По прохождению производственной

Н.К.Вознесенский

«_____»__________________2011

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ

ПРАКТИКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

КУРСОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА

Обнинск 2011

УДК 616.12-035

ББК 54.101

Р-85

Печатается по решению редакционно – издательского совета ИАТЭ НИЯУ МИФИ

Методические рекомендации по прохождению производственной практики: методическое пособие для медицинских вузов: Составитель: зав кафедрой терапии профессор Н.К. Вознесенский - Обнинск: Филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (ИАТЭ НИЯУ МИФИ), Медицинский факультет.

методические рекомендации предназначены для студентов 2, 3 курсов лечебного факультета при прохождении производственной практики

Цели и задачи производственной практики

1.1 Цель практики - в закреплении полученных знаний и практических навыков в роли помощника палатной и процедурной медицинской сестры у студентов 2 курса и в роли помощника фельдшера скорой и неотложной помощи у студентов 3 курса.

1.2 Задачи производственной практики:

· закрепить теоретические и практические навыки в выявлении проблем пациентов, составлении индивидуального плана сестринской помощи на основании стандартов сестринской практики;

· сформировать у студентов умения практически реализовать намеченный план сестринского ухода;

· отработать навыки оценки эффективности сестринского ухода.

1.3 Для освоение практических навыков при прохождении производственной практики студент должен хорошо усвоить следующие базовые дисциплины:

· Нормальная анатомия

· Нормальная физиология

· Общий уход

· Патологическая анатомия

· Патологическая анатомия

· Пропедевтика внутренних болезней

2. План проведения производственной практики

Производственная практика СТУДЕНТОВ ВТОРОГО КУРСА продолжается в течение 3 недель, 18 рабочих дней, в т.ч. 6 дней в терапевтическом отделении, 6 дней в хирургическом отделении, 6 дней - в приемном отделении. В каждом отделении предусмотрена работа 3 дня – в процедурном кабинете; 3 дня - на медсестринских постах, 1 ночь - участие в ночном дежурстве.

Производственная практика СТУДЕНТОВ ТРЕТЬЕГО КУРСА продолжается в течение 4 недель, Студент работает по 8 часов в день, всего – 144 часа.

Всего часов на производственную практику – 144 часа.

Примерные темы УИРС, рекомендованные кафедрой терапии.

Темы УИРС для студентов 2 курса лечебного факультета:

1. Влияние алкоголя и курения на организм.

2. Формирование здорового образа жизни.

3. Холестерин и атеросклероз.

4. Рациональное питание при заболеваниях сердца.

5. Что должен знать больной артериальной гипертензией.

6. Артериальная гипертензия, немедикаментозное лечение.

7. Ботулизм.

8. Профилактика клещевого энцефалита.

9. Варикозная болезнь.

10. Предупреждение заражения вирусным гепатитом.

11. Профилактика атипичной пневмонии.

12. Аллергия.

13. Дисбактериоз.

14. Кишечные инфекции.

15. Профилактика пищевых отравлений.

16. Правильное и здоровое питание.

17. Профилактика отравления грибами.

18. Рациональное питание при заболеваниях пищеварительной системы

19. Диета при сахарном диабете.

20. Профилактика осложнений сахарного диабета 2 типа.

21. Стресс.

22. Рак молочной железы (профилактика и ранняя диагностика).

23. Вирусный гепатит В.Вирусный гепатит С.

24. СПИД и его профилактика.

25. Рациональное питание лихорадящих больных.

26. Подагра.

27. Наркомания и токсикомания.

28. Профилактика и лечение гиповитаминозов.

29. Вакцинопрофилактика гриппа.

Примерные темы УИРС для студентов 3 курса лечебного факультета:

1. Заболевания щитовидной железы: профилактика, ранняя диагностика.

2. Остеопороз.

3. Влияние алкоголя и курения на организм.

4. Что необходимо знать об инсульте.

5. Холестерин и атеросклероз.

6. Ботулизм.

7. Профилактика клещевого энцефалита, болезнь Лайма.

8. Варикозная болезнь.

9. Предупреждение заражения вирусным гепатитом.

10. Профилактика атипичной пневмонии.

11. Аллергия.

12. Дисбактериоз.

13. Кишечные инфекции.

14. Профилактика пищевых отравлений.

15. Правильное и здоровое питание.

16. Профилактика отравления грибами.

