Башкирский институт физической культуры

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАШКИРСКИЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

(филиал) ФГБОУ ВО УралГУФК

Факультет спорта и адаптивной физической культуры

Кафедра физических средств реабилитации

Ишбулатова Гульчачак Рифовна

студентка АФК 402 группы, профиля

«физическая реабилитация»

ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПРИ НАРУШЕНИИ ОСАНКИ

Курсовая работа

по дисциплине физическая реабилитация

Научный руководитель:

канд.биол.наук. доцент

Хабибуллина И.Р.

Уфа, 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..
Глава 1………………...……………………………………………………………
1.1. Анатомо-физиологические аспекты опорно-двигательного аппарата..…
1.2. Этиология, патогенез и клиника при нарушении осанки……...….……...
Глава 2…………………...………………………………..………………………..16 1.3. Методы лечения при нарушении осанки………………...…......................
2.1. Использование лечебной физической культуры при нарушении осанки…….....................................................................................................
2.2. Использование массажа при нарушении осанки…………………………
2.3. Использование физиотерапии при нарушении осанки…………...……...
2.4. Оценка и учет эффективности методик физической реабилитации при нарушении осанки……………….……………………………………..…..
Список использованной литературы…………………………...…….37 Выводы………………………….…………………………………………………
приложения……………………...………………………………………………
   
   
     

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Нарушение осанки с каждым годом становится все более и более распространенным явлением, причем, что более страшно, оно очень сильно «молодеет». Согласно современной статистике, нарушение осанки наблюдается у 28% детей в возрасте 7-9 лет, у 36% детей 10-14 лет, а в возрасте 15-17 лет – уже более чем у 41%.

Нарушение осанки не является заболеванием, но приводит к серьезной патологии. На его фоне снижается подвижность грудной клетки, ухудшается амортизационная функция позвоночника, нарушается деятельность центральной нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем [15].

Реабилитация пациентов с нарушением осанки, носит комплексный характер. Комплекс консервативного лечения нарушения осанки включает лечебную гимнастику, массаж, лечебное плавание, методы ортопедической коррекции, щадящий двигательный режим, обеспечивающий ограничение нагрузок на позвоночник. Ведущая роль в реабилитации принадлежит ЛФК. Клинико-физиологическим обоснованием к применению средств ЛФК в комплексной реабилитации больных с нарушением осанки является связь условий формирования и развития костно-связочного аппарата позвоночника с функциональным состоянием мышечной системы.

Цель исследования: изучить процесс физической реабилитации пациентов с нарушением осанки.

Задачи исследования:

1. Представить анатомо-физиологические аспекты опорно-двигательного аппарата.

2. Проанализировать этиологию, патогенез и клинику при нарушении осанки по данным научно-исследовательской литературы.

3. Изучить средства и методы физической реабилитации пациентов с нарушением осанки по данным научно-исследовательской литературы.

4. Определить адекватные методы оценки эффективности средств физической реабилитации для пациентов с нарушением осанки по данным научно-исследовательской литературы.

5. Оценить функциональное состояние пациентов с нарушением осанки с использованием методов оценки эффективности реабилитационных мероприятий.

ГЛАВА 1

Глава 2

Использование лечебной физической культуры

При нарушении осанки

Показания для назначения ЛФК при нарушении осанки

Занятия лечебной гимнастикой показаны всем пациентам с нарушениями осанки, поскольку это единственный метод, позволяющий эффективно укреплять и тренировать мышечный корсет, выравнивать мышечный тонус передней и задней поверхности туловища, бедер. Наиболее эффективно использование ЛФК в начальных стадиях болезни.

Противопоказания для назначения ЛФК при нарушении осанки

- общее тяжелое физическое состояние больного;

- стойкий болевой синдром;

- противопоказаны физические упражнения, увеличивающие гибкость позвоночника и приводящие его к перерастяжению [18].

Основные задачи ЛФК при нарушении осанки

- обучение навыку правильной осанки и систематическое закрепление этого навыка;

- укрепление мышц туловища и конечностей (выравнивание мышечного тонуса передней и задней поверхности туловища, нижних конечностей, укрепление мышц брюшного пресса);

- нормализация трофических процессов в мышцах туловища;

- осуществление целенаправленной коррекции имеющегося нарушения осанки [27].

