимущественно нейродинамического характера, что определяет лучший прогноз и динамику развития. Для умственной отсталости характерно более раннее время воздействия вредности (первая треть беременности, когда происходит формирование мозговых структур), чем при ЗПР. При умственной отсталости длительность воздействия негативных факторов значительно больше, чем при ЗПР. При умственной отсталости приоритетное влияние оказывают биологические факторы (первичные), при ЗПР особую роль играет социокультурный фактор (втиоричн). У ЗПР иная иерархия структуры нарушений познавательной деятельности, чем у УО. Наибольшая недостаточность не мышления как такового (способности к отвлечению и обобщению), а «предпосылок» мышления: памяти, внимания, пространственного гнозиса и т.д. Дефицитарность познаветельных f(памяти, мышл) у УО в сравнении с ЗПР. Глубокие изменения эмоционально-волевой, психомоторной сферы детей с УО.Распространенность ЗПР встречается чаще, чем УО. Показатели распространенности УО в пределах от 1 до 2,3% популяции, аналогичные показатели для ЗПР составляют 7-11% от популяции.

Варианты аномалий развития. Их специфические особенности.

Различные классификации аномалий психического развития:

v Г.Е. Сухарева (1959) с позиций патогенеза различает три вида психического дизонтогенеза:

1. Задержанное развитие;

2. Поврежденное развитие;

3. Искаженное развитие.

v Л. Каннер (американский детский психиатр,1955):

1. Недоразвитие;

2. Искаженное развитие.

v Я. Лутц (1968):

1. Необратимое развитие (олигофрения);

2. Дисгармоничное развитие (психопатия);

3. Регрессирующее развитие (прогрессирующие дегенеративные заболевания, злокачественная эпилпсия);

4. Альтернирующее развитие (все явления асинхронии, наблюдается при самых разных соматических заболеваниях);

5. Развитие, измененное по качеству и направлению (шизофрения).

v Г.К. Ушаков (1973) , В.В. Ковалев (1979):

1. Ретардация (замедленное и стойкое психическое недоразвитие: общее или парциальное);

2. Асинхрония (неравномерное, дисгармоничное развитие, включающее признаки ретардации и акселерации).

v В.В. Лебединский(объединение принципов классификации Г.Е.Сухаревой и Л. Каннера):

Основа классификации – основное качество нарушения развития.

Отставание развития:

Недоразвитие

Общее стойкое недоразвитие типично при раннем времени повреждения, когда имеет место выраженная незрелость мозговых систем, особенно тех, которые обладают длительным периодом развития.

Пример: УО– Первичный дефект: недоразвитие мозговых систем. Вторичный дефект: имеет «кольцевой характер». Недостаточность развития «сверху вниз» и «снизу вверх». Повышенная инертность психических процессов с фиксацией на примитивных ассоциативных связях. Преобладают явления ретардации. Различные функции неразвиты неравномерно. Недостаточность высших функций выражена больше, чем низших. Так, развитие интеллекта страдает в большей степени, чем речи, последняя нарушена больше, чем восприятие, память, моторика, элементарные эмоции.

Задержанное развитие

Замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Замедление инволюции (исчезновения) ранних форм. Задержка может проявляться в различных клинических вариантах инфантилизма (конституционального, соматогенного, психогенного, церебрально-органического). Характерна мозаичность поражения: наряду с дефицитарными функциями имеются и сохранные. Ведущая линия аномально развития «снизу вверх»: базальные функции страдают больше, чем высшие.

Поломка развития:

Поврежденное развитие

Более позднее патологическое воздействие на мозг (2-3 года), когда большая часть мозговых систем уже сформирована. Компонент повреждения присутствует почти при всех видах аномального развития.

Пример: ОРГАНИЧЕСКАЯ ДЕМЕНЦИЯ– сочетание грубого повреждения ряда сформированных психических функций с недоразвитием онтогенетически более молодых образований (лобных систем). Обычно страдают лобно-подкорковые взаимоотношения (расстройства эмоциональной системы, нарушение целенаправленной деятельности, личности в целом).

Дефицитарное развитие

Грубое нарушение или повреждение отдельных анализаторных систем. Первичный дефект (повреждение анализатора) ведет к недоразвитию функций, связанных с ними наиболее тесно, и замедление развития тех функций, которые связаны с ними опосредованно. Координата аномального развития «снизу вверх». Дефицитарность отдельных сенсорных и моторных систем способствует возникновению явлений изоляции (пример: нарушение зрения приводит к недоразвитию координаций между речью и действием). Большая возможность для компенсации за счет сохранности других анализаторных и регуляторных систем.

