Когнитивный компонент поведения, ведущего к наркотической зависимости

Влияние субъективного контроля на формирование зависимости от наркотиков

Субъективный контроль собственного поведения – локус контроля – является личностным ресурсом, на основе которого формируется поведение человека. Именно от этого ресурса во многом зависит выбор варианта адаптации к социальной среде и жизненный стиль человека. По определению Д. Роттера локус контроля представляет собой «определённую степень восприятия людьми событий, зависящих либо от собственного поведения (интернальный локус контроля) или от других людей, судьбы, удачи (экстернальный локус контроля), а также понимается как «степень понимания человеком причинных взаимосвязей между собственным поведением и достижением желаемого». Выделяется четыре различных категории контроля: поведенческий, когнитивный, информационный и ретроспективный. Поведенческий контроль определяется как вера в возможность того, что поведение человека может влиять на стрессовую ситуацию; когнитивный контроль – как вера в то, что когнитивные стратегии позволяют контролировать воздействие стрессоров; информационный контроль связывается с тем, что помощь информации от среды позволяет личности справиться со стрессовым событием; ретроспективный или атрибутивный контроль включает казуальную атрибуцию стрессовых состояний, то есть позволяет ретроспективно понять причину собственного поведения или происходившего события. Доказано, что лица с внутренним (интернальным) локусом контроля проявляют большую когнитивную активность, более эффективно преодолевают стресс и проявляют более высокий уровень социальной адаптации, чем «экстерналы». Достаточно высокая интернальность молодых людей, не зависимых от психоактивных веществ, обуславливает их активность в достижении целей и позволяет проводить адекватную оценку проблемных ситуаций, выбирать в зависимости от требований среды подходящие стратегии поведения, организовывать и контролировать свои социальные контакты, определять вид и объём социальной поддержки. Ощущение контроля над средой способствует эмоциональной устойчивости, социальной активности, осознанным профессионально-образовательным устремлениям, принятию на себя ответственности за собственную жизнь и происходящие в ней события. Хроническая наркотизация влияет на формирование экстернальной ориентации контроля в отдельных сферах деятельности. Молодые люди с наркотической зависимостью теряют контроль над социальными ситуациями и собственным поведением. Теряя контроль над отношениями с членами семьи и значимыми другими, они образуют единственную социальную сеть, члены которой объединены общей потребностью в наркотиках. Однако и в области межличностных отношений со значимыми другими у зависимых от наркотика лиц отмечается низкая интернальность. Снижается интернальность в области неудач. Ответственность за собственные неудачи возлагается на других. Причины неудач не рассматриваются как результат социальной некомпетентности, и личность не предпринимает никаких попыток изменить своё поведение. Перенос ответственности на окружение или судьбу помогает избежать чувства вины и признания необходимости изменить собственное поведение. Накапливающийся опыт неудач в разрешении сложных жизненных проблем формирует убеждённость в том, что эффективно справиться с жизненными трудностями невозможно. Это усиливает ожидания негативного ответа со стороны среды и увеличивает чувствительность к стрессу. Новые неудачи ещё более нарушают отношения со средой, снижают контроль над ней, приводят к новым конфликтам. Успехи и достижения наркотизирующейся группы и её членов на деле оказываются по своим последствиям новыми социальными неудачами, имеющими серьёзные юридические и общественно негативные последствия. Когнитивный компонент поведения, ведущего к наркотической зависимости Локус контроля, также как и Я-концепция тесно связаны с когнитивным развитием личности. Когнитивное развитие базируется на изменениях Я-концепции и формировании зрелого стиля мышления. При этом необходимо учесть, что в подростковом и юношеском возрасте когнитивные процессы не статичны, а представляют собой динамический процесс, ведущий от незрелости к зрелости, на который влияют биологические, индивидуальные факторы и опыт взаимодействия со средой. Процесс когнитивного роста происходит на различных уровнях и представляет собой развитие способности критически и концептуально мыслить. В процессе развития конкретного мышления и получения эмпирического опыта ребёнок, подросток, а затем уже молодой человек приобретает способность мыслить абстрактными категориями, символами и гипотетическими измерениями. В то же время формируются более реалистические планы на будущее. Когнитивные процессы принимают участие в становлении личностной идентичности. Способность формировать альтернативные объяснения и рассматривать различные перспективы приводит к социальной адаптации и возможности решать более сложные проблемы. Когнитивное развитие влияет на формирование навыков преодоления проблем и межличностной, коммуникативной эффективности. Негибкость и ограниченность поведенческих стратегий в детстве в большинстве случаев сменяется более адекватными творческими и эмпатическими навыками во взрослом периоде.





Самоуважение, самоэффективность, являющиеся продуктом развития когнитивных процессов, создают возможность адекватно реагировать на стрессовые ситуации и справляться с ними, ведут к формированию высоко функционального поведения. У лиц, употребляющих наркотики, процесс развития когнитивных функций нарушен. В связи с этим они проявляют инфантильное, неадекватное поведение, провоцирующее усиление стрессогенного давления социальной среды.

Наши рекомендации