Посуда и оборудование, используемые для проведения исследований

Рабочая тетрадь

для лабораторных работ

по учебной дисциплине «Химия»

специальности 31.05.01 Лечебное дело

студента ________ группы лечебного факультета

20__/_____ учебный год

____________________________________________________________

(Ф.И.О.)

Посуда и оборудование, используемые для проведения исследований - student2.ru Посуда и оборудование, используемые для проведения исследований - student2.ru Ханты-Мансийск, 2016

УДК:54

ББК:24.1

С 62

Рецензенты:

Заведующий кафедрой нормальной и патологической физиологии БУ ВО ХМАО-Югры «Ханты-Мансийская государственная медицинская академия», д.м.н., профессор В.И. Корчин

Заведующая кафедрой аналитической и органической химии ГБОУ ВПО «Тюменский государственный медицинский университет» Минздрава России, д.ф.н., профессор Т.А. Кобелева

Соловьев В.Г., Никонова Л.Г., Гагаро М.А., Калашникова С.П.

С 62 Учебно-методическое пособие «Рабочая тетрадь для лабораторных работ по дисциплине «Химия»» для студентов лечебного факультета».– Ханты-Мансийск: Изд-во ИИЦ ХМГМА, 2016. - 26 с.

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС ВО по специальности Лечебное дело и предназначено для студентов 1 курса лечебного факультета. Цель пособия состоит в выработке у студентов навыков постановки, выполнения экспериментальной работы, оформления результатов, формулирования выводов, что, в конечном итоге, способствует формированию общекультурных и профессиональных компетенций в рамках изучения дисциплины.

Рекомендовано к изданию ЦКМС Ханты-Мансийской государственной медицинской академии (протокол № 7от 08.06.2016 г.)

© Ханты-Мансийская

государственная

медицинская

Посуда и оборудование, используемые для проведения исследований - student2.ru академия

Введение

Целью выполнения лабораторных работ является формирование профессиональных компетенций на основе приобретенных знаний и умений в процессе подготовки и выполнения экспериментальных исследований.

Лабораторная работа выполняется малыми группами студентов. Перед проведением работы нужно ознакомиться с правилами техники безопасности, описанием опытов, организовать рабочее место, распределить функции в группе. Протоколы лабораторных работ следует заполнять аккуратно, на вопросы к защите работ выполнять письменно. За 10 минут до окончания занятия следует представить оформленный протокол лабораторной работы преподавателю для защиты, по результатам которой в журнал выставляется оценка в соответствии с критериями.

Критерии для оценивания выполнения, оформления и защиты лабораторных работ:

Выполнение, оформление и защита лабораторной работы оценивается «зачтено» при условии, что работа выполнена грамотно, аккуратно, представлены правильные ответы на вопросы к защите лабораторной работы и допущены незначительные ошибки, которые могут быть исправлены с помощью преподавателя.

Инструкция

по охране труда для студентов при работе в учебно-научной химической и биохимической лаборатории

1.Общие требования охраны труда

1.1.Настоящая инструкция устанавливает требования, обязательные для исполнения студентами в учебно-научной химической и биохимической лаборатории (далее -лаборатории).

1.2.Нарушения (невыполнение, ненадлежащее выполнение или уклонение от выполнения) требований данной инструкции, в зависимости от наступивших последствий, влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.

1.3.К работе в лабораториях кафедры допускаются студенты прошедшие инструктаж по охране труда и пожарной безопасности.

1.4.Работать в лаборатории разрешается только в халатах с длинными рукавами, колпаках, перчатках, при необходимости в респираторах. При выполнении практических работ в медицинских перчатках, очках, прорезиненных нарукавниках. Длинные волосы должны быть аккуратно подобраны

1.5.В лаборатории запрещается курить, принимать пищу и напитки.

1.6.Запрещается работать в лаборатории в отсутствие преподавателя или лаборанта, а также выполнять в лаборатории экспериментальные работы, не связанные с выполнением учебного практикума.

1.7.Во время работы в лаборатории необходимо соблюдать чистоту, тишину и порядок. При всех работах с химическими веществами соблюдать максимальную осторожность, помня, что неаккуратность, невнимательность, недостаточное знакомство с приборами и свойствами веществ могут повлечь за собой несчастный случай.