Искаженное развитие

Сложные сочетания общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящие к ряду качественно новых патологических образований.

Пример: РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ– этиология и патогенез не ясны. Явно выраженная асинхрония: иная иерархия в последовательности развития отдельных систем (пример: преждевременное развитие речи обгоняет формирование локомоторных функций). Явления изоляции: функции, которые развиваются ускоренно, не «подтягивают» развитие других. Они как бы «зацикливаются» на своем развитии, что приводит к явлениям стереотипии. Явления дизонтогенеза при шизофрении выражены в большей мере, чем симптомы болезни.

Дисгармоничное развитие

Сходно с искаженным развитием: сочетание ретардации с парциальной акселерацией развития других функций; нарушение иерархии в развитии функций. Специфика состоит в том, что основой этого вида дизонтогенеза является текущий болезненный процесс, создающий на разных этапах различные виды искаженных межфункциональных связей. Нарушения преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Здесь вектор нарушения переносится с биологического уровня на социальный (!)

Пример: ПСИХОПАТИЯ (как правило конституциональных, наследственно обусловленных).

КЛИНИКА:При одном и том же заболевании могут сосуществовать разные варианты дизонтогенеза. Следовательно, типы дизонтогенеза необходимо рассматривать не как независимые самостоятельные образования, а скорее как синдромы аномального развития, которые могут сочетаться друг с другом при преобладании какого-либо ведущего.

Пример: при ранней детской шизофрении наблюдается одновременно искаженное и задержанное развитие.

Психологическая характеристика гиперактивных детей (СДВГ)

Гиперактивные дети (или дети с СДВГ – с синдромом дефицита внимания и гиперактивности), как правило, попадают в поле внимания психологов из-за трудностей в обучении. Психологические особенности таких детей:

избыток активности;

дефицит внимания;

импульсивность

создают препятствия для усвоения материала в школе, поэтому у таких детей вероятен вариант задержанного развития. СДВГ может рассматриваться как вариант минимальной мозговой дисфункции (Белоусова, Никанорова). В любом случае, у детей с СДВГ страдают предпосылки интеллекта.

Такие дети неспособны к продолжительному удерживанию внимания при выполнении заданий и игре, легко отвлекаются на посторонние стимулы, не следуют инструкциям взрослого, часто проявляют забывчивость в повседневных ситуациях (теряют вещи в школе и дома), испытывают сложности в организации самостоятельного выполнения задания. Отмечаются симптомы моторной недостаточности:

гиперкинезы,

двигательная расторможенность (беспокойные движения в кистях и стопах),

неловкость, неуклюжесть;

бесцельная и непродуктивная двигательная активность (как при фронтальной недостаточности: ребенок часто беспричинно встает со своего места в классе, очень подвижен и неутомим)

плохой рисунок, плохой почерк, проблемы с письмом.

Признаки импульсивности гиперактивных детей:

крайняя нетерпимость (с трудом дожидаются своей очереди);

отвечают на вопросы не задумываясь, не дослушав до конца;

склонность к конфликтному поведению, отсюда трудности в общении.

Механизмы гиперактивности:84% - патология беременности или родов (токсикозы, угрозы прерывания беременности, быстрые роды или очень слабая родовая деятельность, использование акушерских пособий). Травмы в раннем возрасте. Отмечены также варианты генетической предрасположенности (мутации генов, регулирующих дофаминовый обмен). Нарушение активирующей системы ретикулярной формации (I блок). Эта система способствует координации обучения и памяти, спонтанному поддержанию внимания. Нарушение активирующей функции ретикулярной формации связано с недостатком норадреналина. Также предполагается дисфункция лобных долей, префронтальной коры, подкорковых ядер, проводящих путей.

Виды органической демении.

По динамике:

· резидуальная. Остаточные явления поражения мозга травмой инфекцией, интоксикацией

· прогрессирующая. Обусловлена текущеми органическими процессами (менингиты, энцефалиты, опухоли, дегенеративные и обменные заболевания, прогрессирующий рассеянный склероз). Тяжелая прогрессирующая деменция не относится к аномалиям развития, т.к. распад психических функций обусловлен не аномальным развитием, а прогрессирующим патологическим процессом.

По этиологии:

· эпилептическая

· постэнцефалитическая

· травматическая

· склеротическая и т.д.

