Статья 17. Действие Этического кодекса.

Требования настоящего Кодекса обязательны для всех медицинских сестер России.

Врачи и медицинские сестры, ведущие преподавание на факультетах сестринского дела, в медицинских колледжах и училищах, должны ознакомить студентов с Этическим кодексом медицинской сестры России. Студенты, по мере включения в профессиональную медицинскую деятельность, обязаны усваивать и соблюдать принципы и нормы, содержащиеся в Кодексе. Врачи и медицинские сестры, ведущие преподавание, должны своим поведением показывать пример студентам.

Статья 18. Ответственность за нарушение Этического кодекса.

Ответственность за нарушение Этического кодекса медицинской сестры России определяется Уставом Межрегиональной Ассоциации медицинских сестер России. За нарушение норм Кодекса к членам Ассоциации могут быть применены следующие взыскания: 1) замечание; 2) предупреждение о неполном профессиональном соответствии; 3) приостановление членства в Ассоциации на срок до одного года; 4) исключение из членов Ассоциации с обязательным уведомлением об этом соответствующей аттестационной (лицензионной) комиссии.

Статья 19. Пересмотр и толкование Этического кодекса.

Право пересмотра Этического кодекса медицинской сестры России и толкования его отдельных положений принадлежит Межрегиональной Ассоциации медицинских сестер России. Рекомендации и предложения по изменению или усовершенствованию отдельных статей Кодекса принимаются к рассмотрению Президиумом названной Ассоциации и приобретают законную силу после утверждения этим органом Ассоциации.

УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ 5

ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ

Студенты должны

ЗНАТЬ:

• определение общения,

• уровни общения,

• функции общения,

• цели общения,

• типы общения,

• виды общения,

• средства общения,

• факторы, способствующие и препятствующие общению.

УМЕТЬ:

▲ организовать терапевтическое общение с пациентом

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Дайте определение понятия "общение".

2. Назовите уровни общения.

3. Перечислите функции общения.

4. Охарактеризуйте вербальный и невербальный типы общения, паралингвистические эффекты общения.

5. Опишите эффект "ореола".

6. Выделите пять стилей общения.

7. Определите критерии эффективности общения.

8. Назовите виды и средства общения.

9. Охарактеризуйте цели общения в сестринском деле.

10. Опишите способы поддержания связи с пациентами, неспособными к вербальному общению.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Зная взаимные друг на друга действия души и тела, долгом своим почитаю сказать, что есть и душевные лекарства, которые врачуют тело. Они почерпаются из науки мудрости. Сим искусством печального утешишь, сердитого умягчишь, нетерпеливого успокоишь, робкого сделаешь смелым, скрытного откровенным, отчаянного благонадежным. Сим искусством сообщается та твердость духа, которая побеждает телесные боли, тоску, метания.

МАСТЕРСТВО ОБЩЕНИЯ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ

Общение - все способы поведения, которые один человек использует сознательно или бессознательно для воздействия на другого.

ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ - обмен информацией и (или) эмоциями между медсестрой и пациентом.

Существует ТРИ УРОВНЯ ОБЩЕНИЯ:

- внутриличностный

- межличностный (между двумя и более людьми)

- общественный (между большими группами)

ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ:

ИНФОРМАЦИОННАЯ.

Получение и сообщение необходимой информации. Медсестре необходима информация о самочувствии пациента, его реакции на медперсонал, лечение и пребывание в стационаре. В свою очередь, медсестра сообщает пациенту информацию о схеме приема лекарственных препаратов, характере подготовки к предстоящему инструментальному исследованию и др.

ЭКСПРЕССИВНАЯ (эмоциональная).

Пациенты ждут от медсестры эмоционального отклика, сочувствия, душевного тепла. Не следует излишне ахать и причитать над пациентом, но холодность и отчужденность, привычка постоянно контролировать свои эмоции создают впечатление черствости и бездушности. С другой стороны, любые эмоции, и в первую очередь отрицательные, заразительны и быстро распространяются на окружающих.

РЕГУЛЯТИВНАЯ.

В процессе общения медсестра воздействует на сознание и поведение пациентов, используя их жизненные ценности и интересы, эмоциональный фон и другие "рычаги управления" людьми. В свою очередь медсестра также испытывает влияние своих пациентов. Например, медсестры в отделениях реанимации зачастую работают в условиях хронического стресса.

