Различные положения пациента в постели.
На спине | На боку | На животе | В положение Симпса |
Кровать в горизонтальном положении | 1) То же | 1) То же | 1) То же |
Голова, шея и плечи пациента на низкой подушке | 2) То же | 2) То же, но голова повернута в сторону. | Как «на животе» |
Подушка или валик под плечо, предплечье и кисть каждой руки | 3) Руки согнуты в локтевых суставах. Та, что снизу - опирается на подушку изголовья (фиксация предплечья и кисти). Верхняя (ладонью вниз) лежит на отдельной подушке | Руки, согнутые в локтевых суставах, на подушке рядом с лицом (ладонями вниз). Либо одна из рук, согнутая в локте, опущена вниз вдоль туловища (Проклалка под кость). | Одна рука «верхняя», согнута в локте, лежит рядом с лицом на подушке. Другая - «нижняя» - лежит на постели, выпрямлена вдоль туловища. |
Небольшая подушка под поясницу | Большая подушка или валик под спину для фиксации в этом положении. | 4) Небольшая подушка под живот, чуть ниже диафрагмы. | 4) Подушку под «верхнюю» ногу, согнутую в коленном и бедренном суставах. «Нижняя» нога разогнута, фиксируется краем той же подушки. |
Подушки или валики под бедра. Ноги немного развести, чтобы исключить сдавление в области коленных и голеностопных суставов. | Подушка или валик между ног от паховой области до стоп. «Верхняя» нога слегка согнута в коленном и бедренном суставе. | 5) Подушка под голени и стопы. | Упор для стоп под углом 90 градусов. |
Подушка или прокладка под пятки | 6) Подставка под «нижнюю» стопу. | ||
Подставка под стопы |
Примечание: положение Фаулера сходно с положением пациента на спине. Подумайте, как уложить пациента в это положение?
Укладывать пациента на живот из положения "на спине" необходимо с использованием метода "перекатывания". Для этого:
- разогните руку пациента;
- прижмите ее к туловищу по всей длине;
- подложите кисть этой руки под бедро;
- "перевалите" его через эту руку, потянув на себя, на живот.
Подобным образом можно вернуть его из положения "на животе" на спину.
Укладывая пациента "на бок":
- встаньте с той стороны от пациента, куда собираетесь его повернуть;
- согните левую ногу (если хотите повернуть на правый бок), в коленном суставе, подсуньте левую стопу в правую подколенную впадину;
- одной рукой придерживая бедро, другой - плечо, поверните пациента на себя (метод "перекатывания");
- зафиксируйте его в этом положении при помощи подушек и валиков.
Уложив пациента в какое-либо из перечисленных положений, не забывайте, что положение нужно менять каждые 2 часа.
Постепенное расширение постельного режима позволит пациенту более полноценно удовлетворять свою потребность "двигаться".
Устройство современной функциональной кровати поможет ему в этом: поручни, трапеции для рук позволят самостоятельно переворачиваться, подтягиваться и присаживаться в постели. В дальнейшем, обеспечивая выполнение палатного режима, медсестра будет помогать пациенту переместиться с кровати на стул, кресло или кресло-каталку. Для обеспечения безопасности пациента и снижения нагрузки на собственный позвоночник медсестре следует:
1) Оценить подвижность и силу пациента, на которую можно рассчитывать.
2) Определить необходимость в помощи ассистента.
3) Обсудить с пациентом план совместных действий.
4) Поднять кровать на удобную высоту, убрать одеяло, положить подушку в изголовье кровати.
5) • Чтобы усадить пациента в постели, можно использовать
прием "поднятия плечом". При этом свободной рукой пациент может опираться на трапецию или поручни кровати.
• Чтобы усадить пациента на краю кровати с опущенными ногами:
обхватив одной рукой пациента за плечо, другой - под колени, приподнимайте лежащего на боку пациента и одновременно поворачивайте его, чтобы усадить с опущенными ногами. Пациент может помочь Вам, опираясь свободной рукой о кровать.
