Новые сестры для новой россии.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ

Концептуальные определения терминов.

ЗДОРОВЬЕ: динамическая гармония личности с окружающей средой, достигнутая посредством адаптации.

СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО: часть медицинского ухода, наука и искусство, направленные на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в условиях изменения окружающей среды.

ЧЕЛОВЕК: целостная, динамическая саморегулирующаяся биологическая система, совокупность физиологических, психосоциальных и духовных нужд, удовлетворение которых определяет рост, развитие, слияние с окружающей средой.

СЕСТРА: специалист с профессиональным образованием, разделяющий философию сестринского дела, и имеющий право на сестринскую работу.

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА: совокупность природных, социальных, психологических и духовных факторов и показателей, которые затрагиваются активностью человека.

ЛИЧНОСТЬ: общественная сущность человека.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Как Вы прокомментируете слова Гиппократа "Все, что имеется в философии - все это есть в медицине"?

Каким образом философия человечества влияет на сестринское дело?

2. Должно ли меняться содержание сестринского дела с течением времени?Почему "да" или "нет"?

3. Каковы внешние и внутренние источники перемен в сестринском деле, происходящих в России?

4. Какие возможности перемены в сестринском деле открывают перед Вами лично?

5. Какие изменения в сестринском деле Вы будете считать критериями успеха и продвижения вперед?

УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ 4

МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА В РАБОТЕ МЕДСЕСТРЫ

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ

Студенты должны

ЗНАТЬ:

• сущность медицинской этики и ее связь с деонтологией;

• этические принципы медицинской деятельности;

• возможные нарушения этических норм и их последствия для пациента;

• типы медсестер по И. Харди и возможность профессиональной деформации медсестры;

• основные принципы сестринской этики.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Медицинская этика как прикладная наука.

2. Краткий исторический очерк этических концепций.

3. Этические категории "Долг" и "Ответственность"

4. Этические нормы. Медицинский этикет. Субординация.

5. Влияние медицинского коллектива на пациента.

6. Влияние пациента на самого себя.

7. Влияние пациентов друг на друга.

8. Изменение морально-нравственных отношений в связи с возрастом.

9. Профессиональная деформация медсестры.

10.Типы медсестер по Харди.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

"Ethos" - обычай, нрав. ЭТИКА изучает нравственность, то есть нормы поведения людей, их моральные отношения.

ДЕОНТОЛОГИЯ - deontos - должное, надлежащее - logos - учение, то есть, деонтология изучает профессиональные отношения. Понятия этика и деонтология применимы в любой сфере профессиональной деятельности: юридической, агрономической и так далее в том числе и медицинской. То есть, медицинская этика изучает моральные отношения между врачом, сестрой, больным и его родственниками. Медицинская деонтология рассматривает профессиональные отношения в том же блоке: врач, сестра, больной, родственники.

Краткий исторический очерк развития этики и деонтологии

Можно предположить, что первый человек, который оказал медицинскую помощь своему ближнему, сделал это из чувства сострадания, стремления помочь в несчастье, облегчить боль, иначе говоря - из чувства гуманности. Именно гуманность всегда была основой медицины. С древности и до наших дней людей волновали вопросы этики и деонтологии: каким должно быть поведение медика, отношение к больным, их родственникам, взаимоотношения между собой. О поисках, размышлениях врачей многих стран и народов свидетельствуют, в частности, вавилонские, египетские, индийские, китайские, русские памятники старины. Но только мыслитель и врач Гиппократ в своей знаменитой "Клятве" впервые сформулировал морально-этические и нравственные нормы профессии врача. Величие Гиппократа в том, что он считал человека - венцом природы. Знаменательно, что участники I Международного конгресса по медицинской этике и деонтологии (Париж 1969 г.) сочли возможным дополнить ее одной только фразой: "Клянусь обучаться всю жизнь".

