Тема №1: Организация и режим работы хирургического отделения

Формы работы:

-подготовка к практическим занятиям;

-подготовка материалов по УИРС.

Перечень вопросов для самоподготовки по теме занятия:

1.Понятие общехирургическое отделение стационара?

2.Понятие специализированные отделения стационара?

3.Нужны ли в общехирургических отделениях специализированные медсёстры?

4.Какие основные условия необходимы для создания специализированного отделения?

5.Сколько квадратных метров согласно СанПиН отводится на одну койку: в хирургических отделениях; в детском отделении, ожоговых, реабилитационных и послеоперационных отделениях?

6.Где располагается пост медицинской палатной сестры в хирургическом отделении?

7.Основные пути направления плановых больных в стационар?

8.Основные задачи обследования больных в хирургической клинике?

9.На какие задачи должна опираться медсестра при подготовке больного к операции?

10. Кратность смены перчаток при заборе крови из вены.

Перечень практических умений по изучаемой теме:уметь проводить осмотр поступающих в отделение больных, уметь оценить состояние больного, уметь провести антропометрию.

Рекомендации по выполнению УИРС:

- Роль и значение старшей медицинской сестры операционного блока.

-Организация лечебно – охранительного режима хирургического отделения.

- Новые формы организации хирургической помощи в здравоохранении России.

Самоконтроль по тестовым заданиям темы:

1. Как называется отдел больницы, где решаются многие вопросы по повседневной деятельности отделения?

а) оперативный;

б) главный;

в) хирургический;

г) медицинский.

2. За что отвечает старшая мед.сестра хирургического отделения?

а) за некачественную работу;

б) за ошибочные действия;

в) за непринятие решений;

г) верно все.

3. Кем осуществляется непосредственное управление и руководство работой сестринского и младшего медицинского персонала?

а) заведующим отделением;

б) главной медицинской сестрой;

в) главным врачом:

г) старшей медицинской сестрой отделения.

4. Чем руководствуется при работе старшая медицинская сестра хирургического отделения?

а) штатным нормативом;

б) должностными инструкциями;

в) номенклатурой должностей;

г) уставом больницы.

5. С кем сверяет учетные данные старшая сестра хирургического отделения?

а) с главным врачом;

б) с заведующим отделением;

в) с бухгалтерией;

г) с расчетной группой.

6. Специализированное учреждение для оказания лечебно-профилактической помощи группам пациентов определенного профиля:

а) поликлиника;

б) диспансер;

в) медсанчасть;

г) станция скорой медицинской помощи.

7. К областям деятельности сестринского персонала относится все перечисленное, кроме:

а) укрепление здоровья;

б) диагностика заболеваний;

в) профилактика болезней и травм;

г) облегчение страданий.

8. Выделите отделения, где могут работать одни медсестры с различным уровнем образования:

а) терапевтическое;

б) гинекологическое;

в) хосписы;

г) нервное.

Самоконтроль по ситуационным задачам:

В медицинский пункт школы обратился ученик с жало­бами на резкую постоянную боль в левом плечевом суста­ве, из-за которой ребенок вынужден придерживать боль­ную руку здоровой. Из анамнеза известно, что во время перемены мальчик упал на согнутую в локтевом суставе левую руку. При осмотре: движения в левом плечевом сус­таве отсутствуют, имеется ступенчатое западение в проек­ции сустава, головка плеча прощупывается в подмышечной впадине. Пульс на левой лучевой артерии несколько ослаблен, ритмичный, 80 ударов в мин.

Задания1. Определите характер повреждения.

2. Перечислите абсолютные симптомы этого повреждения.

3. Перечислите, удовлетворение каких потребностей наруше­но у пациента.

4. Определите проблемы пациента, сформулируйте приоритет­ную проблему.

Эталон ответа:

1. По данным анамнеза и осмотра можно заподозрить вывих левого плеча в плечевом суставе.

2. Абсолютные симптомы вывиха — постоянная сильная боль, усиливающаяся при попытке движения, деформация в об­ласти сустава, полное отсутствие активных движений в су­ставе и резкое ограничение пассивных движений, «пружи­нящая фиксация», изменение длины конечности.

3. У пациента нарушено удовлетворение потребностей быть здоровым, избегать опасности, одеваться, раздеваться.

4. Проблемы пациента:

- настоящие: боль в левом плечевом суставе, деформация в области плечевого сустава, дефицит самоухода;

- потенциальная: риск возникновения привычного вывиха;

- приоритетная: резкая постоянная боль в плечевом сyставе.

5. Цель - уменьшить боль в течение 20 мин.