Периоды ЛФК при нарушении осанки

Выделяют следующие части курса лечебной физической культуры при нарушении осанки:

Подготовительный период (1 – 2 недели). В подготовительной части курса ЛФК используются знакомые упражнения с малым и среднем количеством повторений упражнений. Основными средствами являются строевые и порядковые упражнения, упражнения, способствующие формированию представления о правильной осанке, правильного дыхания, общеукрепляющие упражнения.

Основной период (4 – 5 недель). В основной части курса ЛФК увеличивается количество повторений каждого упражнения. Решаются основные задачи коррекции имеющихся нарушений осанки. Основными средствами этого периода являются общеразвивающие, дыхательные и специальные корригирующие упражнения, подвижные игры и элементы спортивных игр, закаливающие процедуры.

Заключительный период (1 – 2 недели). В заключительной части курса ЛФК нагрузка снижается, количество повторений каждого упражнения – уменьшается. На протяжении всего курса применяются разгрузочные исходные положения лежа на спине, животе, боку, стоя на четвереньках. Основными средствами этого периода являются специальные упражнения, игры, элементы спорта [29].

Методика ЛФК при нарушении осанки, В.А. Епифанов (2009)

Подготовительный период

Задачи подготовительного периода:

- подготовить организм к последующим нагрузкам;

- научить самостоятельной проверке осанки;

- освоить правильность выполнения упражнений;

- создать благоприятный психологический контакт между инструктором и занимающимся.

В подготовительной части курса ЛФК используются знакомые упражнения с малым и среднем количеством повторений упражнений. Создается зрительное восприятие правильной осанки и мысленное ее представление, повышается уровень общей физической подготовленности. Занятия лечебной гимнастикой проводятся в поликлиниках, врачебно-физкультурных диспансерах 3-4 раза в неделю.

На занятиях с пациентами, имеющих нарушение осанки, необходимо соблюдать два обязательных организационно-методических условия.

Первое: наличие гладкой стены без плинтуса (желательно на противоположной от зеркала стороне), что позволяет пациенту, встав к стене, принять правильную осанку, имея 5 точек соприкосновения - затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы, пятки и ощутить правильное положение собственного тела в пространстве, вырабатывая проприоцептивное мышечное чувство, которое при постоянном выполнении передается и закрепляется в ЦНС за счет импульсов, поступающих с рецепторов мышц. Впоследствии навык правильной осанки закрепляется не только в статическом (исходном) положении, но и в ходьбе, при выполнении упражнений.

Второе: в зале для занятий должно быть большое зеркало, чтобы пациент мог видеть себя в полный рост, формируя и закрепляя зрительный образ правильной осанки. Уменьшение количества занятий до 2 раз является неэффективным. Длительность занятия: 15-20 минут [11].

Основной период

Задачи основного периода:

- нормализовать трофические процессы мышц туловища;

- создать благоприятные условия для увеличения подвижности позвоночника;

- осуществлять целенаправленную коррекцию имеющегося нарушения осанки;

- систематически закреплять навык правильной осанки;

- вырабатывать общую и силовую выносливость мышц туловища и повысить уровень физической работоспособности;

- улучшение и нормализация течения нервных процессов;

- нормализация эмоционального тонуса пациента;

- стимуляция деятельности органов и систем.

В основной части курса ЛФК увеличивается количество повторений каждого упражнения. Решаются основные задачи коррекции имеющихся нарушений осанки. Корригирующие упражнения проводятся в спокойном, медленном темпе с большим количеством повторений. После каждого корригирующего упражнения даются дыхательные и упражнения на расслабление. Занятия проводятся групповым и малогрупповым способом (7-10 человек). Продолжительность занятия – 30–45 мин (не менее 3 раз в неделю). Занятие ЛГ состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.

В подготовительной части решается задача подготовки организма к выполнению специальных корригирующих упражнений в основной части занятия. Применяемые упражнения направлены на улучшение работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем, на воспитание правильной осанки, концентрацию внимания. Методист ЛФК стремится снять у пациентов симптом скованности, развить свободу движения [11].

