X.Управляющие функции и критичность

1.Динамический праксис.

1. правая рука - ЛКР ; 

2. левая рука - КЛР 

усвоение прогр.: с 1 показа , со 2 показа , совместно с психологом , совместно + речевая инструкц . Выполнение: плавно , пачками , поэлементно .

Ошибки: сбои , персеверации , расширение программы , инертный стереотип .

Нарушение порядка элементов , Пространственно-кинестетические ошибки .

___________________________________________

2.Реакция выбора.1 2 1 2 1 2 2 2 1 2 1 2 1 1

Простая. 

Конфликтная. 

Усвоение программы: самостоятельно , со зрительной опорой , недоступно . Переключение: без ошибок , с самокоррекцией , уподобление .

Темп: быстрый , нормальный , замедленный , медл. с пропусками стимулов .

См. также Мышление, отношение больного к своим ошибкам и процедуре обследования, выполнение серийного счета.

_______________________________________________________________________________

Заключение.

Образец схемы нейропсихологического заключения см. в книге Хомская Е. Д. Нейропсихология: 4-е издание. - СПб.: Питер, 2007. – с. 466

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Пример документа для внутреннего приказа учреждения. Функциональные обязанности медицинского психолога (нейропсихолога) на разных этапах реабилитации с приобретенными поражениями центральной нервной системы.

Общие положения

1.1. Нейропсихолог – медицинский психолог, специалист с высшим психологическим образованием по специальности «Клиническая психология», в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования: специальность 022700 — «Клиническая психология», с квалификацией: Психолог. Клинический психолог. Преподаватель психологии, утвержденным приказом Министерства образования РФ от 2.03.2000. № 686; либо специалист с другим высшим психологическим образованием по специальности "Психология" и получивший профессиональную переподготовку на факультете последипломного образования по клинической психологии в образовательных учреждениях, имеющих соответствующую государственную лицензию и государственную аккредитацию.

1.2. В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 23 июля 2010 г. N 541н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»

1.2.1. В своей работе руководствуется:

- Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 19.08.1993, № 33, ст. 1318),

- приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 Декабря 1998 г. N 383 "О специализированной помощи больным при нарушениях речи и других высших психических функций";

- Законом Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" от 2 июля 1992 года № 3185-1.

1.2.2. Медицинский психолог - нейропсихолог, работающий в системе здравоохранения и занимающийся реабилитацией, должен знать:

- клиническую психологию (нейропсихологию, патопсихологию, психотерапию, психодиагностику, психологическое консультирование), а также возрастную психологию;

- методы нейропсихологической диагностики, коррекции, восстановительного обучения;

- а также основы неврологии, анатомии, нейрохирургии.

2. Функциональные обязанности медицинского психолога – нейропсихолога в острый период течения заболевания (на этапе ранней реабилитации в условиях отделений реанимации и интенсивной терапии, профильных отделений стационара (нейрохирургических, неврологических)):

Медицинский психолог - нейропсихолог в медицинской реабилитации участвует в командной работе, наряду с другими специалистами участвует в:

- определении реабилитационного потенциала пациента и прогноза восстановления психической деятельности и высших психических функций; определении необходимости дальнейшей когнитивной реабилитации.

- постановке реабилитационных целей при командной форме работы.

Также проводит:

1) первичную оценку состояния высших психических функций в зависимости от степени нарушения сознания:

а) оценку уровня сознания и мониторинг восстановления сознания с помощью нейроповеденческих шкал;

б) первичную нейропсихологическую диагностику нарушений высших психических функций (праксиса, гнозиса, речи в т. ч письма и чтения, памяти, мышления в т.ч. счетных операций) при возможности невербального/вербального контакта с пациентом;

2) мониторинг динамики регресса/прогресса выявленной нейропсихологической симптоматики нарушений высших психических функций.

3) индивидуальные занятия нейропсихологического восстановительного обучения

4) повторную нейропсихологическую диагностику с оценкой динамики восстановления высших психических функций;

5) нейропсихологическую диагностику перед и после нейрохирургических вмешательств.

6) нейропсихологическую диагностику с оценкой влияния медикаментозной терапии в лечебном процессе.

7) мониторинг с оценкой эффективности проводимых реабилитационных мероприятий (когнитивных).

Медицинский психолог-нейропсихолог составляет заключение по результатам нейропсихологической диагностики с отражением динамики при восстановительном обучении и рекомендациями родственникам

3. Функциональные обязанности медицинского психолога – нейропсихолога в промежуточный период течения заболевания (в промежуточном, позднем восстановительном периоде в условиях реабилитационных отделений/центров):

Медицинский психолог - нейропсихолог в медицинской реабилитации участвует в командной работе, наряду с другими специалистами участвует в:

- определении реабилитационного потенциала пациента и прогноза восстановления психической деятельности и высших психических функций; определении необходимости дальнейшей когнитивной реабилитации.

- постановке реабилитационных целей при командной форме работы

Также проводит:

1) первичную оценку состояния высших психических функций (праксиса, гнозиса, речи в т. ч письма и чтения, памяти, мышления в т.ч. счетных операций) и мотивационной сферы;

2) индивидуальные занятия нейропсихологического восстановительного обучения;

3) групповые занятия нейропсихологического восстановительного обучения (мини-группы);

4) повторную нейропсихологическую диагностику в конце цикла когнитивной реабилитации

5) нейропсихологическую диагностику с оценкой влияния медикаментозной терапии в лечебном процессе.

Медицинский психолог-нейропсихолог консультируют родственников пациента по вопросам дальнейшего реабилитационного маршрута, по проблемам адаптации в быту в зависимости от степени нарушений высших психических функций;

Медицинский психолог-нейропсихолог составляет заключение по результатам нейропсихологической диагностики с отражением динамики при восстановительном обучении и рекомендациями родственникам и специалистам сферы образования.

4. Функциональные обязанности медицинского психолога – нейропсихолога в отдаленный период течения заболевания (в позднем восстановительном периоде в условиях дневного стационара, амбулаторно-поликлинической службы и помощи с выездом на дом):

Медицинский психолог-нейропсихолог проводит:

1) первичную оценку состояния высших психических функций пациентов (праксиса, гнозиса, речи в т. ч письма и чтения, памяти, мышления в т.ч. счетных операций) иногда с дифференциальной диагностикой установочных тенденций (симуляция, диссимуляция, аггравация, сюрсимуляция, метасимуляция);

2) индивидуальные и групповые занятия нейропсихологического восстановительного обучения;

3) индивидуальные и групповые занятия, направленные на компенсацию когнитивного дефекта с обучением использованию вспомогательных средств (в т.ч. технических)

Медицинский психолог-нейропсихолог осуществляет самостоятельно или совместно с другими специалистами (социальными работниками, педагогами. эрготерапевтами) работу по восстановлению социальных навыков или их компенсации с учетом когнитивного дефекта.

Медицинский психолог-нейропсихолог определяет возможности и ограничения процесса обучения, трудоспособности пациента, консультируют родственников по вопросам дальнейшего реабилитационного маршрута пациента, по проблемам адаптации в быту в зависимости от степени нарушений высших психических функций;

Медицинский психолог-нейропсихолог составляет заключение по результатам нейропсихологической диагностики с отражением динамики восстановления.

Наши рекомендации