Особенности регулирования труда женщин-спортсменов

В связи со спецификой спорта ст. 348.9 ТК РФ для женщин-спортсменов предусмотрены следующие особенности.

Во время участия в спортивных мероприятиях допускается превышение женщиной-спортсменом предельно допустимых норм нагрузки при подъеме и перемещении тяжестей вручную, установленных трудовым законодательством, если это необходимо в соответствии с планом подготовки женщины-спортсмена к спортивным соревнованиям.

Нормы предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.02.1993 N 105 "О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную". Предельно допустимая масса груза при чередовании с другой работой (до двух раз в час) - 10 кг. Подъем и перемещение тяжестей постоянно в течение рабочей смены - 7 кг.

Но в некоторых видах спорта эти нормы невыполнимы. Например, тяжелая атлетика - олимпийский вид спорта, распространенный во многих странах мира. В основе этого спорта лежит выполнение упражнений в подъеме тяжестей. Вес штанги может составлять для женщины-спортсмена 250 кг.

Основанием для увеличения предельно допустимых норм нагрузок для женщины-спортсмена являются:

- план подготовки к спортивным соревнованиям;

- медицинское заключение о применяемых нагрузках, которые не запрещены ей по состоянию здоровья, выданное в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 09.08.2010 N 613н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий".

ОСОБЕННОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СПОРТСМЕНОВ-ИНОСТРАНЦЕВ

В случае если к трудовой деятельности на территории РФ привлекаются иностранные спортсмены, работодателю (заказчику работ, услуг) необходимо учитывать, в частности:

- требования законодательства РФ, регламентирующие деятельность спортсменов;

- положения нормативных правовых актов, которые регулируют порядок привлечения и использования иностранных работников (в том числе положения гл. 50.1 ТК РФ и Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ)).

Связанные вопросы

Трудовая деятельность иностранных граждан

Привлечение и использование иностранной рабочей силы

Оформление трудовых отношений с иностранными гражданами

Порядок привлечения и использования иностранных спортсменов для осуществления трудовой деятельности в России зависит от того, к какой категории иностранных граждан он относится. Например, в отношении спортсменов, которых привлекают в качестве высококвалифицированных специалистов, должны учитываться требования, предусмотренные в том числе ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ.

Связанные вопросы

Привлечение к трудовой деятельности высококвалифицированных иностранных специалистов

Иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации

Граждане Республики Беларусь

Граждане Казахстана, Армении и Кыргызстана

Иностранные граждане, временно проживающие в Российской Федерации

Иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации на основании визы

Привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан, обучающихся в РФ по очной форме

Кроме того, при привлечении к трудовой деятельности в РФ иностранных спортсменов следует учитывать, в частности, следующее.

1. Правительство РФ с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости трудоустраивать в порядке приоритета российских граждан ежегодно может устанавливать в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих в РФ экономическую деятельность в области спорта, допустимую долю использования иностранных работников. Это следует из совокупного анализа положений п. 5 ст. 18.1 Закона N 115-ФЗ, абз. 1, 10 п. 1 Постановления Правительства РФ от 12.12.2015 N 1358.

Так, в 2016 г. допустимая доля использования иностранных работников, которые привлекаются хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории РФ деятельность в области спорта, по ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) - деятельность в области спорта прочая (код 93.19)), составляет 25% от общей численности работников этих субъектов (абз. 1, 10 п. 1 Постановления Правительства РФ от 12.12.2015 N 1358).

В связи с этим таким хозяйствующим субъектам, прежде чем использовать труд иностранцев, необходимо определить, сколько таких граждан они могут привлечь к трудовой деятельности. Данное требование не распространяется, в частности, на случаи привлечения высококвалифицированных специалистов и членов их семей. Это следует из п. 2 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ.

Допустимая доля использования иностранных работников в отдельных видах деятельности

Привлечение к труду иностранных работников сверх допустимой доли от общей численности работников организации является правонарушением, за которое может наступить ответственность по ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ.

2. При привлечении к трудовой деятельности несовершеннолетних иностранных спортсменов с учетом требований ст. 348.8 ТК РФ работодателю, у которого будет трудиться такой иностранный спортсмен, не нужно получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников, а иностранному гражданину - разрешение на работу или патент. Данный вывод обусловлен тем, что в отношении указанной категории иностранных спортсменов в пп. 10 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ установлено исключение из общего правила, определенного в абз. 1 этого пункта.