1.8.Все процедуры при выполнении работы (отмеривание реактивов, их переливание, нагревание и т. д.) должны производиться только на своем рабочем месте или под тягой.

1.9. Запрещается подключать неизвестные приборы к лабораторным розеткам.

1.11. Запрещается переносить включенные приборы.

1.10. Все вопросы по выполнению эксперимента, возникающие в процессе работы, следует немедленно выяснить у преподавателя.

1.12. Возможные опасности при работе в лаборатории:

- поражение электрическим током;

- химический ожог разных частей тела;

- инфицирование при работе с биологическим материалом;

- травмирование при нарушении правил безопасности при работе с приборами и оборудованием.

Требования охраны труда перед началом работы

2.1.Студент должен быть информирован о содержании предстоящей работы и знать ее методические особенности по учебному практикуму.

2.2.Лабораторный журнал должен быть заранее оформлен.

2.3.Работа в лабораториях должна производиться с исправными приборами, неповрежденной посудой, известными реактивами и материалами.

2.4.Химическая посуда должна быть чистой, т. к. грязь может изменить ход реакции.

2.5.Работа с газообразными и летучими веществами, вредными для здоровья, должна производиться только под тягой, с применением средств индивидуальной защиты.

2.6. При работе с биологическим материалом проверить наличие индивидуальных средств защиты, дезинфицирующих растворов.

Требования охраны труда во время работы

3.1.Запрещается проводить опыты, не назначенные преподавателем, вносить, и выносить из лаборатории любые вещества и приборы без разрешения преподавателя.

3.2.Химические реакции надлежит выполнять с такими количествами и концентрациями веществ, в таких приборах и посуде, как указано в описаниях работ. Необходимо внимательно прочесть надпись на этикетке, прежде чем взять вещество для опыта.

3.3.Никакие вещества в лаборатории нельзя пробовать на вкус. Нюхать какие бы то ни было вещества в лаборатории необходимо с осторожностью, не вдыхая полной грудью, а направляя к себе пары или газ движением руки.

3.4.Обо всех неполадках в работе оборудования, водопровода, электросети студенты обязаны сообщить преподавателю. Устранять неисправности самостоятельно запрещается.

3.5.При получении травм (порезы, ожоги и т. п.), а также при плохом самочувствии необходимо немедленно сообщить преподавателю.

3.6.Необходимо соблюдать большую осторожность при работе с кислотами, щелочами, солями тяжелых металлов, а также такими веществами, как бромная вода, фенол и др. Следует остерегаться попадания указанных реактивов на кожу (ожоги), одежду (разъедание ткани) и внутрь организма (отравления).

3.7. Перед зажиганием спиртовок нужно удостовериться, что корпус её исправен, фитиль выпущен на нужную высоту, и распущен, а горловина и держатель фитиля сухие. Фитиль должен плотно входить в направляющую трубку держателя (иначе возможна вспышка паров внутри спиртовки и взрыв).Зажженную спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя зажигать одну от другой. Гасить спиртовку нужно одним способом - накрывать пламя фитиля колпачком. Задувать пламя запрещается.

3.8.Нельзя наклоняться над сосудом, в котором кипит или наливается какая-нибудь жидкость (особенно едкая), так как брызги могут попасть в глаза.

3.9.Нагревая жидкость в пробирке или колбе, сосуд надо держать держателем, и следить за тем, чтобы отверстие было направлено в сторону от себя и соседей по работе.

3.9.Горячему стеклу надо дать хорошенько остыть, прежде чем брать его руками. Помните, что горячее стекло по виду ничем не отличается от холодного.

3.10.Сосуды с веществами или растворами необходимо брать одной рукой за горлышко, а другой снизу поддерживать за дно.

3.11.При переливании жидкостей необходимо пользоваться воронкой, поставленной в кольцо штатива над сосудом приемником.

3.12.Набирать в пипетку растворы химических веществ (пипетировать) ртом строго запрещено.