• Чтобы усадить пациента на стул (кресло) рядом с кроватью:
удерживая за плечи сидящего на краю кровати пациента попросите его обхватить Вас за талию. Помогите ему встать. Стопы Ваших ног при этом - в положении "стопа к стопе". Сделав шаг назад, помогите пациенту встать. Повернувшись на 90 град., помогите пациенту усесться на стул, придерживая при этом его колени между своими коленями. Другая сестра при этом может пододвинуть стул и помочь усадить пациента.
Не торопитесь! Помните о возможности появления слабости, головокружения, даже потери сознания (постуральный рефлекс) у пациента при резком изменении положения тела. Поддерживайте его какое-то время.
Для того, чтобы избежать падения в случае ухудшения состояния пациента, его можно удержать следующими способами:
- ЗАХВАТ "ЧЕРЕЗ РУКУ" - пациент прижимает свои руки к телу, удерживая больную руку здоровой в случае необходимости. Сестра находится сзади и фиксирует руки пациента в области запястий, просунув свои руки под мышками пациента.
- ЗАХВАТ "ПОД ЛОКОТЬ" - медицинская сестра стоит немного сбоку и перед пациентом, фиксируя его колени между своими ногами так, чтобы ее собственное положение было устойчивым. Пациент наклоняется вперед так, чтобы его плечо упиралось в туловище медсестры. Медицинская сестра удерживает его, прижимая ладонями за локти согнутых рук.
- ЗАХВАТ "ПОДМЫШЕЧНЫЙ" - отличается от предыдущего тем, что сестра удерживает пациента не за локти, а под мышками.
6) Убедиться в том, что пациенту удобно сидеть и положение его безопасно в отношении возможного падения: 2/3 длины бедер пациента должны находиться на сидении, спина опираться на спинку, стопы - устойчиво касаться пола или подножки. Если пациент имеет высокий риск падений, то лучше использовать специальный стул с защитными ограничениями (подлокотники и оградительная планка спереди) или кресло.
ЗАПОМНИТЕ! Любые действия медицинской сестры в отношении пациента должны исключать возможный вред его здоровью и быть направлены на создание максимально возможного в болезни комфорта и благополучия.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
1. Определенный режим двигательной активности пациенту назначает:
а) палатная медсестра
б) врач
в) медсестра приемного отделения
г) старшая медсестра
2. Режим двигательной активности, при котором пациенту запрещается вставать и садиться в постели называется _____________.
3. Пациенту при постельном режиме разрешается:
а) только поворачиваться в постели
б) сидеть на кровати, свесив ноги
в) сидеть на стуле возле кровати
г) свободно ходить по коридору, посещать туалет
4. Наука, изучающая законы механического движения в живых системах, называется___________ .
5. Устойчивое равновесие тела возможно только тогда, когда центр тяжести тела проецируется на его площадь опоры:
а) да
б) нет
6. Устойчивое положение "стоя" возможно, когда расстояние между стопами:
а) 2-3 см
б) 10 см
в) 30 см
г) 60 см
7. Для того, чтобы повернуться стоя с грузом на руках, нужно:
а) поднимать груз и поворачиваться одновременно
б) поднять груз и повернуться корпусом, не отрывая стоп от пола
в) поднять груз, затем плавно повернуться на стопах, не сгибая туловища
г) поднять груз, согнувшись, плавно повернуться
8. Причины повреждения мягких тканей у обездвиженного пациента: длительное сдавление, разрыв в результате смещения и___________.
9. Чтобы предотвратить появление пролежней, обездвиженного пациента необходимо перекладывать в различные положения:
а) обязательно каждые 20 минут
б) каждые 2 часа
в) каждые 3 часа
г) утром и вечером
10. Положением Фаулера называется:
а) положение "на животе"
б) положение "на боку"
в) промежуточное между положением "лежа на боку" и "лежа на животе"
г) положение "на спине" с приподнятым под углом 45-60 градусов изголовьем кровати
11. Последовательность действий при укладывании пациента в различные положения в постели:
а) убрать одеяло, положить подушку в изголовье кровати
б) поставить опору под стопы
в) убедиться в наличии необходимого инвентаря
г) уложить пациента в необходимое физиологичное положение, воспользовавшись подушками и валиками
д) объяснить пациенту ход и смысл предстоящего перемещения
12. Для предупреждения провисания стопы опора ставится под углом ____градусов.
