Iii. совершенствование кадровой политики.

Вопросы кадровой политики должны решаться с учетом изменений, происходящих во всех сферах здравоохранения. Необходимо совершенствовать систему планирования, прогнозирования и мониторинга подготовки и занятости, сертификации и аттестации сестринского персонала.

При формировании перспективной кадровой политики должны быть разработаны современные подходы к решению вопросов занятости в здравоохранении и распределению ресурсов с учетом потребности населения и новых принципов организации медицинской помощи.

Неравномерность в обеспечении населения сестринскими кадрами, сложившийся дисбаланс в соотношении между врачами и сестринским персоналом требует существенной корректировки кадровой политики на федеральном, региональном и местном уровнях.

В этой связи необходима реорганизация системы планирования и распределения кадрового потенциала, которая должна изменить соотношение врач/сестринский персонал в сторону увеличения последнего, с передачей сестринскому персоналу части функций, выполняемых в настоящее время врачами.

Важнейшими направлениями кадровой политики должны стать формирование научно обоснованных подходов к расчету потребности, планированию, подготовке и использованию сестринского персонала, обеспечения рационального соотношения и взаимодействия с другими работниками здравоохранения и обеспечения системы социально-экономического стимулирования кадров.

Особое внимание следует уделить созданию эффективной системы сертификации и аттестации, позволяющей обеспечить соответствующий уровень профессиональной готовности и квалификации специалистов, гарантирующие качество предоставляемых населению медицинских услуг.

Следует формировать банк унифицированных тестовых заданий для совершенствования сертификации и аттестации в соответствии с номенклатурой специальностей.

Совершенствованию кадровой политики будут также способствовать:

- повышение гарантий социальной защиты;

- обеспечение перспектив профессионального роста, развития и карьеры;

- регулирование системы оплаты труда специалистов с учетом уровня образования, сложности, объемов и качества оказываемой помощи;

- широкое использование контрактной системы найма;

- установление и индексирование заработной платы сестринского персонала в размере не ниже прожиточного минимума;

- разработка тарифов на сестринские услуги;

- обеспечение безопасных и благоприятных условий труда.

Система оплаты труда сестринского персонала должна быть

реформирована с целью достижения максимально возможного соответствия размера вознаграждения объему и качеству выполненной работы, создание экономических стимулов к повышению эффективности труда и рационального использования ресурсов, необходимых для производства услуг.

В области обеспечения охраны труда сестринского персонала необходимо:

- разработать нормативные документы по безопасности труда в учреждениях здравоохранения;

- организовать обучение по вопросам охраны труда руководителей и сотрудников учреждений здравоохранения, учащихся профессионально-образовательных учреждений;

- проводить единую политику по установлению компенсаций и льгот за особые условия труда медицинских работников.

IV. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ.

В основе формирования качественно нового уровня сестринской помощи населению лежит совершенствование профессиональной подготовки, развитие научных исследований в области сестринского дела и использование их результатов в практическом здравоохранении.

Требования к квалификации, аттестации и сертификации сестринского персонала являются основой для создания профессионально-образовательных программ подготовки и последипломного образования кадров в соответствии с классификатором специальностей в системе здравоохранения.

Система профессионального образования должна обеспечить дифференцированную подготовку сестринских кадров в зависимости от потребностей населения и рынка услуг и гарантировать соответствующую квалификацию и компетентность в решении профессиональных задач.

Создание и развитие государственной системы многоуровневой подготовки сестринских кадров является важным шагом совершенствования профессионального образования и необходимым условием обеспечения качества сестринской помощи населению. Система включает четыре профессионально-образовательных уровня, каждому из которых соответствует обязательный минимум содержания и продолжительности подготовки по специальности ( Государственный образовательный стандарт):

- базовый (основной) уровень в колледжах и училищах;

- повышенный (углубленный) уровень в колледжах;

- высшее сестринское образование в вузах;

- послевузовское образование (интернатура, ординатура и аспирантура).