3.13.Неиспользованные реактивы никогда не помещают обратно в тот сосуд, из которого они были взяты. Нельзя опускать в сосуды с реактивами никаких других веществ или предметов, кроме чистого шпателя, который прилагается к банке, и служит для набирания из нее сухого реагента.

3.14.При всех процедурах, которые могут сопровождаться прямыми или случайными контактами с кровью, жидкостями организма и другими потенциально инфицированными материалами, следует надевать перчатки, при угрозе разбрызгивания - в маску, очки. После использования перчатки следует снимать асептически и мыть руки.

3.15.Лабораторные инструменты, иглы, капилляры, предметные стекла, пробирки, меланжеры, счетные камеры, кюветы фотоэлектрокалориметра, пипетки, наконечники, резиновые груши и другая посуда после каждого использования должны подвергаться дезинфекции погружением в промаркированные емкости с дез.растворами.

Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. О любом несчастном случае пострадавший или очевидцы обязаны незамедлительно сообщить руководителю.

4.2. При возникновении несчастного случая заведующий кафедрой (преподаватель, лаборант) обязаны принять меры по предотвращению воздействия травмирующего фактора на потерпевшего и оказать первую помощь либо обратиться в здравпункт (1 этаж), либо вызвать «Скорую помощь» (вызов со стационарного телефона – 03; 903, с сотового телефона – 112), либо доставить потерпевшего в организацию здравоохранения.

4.3. При обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т. п. немедленно сообщить преподавателю (лаборанту) и следовать его указаниям.

Требования охраны труда по окончании работы

5.1.После выполнения работы студенты должны сдать реактивы, посуду и оборудование лаборанту или преподавателю.

5.2. Снять средства индивидуальной защиты, тщательно вымыть руки с мылом и обработать дезинфицирующим средством.

5.3. Отработанные перчатки поместить в соответствующую емкость, с соответствующей маркировкой (СанПин 2.1.7.2790-10)

Раздел 1. Строение вещества. Основы количественного анализа. Основные закономерности протекания химических процессов. Основные типы равновесий и процессов в жизнедеятельности. Химия биогенных элементов

Расчеты.

1) расчет объема концентрированной серной кислоты, необходимый для приготовления _____моль/л _______ мл раствора.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) расчет объема дистиллированной воды:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сущность работы.Разбавление исходной концентрированной кислоты водой для получения раствора заданной концентрации в соответствии с предварительным расчетом.

Методика. Мерным цилиндром отмерьте _____ мл дистиллированной воды и перелейте в чистую склянку с пробкой. Отмерьте мерным цилиндром или пипеткой __________ мл ______ раствора серной кислоты и осторожно перелейте в ту же склянку. Полученный раствор перемешайте.

На склянку наклейте этикетку с названием раствора, его концентрацией, фамилией приготовившего и датой приготовления.

Вопросы к защите работы.

1. Приведите правила техники безопасности при работе с концентрированной серной кислотой.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Меняются ли при разбавлении раствора количество вещества и концентрация кислоты?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. С какой точностью следует рассчитывать объем концентрированной серной кислоты для отмеривания мерным цилиндром, пипеткой?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Таблица 1

Результаты калориметрического определения реакции нейтрализации.

Измеренные и вычисленные величины Реагирующие вещества
 
Температура раствора кислоты t0к  
Температура раствора основания t0о  
Начальная температура опыта t01= 0,5(t0к + t0о)  
Наивысшая температура после смешения t02  
Δt0= t02 - t01  
Q,кДж  
ΔНр, кДж/моль  

Анализ результатов. Для вычисления по экспериментальным данным теплоты реакции нейтрализации сначала рассчитайте общую теплоемкость калориметра Cm, учитывая теплоемкость раствора и теплоемкость стакана:

Cm = Cm(cm)·m(cm) + Cm(H2O)·m(р-р) ____________________________________________________________________________

где m(р-р) - масса раствора в калориметре, вычисляемая по объему раствора и плотности. Плотность может быть принята равной 1 г/мл.