17. Рациональное питание при заболеваниях сердца.

18. Диета при сахарном диабете.

19. Профилактика осложнений сахарного диабета 2 типа.

20. Стресс.

21. Рак молочной железы (профилактика и ранняя диагностика).

22. Что должен знать больной артериальной гипертензией.

23. Артериальная гипертензия, немедикаментозное лечение.

24. Вирусный гепатит В.Вирусный гепатит С.

25. СПИД и его профилактика.

26. Профилактика бронхиальной астмы.

27. Подагра.

28. Наркомания и токсикомания.

29. Профилактика и лечение гиповитаминозов.

30. Профилактика осложнений ишемической болезни сердца.

31. Вакцинопрофилактика гриппа.

5. Перечень обязательных практических умений

Перечень практических умений для студентов 2 курса лечебного факультета

Студент должен уметь:

1. Провести влажную уборку палат, кабинетов, мест общего пользования 0,5-1% раствором хлорной извести.

2. Провести санитарную обработку больных в приемном отделении (мытье, дезинфекция, дезинсекция, подготовка ванны, обтирание, уборка ванны, стрижка волос).

3. Транспортировка больного в отделение (на каталке, на кресле-каталке, носилках) и переложить больного с носилок на постель, пользоваться функциональной кроватью.

4. Сменить нательное и постельное белье, подмыть больных, провести ежедневный туалет (умывание, гигиеническая ванна, протирание кожи дез. раствором, мытье ног, рук, подстрижка ногтей), подложить надувной резиновый круг с целью профилактики пролежней.

5. Подать судно, мочеприемник, калоприемник, дезинфекция их.

6. Подмывание больного.

7. Осуществлять уход за тяжелобольными (мытье головы в постели, уход за волосами, за глазами, за ушами и носом: промывание, закапывание капель, закладывание мази; уход за ротовой полостью).

8. Измерить температуру тела и зарегистрировать данные в температурном листе.

9. Приготовить и подать больному грелку, пузырь со льдом.

10. Поставить больному горчичники, банки.

11. Раздача лекарств.

12. Подсчитать число дыхательных движений.

13. Оказать помощь больному при кашле.

14. Оказать помощь больному при внезапной одышке (удушье).

15. Провести сбор мокроты для лабораторного исследования.

16. Измерить артериальное давление.

17. Определить пульс больного.

18. Оказать помощь больному при рвоте.

19. Кормить тяжелобольных (из поильника, с ложки).

Перечень практических умений для студентов

3 курса лечебного факультета

Студент должен уметь:

1. Сменить нательное и постельное белье тяжелобольному.

2. Предупредить образование пролежней.

3. Провести термометрию, измерить пульс, частоту дыхания, артериальное давление.

4. Поставить горчичники, банки, пиявки.

5. Производить подкожные, внутримышечные инъекции.

6. Взять кровь из вены.

7. Провести внутривенные инъекции и капельные вливания.

8. Провести ингаляцию кислорода.

9. Участвовать в пункции плевры и брюшной полости.

10. Подготавливать больных к рентгенологическим исследованиям.

11. Взять мазки из зева и носа для бактериологического исследования.

12. Промывать желудок.

13. Взять желудочный сок.

14. Проводить дуоденальное зондирование.

15. Осуществлять постановку очистительной, сифонной, масляной, гипертонической, лекарственной клизм.

16. Определять водный баланс.

17. Собирать мочу для лабораторного исследования на обший анализ, пробу по Нечипоренко, по Зимницкому

18. Проводить катетеризацию мочевого пузыря.

6. Организация и форма контроля работы студентов на базах ЛПУ

6.1. Организация и контроль работы студентов на базах ЛПУ

Студенты проходят производственную практику только на базах практики и только в установленные сроки, утвержденных приказом.

6.2. Форма контроля по производственной практике:

А) проверка отчетов и выставление оценок по пятибалльной системе;

Б) экзамен (собеседование в форме ответов на вопросы из билетов, дополнительные вопросы).

Вопросы к экзамену по практике

Перечень контрольных вопросов к экзамену по производственной практике «помощник палатной и процедурной медицинской сестры» для студентов 2 курса лечебного факультета

1. Что входит в понятие уход за больными?

2. Какие основные обязанности младшего медицинского персонала отделения Вы знаете?

3. Какие основные требования предъявляются к рабочей одежде терапевтического отделения.

