Особенности оплаты труда спортсменов
1. Общие положения об оплате труда спортсменов >>>
2. Системы оплаты труда работников федеральных государственных бюджетных учреждений физической культуры и спорта >>>
Общие положения об оплате труда спортсменов
Согласно общим требованиям Трудового кодекса РФ размер заработной платы определяется работодателем, устанавливается в трудовом договоре и зависит от квалификации работника, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.
В силу ст. 348.1 ТК РФ особенности оплаты труда спортсменов в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни могут определяться коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Как правило, спортсмену устанавливаются должностной оклад и стимулирующие выплаты.
Ошибочным является условие трудового договора следующего содержания:
"Вознаграждение спортсмену устанавливается в размере ___ евро ежемесячно, из которых 50% составляет оклад и 50% - дополнительные поощрительные выплаты, выплачиваемые спортсмену при условии надлежащего выполнения своих обязанностей по договору, т.е. при отсутствии у спортсмена дисциплинарных взысканий".
Во-первых, работодатель обязан выплачивать заработную плату спортсмену в рублях (ст. 131 ТК РФ). Роструд в письме от 10.10.2006 N 1688-6-1 разъяснил, что выплата заработной платы на территории РФ в иностранной валюте действующим трудовым законодательством не предусмотрена. В связи с этим в трудовых договорах с работниками она должна быть установлена в рублях.
Во-вторых, не выплатить премию спортсмену, совершившему дисциплинарный проступок, если он достиг определенных результатов спортивного мастерства, нельзя. Перечень видов дисциплинарных взысканий сформулирован в ст. 192 ТК РФ исчерпывающим образом и расширению на локальном уровне не подлежит.
Трудовой кодекс РФ определяет дисциплинарный проступок как неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. При этом в ст. 192 ТК РФ указано, что за совершение дисциплинарного проступка работодатель вправе применить к работнику одно из трех дисциплинарных взысканий: замечание, выговор и увольнение по соответствующим основаниям. Никаких имущественных мер (штраф, лишение премии) в перечне видов дисциплинарных взысканий не предусмотрено.
Вместе с тем если в связи с совершенным дисциплинарным проступком спортсмен не достиг спортивного результата либо не отвечает условиям премирования, то права на премию в соответствующем расчетном периоде у него не возникает. Это дает работодателю основания для невыплаты спортсмену премии.
Правильной будет следующая запись в трудовом договоре со спортсменом:
"Вознаграждение спортсмену устанавливается в размере ____ руб.
За показанные высокие результаты работнику могут быть установлены стимулирующие выплаты в соответствии с Положением об оплате труда.
Решение о премировании, выплате иных стимулирующих выплат принимает работодатель по представлению главного тренера...".
Распространенной выплатой в спорте являются так называемые подъемные. В контексте гл. 25 НК РФ под подъемными понимается компенсация работодателем расходов по переезду работника, членов его семьи и провозу имущества (кроме случаев, когда работодатель предоставляет работнику соответствующие средства передвижения) в связи с его переездом на работу в другую местность, а также расходов по обустройству на новом месте жительства (см. письмо Минфина России от 14.03.2006 N 03-03-04/2/72).
Размеры возмещения расходов работникам в связи с их переездом на работу в другую местность, который осуществляется организациями, финансируемыми за счет средств федерального бюджета, утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.04.2003 N 187.
До тех пор пока нормы учета подъемных для целей налогообложения прибыли не будут установлены в Налоговом кодексе РФ или специальном принятом постановлении Правительства РФ, работодатели вправе ориентироваться исключительно на собственные соглашения с работниками. При этом оплата этих сумм производится из чистой прибыли организации.
2. Системы оплаты труда работников федеральных государственных бюджетных учреждений физической культуры и спорта
Системы оплаты труда работников федеральных государственных бюджетных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами (абз. 2 ч. 1 ст. 144 ТК РФ). Они разрабатываются в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами, к которым, в частности, относятся:
- Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 (далее - Положение о системах оплаты труда);
- Примерное положение, утвержденное Приказом Минспорта России от 30.05.2014 N 382 (далее - Примерное положение);
- Перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и Разъяснение о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 822;
- Перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и Разъяснение о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 818.