По специфике клинико-психологической структуры (Г.Е. Сухарева): Преобладание:

1. низкого уровня обобщений

2. нейродинамических расстройств (замедленность, плохая переключаемость, истощаемость, персеверации)

3. недостаточности побуждений (вялость, апатия, снижение активности, заторможенность, формирования двигательных стереотипов, эмоциональная бледность, скудность мимики, моторики, интонаций, равнодушие к критике, отсутствие планов на будущее и интересов). Вторично возникает медлительность, инертность, склонность к застреваниям, персеверациям, синкинезиям.

4. нарушений критики и целенаправленности. Характерно полевое поведение, двигательная расторможенность, бестормозность. Выраженная эйфория, дурашливость, агрессивные вспышки. Эмоции примитивны, поверхностны. Расторможенность влечений. Нецеленаправленность любой деятельности. Непродуктивность запоминания, фрагментарность воспроизведения. Включение речи, предметная и смысловая организация действия, похвала или порицание малоэффективны. Некритичность.

Факторы, влияющие на клинико-психологические проявления деменции:

- этиология

- степень распространенности и локализация болезненного процесса

- возраст начала заболевания

- индивидуальные преморбидные особенности

- начало восстановительной работы

Структура дефектахарактеризуется парциальностью расстройств. Возможны варианты. Например, более грубые локальные корковые и подкорковые нарушения (гностические расстройства, нарушения движений речи) при более сохранной способности к отвлечению и обобщению.

Но чаще корково-подкорковая дефицитарность. Подкорковые повреждения вызывают нейродинамические нарушения в виде инертности мышления, истощаемости, персевераций.

Нарушения целенаправленности и критичности.

Изменения личности характеризуются малой привязанностью к родным, отсутствие чувства стыда, жалости. Характерны явления диссоциации интеллектуальных и личностных расстройств (при слабом нарушении интеллектуальных функций выраженные личностные изменения и наоборот).

Мотивационные нарушения в виде адинамии, вялости, аспонтанности, слабости побуждений. Но возможны явления психомоторной расторможенности, эйформии, агрессии, патологии влечений.

В патологический процесс включаются наименее зрелые структуры, а к ним в детском возрасте относятся лобные доли. При деменции онтогенетически молодые функции одновременно повреждаются и задерживаются в своем развитии. Отсюда полиморфизм нарушений. Здесь может присутствовать «олигофренический компонент»: снижение уровня обобщений, недоразвитие логического мышления. Но в отличие от олигофрении до возникновения вредоносного фактора развитие шло нормально.

Зависимость структуры дефекта от возраста начала заболевания:

1. Преддошкольный и ранний дошкольный возраст. Утрата и обеднение навыков, апатия адинамия или расторможенность, низкий уровень обобщений

2. Старший дошкольный возраст. Стереотипность, однообразие игровой деятельности. Некоторый регресс навыков.

3. Младший школьный возраст. Нарушения целенаправленность, потеря интересов при относительной сохранности нарвыков, речи, знаний и представлений.

Первичный дефектсвязан с локализацией повреждения.

Вторичный дефект зависит от специфики первичного поражения, недоразвития функционально связанных с поврежденными системами и наиболее молодых функций в фило- и онтогенезе. Координаты недоразвития «снизу вверх» (от поврежденной функции – к регуляторной)

Нарушения межфункциональных взаимодействий – распад иерархических связей в виде изоляции (расторможенность подкорковых функций)

Асинхрония в виде ретардации, регресса с фиксацией функций на более ранних этапах развития.

Признак Недоразвитие Задержанное развитие Поврежденное развитие
Возникновение патологического процесса Внутриутробно или в первые месяцы жизни Первые 3-4 года жизни После 2-3 лет
Тотальность Есть Нет Нет (парциальность)
Иерархичность Есть Нет Нет
Энцефалопатические расстройства В отдельных случаях Часто Почти всегда
Динамика Первоначально дефицитарное развитие   Правильное и своевременное развитие до воздействия вредности
Массивность поражения ЦНС   Меньше Больше
Соматический и неврологический статус Диспластические признаки телосложения   Локальные знаки повреждения (парезы, параличи, судороги)
Нейродинамические процессы Менее нарушены   Более нарушены

Соотношение социального и биологического факторов в возникновении аномалий детского возраста.

