Ханты-мансийского округа - югра»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО ОКРУГА - ЮГРА»

«Утверждаю»

Зав. кафедрой ____________

Проф. Коваленко Л.В.

« »___________200 г.

Медицинский институт

Кафедра общей патологии

Дисциплина «Гистология»

Раздел «Частная гистология»

Методическая разработка практического занятия № 8

для студентов по специальностям: «лечебное дело» и «педиатрия».

Тема занятия: «Сердечно - сосудистая система»

Подтема: «Развитие сердечно - сосудистой системы в эмбриогенезе».

Методическую разработку подготовил:

доцент Туровинина Л.П.

Методическая разработка

обсуждена и утверждена

на кафедральном совещании №__

« »________ 200 г.

Сургут 200_ г.

Занятие №

Тема занятия: «Сердечно - сосудистая система».

Подтема: «Развитие сердечно - сосудистой системы в эмбриогенезе».

Продолжительность изучения темы 5,5 часов

Из них на занятии 3 часа.

Самостоятельная внеаудиторная работа 2,5 часа.

Цель занятия:

1.Изучить основные закономерности эволюционного и онтогенетического становления сердечно-сосудистой системы.

2.Изучить развитие магистральных артериальных сосудов, крупных сосудов систем верхней и нижней полых вен, сердца, формирование венозной системы печени на основе желточных вен, плацентарный круг кровообращения и его изменения после рождения.

Задачи:

Знать:

Источники развития магистральных артериальных сосудов, крупных сосудов систем верхней и нижней полых вен, сердца, венозной системы печени на основе желточных вен, плацентарного круга кровообращения.

Уметь:

Дифференцировать в микропрепаратах, микрофотографиях эмбриональные сосуды, сердце.

Значение изучения темы и методические указания к изучению темы.

Сердечно-сосудистая система выполняет в организме такие важные функции, как проведение и распределение крови в органах, регуляция кровенаполнения, обмен веществ между кровью, тканями и т.п. При нарушении структуры и функции разных отделов сердечно-сосудистой системы возникают тяжелые заболевания: пороки сердца, инфаркт миокарда, атеросклероз, гипертоническая болезнь и др. Все это делает необходимым подробное изучение сердечно-сосудистой системы для будущего врача любого профиля.

Знания органогенеза сосудов, сердца необходимы врачам-педиатрам для расшифровки аномалий развития, патологических процессов у детей, так как в различные периодыжизни течение их характеризуется своеобразием ине однозначно процессам во взрослом организме.

Методические рекомендации по самоподготовке:

Необходимый исходный уровень знаний.

Теоретические вопросы по теме занятия:

  1. Развитие структурных компонентов сердца;
  2. Развитие главных артериальных стволов;
  3. Формирование венозной системы на основе кардиальных вен;

4. Желточные и пупочные вены и их превращения;

  1. Плацентарное кровообращение.

Элементы УИРС.

Темы рефератов(один по выбору):

  1. Аномалии развития сосудов;
  2. Аномалии развития сердца;
  3. Эмбриональные коммуникации и последовательность их закрытия после рождения.

Методические указания к самостоятельной работе по теоретическому материалу.

Особенности сердечно-сосудистой системы

Кровеносные сосуды

Основная задача артериального кровоснабжения — доставка кислорода и питательных веществ к развивающимся и растущим органам и тканям кратчайшим путем. Поэтому к моменту рождения артерии имеют стенку, состоящую из трех выраженных оболочек. Дальнейшее усложнение строения стенки сосудов идет параллельно с развитием организма ребенка и преобразованиями, совершающимися в органах.

В преобразовании артериальной системы организма различают два периода. Первый продолжается от момента рождения до 12 лет. Сосудистая сеть новорожденного и грудного ребенка на единицу площади представлена богаче (в связи с малой массой организма). Капилляры значительно шире. По мере развития систем организма и роста ребенка часть сосудов исчезает, а другие становятся более мощными и дифференцированными. В гистологическом отношении к рождению плода более сформированными являются артерии эластического типа, чем мышечного. В артериях мышечного типа гладкомышечных клеток мало. Возрастной период до 12 лет характеризуется интенсивным ростом и дифференцировкой клеточных элементов всех оболочек стенки артерии, но особенно усиленно растут и развиваются рабочие (средние) слои: увеличивается число и размеры мышечных клеток, хорошо выраженными становятся эластические мембраны. Увеличение мышечной оболочки идет со стороны адвентиции. У новорожденных и детей одного - двух лет жизни между артериями имеется много анастомозов.