Кроме того, при разработке систем оплаты труда необходимо руководствоваться положениями ст. 130 ТК РФ о государственных гарантиях по оплате труда, а также следующими документами (ч. 5 ст. 144 ТК РФ, п. 2 Положения о системах оплаты труда, п. 7 Примерного положения):
- единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих;
- единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих;
- профессиональными стандартами;
- едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 год, утвержденными решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2013, протокол N 11 (далее - Единые рекомендации).
Системы оплаты труда работников должны устанавливаться с учетом мнения представительного органа работников и объединений работодателей (ч. 5 ст. 144 ТК РФ, пп. "з" п. 2 Положения о системах оплаты труда, абз. 8 п. 7 Примерного положения, пп. "з" п. 10 Единых рекомендаций).
Данные системы оплаты включают размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера (п. 1 Положения о системах оплаты труда, п. 6 Примерного положения).
Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются дифференцированно в зависимости от требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, сложности выполняемых работ либо на основе профессиональных квалификационных групп должностей работников физической культуры и спорта, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 27.02.2012 N 165н (п. 11 Единых рекомендаций).
Выплаты стимулирующего характера определяются на основе показателей и критериев оценки эффективности работы (п. 5 Положения о системах оплаты труда, п. 17.2 Примерного положения, п. 16 Единых рекомендаций).
Должностные оклады, ставки заработной платы, а также суммы доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования устанавливаются федеральными бюджетными учреждениями физкультуры и спорта в пределах фонда оплаты труда, максимальный размер названных выплат не ограничен (п. 10 Примерного положения).
Фонд оплаты труда в указанных учреждениях формируется на календарный год из субсидий, поступающих из федерального бюджета, и средств, поступающих от приносящей доход деятельности (п. 8 Примерного положения). При этом объем средств, выделяемых на выплаты стимулирующего характера, должен составлять не менее 30 процентов средств на оплату труда, выделяемых из федерального бюджета (п. 17.2 Примерного положения).
Заработная плата работникам федеральных государственных бюджетных учреждений физкультуры и спорта устанавливается трудовыми договорами в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда (ч. 1 ст. 135 ТК РФ). Месячная заработная плата работников указанных учреждений, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших норму труда (трудовые обязанности), не может быть меньше МРОТ (ч. 3 ст. 133 ТК РФ, п. 3 Примерного положения).
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СПОРТСМЕНОВ
Спортсмены могут быть привлечены к дисциплинарной и материальной ответственности в соответствии с Трудовым кодексом РФ.
Подробнее о материальной ответственности см. "Путеводитель по кадровым вопросам. Материальная ответственность работника".
Кроме того, тренеры, специалисты по спортивной медицине и иные специалисты в области физической культуры и спорта могут быть привлечены к административной ответственности, если нарушат требования законодательства о физической культуре и спорте о предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним (ч. 1 ст. 6.18 КоАП РФ).
К числу таких нарушений относится использование в отношении спортсмена либо содействие в использовании последним запрещенной субстанции и (или) метода.
Данные действия могут повлечь дисквалификацию на следующие сроки:
- от одного года до двух лет за нарушения в отношении спортсмена (ч. 1 указанной статьи);
- на три года за нарушения в отношении несовершеннолетнего спортсмена (ч. 2 упомянутой статьи).
Дисквалификация назначается, если за действия не предусмотрена уголовная ответственность.
Помимо дисциплинарной и материальной ответственности спортсмены несут так называемую спортивную ответственность.
Подробнее о дисциплинарной и материальной ответственности см. "Путеводитель по кадровым вопросам. Дисциплинарные взыскания. Замечание, выговор, увольнение".
Законодательство не содержит термина "спортивная ответственность", а лишь регламентирует понятие "спортивные санкции".
Спортивная ответственность это особая правовая реакция общества по защите интересов субъектов физической культуры и спорта, закрепленная в регламентных актах международных и общероссийских спортивных федераций в виде материальных и процессуальных норм, в целях возложения на правонарушителя обязанности претерпевания неблагоприятных для него последствий.