4. Какие вы знаете типы лечебно-профилактических учреждений?

5. Какие лечебные и вспомогательные подразделения входят в состав больницы?

6. Каково устройство и оборудование приемного отделения?

7. Каковы основные задачи, виды и правила санитарной обработки больных?

8. Каковы основные правила и способы транспортировки больных в отделения?

9. Каковы особенности транспортировки больных, находящихся в тяжелом состоянии?

10. Из чего складывается режим лечебного учреждения?

11. Что такое санитарно-гигиенический режим?

12. Как провести влажную уборку палат, кабинетов, мест общего пользования?

13. Как провести санитарную обработку больных в приемном отделении?

14. Как часто должно меняться постельное белье больному и тяжелобольному?

15. Какие способы смены простыней у тяжелобольных Вы знаете?

16. Какие способы переноски слабых и тяжелобольных Вы знаете?

17. Какие способы установки носилок по отношению к кровати при перекладывании тяжелобольного Вы знаете?

18. Какова последовательность смены рубашки у тяжелобольного?

19. Какие методы ухода за кожей больных в стационаре Вы знаете?

20. Какова частота обтирания и подмывания у тяжелобольных?

21. Как подать судно, мочеприемник, калоприемник, дезинфекция их?

22. Какова частота приема гигиенической ванны и душа больными в стационаре?

23. Какие Вы знаете места образования пролежней?

24. Какие причины способствуют образованию пролежней?

25. Какие ранние признаки образования пролежней Вы знаете? .

26. Какие Вы знаете методы профилактика пролежней?

27. Какие виды лечебного питания Вы знаете?

28. Как правильно организовать питание и кормление больных?

29. Как кормить тяжелобольных?

30. Какие основные диеты Вы знаете?

31. Какие виды искусственного питания Вы знаете?

32. Какие методы измерения температуры Вы знаете?

33. Как хранят медицинские термометры?

34. Как правильно измерять температуру тела?

35. Сколько минут измеряют температуру?

36. Сколько раз и в какое время измеряют температуру тела больному в стационаре?

37. Как правильно регистрировать температуру?

38. Как нарисовать температурную кривую?

39. Какова нормальная температура тела?

40. Что такое лихорадка?

41. Где можно измерить температуру тела, разница этих температур?

42. Перечислите особенности ухода за лихорадящими больными в разные периоды лихорадки?

43. Как приготовить и подать больному грелку, пузырь со льдом?

44. Как дезинфицировать плевательницу?

45. Что такое пульс?

46. Какова частота пульса у здорового человека?

47. Где расположены места исследования пульса?

48. Что называется артериальным давлением?

49. Каковы показатели АД у здорового человека?

Перечень контрольных вопросов к экзамену по производственной практике «помощник фельдшера скорой и неотложной помощи»

для студентов 3 курса лечебного факультета

1. Какие этапы сестринского процесса Вы знаете?

2. Что входит в понятие уход за больными?

3. Какие основные обязанности среднего медицинского персонала отделения Вы знаете?

4. Какие основные требования предъявляются к рабочей одежде терапевтического отделения.

5. В чем заключается юридическая ответственность медицинских сестер?

6. Какие вы знаете типы лечебно-профилактических учреждений?

7. Какие лечебные и вспомогательные подразделения входят в состав больницы?

8. Каково устройство и оборудование приемного отделения?

9. Какие виды медицинской документации приемного отделения и правила ее ведения Вы знаете?

10. Каковы основные задачи, виды и правила санитарной обработки больных?

11. Каковы основные правила и способы транспортировки больных в отделения?

12. Каковы особенности транспортировки больных, находящихся в тяжелом состоянии?

13. Из чего складывается режим лечебного учреждения?

14. Что такое санитарно-гигиенический режим?

15. Как часто должно меняться постельное белье больному и тяжелобольному?

16. Какие способы смены простыней у тяжелобольных Вы знаете?

17. Какие способы переноски слабых и тяжелобольных Вы знаете?

18. Какие способы установки носилок по отношению к кровати при перекладывании тяжелобольного Вы знаете?

19. Какова последовательность смены рубашки у тяжелобольного?

20. Какие методы ухода за кожей больных в стационаре Вы знаете?

21. Какова частота обтирания и подмывания у тяжелобольных

22. Какова частота приема гигиенической ванны и душа больными в стационаре?