В этой части занятия надо провести построение группы; затем ходьба по залу, во время которой выполняются различные движения руками для развития мышц плечевого пояса и подвижности в плечевых суставах (например, махи, круговые движения). Используются различные варианты ходьбы: обычная; с подниманием прямых ног или ног, согнутых в коленях; в приседе; «прыжок лягушки»; «ход слона»; «шаги медведя»; на пятках; на носках; на наружных краях стоп (следует исключить ходьбу на внутренних краях стопы, так как она провоцирует развитие плоскостопия); перекаты с пятки на носок; ходьба и кратковременный бег в различном темпе и различных направлениях («змейкой», спиной вперед). Дыхательные упражнения выполняются самостоятельно и в сочетании с движениями верхних конечностей. Далее следуют упражнения в и. п. стоя перед зеркалом: общеразвивающие для мышц шеи, нижних конечностей и плечевого пояса; для формирования и закрепления навыка правильной осанки.

В основной части занятия упражнения выполняются в и. п. стоя. Применяются локальные корригирующие упражнения, направленные на исправление дуги искривления позвоночного столба и патологически измененных мышечных групп; упражнения в равновесии; дыхательные.

Занятия ЛГ проводятся в наиболее эффективных исходных положениях лежа, стоя в упоре на коленях, коленно-кистевом. Обязательна осознанная и активная коррекция позвоночника. Выполнение упражнений начинается с дистальных отделов конечностей, постепенно переходя к проксимальным отделам. Применяются упражнения на общую и силовую выносливость мышц брюшного пресса, спины, грудной клетки, способствующие созданию рационального мышечного корсета.

Вместе с ОРУ используются упражнения для коррекции позвоночника и ног, деторсионные, а также упражнения, оказывающие дифференцированные воздействия на измененные мышечные группы (симметричные и асимметричные).

Во второй половине основной части занятия выполняются упражнения на снарядах, направленные на специальную коррекцию, деторсию и равновесие: на гимнастической стенке (проверка осанки, симметричное и асимметричное поднимание и спуск по гимнастической стенке, смешанный симметричный вис, упражнения с сопротивлением с использованием резинового бинта, упражнения на равновесие); на гимнастической скамейке (ходьба простая, с мешочком на голове, полуласточка, подтягивание туловища из и.п. лежа на животе, руки впереди); на наклонной плоскости (сгибание и разгибание ног; подтягивание туловища, пассивная коррекция, деторсионные упражнения). Для повышения моторной плотности занятия группу можно разделить на две подгруппы: первая работает на гимнастической стенке, вторая – на гимнастической скамейке; затем группы меняются местами [11].

В заключительной части занятия решается задача снижения нагрузки на все органы и системы организма. Применяются упражнения в расслаблении мышц, медленная ходьба с сохранением правильной осанки; индивидуально используется лечение положением.

Продолжительность различных частей занятия зависит от уровня физической подготовленности пациента, поставленных задач, а также периода реабилитации. Темп выполнения упражнений – обычно средний; в упражнениях, направленных на силовое развитие отдельных мышечных групп, а также в упражнениях корригирующего характера – медленный. Дозировать нагрузку на занятиях корригирующей гимнастикой следует на основании оценки функциональных возможностей пациентов, определяя сдвиги ЧСС и ее восстановление после нагрузки.

Заключительный период

Задачи заключительного периода:

- закрепление навыка правильной осанки и умения поддерживать ее в различных условиях и положениях тела;

- закрепление навыка правильного дыхания;

- снижение физической нагрузки;

- выработать общую и силовую выносливость мышц туловища;

- повысить уровень физической работоспособности.

В заключительной части курса ЛФК нагрузка снижается, количество повторений каждого упражнения – уменьшается. Воспитание навыков правильной осанки осуществляется в процессе всего курса занятий с использованием упражнений в балансировании, упражнений у зеркала, упражнений с выключением зрительного контроля, направленных на выработку мышечного чувства правильного положения тела. В заключительной части курса ЛФК нагрузка снижается. Количество повторений каждого упражнения – среднее.

На протяжении всего курса применяются разгрузочные исходные положения: лежа на спине, животе, боку, стоя, на четвереньках. Через каждые 2-3 недели занятий обновляется 20-30% упражнений. В год пациент с нарушением осанки должен пройти 2-3 курса ЛФК, что позволяет выработать стойкий динамический стереотип правильной осанки [11].

Примерный комплекс ЛФК для пациентов с нарушением осанки представлен в приложении 3.

