Тема 1: ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

по дисциплине

ОСНОВЫ ГИГИЕНЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

______________________________________________

Ф.И.О. студента

___________________________________

факультет, группа

Тема 1: ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП - student2.ru

Тема 1: ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП - student2.ru Тема 1: ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП - student2.ru Тема 1: ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП - student2.ru

Рабочая тетрадь по дисциплине «Основы гигиены физического воспитания»/ Сост. А.Х. Айдаров – Екатеринбург: ГБПОУ СО «СОПК», 2016. – 56 с.

В рабочей тетради представлены методические рекомендации к практическим занятиям по дисциплине «Основы гигиены физического воспитания» для студентов педагогического колледжа очной формы обучения.

Рабочая тетрадь предназначена для целенаправленной учебной работы студентов в аудитории (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль знаний), для выполнения домашних практических заданий, а также для подготовки (самоконтроль знаний) по дисциплине «Основы гигиены физического воспитания».

ОГЛАВЛЕНИЕ

Тема 1: Проблемы здоровья учащихся различных возрастных групп…….….…4

Тема 2: Основные признаки нарушения здоровья….........................................7

Тема 3: Критерии оценки индивидуального здоровья………………………......10

Тема 4: ЗОЖ как биологическая и социальная проблема. Наследственность и здоровье.….………………………..........………………………………………………….14

Тема 5: Экология и здоровье …………………………...…...…………………….18

Тема 6: Принципы и методы формирования ЗОЖ учащихся. Формирование мотивации к ЗОЖ…..……….…………………………………………………………………...21

Тема 7: Медико-гигиенические аспекты ЗОЖ. Двигательная активность и здоровье………………………….…..............……………………………………………..25

Тема 8: Профилактика вредных привычек ………………………………………..29

Тема 9: Питание и здоровье………………………............………………………...33

Тема 10: Здоровьесберегающая функция учебно-воспитательного процесса. Роль учителя в формировании здоровья учащихся в профилактике заболеваний.......…..34

Тема 11: Совместная деятельность школы и семьи в формировании здоровья и ЗОЖ учащихся …………............................................................………………………….40

Тема 12: Понятие о микробиологии, иммунологии и эпидемиологии.

Понятие об иммунитете и его видах ……………….………..…..............41

Тема 13: Понятие об инфекционных болезнях...................................................….47

Тема 14: Инфекционные заболевания и их профилактика …………………..….50

Рекомендуемая литература……………………………….……………………..…...54

Уставом ВОЗ в 1946 году было дано определение понятию «здоровье». Современными авторами это определение пересматривается и критикуется. Какие недостатки в этом определении Вы можете отметить?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Вставьте пропущенные слова в предложения:

Физическое здоровье — _______________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________. Основу его составля­ют ________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Тема 2: ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ

ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА

Задания

термин определение
  это латентный, скрытый период болезни или стадия функциональной готовности ор­ганизма к развитию определенного заболевания
  Болезнь  
  это совокупное здоро­вье людей, проживающих на данной территории или государства в целом
  «Индекс общественного здоровья»    
    Самоконтроль      
  система государственных, со­циально-экономических, общественных, медико-са­нитарных мероприятий, направленных на повыше­ние уровня здоровья, обеспечение трудоспособности и активного долголетия людей
  «Охрана детства и материнства»    
  «Индекс здоровья»      

1. Заполните таблицу пропущенными терминами и определениями

2. Заполните пропуски, впишите факторы определяющие здоровье и болезнь:

Факторы, формирующие здоровье Факторы, вызывающие болезнь
  1. Здоровая наследственность   1.
  2.   2. Вредные условия производства
  3. Профилактика заболеваний   3.
  4.   4. Гиподинамия
  5. Рациональное питание   5.
  6.   6.

3. Выберите по одному верному ответу из предложенных тестов. Ответы оформите в таблице:



Номер теста №1 №2 №3 №4 №5 №6
Правильный ответ            

№1. Между здоровьем и болезнью существует промежуточное состояние, которое называют …

а) разгар болезни,

б) предболезнь,

в) исход.

№2. На человека постоянно действуют три потока информации:

а) моторной, приспособительной, опосредованной,

б) компенсаторной, природной, индивидуальной,

в) сенсорной, вербальной, структурной.

№3. От каких факторов на 50% зависит здоровье человека:

а) окружающая среда,

б) наследственность,

в) образ и условия жизни.

