Применение лекарственных средств
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:
Студенты должны
ЗНАТЬ:
• основные правила выписывания и получения лекарственных средств отделениями ЛПУ;
• требования, предъявляемые к хранению лекарственных средств;
• основные правила хранения и учета наркотических, сильнодействующих, остродефицитных и дорогостоящих лекарственных средств;
• пути и способы введения лекарственных средств в организм;
• основные правила раздачи лекарственных средств;
• особенности сублигвального, ректального, наружного,
ингаляционного способа введения лекарственных веществ;
• причины, вызывающие у пациента негативное отношение к лекарственной терапии.
УМЕТЬ:
▲осуществить выборку назначений из истории болезни;
▲ заполнить журналы учета лекарственных средств;
▲ дать пациенту необходимую информацию о лекарственном средстве;
А раздать лекарственные средства для перорального и сублингвального применения;
▲ обучить пациента приемам различных лекарственных форм энтерально, ингаляционно.
ИМЕТЬ НАВЫКИ:
■ применения лекарственных средств на кожу;
■ закапывания капель в глаз, нос, ухо;
■ закладывания мази в глаза; ш введения мази в нос, ухо;
■ применения лекарственных средств ингаляционным способом через рот и нос;
■ введения лекарственных средств (ректальных суппозиториев) в прямую кишку.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Пути и способы введения лекарственных веществ в организм.
2. Энтеральный путь введения лекарственных средств. Его преимущества и недостатки.
3. Основные правила раздачи лекарственных средств.
4. Введение ректальных суппозиториев.
5. Характеристика ингаляционного пути введения лекарственных средств. Его преимущества и недостатки.
6. Правила обращения с ингалятором.
7. Характеристика наружного пути введения лекарственных средств. Методика введения лекарственных средств в глаза, нос, ухо, на кожу.
8. Необходимость предоставления пациенту информации о назначенном ему лекарственном средстве.
9. Обучение пациента приемам различных лекарственных форм.
10.Основные правила выписывания и получения лекарственных средств отделениями ЛПУ.
11 .Требования, предъявляемые к хранению лекарственных средств в лечебном отделении.
12.Основные правила хранения и учета наркотических, сильнодействующих, остродефицитных, дорогостоящих лекарственных средств.
13.Выборка назначений из истории болезни.
14.Заполнение журналов учета лекарственных средств.
ЭТИКО-ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Нередко пациенты отказываются принимать назначенные им лекарственные препараты, мотивируя это отсутствием улучшения состояния, или выбрасывают их.
Медицинская сестра должна спокойно и тактично объяснить важность регулярного приема лекарственных веществ, необходимость непрерывного курса лечения и строгого соблюдения этих условий для ускорения выздоровления. Медицинская сестра обязана при раздаче проконтролировать прием лекарственных веществ пациентами.
Отказ от приема лекарственных средств пациентами иногда вызван и недостаточностью или отсутствием информации о назначенном им препарате. У пациентов часто возникают в связи с этим различные вопросы, на которые медицинская сестра должна в доступной форме и в пределах своей компетенции ответить. Медсестра обязана информировать пациента о следующем:
• о названии назначенного ему препарата;
• о цели приема данного лекарственного средства;
• о времени появления эффекта (излечение, уменьшение боли и т.д.);
• как, когда и как долго принимать препарат;
• можно ли пропускать прием лекарственного препарата;
• какие побочные эффекты могут быть;
• о взаимодействии препарата с пищей, алкоголем и другими лекарственными средствами. Иногда имеет значение даже то, чем запивать то или иное лекарственное средство. Если пациент не запомнил полученную информацию, необходимо дать рекомендации ему в письменном виде. Выполнение манипуляций, связанных с введением лекарственных веществ в прямую кишку вызывает у пациентов чувство стеснения в связи с интимным характером процедуры, что приводит к отказу от нее. Медсестра должна тактично объяснить необходимость выполнения назначений врача и провести данную манипуляцию в отдельном помещении, не привлекая внимания других пациентов.