Особенности регулирования труда несовершеннолетних спортсменов

3. Иностранный гражданин, работающий по должности "спортсмен-инструктор", вправе осуществлять трудовую деятельность за пределами субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временно проживать (выдано разрешение на работу), при соблюдении условий, предусмотренных:

- пп. "а", "б" п. 2 Приложения к Приказу Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 N 564н (далее - Приложение), если иностранный гражданин является временно проживающим в РФ. Это следует из абз. 1, 167 п. 2 Приложения;

- пп. "а", "б" п. 1 Приложения, если данный гражданин является временно пребывающим в РФ. Такой вывод следует из абз. 1, 125 п. 1 Приложения.

Отметим, что в Приложении не установлено право иностранного гражданина, работающего в РФ по должности "спортсмен-инструктор" на основании патента, осуществлять трудовую деятельность вне субъекта РФ, на территории которого выдан данный патент. Это может быть обусловлено тем, что до настоящего времени в Приложение не внесены соответствующие изменения. Во избежание претензий со стороны органов, осуществляющих миграционный контроль, рекомендуется обращаться в ФМС России за разъяснениями о том, возможно ли направить такого иностранного работника за пределы субъекта РФ.

Необходимо обратить внимание на следующее. Если иностранный гражданин привлечен в качестве высококвалифицированного специалиста, он вправе трудиться за пределами субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временно проживать (выдано разрешение на работу), при соблюдении требований пп. "а", "б" п. 3 Приложения. Из содержания п. 3 Приложения следует, что в данном случае не имеет значения, по какой должности работает иностранец.

4. Привлечение иностранных спортсменов для участия в чемпионате мира по футболу FIFA 2018 г., Кубке конфедераций FIFA 2017 г. осуществляется в упрощенном порядке с учетом положений Федерального закона от 07.06.2013 N 108-ФЗ (далее - Закон N 108-ФЗ):

1) спортсменам, участвующим в данных спортивных соревнованиях, не требуется в период их проведения получать разрешение на работу, что следует из ч. 3 ст. 9 Закона N 108-ФЗ.

На основании совокупного анализа абз. 1 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, ч. 3 ст. 9 Закона N 108-ФЗ полагаем, что данным иностранцам в период проведения названных соревнований не требуется также получать патент. Однако до настоящего времени в указанные Законы не внесено соответствующих изменений, а потому они не содержат прямого подтверждения приведенного вывода. В связи с этим за дополнительными разъяснениями по вопросу о том, необходимо ли спортсменам получать патент для участия в данных спортивных соревнованиях, рекомендуется обращаться в ФМС России или ее территориальные органы;

Продолжение перечня

2) спортсменам, участвующих в названных соревнований и являющихся "визовыми" иностранцами, предоставлено право в упрощенном порядке въезжать в РФ и выезжать из страны. Они в течение пяти месяцев до даты начала проведения соревнований и в период их проведения вправе въезжать в РФ и выезжать из нее без оформления виз на основании действительных документов, удостоверяющих личность. При этом такие иностранцы должны быть включены в списки FIFA, формируемые непосредственно FIFA, ее дочерней организацией и (или) Оргкомитетом "Россия-2018". Такой вывод следует из положений п. 17 ст. 2, ч. 5 ст. 7 Закона N 108-ФЗ. Конкретный порядок въезда в РФ и выезда из РФ иностранных граждан, включенных в данные списки, устанавливает Правительство РФ (ч. 5 ст. 7 Закона N 108-ФЗ);

3) ряду работодателей (заказчиков работ, услуг) не требуется в период с 07.06.2013 по 31.12.2018 получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников в случае привлечения к трудовой деятельности иностранцев, участвующих в мероприятиях. К числу таких работодателей относятся FIFA, Оргкомитет "Россия-2018" и их дочерние организации, контрагенты FIFA, конфедерации, национальные футбольные ассоциации, Российский футбольный союз. Такой вывод основан на положениях ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 58 Закона N 108-ФЗ. Полагаем, что данное правило распространяется и на случаи привлечения иностранных спортсменов, которые являются участниками соревнований. Это следует из совокупного анализа п. п. 9, 12 ст. 2, ч. 1 ст. 9 Закона N 108-ФЗ.

Кроме того, с учетом положений ч. 1 ст. 9 Закона N 108-ФЗ данные работодатели (заказчики работ, услуг), вероятно, освобождаются в указанный период от обязанности, предусмотренной абз. 1 п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ. Положением данного абзаца установлено, что работодатель (заказчик работ, услуг) должен уведомлять территориальный орган ФМС России в субъекте РФ, на территории которого иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с ним трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора. Однако содержание ч. 1 ст. 9 Закона N 108-ФЗ не позволяет однозначно сделать такой вывод. За разъяснениями по данному вопросу рекомендуется обратиться в ФМС России.

Наши рекомендации