Затем вычислите выделившуюся в калориметре теплоту Q = Cm·Δt0

Q =_________________________________________________________________________

Эта теплота постепенно по мере выравнивания температуры передается в окружающую среду и может быть принята равной по абсолютному значению изменению энтальпии системы (калориметра): ΔHк = -Q

ΔHк =_______________________________________________________________________

Для расчета теплоты реакции ΔHр-иинайденное значение теплоты необходимо пересчитать на 1 моль реагирующей кислоты или основания, что соответствует 1 моль образующейся воды: ΔHр-ии = ΔHк/n(x)= ΔHк/С(х)∙V, где n(x) - количество одного из веществ, участвующих в реакции

ΔHр-и = _____________________________________________________________________

Рассчитайте теоретическое значение стандартной энтальпии изученных реакций, используя термодинамические свойства веществ и сравните с полученными значениями.

ΔHо298 р-и = __________________________________________________________________

Вывод______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы к защите работы

1. Каковы основные источники ошибок в проведении эксперимента?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. На какие промежуточные стадии можно разделить процесс нейтрализации слабой кислоты сильным основанием?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Чем объясняется постоянство стандартных теплот реакций нейтрализации для разных сильных кислот и оснований?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема № 3. Химическая кинетика и катализ. Химическое равновесие. Учение о растворах. Коллигативные свойства растворов.

Лабораторная работа №3. «Изучение зависимости скорости реакции от концентрации и температуры», «Качественные опыты по химическому равновесию», «Изучение явлений плазмолиза и гемолиза эритроцитов.

Опыт №1.Зависимость скорости реакции от концентрации.

Цель.Изучить влияние концентрации на скорость химического процесса

Оборудование.Мерные пробирки – 2шт.; штатив с пробирками, секундомер.

Реактивы.Раствор серной кислоты С(H2SO4) = 0,2 моль/л, раствор тиосульфата натрия С(Na2S2O3) = 0,2 моль/л.

Задание. Изучить зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ на примере взаимодействия тиосульфата натрия с серной кислотой: Na2S2O3 + H2SO4 → Na2SO4 + SO2↑ + S↓ + H2O

Методика. Для проведения эксперимента приготовьте 3 пробирки, в которые, пользуясь мерной пипеткой, поместите различные объемы раствора тиосульфата натрия. К каждому из этих растворов, при перемешивании прилейте дистиллированную воду, а затем раствор серной кислоты в объемах, указанных в таблице. Отметьте и запишите в таблицу время в секундах, за которое, после добавления серной кислоты, наблюдалось образование осадка коллоидной серы (появление мути). Появление мути нужно смотреть на темном фоне в проходящем свете.

Сразу после выпадения осадка следует быстро вымыть пробирки!!!!

Таблица 1.

Таблица 2.

Рис.1

Вопросы к защите работы.

1. Влияет ли изменение концентрации реагирующих веществ на скорость реакции и константу скорости реакции?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Запишите выражение для констант равновесия, изученных вами реакций.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Каков физический смысл константы равновесия?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Будет ли 0,9% раствор хлорида кальция изотоничен 0,9% раствору хлорида натрия? Рассчитайте осмотическое давление данных растворов при 37 0С. Плотность растворов примите равной 1 г/мл.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Таблица №1

Приготовление буферных смесей с различными значениями рН.

  ПРОБИРКА
№1 №2 №3
Объем раствора кислоты, мл
Объем раствора соли, мл
Соотношение кислота: соль 9:1 1:1 1:9
Значение рН, найденное в опыте      
Значение рН вычисленное      

Измеряют значение рН для каждого раствора. Рассчитывают теоретическое значение рН и записывают в таблицу.

Расчет рН:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сравнивают измеренные значения рН растворов с расчетными. Растворы сохраняют для проведения следующих опытов.

Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Таблица №2

Результаты определения буферной емкости раствора по кислоте

Анализируемый раствор Результаты анализа
Vр-ра, мл рН1 (до титрования) Vкислоты, мл рН2 (после титрования) В, моль/л
Раствор№2          
Раствор№3          

Для каждого определения рассчитайте значение буферной емкости анализируемых растворов.

Расчет буферной емкости:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы к защите работы.

1. Приведите примеры буферных систем с рН больше или меньше 7 при равных концентрациях компонентов.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Как изменится буферная емкость при разведении буфера? Изменится ли при этом рН?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема№5. Комплексообразование. Свойства комплексных соединений. Гетерогенное равновесие. Окислительно-восстановительное равновесие.