13. Независимо от положения, которое необходимо придать пациенту в постели, вначале следует привести кровать в горизонтальное положение:
а) да
б) нет
14. Эффект Вальсальвы развивается:
а) при резком изменении положения тела пациента
б) при глубоком выдохе
в) при натуживании на высоте вдоха
г) при длительном сдавлении мягких тканей у обездвиженного пациента
15. Стул подобран правильно, если на сидении находится:
а) 2/3 длины бедер сидящего
б) 1/2 длины бедер
в) 1/3 длины бедер
г) все бедро
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
Задача 1
Во время обхода врач предложил пациенту Б. присесть в кровати для проведения осмотра. Пациент удивлен этим предложением, так как медсестра предупредила о том, что ему назначен постельный режим. "Я не встаю с постели и вообще стараюсь как можно меньше двигаться" - говорит пациент. В чем ошибка медсестры?
Задача 2
В лечебное отделение поступила пациентка К., 68 лет, в бессознательном состоянии. Из беседы с врачом палатная медсестра выяснила, что улучшение в состоянии пациентки в ближайшие дни маловероятно. О каких потенциальных проблемах этой пациентки должна подумать медсестра?
Задача 3
Пациенту С., 32-х лет, назначен палатный режим. Утром старшая медсестра встретила его у дверей туалета. На вопрос, почему он вышел в коридор, пациент ответил, что считает возможным пользоваться туалетом, так как ему уже можно вставать и ходить по палате. Старшая медсестра сделала по этому поводу замечание палатной медсестре, заставив ее исправить свою ошибку. В чем ошибка палатной медсестры?
Задача 4
Медсестра зашла в палату к пациенту, которому назначен строгий постельный режим по поводу тяжелого заболевания сердца. Обнаружила, что пациент, имеющий избыточную массу тела, неудобно лежит в постели: матрац и подушки сбились к ножному концу кровати. Медсестра тут же начала перекладывать пациента: попросила его оттолкнуться пятками от кровати в то время, когда она, удерживая его под мышки, подтянет его к изголовью кровати. Верна ли тактика медсестры?
Задача 5
Пациент Д. выписывается из хирургического отделения. Перенес две тяжелые операции на желудке и долгое время находился в бессознательном состоянии. Сейчас он чувствует себя хорошо, встает и пытается ходить при помощи костылей, так как не может опираться на правую стопу: она "висит", не сгибается в голеностопном суставе. С чем, вероятнее всего, связано это состояние?
Задача 6
Составьте алгоритм действия медсестры по укладыванию пациента в положение Фаулера из положения "на боку".
Задача 7
Как осуществить перемещение пациента в постели силами 3-х медсестер? (Составьте алгоритм действия).
Задача 8
Как усадить пациента из положения "лежа на спине" на стул возле кровати?
Задача 9
Пользуясь правилами биомеханики, помогите медицинской сестре выбрать удобный стул для организации своего рабочего места.
Задача 10
Подумайте, какие приспособления для подъема и перемещения обездвиженного пациента можно было бы использовать, осуществляя уход в домашних условиях.
МАНИПУЛЯЦИИ
- Перемещение пациента в постели в одиночку и вдвоем.
- Укладывание пациента в постели в положения: на спине, на боку, Фаулера, Симса, на животе.
- Усаживание пациента в постели.
- Перемещение пациента с кровати на стул или кресло- каталку.
ОСНАЩЕНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА
Функциональная кровать, противопролежневый матрац, трапеция для рук, подставка под стопы, подушки, валики, противопролежневые накладки, перчатки.
ГЛОССАРИЙ
БИОМЕХАНИКА - наука, изучающая законы механического движения в живых системах.
ГИПОТРОФИЯ МЫШЦ - постепенное истончение, повреждение мышечных волокон и уменьшение их сократительной способности в результате нарушения питания.
ДРЕНАЖНАЯ ФУНКЦИЯ ЬРОНХОВ - функция бронхиального дерева, заключающаяся в своевременном удалении бронхиального секрета.
ЗАСТОЙНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЛЕГКИХ - нарушение кровообращения в легочных сосудах, которое может привести к выходу плазмы крови в альвеолы.
ЗАПОР - снижение двигательной функции кишечника, отсутствие стула более 2-х суток.
КОНТРАКТУРА СУСТАВА - стойкое ограничение движения в суставе.
ПОСТУРАЛЬНЫЙ РЕФЛЕКС - появление головокружения, шума в ушах и даже потери сознания при резкой перемене положения тела вследствие нарушений в работе сердца и сосудов.
БИОМЕХОНИКА - наука о правильном, рациональном движении, эффективно удовлетворяющем потребность двигаться и избегать опасности.
ПРОЛЕЖЕНЬ - дистрофические, язвенно-некротические изменения кожи, подкожной клетчатки и других мягких тканей, развивающиеся вследствие их длительного сдавления, нарушения местного кровообращения и нервной трофики.
ТРАВМА - нарушение целостности и функции тканей (органа) в результате внешних воз-действий.
ЭФФЕКТ ВАЛЬСАЛЬВЫ - нарушения сердечного ритма и кровоснабжения мышцы сердца при натуживании на высоте вдоха.
УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ 18
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА ПАЦИЕНТА
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ
Студенты должны
ЗНАТЬ:
• факторы риска образования пролежней;
• места возможного образования пролежней;
• стадии образования пролежней;
• правила сборки и транспортировки грязного белья.
УМЕТЬ:
▲ определить степень риска возникновения пролежней у каждого пациента;
▲ обработать кожу при наличии пролежней;
▲ обучить родственников тяжелобольного пациента элементам профилактики пролежней на дому;
▲ обучить пациента и его семью уходу за естественными складками и слизистыми оболочками на дому.
ИМЕТЬ НАВЫКИ:
■ создания пациенту в постели необходимого положения в зависимости от заболевания с помощью функциональной кровати и других приспособлений;
■ приготовления постели пациенту;
■ смены нательного и постельного белья;
■ проведения мероприятий по профилактике пролежней;
■ обработки естественных складок кожи с целью профилактики опрелостей;
■ оказания помощи пациенту при утреннем туалете;
■ умывания пациента;
■ удаления выделений и корочек из носа;
■ протирание глаз;
ш обработки слизистой ротовой полости и губ;
■ очищения наружного слухового прохода;
■ чистки зубов пациента;
■ стрижки ногтей на руках и ногах;
■ бритья лица пациента;
■ подачи судна и мочеприемника (мужчине и женщине);
■ мытья головы и ног пациента;
■ обтирания кожи с мягким массажем спины;
■ осуществления ухода за наружными половыми органами и промежностью.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДОГОТОВКИ
1. Особенности ухода за тяжелобольным пациентом.
2. Положения, которые может занимать пациент в постели.
3. Основное предназначение функциональной кровати.
4. Положения, которые можно создать пациенту в постели с помощью функциональной кровати и других приспособлений.
5. Требования, предъявляемые к постельному белью.
6. Приготовление постели тяжелобольному пациенту.
7. Способы смены нательного и постельного белья тяжело больному.
8. Основные правила сбора и траспортировки грязного белья.
9. Уход за волосами.
10. Подача судна и мочеприемника пациенту (мужчине и женщине).
11. Техника подмывания пациента (мужчины и женщины).
12. Опрелости, причины образования, локализация, профилактика возникновения опрелостей.
13. Утренний туалет в постели тяжелобольному пациенту.
14. Обтирание кожи тяжелобольному пациенту.
15. Мытье ног пациенту в постели.
16. Стрижка ногтей на руках и ногах.
17. Бритье лица пациента.
18. Пролежни. Факторы риска развития пролежней, локализация.
19. Определение степени риска возникновения пролежней.
20. Мероприятия по профилактике пролежней.
21. Тактика медсестры при развитии пролежней.
22. Удаление сличи и корочек из носовой полости.
23. Протирание глаз тяжелобольному нацисту.
24. Очищение наружного слухового прохода.
25. Уход за ротовой полостью.