№4. К концу ХХ века средняя продолжительность жизни мужчин в РФ снизилась до …

а) 58 лет,

б) 60 лет,

в) 65 лет.

№5. По данным эпидемиологической службы …

а) у женщин заболеваемость выше, чем у мужчин,

б) у мужчин заболеваемость выше, чем у женщин,

в) одинаковое соотношение заболеваемости у мужчин и женщин.

№6. В соответствии с предложенной схемой дети и подростки, в зависимости от состояния здоровья, подразделяются на …

а) 5 групп,

б) 4 группы,

в) 3 группы.

4. Запишите в таблицу основные показатели общественного здоровья:

Наименование показателя Формула показателя
  1. Показатель рождаемости
2. Показатель естественного прироста
3. Показатель смертности
4. Показатель младенческой смертности
5. Показатель перинатальной смертности
6. Показатель детской смертности
  7. Показатель заболеваемости
  8. Показатель болезненности

5. Вставьте пропущенные слова в предложение:

В настоящее время выделяют более ______ факторов, которые оказывают самое значительное влияние на современного человека. Среди них выделяют _______________________________________________________

________________________________________________________________

______________________________________________________ факторы.

6. Наибольше значение в развитии болезней, являющихся причиной смертности населения, имеют: гиподинамия, неправильное питание, психоэмоциональное напряжение, вредные привычки, неблагоприятная экологическая обстановка и т.д. Перечислите заболевания, которые развиваются в результате этих факторов: ________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗДОРОВЬЯ

Задания:

1. Запишите несколько значений понятия «норма»:

1. Норма – есть ___________________________________________________

______________________________________________________________

2. Нормальная система – это _______________________________________

______________________________________________________________

3. Нормально для человека то, что __________________________________

______________________________________________________________

4. Точка зрения В.М.Дильмана _____________________________________

______________________________________________________________

5. Ваша точка зрения ______________________________________________

______________________________________________________________

2. Выберите по одному верному ответу из предложенных тестов. Ответы оформите в таблице:

Номер теста №1 №2 №3 №4 №5 №6
Правильный ответ            

№1. В качестве инструмента для оценки психического и социального здоровья используются:

а) аудитория,

б) анкеты опросники,
в) пробы с физической нагрузкой.

№2. К субъективным показателям состояния здоровья относят:

а) настроение, сон, аппетит,

б) рост, вес, окружность грудной клетки,

в) измерение пульса, АД, частоты дыхания.

№3. Средняя продолжительность сна для взрослого человека составляет:

а) 7-8 часов,

б) 8-9 часов,

в) 9-10 часов.

№4. Оптимальной нагрузкой является та, при которой частота пульса составляет _____ от максимально допустимой возрастной группы.

а) 45-50%,

б) 65-90%,

в) 90% и выше.

№5. Частота пульса у здорового, но не тренированного мужчины равна:

а) 7075 ударов в минуту,

б) 75-80 ударов в минуту,

в) 80-85 ударов в минуту.

№6. Частота пульса у здоровой, но не тренированной женщины равна:

а) 7075 ударов в минуту,

б) 75-80 ударов в минуту,

в) 80-85 ударов в минуту.

3. К показателям здоровья человека относят: массу тела, окружности тела и его частей, динамометрию кисти, становую силу, частоту и ритмичность пульса и дыхания, активность, темпера­туру тела, окраску кожи, наличие болезненных ощущений, характер потоотделения, устойчивость внимания, обмен веществ, перенапряжение, координацию движений и т.д. Распределите выше перечисленные показатели в таблице:

Объективные показатели здоровья Субъективные показатели здоровья
   

4. Функциональные показатели деятельности сердечно-сосудистой системы. Проведите индивидуальные измерения пульса и пробы с 20 приседаниями. Оцените пробу по проценту учащения пульса по отношению к исходному показателю и по длительности восстановления частоты пульса до исходной величины.

1) пульс в покое _____ ударов в минуту,

2) пульс после нагрузки _____ ударов в минуту,

3) пульс через 1 минуту после нагрузки _____ ударов в минуту,

4) состояние сердечно-сосудистой системы _____%.