Лабораторная работа №5 «Определение общей жесткости воды», «Количественное определение пероксида водорода»

Таблица 1.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение  
  Посуда и оборудование, используемые для проведения исследований  
  Тема № 1. Введение в практикум. Основные законы химии. Классификация и номенклатура неорганических соединений. Способы выражения концентрации растворов. Основы количественного анализа. Лабораторная работа №1. «Приготовление раствора заданной концентрации»  
  Тема № 2. Элементы химической термодинамики и биоэнергетики. Лабораторная работа №2. «Определение теплоты реакций нейтрализации»  
  Тема № 3. Химическая кинетика и катализ. Химическое равновесие. Учение о растворах Лабораторная работа №3. «Изучение зависимости скорости реакции от концентрации и температуры», «Качественные опыты по химическому равновесию», «Изучение явлений плазмолиза и гемолиза эритроцитов»  
  Тема № 4. Протолитические процессы. Свойства буферных систем Лабораторная работа №4. «Методы определения рН среды, свойства буферных растворов»  
  Тема № 5. Комплексообразование. Свойства комплексных соединений. Гетерогенное равновесие. Окислительно-восстановительное равновесие Лабораторная работа №5 «Определение общей жесткости воды», «Количественное определение пероксида водорода»  
  Тема № 11. Физикохимия поверхностных явлений. Адсорбция Лабораторная работа №6.«Адсорбционные процессы»  
  Тема № 12. Физикохимия дисперсных систем и растворов ВМС. Контрольная работа №3 Лабораторная работа № 7. «Свойства ВМС и их растворов»  

Учебно-методическое пособие

«Рабочая тетрадь для лабораторных работ по дисциплине «Химия»» для студентов лечебного факультета»

Составители: Соловьев В.Г., Никонова Л.Г., Гагаро М.А., Калашникова С.П.

Формат 60х84 1/8.

Печать цифровая. Бумага офсетная. Гарнитура Times New Roman.

Усл.печ.л.14. Тираж 10 экз.

Ханты-Мансийская государственная медицинская академия

628011, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, д.40

Информационно-издательский центр ХМГМА

628011, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, д.40

 
  Посуда и оборудование, используемые для проведения исследований - student2.ru

Рабочая тетрадь

для лабораторных работ

по учебной дисциплине «Химия»

специальности 31.05.01 Лечебное дело

студента ________ группы лечебного факультета

20__/_____ учебный год

____________________________________________________________

(Ф.И.О.)

Посуда и оборудование, используемые для проведения исследований - student2.ru Посуда и оборудование, используемые для проведения исследований - student2.ru Ханты-Мансийск, 2016

УДК:54

ББК:24.1

С 62

Рецензенты:

Заведующий кафедрой нормальной и патологической физиологии БУ ВО ХМАО-Югры «Ханты-Мансийская государственная медицинская академия», д.м.н., профессор В.И. Корчин

Заведующая кафедрой аналитической и органической химии ГБОУ ВПО «Тюменский государственный медицинский университет» Минздрава России, д.ф.н., профессор Т.А. Кобелева

Соловьев В.Г., Никонова Л.Г., Гагаро М.А., Калашникова С.П.

С 62 Учебно-методическое пособие «Рабочая тетрадь для лабораторных работ по дисциплине «Химия»» для студентов лечебного факультета».– Ханты-Мансийск: Изд-во ИИЦ ХМГМА, 2016. - 26 с.

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС ВО по специальности Лечебное дело и предназначено для студентов 1 курса лечебного факультета. Цель пособия состоит в выработке у студентов навыков постановки, выполнения экспериментальной работы, оформления результатов, формулирования выводов, что, в конечном итоге, способствует формированию общекультурных и профессиональных компетенций в рамках изучения дисциплины.

Рекомендовано к изданию ЦКМС Ханты-Мансийской государственной медицинской академии (протокол № 7от 08.06.2016 г.)

