IV курса специальности «Лечебное дело»
по самостоятельной внеаудиторной работе
по дисциплине «Педиатрия»
Составитель: доцент кафедры акушерства и гинекологии с курсом педиатрии, к.м.н. Кораблева Н.Н.
Тема:Асфиксия новорожденных детей. Реанимация и интенсивная терапия новорожденных и недоношенных. Перинатальная патология ЦНС. Родовая травма
Цель изучения темы: Закрепление знаний и умений по диагностике гипоксии плода и асфиксии новорожденных детей и их интенсивной терапии и реанимации; по диагностике перинатальной патологии ЦНС и родовой травмы у новорожденных детей.
Задачи:
1. Обучить студентов выявлению и оценке факторов риска, действующих в анте- и интранатальном периоде на плод, способствующих возникновению внутриутробной гипоксии и острой асфиксии в родах.
2. Обучить оценке по шкале Апгар.
3. Изучить клинические проявления асфиксии.
4. Научить студентов оценивать критерии живорождения, показания к проведению реанимации и интенсивной терапии в родовом зале.
5. Изучить основные этапы реанимационных мероприятий.
6. Изучить особенности реанимации и интенсивной терапии недоношенных детей с массой тела менее 1000 г.
- Ознакомить студентов с причинами и предрасполагающими факторами, особенностями клинической картины, современными методами диагностики и принципами терапии в зависимости от тяжести и периода заболевания при родовой травме ЦНС.
- Обучить студентов выявлению и оценке факторов риска, способствующих возникновению родовой травмы; особенности клиники, диагностики внутричерепной родовой травмы.
- Обучить студентов принципам дифференциальной диагностики перинатальной патологии ЦНС и родовой травмы.
- Охарактеризовать основные принципы реабилитации таких больных.
Студент должен знать:
до изучения темы- 1-4; после изучения темы- 5-12.
1. Анатомо-физиологические особенности нервной системы у новорожденных.
2. Признаки доношенного и недоношенного новорожденного.
3. Переходные состояния новорожденных.
4. Рефлексы новорожденного.
5. Анатомо-физиологические особенности различных органов и систем у новорожденных. Признаки внутриутробной гипоксии и острой асфиксии.
6. Шкалу Апгар.
7. Принципы правильной формулировки диагноза асфиксии новорожденного ребенка.
8. Первичные мероприятия в родильном зале.
9. Приказ МЗ России №372: критерии живорождения, показания для начала реанимационных мероприятий, принципы А,В,С реанимации.
10.Медикаментозные препараты, рекомендуемые при реанимации новорожденных: дозы, способ введения.
11.Перинатальные повреждения ЦНС и родовая травма: этиология, патогенез, клинические проявления, фазы, течение и исходы перинатального поражения ЦНС, лечение в восстановительном периоде.
12.Неотложная помощь новорожденным с острым нарушением мозгового кровоснабжения
Студент должен уметь:
1. Провести антропометрические исследования у новорожденного.
2. Провести осмотр и клиническое обследование новорожденных.
3. Вызвать безусловные рефлексы Бабкина, Моро, Робинзона, Бабинского, Галанта и Переза у новорожденных.
4. Осуществлять пеленание и уход за новорожденными.
5. Оценить состояние новорожденного по шкале Апгар, Сильвермана-Андерсена и Дубовица.
6. Провести гигиеническую ванну новорожденным.
7. Дать интерпретацию изменениям гемограммы у новорожденных.
Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:
3) Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и рекомендуемой учебной литературы.
4) Ответить на вопросы для самоконтроля.
Вопросы для самоконтроля:
- Понятие об острой и хронической гипоксии плода и асфиксии новорожденного. Причины, патогенез. Самостоятельный сбор анамнеза с учетом факторов риска возникновения внутриутробной гипоксии.
- Оценка состояния новорожденного при рождении. Шкала Апгар.
- Реабилитация новорожденных и особенности наблюдения в восстановительном периоде. Роль НСГ, ЭЭГ, биохимических и других методов исследования в диагностике и реабилитации детей, перенесших внутриутробную гипоксию.
- Показания для реанимации новорожденных в родильном зале. Критерии живорождения.
- Назвать основные этапы реанимационных мероприятий. Принципы А, В и С.
- Назвать медикаментозные препараты, применяемые при реанимации новорожденного в родильном зале(лекарственные формы, дозы, путь и методы введения).
- Особенности реанимации и интенсивной терапии у детей с экстремально низкой массой тела.
8. Назвать факторы риска и особенности этиопатогенеза родовых травм. Основные клинические формы родовой травмы. Внутричерепная родовая травма. Клиника, диагностика.
9. Охарактеризовать пренатальные повреждения ЦНС (наследственные нарушения метаболизма, хромосомные болезни, врожденные аномалии развития). Клиника.
10. Перинатальные повреждения ЦНС (гипоксического и травматического генеза). Клиника в остром и восстановительном периодах.
- Назвать и охарактеризовать основные синдромы восстановительного периода. Диагностика. Дифференциальный диагноз. Прогноз. Лечение.