Понятие «медицинская деонтология» было введено сравнительно недавно - в начале прошлого столетия, английским ученым и философом И. Бентам как обозначение науки о профессиональном поведении человека. Большое влияние на формирование медицинской этики и деонтологии оказали отечественные ученые: Мудров, Пирогов, Боткин, Бехтерев. Они заложили основы этикодеонтологических принципов. Советские ученые и организаторы здравоохранения - Семашко, Данилевский, Кассирский и многие другие также внесли вклад в развитие этики и деонтологии.

Долг и ответственность

Долг и ответственность - основные проблемы как этики, так и деонтологии. В этике эти проблемы рассматриваются с точки зрения морально-нравственных отношений. В деонтологии - в аспекте должностных (профессиональных) обязанностей.

ГЛАВНЫЙ ЭТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП - НЕ НАВРЕДИ!

Долг медработника предусматривает квалифицированное и беззаветное выполнение каждым медицинским работником своих профессиональных обязанностей, предусмотренных нормами морально-этического и правового регулирования медицинской деятельности:

1) моральный - это оказание медицинской помощи нуждающимся вне зависимости от их социального положения, вероисповедания и т.д.

2) профессиональный - никогда, ни при каких обстоятельствах не совершать действий, вредных для физического и психического состояния людей.

Среди проблем теоретической медицины и практического здравоохранения этико-деонтологические вопросы до настоящего времени не пользуются вниманием. В связи с этим имеет место большое количество жалоб от населения на нарушение медицинской этики и деонтологии. Если низкая профессиональная квалификация медицинского работника не всегда может быть распознана больным или его близкими, то нравственный облик обнажается без труда и может получить, к сожаленью, отрицательную оценку у населения. Это значит, что такие нравственные качества, как сопереживание и милосердие, должны привноситься не извне, а стать моральным стержнем медицинского работника, его этической нормой.

То есть, этическая норма медсестры - сопереживание и милосердие.

Существуют и определенные правила общей культуры поведения медицинского работника в коллективе лечебного учреждения, например медицинский этикет, который состоит из соблюдения правил поведения в обществе и внутренней культуры медработника:

а) внешний вид (одежда, косметика, прическа, обувь);

б) соблюдение внешних приличий: тон, умение вести беседу, манеры;

в) отношение к труду;

г) соблюдение дисциплины;

д) дружелюбие, соблюдение субординации.

Субординация - система служебного подчинения младшегостаршему, основанная на правилах служебной дисциплины. Нужно помнить, что интриги, грубость, ведут к разладу в коллективе, к делению его на группы, что в конечном итоге значительно ухудшает работу лечебного учреждения.

Нужно всегда соблюдать главный этический принцип - НЕ НАВРЕДИ! Разладами в коллективе можно навредить больному. В коллективе должна быть такая атмосфера, которая способствовала бы и хорошей работе медицинского персонала, скорейшему выздоровлению больных. В противном случае госпитализация может не помочь пациенту и даже нанести вред. Чтобы этого не случилось, очень важна работа медсестры, контакт между пациентом и медсестрой. Сестра может прекрасно выполнять свои профессиональные обязанности, достигнет автоматизма в работе, прекрасно делает инъекции и т.д., но за всем этим нет пациента. А она должна находиться при больном, понять его, уметь хранить тайны, вызывать доверие. Доверие - это путь к выздоровлению. Если пациент верит в сестру и врача, он чувствует себя в безопасности, знает, что получит все, что необходимо для восстановления своего здоровья. В противном случае у него возникают сомнения относительно лечащего персонала, находя свое выражение в самых различных требованиях: созыва консилиума, приглашения специалистов, особых исследований и т.д. Состояния, вызванные тяжелыми переживаниями пациентов вследствие неблагоприятной деятельности и общения медперсонала, наблюдаются чаще у мнительных больных. В таких случаях возникают:

1) поспешное и необоснованное мнение о диагнозе и прогнозе;

2) неверное толкование лечебных и диагностических процедур;

3) депрессия от бездействия или невнимания персонала.