Второй период продолжается от 12 до 30 лет. Он характеризуется замедлением темпа роста артерий и стабилизацией структур их оболочек.

Возврат крови в сердце зависит от вен. Температура, тургор в тканях, предупреждение и развитие отеков - все зависит от венозного русла и его деятельности, однако, возра­стная динамика строения вен изучена слабо.

Венозное русло детского организма более извилисто, чем артериальное. Рождается ребенок со слабо дифференцированной системой оттока крови и развитие венозной системы продолжается еще долго после рождения. У новорожденного разделение стенки вен на оболочки не выражено. Эластические мембраны недоразвиты даже в крупных венах, т. к. возврат крови к сердцу идет без участия в этом процессе стенок вен. Мышечные слои стенки вены новорожденных в 3-4 раза тоньше, чем у взрослых. Число мышечных клеток в стенке вен увеличивается с повышением давления крови на стенку сосуда. Утолщение последней идет с периферии и достигает максимума в 16 лет жизни.

Возрастные изменения вен связаны с увеличением их извилистости, калибра и числа венозных анастомозов. Клапаны в венах возникают у плода 3-4 месяцев, но это не работающие структуры, и только у зародыша в 5 месяцев формируются работающие клапаны.

В раннем возрасте разница между калибром основного ствола сосудов и его ветвей невелика (печень, селезенка, легкие). Диаметр вены сначала равен сопутствующей артерии, затем увеличивается и превышает диаметр артерии (Ф.И. Валькер, 1954).

Иннервационный аппарат возникает в сосудистой стенке уже у плодов. Вначале он прост по строению и совершенствуется вместе со структурой стенок сосудов. В первый год жизни происходит скачок в развитии иннервационного аппарата. Образуются поливалентные рецепторы (на сосуде и в тканях органов), т. е. возникает единство в работе сосуда и окружающих тканей.

Пока организм развивается по восходящей линии организация его сосудистой системы усложняется.

Сердце

После рождения плода происходит заращение овального окна в межпредсердной перегородке, в результате чего малый и большой круги кровообращения начинают функционировать раздельно.

Постоянно меняющиеся гемодинамические условия в растущем организме приводят к изменениям гистоструктуры сердца на протяжении длительного периода после рождения и завершаются к началу половозрелости. Возрастные изменения происходят, главным образом, в миокарде, как струк­туре, отвечающей за работу сердца.

У новорожденного сердце имеет округлую форму, стенка его очень тонкая. В эндокарде гладко мышечный слой еще не развит. Мышечные волокна в миокарде короткие, поперечная исчерченность в них выражена слабо, а вставочные пластинки лежат косо по отношению к миофибриллам волокна. Эластический аппарат развит слабо, нейроны интрамулярных ганглиев еще не дифференцированы и находятся на разных стадиях развития.

С момента рождения и до двух лет жизни ребенка сердце быстро увеличивается в размерах, его стенка утолщается. Утолщение идет за счет роста в длину и толщину уже имеющихся миокардиоцитов функциональных мышечных волокон, заново волокна не образуются, так как миокардиоциты прекращают делится митозом. Мышечные волокна становятся отчетливо поперечно-полосатыми. С 2-х до 10 лет жизни рост сердца замедляется. Активный период увеличения размеров сердца наступает вновь после 12 лет (12-15 лет). Следует иметь в виду, что развитие кровоснабжения несколько отстает от темпов роста миокарда, поэтому перегрузки сердца в этот период способствуют более быстрому развитию патологических процессов (юношеское сердце). В период полового созревания резко увеличивается диаметр волокон, формируются внутриорганные сосуды, завершают дифференцировку нервный и клапанный аппараты органа.