Специальные упражнения при нарушениях осанки

Чтобы восстановить правильную осанку у детей и взрослых, необходимо уменьшить угол наклона таза. Для этого нужны следующие специальные упражнения:

- упражнения, укрепляющие мышцы брюшного пресса;

- упражнения, направленные на растяжение мышц-сгибателей и укрепления мышц – разгибателей тазобедренных суставов;

- упражнения, направленные на растяжение задних связок нижнегрудного и поясничного отделов позвоночника и мышц поясничной области;

- дыхательные упражнения, для развития грудной клетки. При этом она увеличивается в объеме, а следовательно, увеличивается и жизненная емкость легких. Применяется грудное и брюшное дыхание [18].

ВЫВОДЫ

1. В процессе анализа литературы нами были изучены анатомо-физиологические аспекты опорно-двигательного аппарата. Анализ литературы показал, что позвоночный столб – основная часть осевого скелета человека. Состоит из 32–34 позвонков, соединённых между собой хрящами, суставами и связками или сросшихся. Позвоночный столб выполняет роль осевого скелета, который является опорой тела, защитой находящегося в его канале спинного мозга и участвует в движениях туловища и черепа. Позвонки соединяются между собой при помощи хрящей, связок и суставов. В каждом движении позвоночника участвуют слаженно работающие мышцы многих позвоночных двигательных сегментов.

2. В процессе анализа научно-исследовательской литературы выявлено, что нарушения осанки – это симптом, характеризующий группу заболеваний, проявляющихся искривлением позвоночника. Для каждого вида нарушения осанки характерно свое положение позвоночника, лопаток, таза и нижних конечностей. Отклонение позвоночника в сторону – сколиоз. В передне-заднем направлении – сутулость, круглая спина, кругловогнутая спина, плоская спина, плосковогнутая спина. У пациентов с нарушением осанки отмечается значительное снижение общей работоспособности и функциональных возможностей опорно-двигательного аппарата, что делает необходимым последующее восстановительное лечение.

3. В реабилитации у пациентов с нарушением осанки наиболее эффективен комплексный подход, включающий в себя лечебную физическую культуру, лечебное плавание, массаж, физиотерапию и другие средства физической реабилитации.

4. Лечебная физкультура при нарушении осанки способствует укреплению мышц туловища и формированию мышечного корсета. Таким образом, осуществляется стабилизирующее воздействие на весь позвоночник, улучшается осанка и корригируются деформации позвоночного столба.

5. Массаж при нарушении осанки способствует укреплению мышц и мышечного корсета со стороны деформации и удлинению и растяжению мышц и тканей со стороны мышечной контрактуры.

6. Физиотерапия при нарушении осанки применяется с целью укрепления мышечного корсета; создания благоприятных условий для снятия блоков позвоночно-двигательных сегментов; улучшения работы внутренних органов; устранения боли.

7. К методам оценки эффективности средств физической реабилитации для пациентов с нарушением осанки можно отнести следующие: становая динамометрия, проба Pavelky, проба Штанге, исследование частоты дыхательных движений, гарвардский степ – тест, проба Ромберга, оценка силовой выносливости мышц брюшного пресса.

8.Показатели оценки функционального состояния у пациентов с нарушением осанки отличаются от нормы: становая сила – на 16,3 %, ротационная функция позвоночника – на 17,1 %, адаптация к гипоксии на вдохе – на 10,7 %, частота дыхательных движений – на 14,5 %, общая физическая работоспособность – на 19,2 %, равновесие тела – на 12,7 %, силовая выносливость мышц брюшного пресса – на 10,8 %.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев Е.П., А.Н. Мироненко. Анатомия и физиология [Текст]: учебное пособие для студентов. М.: Мир, 2012. 160 с.

2. Белая М.А. Руководство по лечебному массажу [Текст]: учебник. М.: Медицина, 2009. 306 с.

3. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность [Текст]: учебник. М.: Наука, 2007. 392 с.

4. Бирюков А.А. Лечебный массаж [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений [Текст]. М.: Академия, 2010. 368 с.

5. Бубновский С.М. Физкультура без освобождений [Текст]: учебное пособие. М.: Мир, 2006. 53 с.

6. Выдрин В.М. Теория физической культуры [Текст]: учебное пособие. М.: Советский спорт, 2008. 324 с.

7. Данько Ю.И. Очерки физиологических упражнений [Текст]: методическое пособие. М.: Медицина, 2014. 205 с.