Тема 5: ЭКОЛОГИЯ И ЗДОРОВЬЕ

Задания:

1. Заполните таблицу пропущенными терминами и определениями:

термин определение
  Экологический кризис  
  Деградация окружающей среды    
  изменение химической структуры молекул ДНК под действием химических поллютантов
  мутации под действием радиоактивных веществ
  Антропогенный фактор  
  Эндоэкология  

2. Запишите схему последствий загрязнения внутренней среды организма:

Загрязнение окружающей среды => ______________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Выберите несколько правильных ответов из предложенных тестов. Ответы оформите в таблице:

Номер теста №1 №2 №3 №4 №5 №6 №7
Правильный ответ              

№1. К заболеваниям, распространяющимся водным путем относят:

а) брюшной тиф,

б) гипертония,

в) сальмонеллез,

г) холера.

№2. Среди причин экологического кризиса выделяют:

а) производственные,

б) объективные,

в) субъективные.

№3. Какие продукты питания больше всего накапливают нитратов:

а) морковь,

б) виноград,

в) арбуз,

г) помидор.

№4. Вода, по содержанию в ней различных химических соединений, бывает

а) жесткая,

б) мягкая,

в) дистиллированная.

№5. Перечислите критические проявления эндоэкологической болезни:

а) повышение температуры, боли в животе, жидкий стул,

б) недомогание бессонница, раздражительность, частые простудные заболевания,

в) появление розовой сыпи по всему телу, увеличение лимфоузлов.

№6. Варианты биологического действия загрязнителей окружающей среды:

а) тератогенное,

б) кумулятивное,

в) токсическое,

г) мутагенное.

№7. Источниками загрязнения пищевых продуктов являются:

а) консерванты,

б) витамины,

в) минеральные вещества,

г) пищевые добавки.

4. Основные законодательные и нормативно-правовые документы в области экологии в России. Заполните таблицу:

№ п/п Название закона Дата его принятия Краткая характеристика
1.      
2.      
3.      
4.      

5. В настоящее время среди заболеваемости населения наблюдается увеличение болезней костей и суставов, в связи с содержанием в питьевой воде солей тяжелых металлов. Назовите возможные пути решения проблемы безвредности питьевой воды.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перечислите их.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 9: ПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ

«Если отец болезни не всегда известен, то мать ее – пища» Гиппократ)

Задания:

ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ

Задания:

1. Используя прочитанный текст, заполните таблицу:

В результате совместной деятельности классного руководителя и родителей, они приобретают:
кл.руководитель:     родители:  

2. Используя прочитанный текст, перечислите принципы, на которые должен опираться классный руководитель в работе с родителями:

1.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. _________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. _________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________

4. _________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________

3. Используя прочитанный текст, перечислите функции, которые могут взять на себя родители в совместной деятельности с кл.руководителем:

1.____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. ____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. ____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. ____________________________________________________________________

______________________________________________________________________

5. ____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. ____________________________________________________________________

______________________________________________________________________

7. ____________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

8. ____________________________________________________________________

______________________________________________________________________

4. Используя прочитанный текст, заполните таблицу:

Чтобы создать крепкую семью необходимы умения: Задачи кл.руководителя по формированию этих умений Варианты работы по формированию этих умений
  1.   2.   3.   4.     5.      

5. Используя прочитанный текст, вставьте пропущенные слова:

Вопросы ____________, ___________, ______________, переплетаясь между собой, тесно связаны с проблемами формирования _____________ __________ __________. Именно ______________, человек постигает __________________ своего организма, особенности отношений с другими людьми и межполового общения. На умении общаться друг с другом держится любой ____________, в том числе и __________. В семье ребенок получает первые уроки _________ к ____________. Потом этот навык будет перенесен на избранного ________________ ______________ и __________________ _________________.

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

по дисциплине

ОСНОВЫ ГИГИЕНЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

______________________________________________

Ф.И.О. студента

___________________________________

факультет, группа

Тема 1: ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП - student2.ru

Тема 1: ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП - student2.ru Тема 1: ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП - student2.ru Тема 1: ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП - student2.ru

Рабочая тетрадь по дисциплине «Основы гигиены физического воспитания»/ Сост. А.Х. Айдаров – Екатеринбург: ГБПОУ СО «СОПК», 2016. – 56 с.

В рабочей тетради представлены методические рекомендации к практическим занятиям по дисциплине «Основы гигиены физического воспитания» для студентов педагогического колледжа очной формы обучения.

Рабочая тетрадь предназначена для целенаправленной учебной работы студентов в аудитории (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль знаний), для выполнения домашних практических заданий, а также для подготовки (самоконтроль знаний) по дисциплине «Основы гигиены физического воспитания».