23. Какие Вы знаете места образования пролежней?

24. Какие причины способствуют образованию пролежней?

25. Какие ранние признаки образования пролежней Вы знаете? .

26. Какие Вы знаете методы профилактика пролежней?

27. Какие виды лечебного питания Вы знаете?

28. Как правильно организовать питание и кормление больных?

29. Какие основные диеты Вы знаете?

30. Какие виды искусственного питания Вы знаете?

31. Какие методы измерения температуры Вы знаете?

32. Как хранят медицинские термометры?

33. Почему термометр называется максимальным?

34. Как правильно измерять температуру тела?

35. Сколько минут измеряют температуру?

36. Сколько раз и в какое время измеряют температуру тела больному в стационаре?

37. Как правильно регистрировать температуру?

38. Как нарисовать температурную кривую?

39. Какова нормальная температура тела?

40. Что такое лихорадка?

41. Какие типы лихорадок вы знаете?

42. Где можно измерить температуру тела, разница этих температур?

43. Перечислите особенности ухода за лихорадящими больными в разные периоды лихорадки?

44. Какую неотложную помощь Вы окажите при обмороке и коллапсе?

45. Где и как хранятся лекарственные вещества и инвентарь у постовой сестры?

46. Какие группы лекарств храниться отдельно друг от друга?

47. Где хранятся сильнодействующие лекарства?

48. Как ведется учет за расходом и назначение лекарств групп А и В?

49. Как ведется учет расходов ядовитых и сильнодействующих лекарств?

50. Какие существуют способы введения лекарственных веществ?

51. Какие преимущества парентерального введения лекарств?

52. Какие Вы знаете виды стерилизации инструментов?

53. Какова техника введения лекарственных веществ п/к, в/к, в/м?

54. Какие вены используются для в/в инъекций? Перечислите их в порядке частоты использования.

55. Перечислите правила наложения жгута при в/в инъекции.

56. Как вводится игла при в/в инъекции?

57. В чем состоит опасность воздушной эмболии?

58. Как проверяется правильность стояния иглы при в/в введении?

59. Что должна сделать м/с при неудачной в/в инъекции?

60. Какие возможны осложнения при в/венных инъекциях?

61. Какие основные симптомы, характерные при заболеваниях органов дыхания Вы знаете? Каков механизм их возникновения?

62. Какова первая помощь при непродуктивном кашле?

63. Какова первая помощь при одышке и удушье?

64. Что такое кровохарканье?

65. Как дезинфицировать плевательницу?

66. Какие способы применения кислорода Вы знаете?

67. Какие осложнения оксигенотерапии Вы знаете?

68. Каков механизм действия горчичников?

69. Каков механизм действия банок?

70. Каковы показания и противопоказания к применению банок?

71. Каковы правила постановки банок?

72. Каков механизм действия согревающего компресса?

73. Каковы показания и правила постановки компресса?

74. Какие основные симптомы, характерные для заболеваний органов сердечно-сосудистой системы вы знаете? Каков механизм их возникновения?

75. Какова неотложная доврачебная помощь при возникновении болей в области сердца или за грудиной?

76. Каковы особенности одышки при сердечной патологии?

77. Какова неотложная доврачебная помощь при возникновении удушья у больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы?

78. Как правильно накладывать жгуты на конечности?

79. Каковы основные симптомы обморока?

80. Каковы основные симптомы коллапса?

81. Какова первая доврачебная помощь при обмороке?

82. Какова первая доврачебная помощь при коллапсе?

83. Что такое пульс?

84. Какова частота пульса у здорового человека?

85. Где расположены места исследования пульса?

86. Какие свойства пульса Вы знаете?

87. Что называется артериальным давлением?

88. Каковы показатели АД у здорового человека?

89. Какова методика измерения АД по Короткову?

90. Какие наиболее распространенные ошибки при определении АД Вы знаете?

91. Какие основные симптомы, характерные для заболеваний органов пищеварения Вы знаете? Каков механизм их возникновения?

92. В чем заключается первая помощь при рвоте?

93. Какова неотложная медицинская помощь при желудочном кровотечении?

94. С какой целью проводится промывание желудка?

95. Какие способы промывания желудка Вы знаете?

96. Какие растворы необходимы для промывания желудка?

97. Какие Вы знаете виды клизм?

98. Какова методика постановки клизм?

99. Какие осложнения могут возникнуть при постановке клизм?