Спортивная ответственность связана с применением санкций. Упоминание о спортивных санкциях встречается в тексте ратифицированной Российской Федерацией Международной конвенции ООН о борьбе с допингом в спорте от 19.10.2005 (ст. ст. 9 и 16).
Законом о спорте (пп. 5 п. 1 ст. 16) предусмотрено право общероссийских спортивных федераций разрабатывать с учетом правил, установленных международными спортивными федерациями, утверждать спортивные санкции для признающих такие нормы субъектов физической культуры и спорта. Кроме того, в силу п. 5 ст. 26 Закона о спорте общероссийские спортивные федерации применяют к спортсменам спортивные санкции (в том числе спортивную дисквалификацию) за использование допинговых средств и (или) методов.
Международная спортивная организация издает свои правила, кодекс, регламент, который и должен быть взят за основу при разработке национального дисциплинарного свода правил (например, Дисциплинарный регламент РФС, принятый на основании Дисциплинарного регламента ФИФА).
Организациями, которые вправе налагать спортивные санкции являются общероссийские и международные спортивные федерации. Вместе с тем в Законе о спорте нет норм, указывающих на возможность применения к спортсменам мер спортивной ответственности (в частности, спортивной дисквалификации) непосредственно международными спортивными организациями.
Некоторые виды санкций, содержащиеся в регламентных нормах, сформулированы таким образом, что предполагают субъективный подход в их применении. Так, например, в Приложении N 3 "Дисциплинарные и финансовые санкции за проступки и нарушения" к Регламенту Всероссийской федерации волейбола, утвержденному Исполкомом ВФВ от 26.12.2003, предусмотрены санкции за нарушение этических и спортивных норм (на игрока может быть наложен штраф до 4000 у.е.).
В некоторых видах спорта приняты соответствующие дисциплинарные регламенты, конкретизирующие случаи применения ответственности.
УВОЛЬНЕНИЕ СПОРТСМЕНОВ
Для расторжения трудового договора со спортсменом по инициативе работодателя предусмотрены дополнительные основания (ст. 348.11 ТК РФ):
- нарушение спортсменом (в том числе однократное) общероссийских и (или) утвержденных международными антидопинговыми организациями антидопинговых правил, если оно признано нарушением по решению соответствующей антидопинговой организации;
- спортивная дисквалификация спортсмена на срок шесть и более месяцев.
Указанные основания являются дисциплинарными взысканиями, поэтому работодателю при увольнении спортсмена необходимо соблюсти порядок, предусмотренный ст. 193 ТК РФ.
При этом следует учитывать то обстоятельство, что расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременными женщинами-спортсменами не допускается (ч. 1 ст. 261 ТК РФ, п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 1).
Вместе с тем на практике часто возникают следующие вопросы.
1. Применим ли в рассматриваемом случае установленный в ст. 193 ТК РФ срок для дисциплинарного взыскания?
Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка (ст. 193 ТК РФ).
Под спортивной дисквалификацией спортсмена понимается его отстранение от участия в спортивных соревнованиях (ст. 2 Закона о спорте). Оно осуществляется общероссийской спортивной федерацией за нарушение правил вида спорта, положений (регламентов) спортивных соревнований, норм, утвержденных международными спортивными организациями, общероссийскими спортивными федерациями, за использование запрещенных в спорте средств (допинга) и (или) методов.
Антидопинговые правила и санкции к спортсменам содержатся во Всемирном Антидопинговом кодексе ВАДА. Вместе с тем ни Закон о спорте, ни Кодекс ВАДА не регламентируют процедуру и сроки привлечения спортсмена к ответственности. Эти вопросы в международных спортивных федерациях по видам спорта решаются по-разному.
На практике процедура привлечения спортсмена к ответственности выглядит следующим образом.