Необходимо обеспечить преемственность и интеграцию между всеми уровнями подготовки кадров.

Повышенный уровень образования должен обеспечить подготовку квалифицированных специалистов сестринского дела, имеющих углубленную клиническую подготовку и готовых к оказанию широкого спектра услуг в условиях первичной медико-санитарной помощи.

Особое внимание необходимо уделить развитию высшего сестринского образования, формирующего потенциал для научных исследований в области сестринского дела и обеспечивающему высококвалифицированные управленческие и педагогические кадры, призванные в значительной степени определить уровень и качество сестринской помощи в нашей стране в будущем.

Необходимо также развитие и совершенствование форм после-вузовского образования в интернатуре, ординатуре и аспирантуре для специалистов с высшим сестринским образованием и обязательной их ориентацией на клиническую практику.

Совершенствование профессионального образования предусматривает развитие педагогических технологий и учебно-методического обеспечения специалистов по всем уровням и формам обучения. Необходимо обеспечить условия для повышения квалификации и получения более высокого уровня образования работающим без отрыва специалистам.

Содержание профессионально-образовательных программ всех уровней должно гибко реагировать на потребности населения и рынка медицинских услуг.

Следует распространить практику формирования органами управления здравоохранения целевых заказов на подготовку специалистов с заключением ими соответствующих договоров с учебными заведениями и абитуриентами.

Обеспечение качества подготовки специалистов в значительной степени состоит в решении проблем материально-технического и учебно-методического обеспечения, укомплектованности образовательных учреждений квалифицированными педагогическими кадрами и создании современных учебных баз практики, соответствующих основным направлениям развития амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи.

В связи с этим требуется принятие действенных мер по поддержке государственной системы профессионального сестринского образования, подготовке и повышению квалификации педагогических и административно-управленческих кадров, созданию и распространению учебной литературы, развитию информационных систем и обеспечению доступа к базам данных, а также повышению ответственности базовых учреждений здравоохранения за практическую подготовку сестринского персонала.

Необходимо совершенствовать систему итоговой государственной аттестации выпускников медицинских образовательных учреждений в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.

В международных отношениях в сфере подготовки сестринских кадров следует:

- восстановить профессиональные связи с государствами - участниками СНГ;

- развивать работу по заключению международных соглашений Российской Федерации о взаимопризнании дипломов и других документов о профессиональной подготовке, а также о сотрудничестве образовательных учреждений, стажировке и подготовке специалистов за рубежом по принципу обмена;

- активно участвовать в международных проектах и программах ВОЗ.

Министерство здравоохранения Российской Федерации рассматривает развитие научных исследований в области сестринского дела и прикладных с ним дисциплин в качестве приоритетных направлений развития медицинской науки.

Основными задачами научных исследований в сестринском деле являются:

- разработка научных подходов к развитию и совершенствованию сестринского дела;

- разработка обоснованных норм, критериев и стандартов сестринской практики;

- разработка новых форм организации и методов работы сестринского персонала;

- апробация эффективности экспериментальных моделей сестринской практики.

Развитие научных исследований в области сестринского дела будет осуществляться на основе следующих принципов:

- интеграция с исследованиями в других областях медицинской науки;

. - формирование прочных связей между наукой, практикой и образованием;

- содействие развитию самостоятельности сестринской практики;

- государственная поддержка научных коллективов, вносящих большой вклад в развитие сестринского дела, использование внебюджетных источников финансирования, в том числе международных проектов, фондов и др.;

- законодательное закрепление правовых механизмов развития сестринского дела;

- создание постоянно действующего мониторинга научных исследований, проведение экспертизы научных программ и обеспечение этического контроля за исследованиями;

Функции по определению и координации важнейших направлений развития научных исследований в области сестринского дела будет осуществлять научный совет, входящий в состав проблемой комиссии по сестринскому делу Минздрава РФ.

Наши рекомендации