Дущее гипноза: Экспериментальная психология
Сегодня мы все яснее понимаем, что проблема была поставлена неправильно. Невозможно было определить специфику гипнотического состояния ввиду того, что критерием этого состояния считали набор таких признаков, которые являются не более чем второстепенными эффектами. Хотя внушаемость действительно в большинстве случаев возрастает под влиянием гипноза, она вовсе не неотделима от гипнотического состояния. Она наблюдается также и в состоянии бодрствования, и наоборот, степень внушаемости не является функцией глубины транса.
Должны ли мы вследствие этого отбросить целиком все исследования этого рода? Вейценхоффер (1979), один из авторов Стэнфордской шкалы гипнабельности, склонен сегодня встать на этот путь.
«Если мы рассмотрим исследования в области гипноза за последние 45 лет, — утверждает он, — то убедимся, что в большинстве случаев эти работы и публикации находятся на низком научном уровне. В них содержится гораздо больше псевдонауки, чем истинной науки. За небольшим исключением, работавшие в этой области исследователи продемонстрировали в целом ограниченность и претенциозность, глубокую невежественность, несмотря на их университетское образование, и зачастую неосведомленность даже в пределах их узкой специальности. Они обнаружили склонность к поверхностности суждений, злоупотреблению статистикой и профессиональным жаргоном и разнообразные формы интеллектуальной недобросовестности — сознательной или бессознательной».
Вейценхоффер считает, что такой подход не только бессилен раскрыть природу гипноза, но что он непригоден также для изучения внушаемости, ибо он не позволяет отличить произвольные реакции от непроизвольных (с точки зрения автора, только последние следует приписывать действию внушения). Он подвергает критике также качество осуществленных исследований и их зависимость от моды и требований финансирующих организаций. Другое препятствие заключается в том, что как при гипнозе, так и в состоянии бодрствования невозможно провести различие между тем, что объясняется гипнозом (или внушением), и тем, что следует отнести за счет конституции пациента. Что вызывает, например, гипнотическую анальгезию: действие гипнотического внушения или способность некоторых людей «амнезировать» боль? В настоящее время очень трудно ответить на такой вопрос (даже если все как будто свидетельствует в пользу существования корреляции между такого рода способностью и гипнабельностью). Именно поэтому любое исследование, опирающееся исключительно на поведенческие признаки, рискует оказаться основанным на весьма неточных данных, какой бы научной ни была использованная в нем методология.
Все эти критические высказывания не должны, однако, заслонить от нас то, что благодаря осуществленным американскими учеными исследованиям удалось достигнуть значительных успехов. Мы укажем, в частности, на три из них, наиболее существенных на наш взгляд. Разработка шкал гипнабельности (на базе стандартизированного текста индукций и некоторого числа суггестивных проб) дала общую систему отчета и тем самым возможность сравнения и измерения. Индукция стала доступна каждому, и ее результаты достаточно постоянны. Сегодня для объяснения различий в эффектах, проявляющихся в ходе сеансов, уже нельзя ссылаться на тип гипноза или качества гипнотизера. Это позволило рассеять ореол мистики, а то и мистификаций, которым был окружен гипноз. Стало очевидным, что, хотя гипнотическая внушаемость иногда и проявляется в виде таких наглядных эффектов, как гипноанальгезия, не следует ожидать от нее паранормальных или магических результатов. В целом эти исследования дали возможность подвергнуть теоретические положения практической проверке, позволили, выйти за рамки чисто спекулятивных построений.
Нам, в работе в нашей лаборатории, казалось важным, однако, выйти за пределы, в которых замыкается до сих пор экспериментальный подход, и принять во внимание субъективный аспект гипнотического эксперимента. Направление наших работ сходно с исследованиями Филда (1965, 1969), в которых некоторые аспекты переживаний сопоставляются с их оценкой по шкале. Даже Барбер (Barber, Calveriy, 1969) в одном из своих экспериментов начал, хотя и довольно робко, учитывать наличие или отсутствие некоторых субъективных показателей и спонтанных особенностей поведения пациента под гипнозом. Методология, которую мы приняли, состоит в следующем. Вначале мы проводим классическую индукцию с помощью шкалы, затем предлагаем пациентам ответить на очень подробный вопросник, касающийся различных сторон субъективного опыта. Этот подход дополняется беседой с целью выявить то, что не было учтено в вопроснике. Поскольку наша лаборатория входит в состав лечебного центра, нам кажется, что подобное сочетание исследовательской и клинической работы обещает особенно интересные результаты.
68.
Удущее гипноза: психоанализ
Психоанализ
Что касается чисто клинических исследований, то психоаналитическое направление остается, на наш взгляд, наиболее важным. В самом деле, это единственный метод, при котором психотерапевтическая работа непосредственно связана с углублением межличностных отношений.
Представим себе на минутку, что появились «новые психоаналитики», свободные от всех предубеждений и всех сопротивлений, окончательно отбросившие представление о гипнозе как о цирковом аттракционе; если они спросят нас, какую пользу может принести им гипноз в исследовательском и терапевтическом плане, что мы сможем им ответить?