- Родовая травма спинного мозга. Особенности клиники, диагностика. Дифференциальный диагноз. Лечение. Реабилитация.
- Роль ядерно-магнитного резонанса (ЯМР), компьютерной томографии (КТ) и нейросонографии (НСГ) в диагностике церебральной патологии у новорожденных.
3) Ситуационные задачи для разбора на занятии:
Пример задачи с эталоном ответа:
Ситуационная задача
Мальчик М. Масса при рождении 1500. Длина 44 см. Окружность головы 30,5 см. Окружность груди 29 см. Родился при сроке гестации 29-30 недель. При первичном осмотре выявлено: кожа тонкая гладкая, средней толщины, бледно-розовая с акроцианозом, отчетливо видны сосуды под кожей живота. Обильные пушковые волосы в верхней части спины. Поперечные борозды на подошве занимают 1/3 передней части подошвы. Околососковый кружок точечный, края его не возвышаются, d < 7,5 мм. Ткань молочных желез выражена на обеих сторонах, d 5-10 мм. Ушная раковина твердая. Ярко выражено загибание хряща ушной раковины внутрь. Хрящ легко возвращается в исходное положение. Яичек в мошонке нет. Оценка по Апгар при рождении 7-8 баллов. Крик после отсасывания слизи. Ч.д. 60 в минуту. Дыхание пуэрильное. Ч.с.с. 140 уд. в минуту. Тоны сердца ясные, ритмичные. Живот мягкий, безболезненный. Печень +1,5 см, селезенка не пальпируется. АД 60/45 мм рт.ст.
Задания:
- Диагноз.
- Оцените соматическую зрелость ребенка.
- Оцените физическое развитие ребенка.
- Назначьте питание на первые сутки.
Эталон
1. Соответствует гестационному возрасту.
2. Функциональная зрелость. Соответствует сроку гестации. Сумма баллов соматической зрелости = 23, соответствует гестации 29-30 недель (отек - 2 балла, кожа- 1 балл, цвет кожи - 3 балла, прозрачность - 2 балла, пушок - 2 балла, кожные складки - 3 балла, сосок - 2 балла, молочные железы - 2 балла, форма уха - 3 балла, твердость уха - 3 балла, развитие яичек - 0 баллов).
3. Недоношенность 29-30 недель. Функциональная зрелость.
4. Кормление через зонд сцеженным не пастеризованным молоком матери по 3,0-5,0 мл х 7-8 раз в сутки через 2-2,5 часа после проведения пробы на толерантность к пище. Проба на толерантность: через 2 часа после рождения пробное введение кипяченой воды 1,0-1,5 мл; затем через 3 часа ведение 5 % р-ра глюкозы 2,0-3,0 мл; затем повторное ведение 5 % р-ра глюкозы 3,0 -5,0 мл; затем молоко 2,5 - 3,0 мл.
Задачи для самостоятельного разбора на занятии:
Ситуационная задача №1
Мальчик 14 дней переведен из родильного дома в неврологическое отделение городской детской больницы для дальнейшего лечения с диагнозом: «Гипоксическая энцефалопатия средней степени тяжести, перивентрикулярная лейкомаляция». Из анамнеза: матери 31 год, страдает приобретенным ревматическим пороком сердца (недостаточность митрального клапана) с 15 лет. Беременность четвертая (2 медицинских аборта, 1 выкидыш), протекавшая с токсикозом 2 половины и угрозой выкидыша на 26-й неделе. Мать курит с 18 лет и курила во время беременности. Роды в срок, быстрые, ребенок родился в гипоксии. Оценка по шкале Апгар 6 баллов. Масса тела новорожденного 2560 г, длина 49 см. Плацента уменьшена в размерах, с очагами кальциноза. Максимальная убыль массы тела 12 %. Желтуха с 3-го дня жизни, максимальные цифры билирубина 168 ммоль/л. При осмотре: масса тела 2320 г, окружность головы 35 см, груди 31 см. Кожа сухая, шелушащаяся; выражена желтушность кожи и слизистых. Проявлений гормонального криза нет. Подкожно-жировой слой на животе отсутствует, снижен тургор тканей, уменьшена масса мышц на бедрах и ягодицах. Со стороны внутренних органов без патологии. При неврологическом исследовании - гипервозбудимость.
Задания:
- Ваш диагноз?
- Перечислите этиологические факторы и укажите механизмы патогенеза задержки внутриутробного развития ребенка.
Ситуационная задача №2
Первичный врачебный патронаж к новорожденной девочке в возрасте 16 дней. Ребенок от «пожилой» первородящей матери (30 лет), страдающей инсулинзависимым сахарным диабетом с 7-летнего возраста. Получает 80 ЕД инсулина в сутки. Во время беременности эндокринологом наблюдалась нерегулярно. Колебания уровня сахара в крови от 5,5 до 8,2 ммоль/л. Роды произошли на 39-й неделе. Родилась в гипоксии, 6/8 баллов по шкале Апгар. Масса тела 4240 г, длина 52 см. Выписка из родильного дома была задержана в связи с развитием сердечной недостаточности в первые дни после рождения. Обследована. Данных за врожденный порок сердца нет.