© Ханты-Мансийская

государственная

медицинская

Посуда и оборудование, используемые для проведения исследований - student2.ru академия

Введение

Целью выполнения лабораторных работ является формирование профессиональных компетенций на основе приобретенных знаний и умений в процессе подготовки и выполнения экспериментальных исследований.

Лабораторная работа выполняется малыми группами студентов. Перед проведением работы нужно ознакомиться с правилами техники безопасности, описанием опытов, организовать рабочее место, распределить функции в группе. Протоколы лабораторных работ следует заполнять аккуратно, на вопросы к защите работ выполнять письменно. За 10 минут до окончания занятия следует представить оформленный протокол лабораторной работы преподавателю для защиты, по результатам которой в журнал выставляется оценка в соответствии с критериями.

Критерии для оценивания выполнения, оформления и защиты лабораторных работ:

Выполнение, оформление и защита лабораторной работы оценивается «зачтено» при условии, что работа выполнена грамотно, аккуратно, представлены правильные ответы на вопросы к защите лабораторной работы и допущены незначительные ошибки, которые могут быть исправлены с помощью преподавателя.

Инструкция

по охране труда для студентов при работе в учебно-научной химической и биохимической лаборатории

1.Общие требования охраны труда

1.1.Настоящая инструкция устанавливает требования, обязательные для исполнения студентами в учебно-научной химической и биохимической лаборатории (далее -лаборатории).

1.2.Нарушения (невыполнение, ненадлежащее выполнение или уклонение от выполнения) требований данной инструкции, в зависимости от наступивших последствий, влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.

1.3.К работе в лабораториях кафедры допускаются студенты прошедшие инструктаж по охране труда и пожарной безопасности.

1.4.Работать в лаборатории разрешается только в халатах с длинными рукавами, колпаках, перчатках, при необходимости в респираторах. При выполнении практических работ в медицинских перчатках, очках, прорезиненных нарукавниках. Длинные волосы должны быть аккуратно подобраны

1.5.В лаборатории запрещается курить, принимать пищу и напитки.

1.6.Запрещается работать в лаборатории в отсутствие преподавателя или лаборанта, а также выполнять в лаборатории экспериментальные работы, не связанные с выполнением учебного практикума.

1.7.Во время работы в лаборатории необходимо соблюдать чистоту, тишину и порядок. При всех работах с химическими веществами соблюдать максимальную осторожность, помня, что неаккуратность, невнимательность, недостаточное знакомство с приборами и свойствами веществ могут повлечь за собой несчастный случай.

1.8.Все процедуры при выполнении работы (отмеривание реактивов, их переливание, нагревание и т. д.) должны производиться только на своем рабочем месте или под тягой.

1.9. Запрещается подключать неизвестные приборы к лабораторным розеткам.

1.11. Запрещается переносить включенные приборы.

1.10. Все вопросы по выполнению эксперимента, возникающие в процессе работы, следует немедленно выяснить у преподавателя.

1.12. Возможные опасности при работе в лаборатории:

- поражение электрическим током;

- химический ожог разных частей тела;

- инфицирование при работе с биологическим материалом;

- травмирование при нарушении правил безопасности при работе с приборами и оборудованием.

Требования охраны труда перед началом работы

2.1.Студент должен быть информирован о содержании предстоящей работы и знать ее методические особенности по учебному практикуму.

2.2.Лабораторный журнал должен быть заранее оформлен.

2.3.Работа в лабораториях должна производиться с исправными приборами, неповрежденной посудой, известными реактивами и материалами.

2.4.Химическая посуда должна быть чистой, т. к. грязь может изменить ход реакции.

2.5.Работа с газообразными и летучими веществами, вредными для здоровья, должна производиться только под тягой, с применением средств индивидуальной защиты.

2.6. При работе с биологическим материалом проверить наличие индивидуальных средств защиты, дезинфицирующих растворов.

Требования охраны труда во время работы

3.1.Запрещается проводить опыты, не назначенные преподавателем, вносить, и выносить из лаборатории любые вещества и приборы без разрешения преподавателя.

3.2.Химические реакции надлежит выполнять с такими количествами и концентрациями веществ, в таких приборах и посуде, как указано в описаниях работ. Необходимо внимательно прочесть надпись на этикетке, прежде чем взять вещество для опыта.