Здесь, как мне кажется, есть два рода ответов. Во-первых, с теоретической точки зрения знание гипнотических явлений может обогатить психоаналитическую мысль за счет обширного экспериментального материала, касающегося психологических механизмов, фундаментально важных для понимания бессознательного: регрессивные состояния, изменения образа тела, явления диссоциации и др. Полученные под гипнозом данные могут служить стимулом для поисков в той или иной области, могут подтвердить или, напротив, опровергнуть некоторые метапсихологические гипотезы. Гипноз мог бы заставить психоаналитиков учитывать психофизиологический аспект феноменов бессознательного, мог бы положить предел изоляционизму, в силу которого они принимают часть за целое и изолируют свою науку от других отраслей знания. (Оговоримся сразу, что мы не имеем в виду глобального объединения наук и построения всеобщей теории психической деятельности, мы говорим здесь всего лишь об отдельных связующих моментах, о мостах, которые можно было бы перебросить между данными разного порядка, затрагивающими, однако, один и тот же предмет.) Психоаналитики получили бы по крайней мере возможность дать себе отчет в том, на каком уровне они работают и на каких уровнях (которые тем не менее существуют) они не работают.
Вот достаточно веские причины, которые могут побудить психоаналитиков заинтересоваться, заглянуть в лаборатории, изучающие гипноз. Впрочем, здесь мы говорим уже об инициативе, выходящей в каком-то смысле за пределы психоанализа, не затрагивающей психоаналитика в его практической деятельности.
В предыдущих главах мы видели, что гипноз свидетельствует о существовании первичного, архаического уровня отношений, соответствующего «темным зонам» психоаналитической теории, в частности в том, что касается аффекта. С этой точки зрения включение гипноза в психоаналитическую практику могло бы явиться важным вкладом как для изучения гипноза, так и для самого психоанализа.
Возможна ли такая интеграция? Главное препятствие состоит в том, что внушение при гипнозе носит слишком массивный характер и тем самым затрудняет проведение психоанализа. Именно это имел в виду Фрейд, утверждая, что гипноз препятствует анализу сопротивлений.
Однако рассмотрим это возражение более детально. Психоаналитики постоянно повторяют этот аргумент, потому что с ним был связан отказ от гипноза; но никогда не ставился по-настоящему вопрос о том, при каком использовании гипноза эта опасность была бы минимальной. В действительности попытки сочетания гипноза и психоанализа уже делались, гипноаналитики показали, что сопротивления ни в какой мере при этом не устраняются, они лишь проявляются в другом виде и поддаются интерпретации. Вопрос этот, конечно, далек от решения. Верно (Wolberg, 1964), что гипноанализ предполагает некоторый отход от «психоаналитической нейтральности», поскольку психотерапевт применяет индукцию, и что это в некоторой степени нарушает переработку аналитического материала. Но разница на деле не так уж велика. Ведь и сама психоаналитическая ситуация, в сущности, не является нейтральной, тем более что, как мы показали, она включает гипногенные элементы. Внушение присутствует во всех видах психотерапии. Все зависит от того, как его используют.
Если встать на такую точку зрения, то несомненно, что вопрос о различных способах применения гипноза изучался недостаточно, и поэтому не следует замыкаться в кругу априорных представлений. Гипноаналитики были немногочисленны, и психоаналитическая среда вытеснила их за свои пределы. Это препятствовало дальнейшему развитию направления. К тому же от гипноза всегда ждали ускорения лечебного процесса, возможности сэкономить усилия. Редко прибегали к нему ради него самого, в стремлении углубить все его аспекты.
Нет сомнений, что, если мы будем по-прежнему применять гипноз только как орудие искоренения конфликтов и травмирующего опыта, нам следует ожидать тех же трудностей, с какими столкнулся Фрейд. Достигнутые результаты будут столь же переменными, неустойчивыми и разочаровывающими, как и в его время. Но если бы у Фрейда был повод вернуться к вопросу о гипнозе, он, несомненно, придал бы ему, по мере разработки своих теорий, иное значение.
Мы лично считаем, что можно изучать гипнотическое отношение, сохраняя психоаналитическую установку. Нужно только расширить поле психоанализа, придав ему тот аспект, который фактически уже содержится в нем в скрытой форме.
Психоанализ зиждется на методе свободных ассоциаций. Однако на практике ассоциация редко бывает свободной. Создавая условия глубокой телесной регрессии, гипноз благоприятствует возникновению такого типа психической деятельности, который более близок к первичным процессам. Включение гипноза в психоаналитическое лечение позволило бы приблизиться к регистрам, обычно ускользающим от вербализации. Психоаналитики и сами прекрасно знают об этом. Когда пациенты действительно свободно ассоциируют, они находятся в состоянии, близком к легкому гипнотическому трансу; вторичные процессы частично приостанавливаются.
Очевидно, что при таких условиях психотерапевт не может сохранять такую же дистанцию, как при классическом анализе. Отношение переживается в гораздо более слитной форме, восходящей к первичному уровню отношений, который, как мы знаем, присутствует во всякой межличностной связи. Происходит нечто вроде симбиоза, в ходе которого психотерапевт обеспечивает аффективную поддержку процессам, протекающим на очень архаических уровнях (нарциссизм, формирование образа тела и т. д.).
Внимание психоаналитиков все больше привлекают эти процессы, играющие центральную роль в понимании психоза, а также пограничных состояний между неврозами и психозами и т. д. В теоретическом плане генез нарушений интерпретируется по-разному различными авторами, но все они подчеркивают тот факт, что психотерапевтический обмен происходит на очень архаическом уровне аффективной коммуникации. Они называют это эмпатией.
69.