Методические указания к самостоятельной работе на занятии.

Задания и ориентировочные основы действий.

Изучить препараты.

Препарат № 21. Продольный разрез плода крысы. Органогенез.Окраска: Гематоксилин-эозин.

На малом увеличении в срезе изучить и определить: 1. Печень. 2. Легкие. 3. Сердце. 4. Почки. 5. Половые гонады.

Препарат № 16. Зародыш курицы. Формирование тела зародыша и зародышевых оболочек. Поперечный срез.Окраска: гематоксилин по Гейденгайну.

Получить изображение на "малом" увеличении. Найти в препарате нервную трубку, хорду, сомиты. Расположить препарат так, чтобы хорда была обращена к Вам, а нервная трубка - к верхнему полю зрения. Определите туловищные и амниотические складки. В составе амниотических складок можно обнаружить эктодерму и наружный лист мезодермы. Углубления у основания тела зародыша с обеих сторон являются туловищными складками.

С боков от образующегося, тела зародыша, в составе которого присутствует комплекс осевых органов, определите: нервную трубку, хорду, вторичную кишку, а с боков: сомиты и полость - целом. Обратите внимание на то, что на месте сегментарных ножек (между сомитами и стенкой целома) уже определяются мочевые канальцы.

Между кишечной трубкой и хордой определите эмбриональную аорту.

Препарат изучить и определить:

А. Туловищные складки.

Б. Амниотические складки

В. Тело: I Эктодерма; 2. Нервная трубка; 3 Хорда; 4 Мезодерма: 4а.) сомиты, 46.) целом и листки спланхнотома, 4в) мочевые канальцы. 5. Эмбриональная аорта. 6. Энтодерма; 7. Эктодерма.

Препарат № 15. Зародыш курицы. Формирование осевых органов. Поперечный срез. Окраска: гематоксилин и эозин.

Получить изображение препарата на “малом” увеличении. Зародыш курицы на данном этапе развития на фронтальном разрезе имеет вид полоски. Препарат расположить горизонтально в поле зрения. Найти нервную трубку. Она располагается в центре зародыша, крупнее других образований, имеет форму овала со щелевидным просветов. К нервной трубке прилижет хорда. Размеры небольшие, просвет отсутствует. Препарат должен быть расположен так, чтобы хорда в поле зрения располагалась под нервной трубкой. С боков от нервной трубки и хорды располагаются массивные образования - сомиты. Сомиты переходный в небольшой суженный отдел - сизментированные ножки. Сегментированные ножки расщепляются на 2 листа мезодермы или спланхнотома - париентальный (наружный) и висцеральный (внутренний). Между спланхнотомами определяется полость тела - целом. Сверху зародыш покрыт эктодермой, снизу - энтодермой.

Изучить и определить: 1. Эктодерма; 2. Нервная трубка; 3. Хорда; 4. Энтодерма; 5. Мезодерма, 6. Сомиты, 7. Сигментарные ножки, 8. Спланхнотомы: а) париетальный, б) висцеральный, 9. Целом.

Контрольные вопросы

1. На основе каких эбриональных сосудов развиваются магистральные артериальные стволы?

2. Источник развития эндокарда сердца?

3. На какой недели закладывается сердце?

4. Органогенез сердца. В результате каких преобразований в сердечной трубке происходит формирование камер сердца?

5. Органогенез сердца. В какой части сердца имеется овальное окошечко? Какую роль оно выполняет?

6. Органогенез сердца. Во что преобразуется венозный синус сердечной трубки?

7. Органогенез сердца. Во что преобразуется артериальный конус?

8. На основе каких сосудов происходит развитие главных артериальных стволов?

9. На основе каких сосудов образуется аорта?

10. На основе каких сосудов образуются левая и правая общие сонные?

11. На основе каких сосудов образуются левая и правая легочные артерии?

12. Какую роль играет Боталлов проток?

13. На основе каких сосудов образуется подключичные артерии?

14. На основе каких сосудов образуется плечеголовной ствол?