8. Дешин Д.Ф. Врачебный контроль [Текст]: учебник. М.: Физкультура и спорт, 2012. 514 с.

9. Евсеев С.П., Шипицина Л.М. Частные методики адаптивной физической культуры [Текст]: учебное пособие. М.: Советский спорт, 2009. 356 с.

10. Евсеев С. П. Адаптивная физическая культура, ее философия, содержание и задачи [Текст]: учебник, М.: Академия, 2006. 403 с.

11. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура [Текст]: учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. 567 с.

12. Зайцев А.А., Копеева Е.П., Палищук Н.К. Физическое воспитание дошкольников [Текст] : учебное пособие. М.: Советский спорт, 2007. 185 с.

13. Зациорский В.М., Арунин А.С., Селуянов В.Н. Биомеханика двигательного аппарат человека [Текст]: учебник. М.: ФиС, 2011. 291с.

14. Карташова Т.Ю. Диагностика нарушений осанки [Текст]: учебник. М.: Академия, 2013. 451 с.

15. Красикова И.С. «Нарушение осанки: профилактика и лечение [Текст]: учебное пособие. М.: Корона, 2012. 128 с.

16. Легафт П.Ф. Анатомия мышечной системы [Текст]: учебник. М.: Мир, 2008. 342 с.

17. Леонтьев А.Н. Возрастная физиология [Текст]: руководство по физиологии. М.: Медицина, 2005. 115 с.

18. Лечебная физическая культура [Текст]: учебник для студ. Высш.учеб.заведений / C.Н. Попов, Н.М. Валеев, Т.С. Гарасева. М.: Академия, 2006. 416 с.

19. Лубышева Л.И. Современные подходы к формированию физкультурного знания у студентов вузов [Текст]: учебник. 2011. 351 с.

20. Маркс В.О. Ортопедическая диагностика [Текст]: учебное пособие. Минск: Наука и механика, 2008. 204 с.

21. Николайчук Л.В., Николайчук Э.В. Остеохондроз, сколиоз, плоскостопие [Текст]: учебник. М.: Книжный Дом, 2014. 320 с.

22. Очерет А.Л. Профилактика и лечение сколиоза [Текст]: учебник. М.: Центрполиграф, 2011. 252 с.

23. Плаксунова Э. В. Коррекционное значение средств адаптивной физической культуры в восстановлении двигательной функции у детей с сочетанными нарушениями в развитии [Текст] : методическое пособие. М.: Мир, 2008. 422 с.

24. Сапин М.Р. Анатомия [Текст]: учебник. М.: Академия, 2006. 384 с.

25. Селуянов В.Н., Мякиченко Основы теории оздоровительной физической культуры [Текст]: учебное пособие. М.: Мир, 2006. 342 с.

26. Сосин И.Н., Кариев М.Х. Физиотерапия в хирургии, травматологии и нейрохирургии [Текст]:учебник. Ташкент: Медицина, 2004. 368 с.

27. Спешнев Ф.Ф. Спортивно-вспомогательная гимнастика [Текст]: учебное пособие. М.: ФиС. 2007. 367 с.

28. Статистика. Обработка спортивных данных на компьютере /под ред. М.П. Шестакова и Г.И. Попова [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений физической культуры [Текст]. М.: Спорт Академия Пресс, 2012. 278 с.

29. Попов С.Н. Физическая реабилитация [Текст]: учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 608 с.

30.Чаклин В.Д., Абальмасова Е.А. Сколиоз и кифозы [Текст]: учебник. М: Медицина, 2003. 211 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Позвоночный столб

башкирский институт физической культуры - student2.ru

Приложение 2

Виды нарушений осанки

башкирский институт физической культуры - student2.ru

Приложение 3

Примерный комплекс ЛФК для детей 12-14 лет с нарушением осанки

в основном периоде, В.А. Епифанов (2009)