Планирование:

1) Дать анальгетик (таблетку анальгина, баралгина) для уменьшения боли.

2) Выполнить транспортную иммобилизадию шиной Кра­мера от кончиков пальцев до внутреннего края здоро­вой лопатки в вынужденном положении для создания функционального покоя.

3) Провести простейшие противошоковые мероприятия (дать горячий чай, содово-солевой раствор, тепло ук­рыть) для профилактики травматического шока.

4) Вызвать врача «скорой помощи», чтобы доставить па­циента в травматический пункт для оказания квалифи­цированной помощи и лечения.

Тема №2: Асептика и антисептика

Формы работы:

- подготовка к практическим занятиям;

- подготовка материалов по УИРС.

Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия:

1. Потенциальный риск для здоровья при неправильном приготовлении и использовании дез. средств.

2. Документы, регламентирующие режимы дезинфекции.

3. Способы и режимы дезинфекции предметов ухода за больными, белья, инструментов.

4. Средства дезинфекции, химической антисептики.

5. Способы и этапы предстерилизационной очистки.

6. Способы контроля качества предстерилизационной очистки.

7. Методы и режимы стерилизации.

8. Методы контроля паровой и воздушной стерилизации.

9. Биологическая антисептика.

Перечень практических умений по изучаемой теме:организовать на современном уровне и реализовать обеспечение в условиях строгой асептики хирургическую деятельность в стационаре (операционном зале, перевязочной, процедурном кабинете, реанимационном отделении и др.).

Рекомендации по выполнению УИРС.

- Организация санитарно-эпидемиологического режима.

- Антисептические методы.

- Профилактика внутрибольничной инфекции.

Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы.

1. Для дезинфекции термометров медицинских используют:

а) хлорамин 2% - 5 минут;

б) перекись водорода 3% - 40 минут;

в) хлорамин 0,5% - 20 минут.

2. Сроки использования стерильного материала:

а) стерильный стол 12 часов;

б) стерильный стол 6 часов;

в) стерильный стол 24 часа.

3. Проба на скрытую кровь:

а) амидопирин 5%-5,0 спиртовой р-р; перекись водорода 3% -5,0; уксусная кислота 30% - 5,0;

б) азопиран спирт.р-р 5,0; перекись водорода 3% 5,0; уксусная кислота 30% - 5,0;

в) фенолфталеин 1% - 5,0 спиртовой р-р;

г) азопиран спиртовой р-р -5,0; перекись водорода 3% - 5,0.

4. К какому методу дезинфекции относится обработка спиртом:

а) бактериологический;

б) механический;

в) физический;

г) бактериостатический;

е) химический.

5. Обработка операционного поля всем, кроме:

а) иодонат 1%;

б) спиртовая настойка йода 5%;

в) спиртовой р-р хлоргексидина 0,5%;

г) спирт этиловый 70 гр.

6. Дезинфекция медицинских изделий проводится:

а) непосредственно после их использования;

б) после первичной обработки;

в) после стерилизации.

7. Какой вид микроба наиболее часто является возбудителем хирургического сепсиса:

a) стафилококк;

б) стрептококк;

в) пневмококк;

г) кишечная палочка.

Самоконтроль по ситуационным задачам:

В процедурный кабинет заводской поликлиники обратилась работница завода. Спустя несколько дней после инъекции раствора сульфата магния больную стали беспокоить боли в правой ягодичной области. Больная прощупала уплотнение, резко болезненное и горячее на ощупь. Температура тела последние два дня 38 -38,5, знобит. Общее состояние больной относительно удовлетворительное, АД-180/90 мм.рт.ст., пульс ритмичен, напряжен, температура тела - 38,3, в верхненаружном квадранте правой ягодичной области припухлость и гиперемия, размер участка гиперемии 8x8 см., пальпацией определяется резко болезненное уплотнение, в центре его - флюктуация.

Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Расскажите о причинах и профилактике данного заболевания.

3. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.

Эталон ответа:

1. DS: Абсцесс правой ягодичной области?

2. Причины возникновения – нарушение правил асептики или попадание лекарственного вещества в подкожную клетчатку. Профилактика – соблюдать правила асептики, препараты для внутримышечного введения вводить в мышцу соответствующими иглами.

3. Наложить асептическую повязку и для уточнения диагноза госпитализировать в хирургическое отделение.

Тема №3: Понятие об операциях. Предоперационная подготовка

Формы работы:

-подготовка к практическим занятиям;

-подготовка материалов по УИРС.

Перечень вопросов для самоподготовки по теме занятия:

1. Что называется операцией?