При объективном обследовании - вялая, кожные покровы желтушные, голени, стопы и кисти пастозны. Толщина подкожно-жирового слоя на уровне пупка - 2 см, на уровне соска - 1 см. Лицо округлой формы. Голова маленькая, конечности короткие; уши, плечи, спина покрыты пушковыми волосами. Границы сердца расширены, тоны ритмичные, приглушены, 180 в 1 мин. Легкие без патологических изменений. Живот мягкий, безболезненный. Печень выступает из-под реберной дуги на 2,5 см, селезенка - на 0,5 см. Мышечная гипотония и гипорефлексия.
Задания:
1. Оцените неблагоприятные факторы, повлиявшие на плод во внутриутробном периоде.
2. Каков предполагаемый диагноз?
Ситуационная задача №3
Больной Г. Возраст 8 дней. Масса при рождении 3500. Длина 53 см. Окружность головы 36 см. Окружность груди 35 см. Мать 25 лет, повар, здорова. Ребенок от III беременности, II срочных родов. В анамнезе срочные роды без осложнений (ребенок здоров) и 1 медицинский аборт без осложнений в 7-8 недель. Данная беременность протекала с нефропатией II степени и анемией. Тазовое предлежание. Оценка по Ангар 4-6 баллов. Крик после санации верхних дыхательных путей к концу первой минуты. Обильно отходит меконий. Плацента с петрификатами. Состояние ребенка при рождении тяжелое. Стонет. Поза «лягушки». Атония. Фон кожи бледно-розовый с периоральным и акроцианозом. Ножки синюшные, отечные. На ягодицах геморрагии. Голова долихоцефалическая. Сагиттальный шов открыт на 3 мм. Большой родничок 3,0 х 3,5 см, выбухает. Малый родничок открыт, 0,5 х 0,5 см. Симптом «короткой шеи». Правосторонняя кривошея. Легкая асимметрия лица при крике. Рефлексы новорожденного угнетены. Спинальные рефлексы отрицательные. Опора и автоматическая ходьба отсутствуют. Справа в области ключицы крепитация. Пальпация области ключицы болезненна, отек мягких тканей. Ч.д. 44 в минуту. Дыхание пуэрильное, проводится равномерно, без хрипов. Ч.с.с. 120 уд. в минуту. Тоны сердца ясные, чистые, ритмичные. Живот мягкий, безболезненный. С 4 суток ребенок стал очень беспокойным. Отмечается тремор подбородка и конечностей. Ночью плохо спит, вздрагивает во сне. Крик монотонный, раздражительный. Появился мышечный гипертонус. Положительный симптом Грефе. Окружность головы 38 см. Рефлексы новорожденного оживлены. Сохраняется асимметрия лица и кривошея. Паретичная установка кистей и стоп.
Задания:
1. Диагноз и его обоснование.
2. Составьте план дополнительного обследования.
3. Оцените физическое развитие при рождении и назначьте питание.
4. Тактика лечения.
Рекомендуемая литература:
Основная:
1. Шабалов Н.П. (под ред.) Педиатрия. Учебник для медицинских вузов. 4-е издание, исправленное и дополненное. – С-Пб., СПЕЦЛИТ, 2007- 911с.
Дополнительная:
1. А.В. Мазурин, И.М. Воронцов. Пропедевтика детских болезней. – Спб: ООО «Издательство ФОЛИАНТ», 2009. – 1008 с.
2. Берман Р.Э. Педиатрия по Нельсону: в 5 т.: пер. с англ./ Под ред. А.А. Баранова. – Т.1. – М.: ООО «Рид Элсивер», 2009. – 824 с.
3. Шабалов Н.П. Детские болезни: учебник. 6-е изд. В двух томах. Т.1. – СПб: Питер, 2007. – 928 с.
4. Детские болезни. Учебник для студентов медицинских вузов. 2-е издание./Под ред.акдемика РАМН А.А. Баранова. – Издательская группа «ГЕОТАР-Медиа», 2009. – 1008 с.
5. Неонатология. Национальное руководство. / Под ред. Н.Н. Володина. - Издательская группа «ГЕОТАР-Медиа», 2008. – 744 с.
6. Шабалов Н.П. Неонатология : Учебн. пособие: В 2 т. / Н.П.Шабалов. — Т. I. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : МЕДпресс-информ, 2004. — 608 с.
7. Шабалов Н.П. Неонатология : Учебн. пособие: В 2 т. / Н.П.Шабалов. — Т. II. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : МЕДпресс-информ, 2004. — 640 с.
8. Статьи в периодической печати. Научно-практические журналы «Педиатрия», «Диетология детского возраста», «Вопросы современной педиатрии», «Вопросы практической педиатрии», «Российский вестник перинатологии и педиатрии».
Методические рекомендации подготовлены
доцентом кафедры Н.Н. Кораблевой
Методические рекомендации утверждены на заседании кафедры
протокол №___ от «_______________»
Зав. кафедрой, д.м.н. М.А. Мурашко
Коми филиал ГОУ ВПО «Кировская государственная медицинская академия Росздрава» в г. Сыктывкаре