Часть занятия Содержание Дозировка ОМУ
Вводная часть: ОРУ : ДУ (1:1) Подготовка организма к предстоящей нагрузке   12 минут     Проверка правильной осанки у стены, перед зеркалом.   1 мин Излишне не напрягать мышцы.
1) И.П.: стоя, на голове мешочек с песком. Придать туловищу симметричное положение.   2 раза     Перед зеркалом. Следить за симметричным положением плеч, сдвиг туловища устранить.
2) Ходьба, разновидности ходьбы: на носках, пятках, высоко поднимая колени.   2 мин   Следить за правильной осанкой
3) Ходьба по лестнице лежащей на полу. 1 мин Руки в сторону, сохраняя равновесие.
4) Медленный бег. 30 сек  
5) И.п.- сидя на мяче, руки на поясе. 1. Наклон головы вправо. 2. И.п. 3. Наклон головы влево. 4. И.п. 3-4 раза в каждую сторону.   Держать равновесие, плечи не поднимать. Упражнение укрепляет мышцы шеи.
6) И.П.: основная стойка: 1. Руки через стороны вверх – вдох; 2. И.п. – выдох.   6-8 раз     Вдох - носом, выдох - удлинённый ртом  
7) И.П.: то же: То же с мячом 6-8 раз Темп медленный
8) И.п.: стойка, ноги врозь: 1. Выдох, наклон головы назад 2. Вдох – И.п. 3. То же вперед 4. И.п.     8 раз       Слушай счет  
9) И.П.: стойка, ноги на ширине плеч. 1. Руки через стороны вперёд – вдох; 2. И.п. – выдох.   6-8 раз     Опустить плечи, поднять локти  

Продолжение прил. 3

  10) И.п.: основная стойка 1. Вдох, на носочки 2. Выдох – И.п. 8 раз    
11) И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны. 1-3.Вращательные движения в лучезап.суставе вовнутрь 4. И.п. 5-7. То же наружу 8. И.п.     8 раз         Руки прямые, делаем вместе  
12) И.П.: основная стойка: 1. Руки вверх – вдох; 2-4: И.п. – выдох.   6 раз   Выдох удлинённый
Основная часть 20 минут   1) И.П.: лежа на спине: 1. Упором на локти, таз вверх – вдох; 2–3 – Удержать положение; 4. И.п. 6 раз   Дыхание не задерживать    
2) И.П.: лежа на спине: 1. левую ногу поднять– вдох; 2–3. Удержать положение; 4. И.п. 5-8: то же правой.   8 раз       Ногу в колене не сгибать    
3) И.П.: лежа на левом боку, левая рука под головой, правая на пояснице: 1. Правую руку через сторону за голову – потянуться – вдох; 2. И.п. – выдох.   5-8 раз       Выдох удлиненный  
4) И.П.:стоя, спиной к стене, руки по бокам: 1. Присед; 2,3 -фиксация в положении 4. И.п   8-10 раз   Спина прямая При приседе не отрываем спину от стены Выдох при приседе    
5) И.П.: лёжа на животе: 1. Правую руку, левую ногу вверх – вдох; 2–3. Удержать положение; 4. И.п.-выдох 5. левую руку , правую ногу вверх-вдох; 6-7. Удержать положением 8. И.п.-выдох.     5-8 раз     Рука прижата к уху  

Продолжение прил. 3

    6) И.п.: основная стойка 1. Вдох через нос 2. Выдох через рот 8 раз   Грудное дыхание
И.п. Лёжа на спине, руки за головой.Упражнение «велосипед»:   По 8 раз в каждую сторону Дыхание ровное Поясница прижата к полу
8) Брюшное дыхание Вдох через нос Выдох через рот 6 раз  
9) «Кошка» - спину вверх и вниз 7 раз Движения плавные Не забываем про дыхание
10) И.П.: лёжа на животе. Имитация плавания брассом. 3-6 раз   Следить за симметричным положением туловища
12) И.П.: лёжа на животе, правая рука у подбородка, левая вытянута вперёд: 1. Прогиб, левую руку вверх – вдох; 2–3. Удержать положение; 4. И.п.   5-8 раз       Дыхание произвольное  
И.п.Стоя, упор руками в стену. Отжимания от стены.   12-15 раз   Дыхание не задерживать. Спина прямая, расстояние от стены- 1 шаг.
14) И.П.: лёжа на животе, с упором на локти: 1. вверх обе ноги – вдох; 2. И.п. – выдох. 5-6 раза     Поднять туловище на угол 15–20°
15) И.П.: лёжа на животе, правая рука – под подбородком, левая – вперёд: 1. левую руку вверх, правую ногу – прогнуться – вдох; 2–3. Удержать положение; 4. И.п. – выдох.   3-12 раз       Дыхание не задерживать  
16) И.П.: основная стойка: 1. «Ласточка» на правой ноге; 2–3. Удержать положение; 4. И.п. 3-12 раз В процессе обучения И.п. - стоя на полусогнутой ноге