Нарушения нервной системы могут быть вызваны как биологическими, так и социальными факторами. Среди биологических факторов значительное место занимают пороки развития мозга, связанные с поражением генетического материала (хромосомные аберрации, генные мутации, наследственно обусловленные дефекты обмена)В детском возрасте встречаются такие формы церебральной патологии, которые у взрослых или не бывают совсем, или встречаются очень редко (ревматическая хорея (I02), фебрильные судороги). Отмечается значительная частота вовлечения мозга в соматические инфекционные процессы в связи с недостаточностью мозговых защитных барьеров и слабостью иммунитета. В зависимости от причин возникновения аномалий и нарушений развития их подразделяют на врожденные и приобретенные. Большое значение имеет время повреждения. Объем поражения тканей и органов при прочих равных условиях тем более выражен, чем раньше действует патогенный фактор. Наиболее ранимым является период максимальной клеточной дифференциации. Если же патогенный фактор действует в период «отдыха» клеток, то ткани могут избежать патологического влияния. Для поражения нервной системы особенно неблагоприятно воздействие вредности в первую треть беременности.

В ходе психического развития каждая функция в определенное время проходит через сенситивный период, который характеризуется не только наибольшей интенсивностью развития, но и наибольшей уязвимостью и неустойчивостью по отношению к вредности. Сенситивные периоды характерны не только для развития отдельных психических функций, но и для психического развития ребенка в целом. Выделяются периоды, в которые большинство психофизических систем находятся в сенситивном состоянии, и периоды, для которых характерны достаточная устойчивость, баланс сформированных и неустойчивых систем с преобладанием первых. К таким основным сенситивным периодам детства относятся возрастные периоды до 3 лет и 11-15 лет. В эти периоды особенно велика возможность возникновения психических расстройств.Особенностью детского возраста является, с одной стороны, незрелость, а, с другой — большая, чем у взрослых, тенденция к росту и обусловленная ею способность к компенсации дефекта .Поэтому при поражениях, локализованных в определенных мозговых центрах, длительное время может не наблюдаться выпадения функций. При локальном поражении компенсация, как правило, значительно выше, чем при дефицитарности функции, возникшей на фоне общемозговой недостаточности, наблюдаемой при диффузных органических поражениях центральной нервной системы.

2. Векслер

Субтест 1. Осведомлённость (Для детей младше 8 лет и старше подозреваемых в умственном снижении: начинать с задания №1, прекратить при 5 отрицательных ответах подряд.

Для детей 8 лет и старше, не подозреваемых в умственном снижении: начинать с задания №4. Если одно из заданий №4, №5 или №6 не выполнено, то прежде, чем переходить к следующему, необходимо возвратиться к заданиям №№ 1,2,3. Если все три задания - №№ 4,5,6 выполнены, то дать аванс за №№ 1,2,3 и переходить к заданию №7. Прекратить при 5 неудачах подряд.

Оценки: 1-0. ) Результаты по этому субтесту дают представление об объеме и уровне знаний и способности сохранения их в долговременной памяти, избирательной направленности интересов и общей образованности испытуемого. Субтест имеет высокие коэффициенты корреляции с общими итоговыми оценками интеллекта, и поэтому является большой предсказательной силой в отношении выполнения остальных субтестов. Случаи значительного расхождения оценок по "Осведомленности" с другими субтестами представляют интерес для характеристики личности в норме и патологии, могут свидетельствовать об одностороннем преимуществе вербального развития интеллекта, оторванности от реальности, книжном характере знаний. Другой важной особенностью этого субтеста является то, что результаты по нему менее, чем по другим субтестам, подвержены "ухудшению" в связи с различными клиническими болезнями.

Субтест 2. Понятливость
Исследуется способность моделировать свое поведение в социальных ситуациях. Отмечается практичность мышления, суждения испытуемого, касающиеся его житейского и социального опыта. Результаты скорее говорят о "фасаде" поведения. Результаты обычно очень чутко реагируют на социальную дезадаптацию испытуемого (например, при неврозах или психопатиях). Снижение результатов говорит об игнорировании или пренебрежении социальной конформности, либо ослаблению интереса к социальному участию. Высокие же оценки отражают чрезмерную конформность, пассивность, либо демонстрирование социально-приемлемых черт характера (что встречается у демонстративных личностей). Следует иметь в виду, что некоторые социально активные психопаты набирают высокие оценки по данному субтесту.

Субтест 3. Арифметический

Для детей младше 8 лет и старше подозреваемых в умственном снижении: начинать с задания №1, прекратить при 3 неудачах подряд.

Для детей 8 лет и старше, не подозреваемых в умственном снижении: начинать с задания №4. Если задания №4 и №5 оба не выполнены, нужно вернуться к заданиям №№ 1,2,3. Если выполнены оба или одно из заданий №№ 4,5, то дается аванс за №№ 1,2,3 и переходят к №6. Прекращать при трех неудачах подряд. Оценки: 1-0. Выполнение задания ограниченно временем. Отсчет времени начинать по окончании чтения задачи.

