Функциональные показатели сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Проведите индивидуальные измерения пробы с задержкой дыхания.

  1. Число вдохов за 30 сек. х 2 =
  2. При пробе: на вдохе, сек. результат оценка
   
  3. При пробе: на выдохе, сек.    

6. Показатели индивидуального здоровья (Р.И.Айзман). Заполните таблицу пропущенными терминами и определениями:

Показатели
  Генотип, отсутствие дизэмбриогенеза, наследственных дефектов.
  Биохимиче­ские    
  Уровень обмена веществ в покое и после нагрузки.
    Морфологи­ческие      
  Функцио­нальные      
  Психологиче­ские      
  Целевые установки, нравственные цен­ности, идеалы, уровень притязаний и регуляции потребностей, степень при­знания и т.п.
  Клинические      

7. Комплексная оценка состояния здоровья школьников достигается использованием 4-х критериев, предложенных НИИ гигиены детей и подростков (критерии оценки здоровья по С.М.Громбаху.) Заполните пропуски, впишите определения понятий:

Первый критерий _________________________________________________

________________________________________________________________

Второй критерий _________________________________________________

________________________________________________________________

Третий критерий _________________________________________________

________________________________________________________________

Четвертый критерий ______________________________________________

________________________________________________________________

8. Установите соответствие между терминами и их определениями, поставив во второй колонке номер нужного определения:

  термин Номер соответствующего определения   определение
1. стадия реконвалестенции   1. нарушение осанки
2. тахикардия   2. воспаление слизистой оболочки желудка
3. сколиоз   3. близорукость
4. гастрит   4. урежение пульса
5. аритмия   5. период выздоровления
6. миопия   6. учащение пульса
7. энурез   7. нарушение сердечного ритма
8. брадикардия   8. недержание мочи
9. гипертония   9. повышение артериального давления
10. колит   10. воспаление слизистой оболочки толстого кишечника

Тема 4: ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ.

Задания:

Дайте определение понятию «здоровый образ жизни»

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Запишите в таблицу категории образа жизни:

Уровень жизни Качество жизни Стиль жизни
     

3. В понятие «здоровый образ жизни» входят следующие компоненты: рациональная организация учебной деятельности, правильный режим труда и отдыха, наличие наследственных заболеваний, эмоциональные нагрузки, рациональное питание, наличие вредных привычек, недостаточное время для сна, оптимальный двигательный режим, соблюдение правил личной гигиены, закаливание, ожирение, сексуальная культура, рациональное планирование семьи, длительное пребывание за компьютером, гиподинамия, профилактика аутоагрессии, оптимальный двигательный режим, рациональная организация свободного времени.

Распределите выше перечисленные показатели в таблице:

Компоненты, положительно влияющие на образ жизни Компоненты, отрицательно влияющие на образ жизни
   

4. Заполните таблицу симптомами наследственных заболеваний:

Заболевание Симптомы
  1. Ихтиоз    
  2. Болезнь Дауна    
  3. Болезнь Тея-Сакса    
  4. Синдром Кляйнтефера    
  5. Синдром Шершевского-Тернера    
  6. Фенилкетонурия    
  7. Миаистения    
  8. Галактоземия    

5. Перечислите:

а) цели медико-генетического консультирования:

___________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________

б) задачи медико-генетического консультирования:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________

в) показания для медико-генетического консультирования:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

г) основные методы медико-генетического консультирования:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Перечислите семьи, которые относят в «группу повышенного риска» наличия патологического гена.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________

7.Выберите правильные варианты ответов в тестах (см. значение условных обозначений), ответы оформите в виде таблицы:

Номер теста №1 №2 №3 №4 №5
Правильный ответ          

Условные обозначения:

● – тест с одним правильным ответом.

►- тест имеет несколько правильных ответов.

♣ - ответ долен иметь форму: например 1а,2б,3г,4д и т.п.

●№1. Болезни, в основе которых лежат изменения гена на молекулярном уровне, называют …

а) хромосомными,

б) генными,

в) биологическими.

●№2. Количество хромосом при болезни Дауна составляет –

а) 20,

б) 21,

в) 22.

►№3. Хромосомные и генные мутации вызываются факторами:

а) экзогенными,

б) врожденными,

в) эндогенными.

♣№4. Внешний вид больного. Соотнесите колонки:

1 колонка:

1. Болезнь Дауна –

2. Синдром Патау –

3. Синдром Шершевского-Тернера –

2 колонка:

а) низкий рост, «щитовидная грудь»,

б) маленькие уши, близкорасположенные глаза, большой язык,

в) аномалии глазных яблок, незаращение губы и неба.

►№5. К видам медико-генетического консультирования относят:

а) проспективный,

б) специализированный,

в) ретроспективный.

8. Многие студенты имеют патологическую наследственность, вредные привычки (курение, употребление пива и алкоголя) и т.д. Как Вы думаете отразится ли все это на будущем потомстве и чем это опасно?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 5: ЭКОЛОГИЯ И ЗДОРОВЬЕ

Задания:

1. Заполните таблицу пропущенными терминами и определениями:

термин определение
  Экологический кризис  
  Деградация окружающей среды    
  изменение химической структуры молекул ДНК под действием химических поллютантов
  мутации под действием радиоактивных веществ
  Антропогенный фактор  
  Эндоэкология  

2. Запишите схему последствий загрязнения внутренней среды организма:

Загрязнение окружающей среды => ______________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Выберите несколько правильных ответов из предложенных тестов. Ответы оформите в таблице:

Номер теста №1 №2 №3 №4 №5 №6 №7
Правильный ответ              

№1. К заболеваниям, распространяющимся водным путем относят:

а) брюшной тиф,

б) гипертония,

в) сальмонеллез,

г) холера.

№2. Среди причин экологического кризиса выделяют:

а) производственные,

б) объективные,

в) субъективные.

№3. Какие продукты питания больше всего накапливают нитратов:

а) морковь,

б) виноград,

в) арбуз,

г) помидор.

№4. Вода, по содержанию в ней различных химических соединений, бывает

а) жесткая,

б) мягкая,

в) дистиллированная.

№5. Перечислите критические проявления эндоэкологической болезни:

а) повышение температуры, боли в животе, жидкий стул,

б) недомогание бессонница, раздражительность, частые простудные заболевания,

в) появление розовой сыпи по всему телу, увеличение лимфоузлов.

№6. Варианты биологического действия загрязнителей окружающей среды:

а) тератогенное,

б) кумулятивное,

в) токсическое,

г) мутагенное.

№7. Источниками загрязнения пищевых продуктов являются:

а) консерванты,

б) витамины,

в) минеральные вещества,

г) пищевые добавки.

4. Основные законодательные и нормативно-правовые документы в области экологии в России. Заполните таблицу:

№ п/п Название закона Дата его принятия Краткая характеристика
1.      
2.      
3.      
4.      

5. В настоящее время среди заболеваемости населения наблюдается увеличение болезней костей и суставов, в связи с содержанием в питьевой воде солей тяжелых металлов. Назовите возможные пути решения проблемы безвредности питьевой воды.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наши рекомендации