Выделяют ДВА ТИПА ОБЩЕНИЯ:

1. СЛОВЕСНЫЙ (ВЕРБАЛЬНЫЙ) - наиболее распространенное средство общения между людьми с помощью речи.

Беседа с пациентом - целая наука и настоящее искусство. Овладеть им в совершенстве невозможно без высокой культуры профессиональной речи. Необходимо не только иметь глубокие знания по специальности, но и хорошо владеть литературным языком, уметь грамотно излагать свои мысли. Диалог с пациентом следует вести так, чтобы все сказанное воспринималось легко и однозначно, чтобы разъяснения и ответы на вопросы были правильно сформулированы и убедительны. Избегайте языковых стандартов, всевозможного словесного мусора, профессионального жаргона, развязности.

Как Вы думаете, что такое вербальный интеллект?

Вспомним рецепт, выписанный для больного одним из героев стихотворения Юны Мориц:

"Таблетки, микстура и теплое слово,

Горчичники, банки и нежное слово, - Ни капли холодного, острого, злого!

Без доброго слова, без теплого слова,

Без нежного слова - не лечат больного!"

БЕССЛОВЕСНЫЙ (НЕВЕРБАЛЬНЫЙ)

Данный тип общения представляет более достоверное выражение чувств, так как межличностный контакт происходит на подсознательном уровне. Вспомните общение матери и младенца - они прекрасно понимают друг друга, хотя речь матери не осмысливается ребенком.

К этому типу общения относятся:

а) ВНЕШНИЙ ВИД, МАНЕРА ДЕРЖАТЬ СЕБЯ И ОДЕЖДА. Внешний вид и поведение отражают некоторые аспекты личности медицинского работника, в частности степень его заботы, внимания к больному, способность к сопереживанию. Еще Гиппократ указывал, что "следует держать себя чисто, иметь хорошую одежду и натираться благоухающими мазями, ибо все это обыкновенно приятно для больных". Яркая губная помада, ультрамодная прическа, унизанные кольцами руки, высокие каблуки - все это напоминает тяжелому больному радости, которых он временно или навсегда лишился. У него возникает жалость к себе, невольная зависть, ощущение своей ущербности, недовольство медсестрой. Страдание усугубляется.

Почему для медсестры недопустима малейшая неопрятность?

Почему, например, нельзя не вымыть демонстративно руки перед инъекцией?

б) ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА, МИМИКА И ЖЕСТЫ ("язык тела").Как строго необходимо контролировать свои жесты, мимику

и слова, иллюстрирует следующий пример из воспоминаний врача Ибрагима Ахмедхановича Шамова:

"В октябре 1983 г. в Дербенте скоропостижно скончался мой односельчанин и дальний родственник, пожилой человек, которого я давно лечил от тяжелого заболевания сердца. Когда вскоре после этого я встретился с его сыном, он сказал:

- Вы знаете, весь этот месяц он жил в какой-то тревоге, беспокойстве. Дело в том, что когда он в последний раз был у Вас, то приехал совершенно убитый и сказал нам: "Ох, как доктор Шамов покачал головой! Хоть он мне и ничего не сказал, но он посмотрел на мои ноги и так покачал головой!" И эту фразу он повторял многократно в дни перед кончиной".

Почему искусство медсестры часто сравнивают с мастерством актера?

в) ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА В ПРОСТРАНСТВЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПАЦИЕНТУ.

Соблюдайте дистанцию "психологического комфорта".

Обычно выделяют четыре психологических расстояния:

- интимное - менее 40 см,

- личное - 40см -2 м,

- социальное - 2 - 4 м,

- открытое - более 4 м.

Если предпринималась попытка установить психологический контакт с пациентом, нельзя "вламываться" в его интимную зону без разрешения, руководствуясь лишь своим желанием. На бессознательном уровне это вызывает резко негативную реакцию, будучи расценено как неуважение, определенное насилие. Для того, чтобы общение между медсестрой и пациентом было комфортным, они должны впустить друг друга в свою личную зону. Если больной подвигается к вам или отодвигается, то это важный признак того, насколько успешна ваша попытка осуществить процесс понимающего общения. Беседуя с пациентом, "не нависайте" над ним, лучше присядьте возле кровати. Полезно расположиться так, чтобы ваши глаза с пациентом были на одном уровне, ни один не доминировал над другим.

