Различные положения пациента в постели.

На спине На боку На животе В положение Симпса
Кровать в горизонтальном положении 1) То же 1) То же 1) То же
Голова, шея и плечи пациента на низкой подушке 2) То же 2) То же, но голова повернута в сторону. Как «на животе»
Подушка или валик под плечо, предплечье и кисть каждой руки 3) Руки согнуты в локтевых суставах. Та, что снизу - опирается на подушку изголовья (фиксация предплечья и кисти). Верхняя (ладонью вниз) лежит на отдельной подушке Руки, согнутые в локтевых суставах, на подушке рядом с лицом (ладонями вниз). Либо одна из рук, согнутая в локте, опущена вниз вдоль туловища (Проклалка под кость). Одна рука «верхняя», согнута в локте, лежит рядом с лицом на подушке. Другая - «нижняя» - лежит на постели, выпрямлена вдоль туловища.
Небольшая подушка под поясницу Большая подушка или валик под спину для фиксации в этом положении. 4) Небольшая подушка под живот, чуть ниже диафрагмы. 4) Подушку под «верхнюю» ногу, согнутую в коленном и бедренном суставах. «Нижняя» нога разогнута, фиксируется краем той же подушки.
Подушки или валики под бедра. Ноги немного развести, чтобы исключить сдавление в области коленных и голеностопных суставов. Подушка или валик между ног от паховой области до стоп. «Верхняя» нога слегка согнута в коленном и бедренном суставе. 5) Подушка под голени и стопы. Упор для стоп под углом 90 градусов.
Подушка или прокладка под пятки 6) Подставка под «нижнюю» стопу.    
Подставка под стопы      

Примечание: положение Фаулера сходно с положением пациента на спине. Подумайте, как уложить пациента в это положение?

Укладывать пациента на живот из положения "на спине" необходимо с использованием метода "перекатывания". Для этого:

- разогните руку пациента;

- прижмите ее к туловищу по всей длине;

- подложите кисть этой руки под бедро;

- "перевалите" его через эту руку, потянув на себя, на живот.

Подобным образом можно вернуть его из положения "на животе" на спину.

Укладывая пациента "на бок":

- встаньте с той стороны от пациента, куда собираетесь его повернуть;

- согните левую ногу (если хотите повернуть на правый бок), в коленном суставе, подсуньте левую стопу в правую подколенную впадину;

- одной рукой придерживая бедро, другой - плечо, поверните пациента на себя (метод "перекатывания");

- зафиксируйте его в этом положении при помощи подушек и валиков.

Уложив пациента в какое-либо из перечисленных положений, не забывайте, что положение нужно менять каждые 2 часа.

Постепенное расширение постельного режима позволит пациенту более полноценно удовлетворять свою потребность "двигаться".

Устройство современной функциональной кровати поможет ему в этом: поручни, трапеции для рук позволят самостоятельно переворачиваться, подтягиваться и присаживаться в постели. В дальнейшем, обеспечивая выполнение палатного режима, медсестра будет помогать пациенту переместиться с кровати на стул, кресло или кресло-каталку. Для обеспечения безопасности пациента и снижения нагрузки на собственный позвоночник медсестре следует:

1) Оценить подвижность и силу пациента, на которую можно рассчитывать.

2) Определить необходимость в помощи ассистента.

3) Обсудить с пациентом план совместных действий.

4) Поднять кровать на удобную высоту, убрать одеяло, положить подушку в изголовье кровати.

5) • Чтобы усадить пациента в постели, можно использовать

прием "поднятия плечом". При этом свободной рукой пациент может опираться на трапецию или поручни кровати.

• Чтобы усадить пациента на краю кровати с опущенными ногами:

обхватив одной рукой пациента за плечо, другой - под колени, приподнимайте лежащего на боку пациента и одновременно поворачивайте его, чтобы усадить с опущенными ногами. Пациент может помочь Вам, опираясь свободной рукой о кровать.