Продолжение прил. 3

  17) И.п.: стойка, руки вдоль туловища 1. Вдох через нос 2. Выдох через рот с произношением звуков «с-с» 4-6 раз   Выдох глубже  
И.п.Лёжа на животе, руки вытянуты вперед, ноги приподняты.Упражнение «лодочка»   3–9 раз   Следим за дыханием Прогибаемся как можно сильнее
17) И.П.: лежа на спине: 1. прямые ноги вверх; 2–3. Удержать положение; 4. И.п. 10 сек   Поднять на угол 15–30°. Дыхание произвольное
Заключительная Часть     Привести организм в прежнюю норму 8 мин Проверка осанки: 1. Ходьба с сохранением правильной осанки 1-2 мин В медленном темпе, дыхание произвольное
1) И.П.: стойка на корточках, с упором рук сзади: Ходьба вперёд, спиной вперёд, правым боком, левым боком   1 мин Темп медленный    
2) В ходьбе руки через стороны вверх, потянуться, встать на носки – вдох; И.п. – выдох. 6-8 раз   Темп медленный
И.п. сидя, руки перед собой 1.Тянемся руками к икрам; 2,3 фиксация; 4. И.п. 15-20 сек Тянемся как можно дальше Выдох при протягивании
3. И.П.: лежа на спине, руки к плечам: 1 - Руки от плеч вверх. 2 – И.п. 3 - от плеч вниз. 4 – И.п. 5-вдох, и.п. 6раз  
И.П.: стойка, руки вытянуты вперед: 1.Вдох через нос, сгибание пальцев; 2. И.п. Выдох через рот,       10 раз     Темп средний

Продолжение прил. 3

  4) И.П.: основная стойка: 1. Руки через стороны вверх – вдох; 2. И.п. – выдох   5) Упр. на расслабление «Полет белой птицы» Я лежу на теплом желтом песке, надо мной спокойное, чистое, синее небо. Все тело заполнено приятной прохладой, голова ясная и чистая, мышцы легкие и бодрые, три глубоких вдоха, открываю глаза, встаю. 8 раз   2 мин     Вдох носом, выдох ртом
И.П.: стойка, ноги на ширине плеч: 1–2: вдох через нос; 3–4: выдох через рот.   4-6 раз Выдох глубже
Общее время занятия 40 мин  

Приложение 4

Технология массажа при нарушении осанки (круглая спина),

А.А. Бирюков (2010)

Порядок воздействия Рабочие сегменты Время (мин.) Приемы массажа
  Область спины Поглаживание, выжимание Разминание
  Тазовая область: ягодичные мышцы крестец мышцы спины (от поясничной области до нижних углов лопаток)             Поглаживание, выжимание Разминание   Растирание   Поглаживание, выжимание Разминание
    Поясничная область Поглаживание Растирание Разминание
  Нижние конечности(задняя и передняя поверхности): мышцы задней поверхности бедра икроножные мышцы передняя поверхность бедра передние мышцы голени голеностопный сустав тыльная часть стопы                   Поглаживание, выжимание Разминание   Поглаживание, выжимание Разминание   Поглаживание, выжимание Разминание   Поглаживание, выжимание Разминание   Поглаживание Растирание   Растирание
Время массажа 1час  

Приложение 5

Первичный протокол

    Ф.И.О. Равновесие тела, сек Частота дыхательных движений, раз/мин Силовая выносливость мышц брюшного пресса раз/мин. Адаптация к гипоксии на вдохе, сек Физическая работоспособность усл.ед. Становая сила, кг Ротационная функция позвоночника, см
Норма 16-18 40-55 80-90 80-90
Быкова З.В.
Лещук Н.И.
Сафина Л.Л.
Выдрина Р.Р.
Зацепина К.М.
Салимова Н.И.
Кунц Р.В.
Фазылова Т.С.
Иванова С.Р.
Титова А.П.
Х 19,1 24,8 20,9 23,3 57,7 69,3 3,3
σ 3,9 2,2 2,3 6,2 5,1 7,4 0,9

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАШКИРСКИЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

(филиал) ФГБОУ ВО УралГУФК

Факультет спорта и адаптивной физической культуры

Кафедра физических средств реабилитации

Наши рекомендации