3.3.Никакие вещества в лаборатории нельзя пробовать на вкус. Нюхать какие бы то ни было вещества в лаборатории необходимо с осторожностью, не вдыхая полной грудью, а направляя к себе пары или газ движением руки.

3.4.Обо всех неполадках в работе оборудования, водопровода, электросети студенты обязаны сообщить преподавателю. Устранять неисправности самостоятельно запрещается.

3.5.При получении травм (порезы, ожоги и т. п.), а также при плохом самочувствии необходимо немедленно сообщить преподавателю.

3.6.Необходимо соблюдать большую осторожность при работе с кислотами, щелочами, солями тяжелых металлов, а также такими веществами, как бромная вода, фенол и др. Следует остерегаться попадания указанных реактивов на кожу (ожоги), одежду (разъедание ткани) и внутрь организма (отравления).

3.7. Перед зажиганием спиртовок нужно удостовериться, что корпус её исправен, фитиль выпущен на нужную высоту, и распущен, а горловина и держатель фитиля сухие. Фитиль должен плотно входить в направляющую трубку держателя (иначе возможна вспышка паров внутри спиртовки и взрыв).Зажженную спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя зажигать одну от другой. Гасить спиртовку нужно одним способом - накрывать пламя фитиля колпачком. Задувать пламя запрещается.

3.8.Нельзя наклоняться над сосудом, в котором кипит или наливается какая-нибудь жидкость (особенно едкая), так как брызги могут попасть в глаза.

3.9.Нагревая жидкость в пробирке или колбе, сосуд надо держать держателем, и следить за тем, чтобы отверстие было направлено в сторону от себя и соседей по работе.

3.9.Горячему стеклу надо дать хорошенько остыть, прежде чем брать его руками. Помните, что горячее стекло по виду ничем не отличается от холодного.

3.10.Сосуды с веществами или растворами необходимо брать одной рукой за горлышко, а другой снизу поддерживать за дно.

3.11.При переливании жидкостей необходимо пользоваться воронкой, поставленной в кольцо штатива над сосудом приемником.

3.12.Набирать в пипетку растворы химических веществ (пипетировать) ртом строго запрещено.

3.13.Неиспользованные реактивы никогда не помещают обратно в тот сосуд, из которого они были взяты. Нельзя опускать в сосуды с реактивами никаких других веществ или предметов, кроме чистого шпателя, который прилагается к банке, и служит для набирания из нее сухого реагента.

3.14.При всех процедурах, которые могут сопровождаться прямыми или случайными контактами с кровью, жидкостями организма и другими потенциально инфицированными материалами, следует надевать перчатки, при угрозе разбрызгивания - в маску, очки. После использования перчатки следует снимать асептически и мыть руки.

3.15.Лабораторные инструменты, иглы, капилляры, предметные стекла, пробирки, меланжеры, счетные камеры, кюветы фотоэлектрокалориметра, пипетки, наконечники, резиновые груши и другая посуда после каждого использования должны подвергаться дезинфекции погружением в промаркированные емкости с дез.растворами.

Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. О любом несчастном случае пострадавший или очевидцы обязаны незамедлительно сообщить руководителю.

4.2. При возникновении несчастного случая заведующий кафедрой (преподаватель, лаборант) обязаны принять меры по предотвращению воздействия травмирующего фактора на потерпевшего и оказать первую помощь либо обратиться в здравпункт (1 этаж), либо вызвать «Скорую помощь» (вызов со стационарного телефона – 03; 903, с сотового телефона – 112), либо доставить потерпевшего в организацию здравоохранения.

4.3. При обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т. п. немедленно сообщить преподавателю (лаборанту) и следовать его указаниям.

Требования охраны труда по окончании работы

5.1.После выполнения работы студенты должны сдать реактивы, посуду и оборудование лаборанту или преподавателю.

5.2. Снять средства индивидуальной защиты, тщательно вымыть руки с мылом и обработать дезинфицирующим средством.

5.3. Отработанные перчатки поместить в соответствующую емкость, с соответствующей маркировкой (СанПин 2.1.7.2790-10)

Посуда и оборудование, используемые для проведения исследований

Наши рекомендации