Как следствие всего вышеперечисленного у пациента может возникнуть боязнь какого-либо заболевания (рака - концерофобия, болезни сердца - кардиофобия и т.д.).

Очень важно для выздоровления - с кем общается пациент дома и в палате. Взаимное влияние пациентов может быть положительным и отрицательным: больной видит, как его сосед по палате с гораздо худшим диагнозом борется за жизнь и это вселяет в него желание делать то же. Но может быть и обратное: вид тяжелых больных действует удручающе, угнетающе. Поэтому очень важен подбор больных в палате таким образом, чтобы они подходили друг другу по характеру. И совсем идеально, если им общение принесет удовлетворение.

Медсестра не должна забывать и о таком свойстве психики пациента, как влияние на самого себя. Человек заболевает. Сначала он прячется от самого себя, объясняет возникновение симптомов болезни различными причинами (усталость, перенервничал на работе, неприятности дома, вот и разболелась голова). Затем он осознает факт болезни, но какое-то, может быть короткое, а может быть длительное, время ждет: вдруг пройдет и он ошибся. Но подспудно вспоминает все, что он читал, слышал, видел у родственников и знакомых с такими же симптомами заболевания. Появляется чувство страха: а вынесу ли? Останусь ли жив? Что будет с детьми? У больного появляется чувство вины, он ищет в чем же виноват, за что расплачивается? За какие грехи? Нередки случаи самообвинения. Больные часто заявляют, что "сами виноваты". Не были осторожны, где-то что-то проглядели. Люди, часто болеющие, с большим смирением и спокойствием переносят страдания. Те больные, которые заболели впервые или у которых от их физического здоровья зависит многое в жизни: артисты, спортсмены, - подвержены весьма серьезным проявлениям страха. То есть, очень важно знать те реакции личности, которые формируются во время заболевания, в том числе и возможное отрицание болезни.

У хронических больных могут наблюдаться более глубокие изменения психики. Больной может стать пессимистом, может стать обидчивым, чувствительным, завистливым, даже ненавистником, а может быть инфантильное поведение (как у малого ребенка). В этих случаях очень важно доверие и контакт между больным и врачом, больным и медсестрой. Медсестра постоянно близко общается с больным (тогда как врач видит его только на обходе) и должна своим заботливым, уважительным отношением, беседами ориентировать его на выздоровление. Это особенно трудно: сохранить в человеке веру в случаях тяжелых болезней с неблагоприятным исходом.

Профессиональная тайна - это понятие упоминается во всех клятвах и обещаниях медиков мира, начиная с Гиппократа, - а именно неразглашение сведений о больном. Сведения о результатах обследования пациента, о диагнозе и прогнозе заболевания сообщаются самому пациенту и его родственникам только самим врачом (это его компетенция) или с его разрешения медсестрой. Особенно осторожно нужно подходить к просьбам о сообщении информации по телефону. Лучше всего попросить приехать в больницу и поговорить с врачом лично. Но это не значит, что пациент совершенно не имеет права получить информацию о своем состоянии от медсестры. Медсестра должна обучить пациента новому способу удовлетворения своих потребностей в связи с изменением образа жизни (разъяснить, как следует соблюдать предписанный врачом режим, как питаться в зависимости от назначенной диеты и т.д.). Медсестра должна объяснить цель назначенных процедур, подготовить к ним пациента, в случае отказа от них предупредить о негативных последствиях такого шага. Кроме того, медсестра должна ориентировать пациента на выздоровление, для этого хорошо использовать жизненные ценности пациента. Медсестра самостоятельна в уходе за пациентом (независимые манипуляции) и должна обучить самого пациента, его родственников некоторым манипуляциям и элементам ухода. Таким образом, круг деятельности медсестры очень широк.

Наши рекомендации