ОГЛАВЛЕНИЕ

Тема 1: Проблемы здоровья учащихся различных возрастных групп…….….…4

Тема 2: Основные признаки нарушения здоровья….........................................7

Тема 3: Критерии оценки индивидуального здоровья………………………......10

Тема 4: ЗОЖ как биологическая и социальная проблема. Наследственность и здоровье.….………………………..........………………………………………………….14

Тема 5: Экология и здоровье …………………………...…...…………………….18

Тема 6: Принципы и методы формирования ЗОЖ учащихся. Формирование мотивации к ЗОЖ…..……….…………………………………………………………………...21

Тема 7: Медико-гигиенические аспекты ЗОЖ. Двигательная активность и здоровье………………………….…..............……………………………………………..25

Тема 8: Профилактика вредных привычек ………………………………………..29

Тема 9: Питание и здоровье………………………............………………………...33

Тема 10: Здоровьесберегающая функция учебно-воспитательного процесса. Роль учителя в формировании здоровья учащихся в профилактике заболеваний.......…..34

Тема 11: Совместная деятельность школы и семьи в формировании здоровья и ЗОЖ учащихся …………............................................................………………………….40

Тема 12: Понятие о микробиологии, иммунологии и эпидемиологии.

Понятие об иммунитете и его видах ……………….………..…..............41

Тема 13: Понятие об инфекционных болезнях...................................................….47

Тема 14: Инфекционные заболевания и их профилактика …………………..….50

Рекомендуемая литература……………………………….……………………..…...54

Тема 1: ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП

Задания:

Авторы определения «здоровье» Содержание определения «здоровье»
  1. ВОЗ    
  2. БМЭ    
  3. И.И.Брехман    
  4. В.П.Казначеев    
  5. Н.М.Амосов    

1. Как понимается значение слова «здоровье» различными авторами:

2. Заполните таблицу:

Компоненты здоровья: Краткая характеристика компонента
биологическое здоровье  
психическое здоровье  
социальное здоровье  
определение понятие
    Адаптация  
    Срочная адаптация  
    Кумулятивная адаптация  

3. Дайте определения перечисленным понятиям, заполнив таблицу:

4. Перечислите исходы адаптивного поведения как стадии:

1. ________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________

3. ________________________________________________________________

4. ________________________________________________________________

5. ________________________________________________________________

5. Выберите по одному верному ответу из предложенных тестов. Ответы оформите в таблице:

Номер теста №1 №2 №3 №4 №5 №6
Правильный ответ            

№1. Потенциал здоровья – это …

а) выражение моментального со­стояния равновесия между потенциалом здоровья и запросом,

б) силы, направленные на улучшения системы баланса,

в) способность взаимодействия с окружением для поддержания или восстановления равновесия.

№2. Соматическое здоровье – это …

а) текущее состояние орга­нов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуаль­ного развития,

б) уровень роста и развития органов и систем организма,

в) мера социальной активности.

№3. Основное правило оздоровительной доктрины Соломона:

а) «Здоровье – есть мудрость жизни»,

б) «Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто»,

в) «Ты хо­чешь быть здоровым — сотвори себе здоровье».

№4. П.К.Анохин отмечал, что резервы адаптационных возможностей в организме …

а) всегда ниже, чем их реализация,

б) всегда выше, чем их реализация,

в) уравновешены.

№5. К компонентам психического здоровья относят:

а) соматическое здоровье,

б) физическое здоровье,

в) нравственное здоровье.

№6. В каком году Устав ВОЗ дал определение понятию «здоровье», которое получило широкое распространение до нашего времени:

а) в 1946 году,

б) в 1952 году,

в) в 1963 году.

6. Социальная составля­ющая здоровья складывается под влиянием родителей, друзей, одноклассников в школе, сокурсников в вузе, коллег по работе, соседей по дому и т.д. и отражает со­циальные связи, ресурсы, межличностные контакты. Охарактеризуйте влияние межличностных контактов с сокурсниками в вузе на Ваше социальное здоровье.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. К характеристикам работы, влияющим на здоровье относят: творчество, познание нового, неповторяемость, эмоциональный стресс, вредные привычки коллег, соблюдение гигиенических нормативов, высокая заработная плата, инициативность, дисциплина, рационализм, профессионализм, гиподинамия, внедрение инновационных технологий. Распределите выше перечисленные характеристики в таблице по степени влияния на здоровье человека:

Характеристики, оказывающие положительное влияние Характеристики, оказывающие отрицательное влияние
     

Наши рекомендации