100. Как производится взятие кала на бактериологическое исследование?

101. Какие основные симптомы, характерные для больных с заболеваниями почек и органов мочевыделения Вы знаете? Каков механизм их возникновения?

102. Какие виды нарушения диуреза Вы знаете?

103. Какова методика сбора мочи на общий анализ?

104. Какие виды катетеров Вы знаете?

105. Какие возможны осложнения при катетеризации мочевого пузыря?

106. Как подготовить больного к рентгенологическому исследованию органов мочевыделения?

107. Какие причины могут вызвать острую задержку мочеиспускания?

108. Какова техника непрямого массажа сердца, искусственной вентиляции легких по способу «рот-в-рот» и «рот – в - нос»?

8. Критерии оценки практических знаний и умений студентов

Оценка «пять»(пять баллов) выставляется при условии, если студент:

· показывает глубокие знания программного материала, умеет исчерпывающе, грамотно и логически стройно излагать материал;

· знает и хорошо применяет теоретические знания на практике;

· в полном объеме отвечает на все вопросы отчета.

Оценка «четыре»(четыре балла) выставляется при условии, если студент:

· показывает знания программного материала, умеет правильно, грамотно и логически излагать материал, при ответе допускает неточности;

· допускает несущественные ошибки при применении теоретических знаний на практике;

· Неполно отразил все вопросы в отчете.

Оценка «три»(три балла) выставляется при условии, если студент:

· показывает знания программного материала, но при ответе допускает негрубые ошибки;

· знает, но не умело применяет теоретические знания на практике;

· Не все вопросы отражены в отчете.

Оценка «два»(два балла) выставляется при условии, если студент:

· показывает незнание большей части изучаемого материала, допускает грубые ошибки;

· не может применить на практике теоретические знания;

· в отчете не отражены основные вопросы.

Список литературы

1. Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов: «Программа по практике студентов 2, 3 курсов лечебного факультета» 2011 г.

2. Обуховец Т.П. Сестринское дело в терапии. Практикум. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002 г.

3. Общий уход за больными в терапевтической клинике. 3-е издание. Учебное пособие...Издано в 2009 г. Объем: 464 страниц. ISBN: 978-5-9704-1161-2 . Авторы: В.Н. Ослопов, О.В. Богоявленская.

4. Практикум по пропедевтике внутренних болезней. Издано в 2008 г. Объем: 208 страниц. ISBN: 978-5-9704-0633-5 Авторы: Под ред. Ж.Д. Кобалава, В.С. Моисеева.

5. Уход за больными в хирургический клинике. .Издано в 2008 г. Объем: 192 страниц. ISBN: 978-5-9704-0671-7 Авторы: Евсеев М.А.

6. Стандарты практической деятельности медицинской сестры. Ассоциация медицинских сестер России.

7. Фомина И.Г. Общий уход за больными. М.: Медицина/

10. Форма сводного отчета

Оформление дневника по летней производственной практике

Дневник допустимо вести в тетради, если отсутствуют специально отпечатанные формы. Титульный лист оформляется следующим образом:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ОБНИНСКИЙ ИНСТИТУТ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ –

Филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

(ИАТЭ НИЯУ МИФИ)

Медицинский факультет

ЦИФРОВОЙ ОТЧЕТ

летней производственой практики с___________________по_________________2011 г.

студента_______________________________________________лечебного факультета

2 (3) курса_________________________________группы в терапевтическом отделении

_________________________________________________________________больницы.

№ п/п Наименование работы: Объем проделанной работы, Названия мероприятий, манипуляций и процедур Кол-во
1. 2. 3. 4…    

Выводы и предложения студента для повышении

О Т З Ы В

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Н.К.Вознесенский

«_____»__________________2011

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ

ПРАКТИКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

КУРСОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА

Обнинск 2011

УДК 616.12-035

ББК 54.101

Р-85

Печатается по решению редакционно – издательского совета ИАТЭ НИЯУ МИФИ

Методические рекомендации по прохождению производственной практики: методическое пособие для медицинских вузов: Составитель: зав кафедрой терапии профессор Н.К. Вознесенский - Обнинск: Филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (ИАТЭ НИЯУ МИФИ), Медицинский факультет.

методические рекомендации предназначены для студентов 2, 3 курсов лечебного факультета при прохождении производственной практики


Наши рекомендации