15. На основе каких сосудов образуются нижняя и верхняя полые вены?

16. На основе каких сосудов образуются левая и правая подключичные вены?

17. На основе каких сосудов образуется безымянная вена?

18. На основе каких сосудов образуются левые и правые яремные вены?

19. На основе каких сосудов образуются непарная и поленупарные вены?

20. Во что преобразуется Кювьеров проток?

21. Во что преобразуется приносящие и выносящие желточные вены проходя через закладку печени?

22. Какая кровь течет по пупочной вене?

23. Какую кровь несет пупочная артерия? Откуда и куда?

24. Какая кровь течет по большинству сосудов плода?

25. Какую роль Аранциев проток?

26. перечислите последовательность запустевания эмбриональных коммуникаций после рождения (часть сосудов плацентарного кругов обращения)?

27. Во что преобразуется после рождения Аранциев и Боталлов протоки пупочные артерии и вены?

Основные термины по теме (ключевые слова):

Артериола Arteriola

Артериоловенулярный анастомоз Anastomosis arteriovenularis

Артерия Arteria

Артерия мышечного типа Arteria myotypica

Артерия смешанного типа Arteria mixtotypica

Артерия эластического типа Arteria elastotypica

Вена волокнистого (безмышечного) типа Vena fibrotypica

Вена мышечного типа Vena myotypica

Венула Venula

Венула посткапиллярная Venula postcapillaris

Капиллярный сосуд (гемокапилляр) Vas capillare (vas haemocapillare)

Клапан Valvula

Лимфатические сосуды Vasa lymphatica

Лимфатический сосуд мышечного типа Vas lymphaticum myotypicum

Лимфатический сосуд сосудов Vas lymphaticum vasorum

Лимфокапилляр Vas lymphocapillare

Мембрана внутренняя эластическая Membrana elastica interna

Мембрана эластическая окончатая Membrana fenestrata elastica

Мембрана эластическая наружная Membrana elastica externa

Миокард Myocardium

Мышечное волокно Myofibra

Мышечное волокно проводящее Myofibra conducens cardiaca

Мышечно-эластический слой Stratum myoelasticum

Нервы сосудов Nervi vasorum

Оболочка внутренняя (интима) Tunica interna (intima)

Оболочка наружная (адвентициальная) Tunica externa (adventitia)

Оболочка средняя Tunica media

Перицит (периангиоцит) Pericytus (periangiocytus)

Проводящая система сердца Systema conducens cardiacum

Сердце Cor

Сосуды сосудов Vasa vasorum

Субэндотелиальный слой Stratum subendotheliale

Сфинктер прекапиллярный Sphincter precapillaris

Эндокард Endocardium

Эндотелий Endothelium

Эндотелий перфорированный Endothelium perforatum

Эндотелиоцит фенестрированный(окончатый) Endotheliocytus fenestratus

Эпикард Epicardium

ЛИТЕРАТУРА

Основная учебная литература

1. Гистология: учеб. пос. / В.Г. Елисеев. – М.: Гос. изд-во мед. лит-ры, 1969.-671с.

2. Гистология: учеб. пос. / В.Г. Елисеев [и др.]; под ред. В.Г. Елисеева, - 3–е изд., перераб. и доп. – М.: Москва, 1972 г.

3. Гистология: учеб. пособие / Ф. Хэм, Д. Кормак. – М.: Мир. 1-5т., 1982-1983г.

Дополнительные учебники

1. Хэм А., Кормак Д. Гистология: В 5 т.: Пер. с англ.-М.:Мир, 1982-1983.

2. Руководство по гистологии = Частная гистология органов и систем. Т. 2: учеб. пос. / Р.К. Данилов [и др.]; под ред. Р.К. Данилов, В.Л. Быков, И.А. Одинцова. - С. – П., 2001 г.

Учебные пособия.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО ОКРУГА - ЮГРА»

«Утверждаю»

Зав. кафедрой ____________

Проф. Коваленко Л.В.

« »___________200 г.

Медицинский институт

Кафедра общей патологии

Дисциплина «Гистология»

Раздел «Частная гистология»

Наши рекомендации