При обнаружении у спортсмена допинга он отстраняется от участия во всех последующих соревнованиях. Кроме того, он возвращает все призы и полученные по результатам соревнований денежные средства, лишается медалей. Далее он ждет решения федерации, сроки принятия которого не урегулированы. Например, это могут быть и три месяца, и год. Спортсмен лишается возможности работать, а уволить его нельзя без решения федерации о дисквалификации спортсмена. Предположим, что федерация все же приняла указанное решение через год. Однако оно не будет являться основанием для увольнения спортсмена по ст. 348.11 ТК РФ, пока не будут внесены поправки в данную статью, согласно которым срок разбирательства по делу не входит в общий срок для применения дисциплинарного взыскания.
2. Какой орган или организация вправе принимать решения о дисквалификации спортсмена и санкциях за использование допинга?
В РФ существует общероссийская антидопинговая организация (РУСАДА) (ст. 26.1 Закона о спорте). Ее полномочиями являются слушания с применением санкций в отношении спортсменов, тренеров, иных специалистов в области спорта, в вину которым вменяется нарушение антидопинговых правил, если иное не предусмотрено антидопинговыми правилами, утвержденными международной спортивной федерацией по соответствующему виду спорта. Таким образом, санкции в отношении спортсменов, принявших участие во всероссийских и иных спортивных соревнованиях на территории РФ, применяет РУСАДА. Если же российский спортсмен нарушил антидопинговые правила на международных спортивных соревнованиях, то применение санкций относится к компетенции ВАДА либо международной спортивной федерации.
Аналогично вопрос решается и в отношении дисквалификации спортсмена. В зависимости от уровня соревнований это будет общероссийская или международная спортивная федерация.
Необходимо также отметить, что до настоящего времени договор между РУСАДА и ВАДА не заключен. Поэтому любая международная спортивная федерация вправе определять собственные правила, которые будут являться обязательными для российских спортсменов (ст. 26.1 Закона о спорте).
3. Что является уважительной причиной, по которой спортсмен вправе не выплачивать денежную компенсацию в пользу работодателя по ч. 3 ст. 348.12 ТК РФ?
Работодателю необходимо учитывать перечень уважительных причин, по которым расторжение договора по ст. 348.11 ТК РФ не допускается, а выплата компенсации не производится.
К таким причинам прежде всего можно отнести случаи установленного нарушения работодателем законов и иных правовых актов о труде, условий коллективного договора, соглашения или трудового договора (ч. 3 ст. 80 ТК РФ).
Поскольку законодательство не содержит условий, при которых можно расторгнуть трудовой договор без выплаты компенсации, они должны быть установлены в трудовом договоре со спортсменом.
См. образец составления трудового договора.
В целях компенсации расходов, понесенных работодателем, в трудовом договоре со спортсменом следует предусмотреть условие об обязанности работника произвести в пользу работодателя денежную выплату (ч. 3 ст. 348.12 ТК РФ).
Денежная выплата в пользу работодателя со стороны спортсмена допускается (ч. 3 ст. 348.12 ТК РФ):
- в случае расторжения договора без уважительных причин со стороны спортсмена;
- при дисциплинарных взысканиях.
Размер денежной выплаты определяется трудовым договором (ч. 4 ст. 348.12 ТК РФ).
Спортсмен обязан произвести в пользу работодателя денежную выплату в двухмесячный срок со дня расторжения трудового договора, если иное не предусмотрено трудовым договором (ч. 5 ст. 348.12 ТК РФ).
Особенностью расторжения трудового договора по инициативе спортсмена является то, что он должен предупредить работодателя в письменной форме не менее чем за один месяц до увольнения (ч. 1 ст. 348.12 ТК РФ).
Это правило не применяется, если трудовой договор заключен на срок менее четырех месяцев (ч. 1 ст. 348.12 ТК РФ).
Отдельные категории спортсменов, тренеров обязаны уведомлять работодателя о расторжении трудового договора по собственному желанию более чем за один месяц. Продолжительность срока уведомления определяется трудовым договором (ч. 2 ст. 348.12 ТК РФ).
Учитывая то, что инициатором увольнения является работник, ему принадлежит право до истечения срока предупреждения отозвать свое заявление. Увольнение в этом случае не производится.
Подробнее об этом см. "Путеводитель по кадровым вопросам. Расторжение трудового договора".