2. Из каких моментовскладывается диагностический процесс.

3. Классификация операций по времени воздействия.

4. Что отмечается в локальном статусе хирургического больного.

6. Радикальные и паллиативные операции (понятие и заболевания прикоторых они применяются).

7. Что выясняют в анамнезе у хирургического больного.

8. Что даёт осмотр больного.

9. Классификация операций по срочности выполнения.

10. Особенности операций в период анатомического направления в хирургии.

11. Что включает в себя предоперационный период?

12. Какие этапы выделяют в предоперационном периоде?

15. Что включает в себя предоперационная подготовка больного?

16. Подготовка больного к экстренной операции.

17. Подготовка сердечно - сосудистой системы к операции.

18. Подготовка желудочно - кишечного тракта к операции.

19. Что влияет на исход оперативного вмешательства.

20. Подготовка кожных покровов к операции.

21. От чего зависит длительность предоперационного периода?

Перечень практических умений по изучаемой теме:

-уметь измерить температуру тела;

- уметь определить АД;

- уметь подсчитать ЧСС, ЧДД;

- уметь провести полную и частичную санитарную обработку;

- уметь провести промывание желудка;

-уметь вывести мочу;

- уметь поставитьочистительную клизму.

Рекомендации по выполнению УИРС:

-Периоперативный процесс – новый метод ухода за хирургическими больными.

- Особенности предоперационной подготовки у экстренных больных.

Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы:

1.При каких оперативных вмешательствах может быть достигнута оптимальная цель лечения:

а) радикальные операции;

б) паллиативные вмешательства;

в) операции по поводу рецидивов.

2. Виды относительных показаний к операции:

а) операция может предотвратить смертельный исход;

б) злокачественная опухоль;

в) кровотечение не поддающееся консервативному лечению;

г) заболевание не представляет собой непосредственной угрозы жизни

больного;

д) косметический дефект, причиняющий больному психическую травму.

3. Какие заболевания не относятся к послеоперационным осложнениям?

а) пневмония;

б) парез кишечника;

в) тромбоэмболия;

г) туберкулез.

4. Перечислите факторы оказывающие влияние на состояние водного баланса:

а) послеоперационная анурия;

б) ретенция жидкости (повышенное выделение альдостерона);

в) секвестрация жидкости в раневые ткани;

г) все перечисленные.

5. К диагностическим операциям относятся:

а) аппендэктомия;

б) грыжесечение;

в) биопсия лимфоузлов;

г) вправление вывиха плеча.

6. По срочности различают операции:

а) экстренные, срочные, паллиативные;

б) плановые, экстренные, многоэтапные;

в) экстренные, срочные, плановые;

г) радикальные, плановые, паллиативные.

7. Плановое оперативное лечение производится по поводу:

а) острого аппендицита;

б) ущемленной грыжи;

в) кровотечения из поврежденного сосуда;

г) желчнокаменной болезни.

8.Предоперационные мероприятия, уменьшающие опасность инфицирования операционной раны:

а) антибиотикотерапия;

б) бритье кожных покровов;

в) очищение желудочно-кишечного тракта;

г) все вышеуказанное.

9.Подготовка кишечника в дооперационном периоде предусматривает назначение:

а) отхаркивающих препаратов;

б) бесшлаковой диеты;

в) зондового питания;

г) очистительной клизмы.

10.Предоперационная подготовка больного м/с к аппендэктомии включает:

а) премедикацию;

б) очистительную клизму;

в) бритье кожного покрова брюшной стенки;

г) психологическую подготовку.

Самоконтроль по ситуационным задачам:

Больной 17 лет, болен 3 дня. Жалобы на постоянные боли внизу живота больше в правой половине.

Объективно: состояние тяжелое, температура тела 38,7. Многократная рвота. Черты лица заострены, кожные покровы бледные. Слизистые оболочки сухие, язык обложен серым налетом. Пульс 120 уд. в мин. При пальпации живот вздут не участвует в акте дыхания. Отмечается разлитая болезненность и мышечное напряжение по всей передней брюшной стенке.

Задание:

1. Ваш предположительный диагноз.

2. Какая операция необходима больному.

3. В чем будет заключаться предоперационная подготовка больного?

Эталон ответа:

1. О. аппендицит, перитонит?

2. Больному необходимо экстренное оперативное вмешательство.

3. Предоперационная подготовка:

- термометрия, измерение АД, пульса;

- общий анализ крови, мочи;

- определение группы крови и резус-фактора;

- частичная санитарная обработка передней брюшной стенки;

- сухое бритье надлобковой области;

- короткая премедикация.

Наши рекомендации