г) ВРЕМЯ ОБЩЕНИЯ.

Пациент никогда не будет доверителен и откровенен с медсестрой, которая торопится, всем своим видом выражая нетерпение и озабоченность. Общаясь с пациентом, медсестра должна тщательно контролировать невербальную информацию, передаваемую пациенту. Например, если у пациента началась рвота, ему будет крайне неприятно и тягостно наблюдать выражение брезгливости и отвращения на лице медсестры, даже если она профессионально окажет ему необходимую помощь.

К невербальному типу общения примыкают так называемые ПАРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ:

* пауза

* интонация

* возгласы и восклицания

* тон, звучность, тембр голоса

* дикция

* скорость речи

ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ИЛИ ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ:

* тишина

* конфиденциальнсть

* адекватное освещение, отопление и вентиляция

* удобная поза

Помимо внешней стороны общения (вербального и невербального) существует еще и внутренняя, скрытая сторона общения - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ людьми друг друга. Эти закономерности определяет:

* степень знакомства

* предшествующая информация о человеке

* личный жизненный опыт общения, например, с категорией медицинских работников

* эмоциональный фон

Важную роль играет "эффект ореола" - первый образ восприятия, доминирующий впоследствии достаточно долгое время.

Как Вы думаете, что конкретно должна учесть медсестра для того, чтобы первое впечатление от знакомства было у пациента благоприятным?

В процессе общения очень важен СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ. Различают 5 стилей общения:

1) давления (авторитарный);

2) уступки;

3) компромисса;

4) сотрудничества;

5) избегания.

Приведите пример, иллюстрирующий каждый из стилей общения. Какой стиль наиболее близок Вам лично и какой Вы считаете наиболее приемлемым для сестринской работы? Почему?

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЩЕНИЯ определяется двумя критериями:

а) деловой (достижение целей и задач каждого в общении).

б) межличностный, то есть эмоционально окрашенный. В этом случае имеет место не только реализация целей общения, но и чувство удовлетворения от общения друг с другом.

Различают ДВА ВИДА ОБЩЕНИЯ:

1) терапевтическое, эффективное

2) нетерапевтическое, неэффективное

ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ - благоприятное воздействие, оказываемое на психику пациента.

Пример терапевтического общения: "Ребенок расшалился, упал, на колене ссадина, он горько плачет. Как снять боль у малыша?

Можно применить местную анестезию раствором новокаина, можно дать обезболивающие средства - анальгин или морфий, можно, наконец, предложить наркоз. Однако мать ребенка просто берет его на руки, нежно обнимает, целует и дует на больное место. Рыдания прекращаются тотчас, а еще через минуту малыш снова резвится, как ни в чем не бывало. Что же произошло? Ведь не поцелуй, не обдувание ушиба не могут прекратить раздражения чувствительных нервов!" (Шамов). Уместно снова вспомнить слова М.Я. Мудрова, еще в 1820 году писавшего: "Есть и душевные лекарства, которые врачуют тело".

Приведите свой пример терапевтического общения.

ЗАПОМНИТЕ!ФУНДАМЕНТ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ -ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ.

Медицинский работник в борьбе с болезнью должен искать и готовить союзника в лице самого пациента.

Сирийский врач XII века Абуль-Фарадж сказал: "Смотри, нас трое - я, ты и болезнь. Если ты будешь на моей стороне, нам двоим легче будет одолеть ее. Но если ты перейдешь на ее сторону, я один буду не в состоянии одолеть вас обоих".

Медсестра ставит ЦЕЛИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ:

1) Предоставление пациенту информации о его состоянии в согласованных с врачом и близкими пределах. Медсестра должна быть готова ответить на многочисленные вопросы пациента.

Например:

- Что со мной случилось?

- Могу ли я ознакомиться со своей историей болезни?

- А не вредно ли принимать это лекарство так долго?

- Почему мне дают кислород, разве мое состояние настолько критическое? Я знаю, что кислород дают только умирающим.

Наши рекомендации