• Чтобы усадить пациента на стул (кресло) рядом с кроватью:

удерживая за плечи сидящего на краю кровати пациента попросите его обхватить Вас за талию. Помогите ему встать. Стопы Ваших ног при этом - в положении "стопа к стопе". Сделав шаг назад, помогите пациенту встать. Повернувшись на 90 град., помогите пациенту усесться на стул, придерживая при этом его колени между своими коленями. Другая сестра при этом может пододвинуть стул и помочь усадить пациента.

Не торопитесь! Помните о возможности появления слабости, головокружения, даже потери сознания (постуральный рефлекс) у пациента при резком изменении положения тела. Поддерживайте его какое-то время.

Для того, чтобы избежать падения в случае ухудшения состояния пациента, его можно удержать следующими способами:

- ЗАХВАТ "ЧЕРЕЗ РУКУ" - пациент прижимает свои руки к телу, удерживая больную руку здоровой в случае необходимости. Сестра находится сзади и фиксирует руки пациента в области запястий, просунув свои руки под мышками пациента.

- ЗАХВАТ "ПОД ЛОКОТЬ" - медицинская сестра стоит немного сбоку и перед пациентом, фиксируя его колени между своими ногами так, чтобы ее собственное положение было устойчивым. Пациент наклоняется вперед так, чтобы его плечо упиралось в туловище медсестры. Медицинская сестра удерживает его, прижимая ладонями за локти согнутых рук.

- ЗАХВАТ "ПОДМЫШЕЧНЫЙ" - отличается от предыдущего тем, что сестра удерживает пациента не за локти, а под мышками.

6) Убедиться в том, что пациенту удобно сидеть и положение его безопасно в отношении возможного падения: 2/3 длины бедер пациента должны находиться на сидении, спина опираться на спинку, стопы - устойчиво касаться пола или подножки. Если пациент имеет высокий риск падений, то лучше использовать специальный стул с защитными ограничениями (подлокотники и оградительная планка спереди) или кресло.

ЗАПОМНИТЕ! Любые действия медицинской сестры в отношении пациента должны исключать возможный вред его здоровью и быть направлены на создание максимально возможного в болезни комфорта и благополучия.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Определенный режим двигательной активности пациенту назначает:

а) палатная медсестра

б) врач

в) медсестра приемного отделения

г) старшая медсестра

2. Режим двигательной активности, при котором пациенту запрещается вставать и садиться в постели называется _____________.

3. Пациенту при постельном режиме разрешается:

а) только поворачиваться в постели

б) сидеть на кровати, свесив ноги

в) сидеть на стуле возле кровати

г) свободно ходить по коридору, посещать туалет

4. Наука, изучающая законы механического движения в живых системах, называется___________ .

5. Устойчивое равновесие тела возможно только тогда, когда центр тяжести тела проецируется на его площадь опоры:

а) да

б) нет

6. Устойчивое положение "стоя" возможно, когда расстояние между стопами:

а) 2-3 см

б) 10 см

в) 30 см

г) 60 см

7. Для того, чтобы повернуться стоя с грузом на руках, нужно:

а) поднимать груз и поворачиваться одновременно

б) поднять груз и повернуться корпусом, не отрывая стоп от пола

в) поднять груз, затем плавно повернуться на стопах, не сгибая туловища

г) поднять груз, согнувшись, плавно повернуться

8. Причины повреждения мягких тканей у обездвиженного пациента: длительное сдавление, разрыв в результате смещения и___________.

9. Чтобы предотвратить появление пролежней, обездвиженного пациента необходимо перекладывать в различные положения:

а) обязательно каждые 20 минут

б) каждые 2 часа

в) каждые 3 часа

г) утром и вечером

10. Положением Фаулера называется:

а) положение "на животе"

б) положение "на боку"

в) промежуточное между положением "лежа на боку" и "лежа на животе"

г) положение "на спине" с приподнятым под углом 45-60 градусов изголовьем кровати

11. Последовательность действий при укладывании пациента в различные положения в постели:

а) убрать одеяло, положить подушку в изголовье кровати

б) поставить опору под стопы

в) убедиться в наличии необходимого инвентаря

г) уложить пациента в необходимое физиологичное положение, воспользовавшись подушками и валиками

д) объяснить пациенту ход и смысл предстоящего перемещения

12. Для предупреждения провисания стопы опора ставится под углом ____градусов.