Субтест 4. Сходство Выполнение этого задания требует определенного уровня развития абстрактно-логического вербального мышления, связанного с типом и особенностями мышления испытуемого, однако при оценке необходимо также учитывать и жизненный опыт испытуемого, так как выполнение заданий субтеста требует определенного образовательного минимума. Когда количественно результаты по "Сходству" значительно снижены по сравнению с остальными субтестами, то можно думать о нарушении центральной нервной системы. Высокие оценки могут встречаться у лиц, склонных к абстрактному мышлению.

При приступообразной шизофрении наряду со снижением "Сходства", снижается "Понятливость", и, возможно, "Арифметический". Сходство требует абстрактного мышления, поэтому у лиц, склонных к образованию различного рода фобий, а также идей отношений, преследования - оценки чаще выше.

Субтест 5. Словарный
Субтест выявляет словарный запас, культуру речи и мышления. Так как ответ должен достаточно полным, выполнение этого задания требует от испытуемого особой дисциплинированности мышления.

Субтест 6. Повторение цифр
Субтест требует большой концентрации внимания и подвержен как внешним, так и внутренним помехам, особенно эмоционального характера. Нарушение этой помехоустойчивости считается многими авторами признаком внутреннего беспокойства, тревоги, мешающих сосредоточиться больному на задании. Результаты "Повторения" очень чувствительны к церебральной патологии (особенно височной локализации). Количественный анализ результатов:

если оценка "Повторения" значительно ниже "Словарного" – указание на наличие тревоги;

если оценка "Повторения" выше "Словарного" - выхолощенность эмоций, особенно у шизоидов;

высокие оценки "Повторения" могут встречаться у психопатов и демонстративных личностей с ярко выраженным эгоцентризмом;

низкие оценки свидетельствуют об утомляемости, внутрненнем дискомфорте, с которым личность свыклась и не желает расставаться;

сочетание снижения в субтестах "Повторения", "Сходства" и конструктивных пробах невербального интеллекта - все это говорит о большой вероятности органического поражения головного мозга.

Субтест 7. Недостающие детали
При выполнении субтеста необходимы острота восприятия и понимание того, что является существенным в изображении, способность отдифференцировать существенную оотсутствующую деталь от пропущенных в рисунке несущественных. В некоторых случаях это просто недорисованная часть предмета, в других - менее заметная, но весьма важная по смыслу деталь, отсутствие которой носит в изображение элемент несообразности. Испытуемый может не знать точного названия недостающей детали, достаточно, если он покажет ее, где она находится. На оценки влияют многие факторы: как клинические, так и уровень образования, умение системно работать. Высокие оценки могут отмечаться у паранойяльно настроенных лиц, у лиц с высоко наблюдательностью (чаще профессиональной). Высокие результаты дают лица педантичные (тщательный осмотр картинок). Низкие результаты в целом по субтесту отражают пассивность личности. больше заботу о своем физическом благополучии. Часто проба, в отличие от остальных, вызывает у акцентуированных личностей в состоянии декомпенсации - негативизм к обследованию, при истерии - демонстрирование тяжести своего состояния и невозможности "верно ответить". Феномен "отсутствия поддержки" можно интерпретировать двояко - если отсутствуют вещи - беспомощность и пассивность личности, если отсутствует человек - отчужденность от окружающих и поиск помощи в разрешении своих проблем.

Субтест 8. Последовательные картинки Субтест направлен на выявление антиципации мышления испытуемого и умения планировать социальные действия. Субтест требует тонкого понимания причинно-следственных связей в межличностных ситуациях, житейского опыта и чувства юмора. Как и субтест "Понятливость", выявляет ориентировку в практических ситуацуиях, характеризует то, что называют "социальным интеллектом" человека. Однако по качественному содержанию отличается от "Понятливости", и содержит в себе наибольшее количество информации при анализе личности больного.

Субтест 9. Кубики Косса Субтест в целом исследует конструктивное мышление, требует хорошего пространственного анализа и синтеза и поэтому обладает особой чувствительностью к церебрально-органической патологии различного генеза, особенно теменной локализации. В клинике субтест хорошо дифференцирует органические заболевания головного мозга от шизофрении, при которой выполнение этого субтеста может долгое время оставаться относительно сохранным, а результаты по нему в профиле больных шизофренией нередко являются самыми высокими среди других, обыч

Наши рекомендации