Вывод: клетки микроорганизмов не проникнут через неповреждённые покровы. Эпителиальные ткани выполняют защитную функцию в нашем организме.
Вывод: клетки микроорганизмов не проникнут через неповреждённые покровы. Эпителиальные ткани выполняют защитную функцию в нашем организме.
Практикум:рассмотрите клетки плоского эпителия, зарисуйте, отразив особенности строения, подпишите рисунок.
Й учащийся работает с микроскопом, 2-й в это время выполняет маркировку текста «Регенерация тканей». Затем меняются ролями.
Фронтально (устно) сделать описание ткани по таблице на стр. 24.
Инсерт (маркировка текста).
Читая текст, пометьте соответствующим значком на полях отдельные предложения.
V «галочка» (то, что уже известно)
-(то, что противоречит представлению)
+(то, что является интересным, неожиданным)
?(если что-то неясно, возникло желание узнать больше)
Регенерация тканей.
Ученые давно пытаются понять, каким образом земноводные - например, тритоны и саламандры - регенерируют оторванные хвосты, конечности, челюсти. Оказывается, на ранних стадиях развития клетки будущего существа незрелы, их участь вполне может измениться.
Это показали эксперименты над эмбрионами лягушек. Когда эмбрион имеет всего лишь нескольких сотен клеток, из него можно вырезать часть ткани, которой уготована участь стать шкурой, и поместить ее в область мозга. И эта тканьстанет частью мозга. Если же подобная операция производится с более зрелым эмбрионом, то из клеток кожи все равно развивается кожа - прямо посреди мозга. Потому что судьба этих клеток уже предопределена.
А как у человека? Известно только два вида клеток, которые могут регенерировать, - это клетки крови и клетки печени. Но здесь принцип регенерации иной. Когда эмбрион млекопитающего развивается, немножко клеток остается в стороне от процесса специализации. Это - стволовые клетки. Они обладают способностью пополнять запасы крови или отмирающих клеток печени. Костный мозг тоже содержит стволовые клетки, которые могут становиться мышечной тканью, жиром, костями или хрящами - в зависимости от того, какие питательные вещества им даются.
Й учащийся работает с микроскопом, а другой начинает заполнять кластер «Ткани человека». Затем меняются ролями.
ТИПЫ ТКАНЕЙ ЧЕЛОВЕКА 1)______________________ 2) ______________________ 3) ______________________ 4) ______________________ | ЧЕМ ЭПИТЕЛИАЛЬНЫЕ ТКАНИ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ СОЕДИНИТЕЛЬНЫХ?
|
НАЗОВИТЕ СВОЙСТВА ГЛАДКОЙ И ПОПЕРЕЧНОПОЛОСАТОЙ МЫШЕЧНЫХ ТКАНЕЙ.
| ПЕРЕЧИСЛИТЕ ТИПЫ НЕЙРОНОВ:
|
Ролевая игра «Живая скульптура».Несколько учащихся должны расположиться так, как клетки соединительной ткани (на расстоянии друг от друга). Показать, как происходит транспорт элементов в клетку и из клетки через межклеточное вещество.
Вывод: соединительная ткань в общей массе любого органа не только составляет 60-90 процентов, но и обеспечивает правильное питание и очищение основных клеток нашего организма.
Как сохранить здоровье соединительной ткани? (Участники ролевой игры в подарок получают карточки с названиями полезных элементов).
Витамин С – участвует в синтезе коллагена путем содействия специальным ферментами. Организм человека не вырабатывает витамин С и он должен поступать с пищей. Следствием нарушения синтеза коллагена является повышение проницаемости стенок кровеносных сосудов, что ведет к кровоизлияниям в кожу, суставы, кровоточивости десен и т.д.
Сера – входит в состав структурных белков (коллагенов), в состав определенных гликозамингликонов которые присутствуют в хряще, в склере глаза (придают прочность склере, участвуя в поддержке формы глаза), в роговице глаза (обеспечивают прозрачность роговицы), а также препятствуют образованию тромбов.
Кремний - включается в состав эластина - вещества, определяющего прочность, эластичность и проницаемость кровеносных сосудов.
Медь– упрочняет поперечные «сшивки» коллагена (коллагеновое волокно состоит из «ниточек» - коллагеновых фибрилл, для «сшивки» которых нужен фермент, активируемый ионами меди)
Цинквлияет на все процессы в соединительной ткани – как на синтез, так и на распад. Он способствует быстрому заживлению ран.
Гладкая мышечная ткань
Состоит из одноядерных клеток — миоцитов веретеновидной формы длиной 20 — 500 мкм. Их цитоплазма в световом микроскопе выглядит однородно, без поперечной исчерченности. Эта ткань обладает особыми свойствами: она медленно сокращается и расслабляется, обладает автоматией, является непроизвольной (то есть ее деятельность не управляется по воле человека). Входит в состав стенок внутренних органов: кровеносных и лимфатических сосудов, мочевыводящих путей, пищеварительного тракта (сокращение стенок желудка и кишечника).
Что такое нервная ткань?
Это огромное скопление связанных между собой и влияющих друг на друга микроскопически малых нервных клеток. Общее число клеток огромно. Приближенные расчёты показывают, что нервная система человека содержит раз в десять больше клеточек, чем число всех людей на земном шаре.
Нейроны
Нейроны способны воспринимать раздражения, приходить в состояние возбуждения, вырабатывать и передавать нервный импульс. Они участвуют в переработке, генерации, хранении и извлечении из памяти информации. Нейрон имеет тело и отростки различной длины, а также нервные окончания.
Аксоны (нейриты)
Это отросток, по которому нервный импульс движется от тела нервной клетки к концевым аппаратам, к рабочим органам (мышце, железе) или к другой нервной клетке.
Дендриты
Это отростки (один или несколько), обычно древовидно ветвящиеся, по которым нервный импульс направляется к телу клетки. Их окончания получают нервный импульс от другой нервной клетки или воспринимают различного вида внешние воздействия.
Виды нервных окончаний
По функциональному значению нервные клетки делятся на:
рецепторные нейроны, или афферентные - чувствительные.
эффекторные, или эфферентные - двигательные, т.е. передающие импульс на сократительные, или секреторные, элементы рабочего органа.
ассоциативные, или вставочные - межнейронные,т.е. осуществляющие связь между приносящими и выносящими нейронами.
Ролевая игра «Живая скульптура».Несколько учащихся должны расположиться так,
как располагаются нервные клетки.
Вывод: клетки микроорганизмов не проникнут через неповреждённые покровы. Эпителиальные ткани выполняют защитную функцию в нашем организме.
Практикум:рассмотрите клетки плоского эпителия, зарисуйте, отразив особенности строения, подпишите рисунок.