13. Независимо от положения, которое необходимо придать пациенту в постели, вначале следует привести кровать в горизонтальное положение:

а) да

б) нет

14. Эффект Вальсальвы развивается:

а) при резком изменении положения тела пациента

б) при глубоком выдохе

в) при натуживании на высоте вдоха

г) при длительном сдавлении мягких тканей у обездвиженного пациента

15. Стул подобран правильно, если на сидении находится:

а) 2/3 длины бедер сидящего

б) 1/2 длины бедер

в) 1/3 длины бедер

г) все бедро

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Задача 1

Во время обхода врач предложил пациенту Б. присесть в кровати для проведения осмотра. Пациент удивлен этим предложением, так как медсестра предупредила о том, что ему назначен постельный режим. "Я не встаю с постели и вообще стараюсь как можно меньше двигаться" - говорит пациент. В чем ошибка медсестры?

Задача 2

В лечебное отделение поступила пациентка К., 68 лет, в бессознательном состоянии. Из беседы с врачом палатная медсестра выяснила, что улучшение в состоянии пациентки в ближайшие дни маловероятно. О каких потенциальных проблемах этой пациентки должна подумать медсестра?

Задача 3

Пациенту С., 32-х лет, назначен палатный режим. Утром старшая медсестра встретила его у дверей туалета. На вопрос, почему он вышел в коридор, пациент ответил, что считает возможным пользоваться туалетом, так как ему уже можно вставать и ходить по палате. Старшая медсестра сделала по этому поводу замечание палатной медсестре, заставив ее исправить свою ошибку. В чем ошибка палатной медсестры?

Задача 4

Медсестра зашла в палату к пациенту, которому назначен строгий постельный режим по поводу тяжелого заболевания сердца. Обнаружила, что пациент, имеющий избыточную массу тела, неудобно лежит в постели: матрац и подушки сбились к ножному концу кровати. Медсестра тут же начала перекладывать пациента: попросила его оттолкнуться пятками от кровати в то время, когда она, удерживая его под мышки, подтянет его к изголовью кровати. Верна ли тактика медсестры?

Задача 5

Пациент Д. выписывается из хирургического отделения. Перенес две тяжелые операции на желудке и долгое время находился в бессознательном состоянии. Сейчас он чувствует себя хорошо, встает и пытается ходить при помощи костылей, так как не может опираться на правую стопу: она "висит", не сгибается в голеностопном суставе. С чем, вероятнее всего, связано это состояние?

Задача 6

Составьте алгоритм действия медсестры по укладыванию пациента в положение Фаулера из положения "на боку".

Задача 7

Как осуществить перемещение пациента в постели силами 3-х медсестер? (Составьте алгоритм действия).

Задача 8

Как усадить пациента из положения "лежа на спине" на стул возле кровати?

Задача 9

Пользуясь правилами биомеханики, помогите медицинской сестре выбрать удобный стул для организации своего рабочего места.

Задача 10

Подумайте, какие приспособления для подъема и перемещения обездвиженного пациента можно было бы использовать, осуществляя уход в домашних условиях.

МАНИПУЛЯЦИИ

- Перемещение пациента в постели в одиночку и вдвоем.

- Укладывание пациента в постели в положения: на спине, на боку, Фаулера, Симса, на животе.

- Усаживание пациента в постели.

- Перемещение пациента с кровати на стул или кресло- каталку.

ОСНАЩЕНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА

Функциональная кровать, противопролежневый матрац, трапеция для рук, подставка под стопы, подушки, валики, противопролежневые накладки, перчатки.

ГЛОССАРИЙ

БИОМЕХАНИКА - наука, изучающая законы механического движения в живых системах.

ГИПОТРОФИЯ МЫШЦ - постепенное истончение, повреждение мышечных волокон и уменьшение их сократительной способности в результате нарушения питания.

ДРЕНАЖНАЯ ФУНКЦИЯ ЬРОНХОВ - функция бронхиального дерева, заключающаяся в своевременном удалении бронхиального секрета.

ЗАСТОЙНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЛЕГКИХ - нарушение кровообращения в легочных сосудах, которое может привести к выходу плазмы крови в альвеолы.

ЗАПОР - снижение двигательной функции кишечника, отсутствие стула более 2-х суток.

КОНТРАКТУРА СУСТАВА - стойкое ограничение движения в суставе.

ПОСТУРАЛЬНЫЙ РЕФЛЕКС - появление головокружения, шума в ушах и даже потери сознания при резкой перемене положения тела вследствие нарушений в работе сердца и сосудов.

БИОМЕХОНИКА - наука о правильном, рациональном движении, эффективно удовлетворяющем потребность двигаться и избегать опасности.

ПРОЛЕЖЕНЬ - дистрофические, язвенно-некротические изменения кожи, подкожной клетчатки и других мягких тканей, развивающиеся вследствие их длительного сдавления, нарушения местного кровообращения и нервной трофики.

ТРАВМА - нарушение целостности и функции тканей (органа) в результате внешних воз-действий.

ЭФФЕКТ ВАЛЬСАЛЬВЫ - нарушения сердечного ритма и кровоснабжения мышцы сердца при натуживании на высоте вдоха.

УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ 18

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА ПАЦИЕНТА

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ

Студенты должны

ЗНАТЬ:

• факторы риска образования пролежней;

• места возможного образования пролежней;

• стадии образования пролежней;

• правила сборки и транспортировки грязного белья.

УМЕТЬ:

▲ определить степень риска возникновения пролежней у каждого пациента;

▲ обработать кожу при наличии пролежней;

▲ обучить родственников тяжелобольного пациента элементам профилактики пролежней на дому;

▲ обучить пациента и его семью уходу за естественными складками и слизистыми оболочками на дому.

ИМЕТЬ НАВЫКИ:

■ создания пациенту в постели необходимого положения в зависимости от заболевания с помощью функциональной кровати и других приспособлений;

■ приготовления постели пациенту;

■ смены нательного и постельного белья;

■ проведения мероприятий по профилактике пролежней;

■ обработки естественных складок кожи с целью профилактики опрелостей;

■ оказания помощи пациенту при утреннем туалете;

■ умывания пациента;

■ удаления выделений и корочек из носа;

■ протирание глаз;

ш обработки слизистой ротовой полости и губ;

■ очищения наружного слухового прохода;

■ чистки зубов пациента;

■ стрижки ногтей на руках и ногах;

■ бритья лица пациента;

■ подачи судна и мочеприемника (мужчине и женщине);

■ мытья головы и ног пациента;

■ обтирания кожи с мягким массажем спины;

■ осуществления ухода за наружными половыми органами и промежностью.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДОГОТОВКИ

1. Особенности ухода за тяжелобольным пациентом.

2. Положения, которые может занимать пациент в постели.

3. Основное предназначение функциональной кровати.

4. Положения, которые можно создать пациенту в постели с помощью функциональной кровати и других приспособлений.

5. Требования, предъявляемые к постельному белью.

6. Приготовление постели тяжелобольному пациенту.

7. Способы смены нательного и постельного белья тяжело больному.

8. Основные правила сбора и траспортировки грязного белья.

9. Уход за волосами.

10. Подача судна и мочеприемника пациенту (мужчине и женщине).

11. Техника подмывания пациента (мужчины и женщины).

12. Опрелости, причины образования, локализация, профилактика возникновения опрелостей.

13. Утренний туалет в постели тяжелобольному пациенту.

14. Обтирание кожи тяжелобольному пациенту.

15. Мытье ног пациенту в постели.

16. Стрижка ногтей на руках и ногах.

17. Бритье лица пациента.

18. Пролежни. Факторы риска развития пролежней, локализация.

19. Определение степени риска возникновения пролежней.

20. Мероприятия по профилактике пролежней.

21. Тактика медсестры при развитии пролежней.

22. Удаление сличи и корочек из носовой полости.

23. Протирание глаз тяжелобольному нацисту.

24. Очищение наружного слухового прохода.

25. Уход за ротовой полостью.

Наши рекомендации