Четвёртый этап - реализация сестринских вмешательств

На этом этапе сестра осуществляет запланированные действия. Сестра, разрабатывающая план ухода, не выполняет все вмешательства сама, часть их поручая другим лицам (дежурной сестре, младшему медперсоналу, родственникам, самому пациенту). Но ответственность за координацию и качество выполняемых мероприятий она принимает на себя.

ПЯТЫЙ ЭТАП - ОЦЕНКА И КОРРЕКЦИЯ УХОДА

Задача пятого этапа - определение результативности сестринского вмешательства и его коррекция в случае необходимости. Оценка осуществляется сестрой непрерывно, с определённой периодичностью, которая зависит от состояния пациента и характера проблемы. Например, оценка в отношении одного пациента будет производиться в начале и в конце смены, а в отношении другого - каждый час.

Аспекты оценки:

1. Достижение целей по проблемам пациента.

2. Появление новых проблем, требующих внимания сестры.

Пятый этап наиболее сложен, поскольку требует от медицинской сестры умения мыслить аналитически: сестра сравнивает имеющиеся результаты с желаемыми, пользуясь оценочными критериями. В качестве оценочных критериев могут быть использованы слова и(или) поведение пациента, данные объективного исследования, информация от окружения пациента. Например, при обезвоживании в качестве оценочного критерия может выступать водный баланс, а при выяснении уровня боли соответствующие цифровые шкалы. Если проблема решена, сестра должна обоснованно удостоверить это в сестринской истории болезни. Если цели не удалось достигнуть, следует выяснить причины неудачи и внести необходимую корректировку в план сестринской помощи. В поисках ошибки необходимо ещё раз поэтапно проанализировать все действия сестры. Например, небрежно собрав информацию о пациенте на первом этапе и приступив к его обучению по самовведению инсулина, сестра неожиданно выяснила, что пациент страдает дефектом зрения и не видит деления на шприце, а значит, не может контролировать дозу инсулина. Сестра должна внести коррекцию: посоветовать пациенту приобрести инсулиновую шприц-ручку, шприц с накладной лупой или обучить этому близких. Таким образом, только внедрение сестринского процесса в практическое здравоохранение позволит в полной мере реализовать на практике такие требования к профессиональному сестринскому уходу, как научность, системность, индивидуальность. Несомненно, в конечном итоге именно сестринский процесс позволит сестринскому делу оформиться в качестве самостоятельной профессии, поднимет престиж этой специальности и её значимость в системе здравоохранения.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Как вы понимаете смысл определения: сестринское дело есть способ удовлетворения жизненно важных потребностей человека? Приведите примеры связи проблем пациента, требующих вмешательства сестры, с нарушением удовлетворения потребностей его организма в ситуации болезни.

2. Почему сестринский процесс называют круговым и циклическим процессом?

3. Охарактеризуйте различия традиционного и современного подхода к организации сестринской помощи пациенту.

4. Правильно ли сформулирована цель сестринского вмешательства: медсестра обеспечит полноценный сон пациента? Приведите свой вариант.

5. Почему сестринскую историю болезни называют зеркалом, отражающим квалификацию и уровень мышления медицинской сестры?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА

Участковая сестра по просьбе врача посетила на дому Ирину В., 19 лет. Два дня назад Ирина заболела ангиной. Говорит, что чувствует себя очень плохо. Её то знобит, то бросает в жар и всё тело покрывается потом. При попытке подняться с постели кружится голова и приходится ложиться опять, с трудом добирается до туалета. Больно глотать, поэтому ничего не ест и не пьёт, даже слюну сплёвывает в банку.

Плохо спит из-за тошноты, ощущения тяжёлой головы, влажного белья. Жалуется на духоту в комнате, но домашние отказываются проветривать, опасаясь ещё сильнее простудить девушку.

Волнуется из-за того, что пропускает слишком много занятий в колледже. К тому же, у её мамы ангина дала тяжёлое осложнение на почки, и Ирина беспокоится, что подобное может случиться и с ней. Она тщательно выполняет все назначения врача, но жалуется, что пока легче не становится.

Осуществите сестринский процесс.

ГЛОССАРИЙ

АДАПТАЦИЯ - приспособление (привыкание) организма к условиям существования.

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ - субъективное ощущение соответствия или несоответствия между фактической и ожидаемой жизнью, определяемое не только физическими, но и психологическими, духовными, социальными аспектами человеческого существования.

ПРОБЛЕМА ЗДОРОВЬЯ - ситуация, в которой отдельному человеку или семье в связи с кризисными обстоятельствами необходимо приспособиться к иным условиям жизни; имеющиеся или потенциальные отклонения в состоянии здоровья.

САМОУХОД - осознанная практическая деятельность, осуществляемая людьми, с целью поддержания качества жизни, здоровья и хорошего самочувствия.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УХОД- научно-обоснованная система мероприятий, обеспечивающих максимальную адаптацию каждого конкретного пациента к жизни в условиях болезни, в условиях ограниченной свободы; это организованный многоплановый процесс, направленный на личность, с её физическими и психосоциальными проблемами.

ЭТИОПАТОГЕНЕТИЧЕСКАЯ- лечение, направленное на устранение причины или механизма развития заболевания.

УЧЦБНЫЙ МОДУЛЬ 8

СЕСТРИНСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ

Студенты должны

ЗНАТЬ:

• значение сестринского обследования для выявления проблем пациента и их решения,

• содержание информации, собираемой медсестрой о пациенте,

• источники информации,

• методы обследования пациента,

• виды одышки,

• типы физиологического и патологического дыхания,

• значение сестринской и врачебной документации.

УМЕТЬ:

▲ провести обследование субъективным методом, опрос пациента и его немедицинского окружения,

▲ интерпретировать полученные данные,

А оценить данные физического обследования пациента:

* внешний вид

* сознание

* положение в постели

* опрелости и влажность кожи и слизистых

* наличие отеков

▲ регистрировать данные обследования в сестринской документации.

ИМЕТЬ НАВЫКИ:

■ общения с пациентом и его родственниками,

■ обследования объективным методом,

■ измерения роста,

■ определения массы тела,

■ подсчета ЧДЦ,

■ исследования пульса,

■ измерения АД,

■ измерения температуры тела,

■ цифровой и (или) графической записи показателей функционального состояния пациента: t, ЧДЦ, Ps, АД, роста, массы, величины суточного диуреза.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Содержание сестринского обследования.

2. Источники информации о пациенте.

3. Методы обследования пациента.

4. Содержание субъективного метода обследования.

5. Содержание объективного метода обследования.

6. Субъективное и объективное обследование по каждой потребности.

7. Определение антропометрии.

8. Нормальные показатели Ps, АД, ЧДД.

9. Определение водного баланса.

10. Документация полученных данных.

Наши рекомендации