Упражнения на координацию движений языка и губ и выдоха
Кончик языка зафиксировать у нижних резцов.
1. Широко открыть рот, как при звуке а, и произвести дли тельный выдох.
2. Растянуть губы в улыбку, как при звуке и, и произвести длительный выдох.
3. Округлить губы, как при звуке о, и произвести длительный выдох.
4. Вытянуть губы вперед трубочкой, как при звуке у, и про извести длительный выдох.
5. Вытянуть губы вперед, округлить их, как при звуке э, и произвести длительный выдох.
Кончик языка зафиксировать у верхних резцов.
1. Широко открыть рот, как при звуке а, и произвести дли тельный выдох.
2. Растянуть губы в улыбку, как при звуке и, и произвести длительный выдох.
3. Округлить губы, как при звуке о, и произвести длительный выдох.
4. Вытянуть губы вперед трубочкой, как при звуке у, и про извести длительный выдох.
5. Зафиксировать кончик языка у альвеол, реализовать пере численные положения губ и произвести выдох.
6. Надуть обе щеки (25), вытянуть губы вперед трубочкой (23) и постепенно выдыхать.
Каждое упражнение выполняется вначале с закрытыми носовыми ходами, затем попеременно с закрытыми и открытыми, а в заключение -- с открытыми носовыми ходами. Упражнения проводятся под контролем зрительных, тактильных и мышечных ощущений. Ребенок вырабатывает правильный выдох, сравнивая силу и длительность струи воздуха, выдыхаемой логопедом и им самим.
Для развития дифференцированного кинестетического восприятия подбираются упражнения на чередование движений с резко контрастными характеристиками, затем -- с менее контрастными. В дальнейшем отрабатываются артикуляционные позиции, необходимые для производства тех звуков, которые нуждаются в коррекции.
Составьте схему и обоснуйте последовательность работы над звуками в подготовительном периоде до oneрации.
Гласные звуки. Артикулемы гласных звуков формируются в такой последовательности: а, э, о, ы, у, и, я, е, ё, ю (заканчивает эту последовательность полугласный звук й).
Звуки я, е, ё, ю формируются из сочетания и и соответствующего гласного звука (а, э, о, у). Звук и позволяет проследить направление выдоха как в первой, так и во второй части дифтонга.
Согласные звуки. После знакомства с артикулемами гласных звуков начинаются упражнения по развитию ротового выдоха на артикулемах глухих согласных звуков. Работа над артикулемами гласных продолжается при шепотном их произнесении.
Такая последовательность позволяет укреплять навык произвольного ротового выдоха и автоматизировать его при активизации органов произношения, но без участия слухового контроля. Все внимание ребенка постоянно фиксируется на качестве артикулемы и направленности ротового выдоха. К звучанию внимание не привлекается.
Артикуляционный уклад глухих согласных звуков можно создать у ребенка по зрительному подражанию артикуляции логопеда, по устному описанию (описывается положение губ, языка и степень открытия рта). Ребенок не должен слышать звучания. Сформированные артикулемы глухих согласных звуков фиксируются в таблице.
В подготовительном периоде работы формируются фрикативные глухие согласные звуки в такой последовательности: ф, с, ш, щ, х.
Формирование согласных звуков начинается со звука ф как наиболее доступного по артикуляции. Этот артикуляционный уклад ребенок может легко рассмотреть, а логопед -- проверить. Длительность произнесения этого звука, возможность намеренна удлинить его позволяют фиксировать внимание ребенка на ротовом выдохе и проконтролировать его. Группа взрывных звуков более сложна в этом отношении (эти звуки короткие); поэтому работа над ними проводится позже.
Основными особенностями этого периода работы являются:
1. параллельность в работе над дыханием и артикуляцией;
2. максимальное отвлечение ребенка от слухового, контроля во время произнесения звуков;
3. постоянное повторение усвоенного комплекса упражнений перед усвоением нового.
Составьте конспект занятия по вызыванию какого-либо звука (по выбору); подберите необходимые упражнения, дидактический материал. Предусмотрите использование нескольких приемов.
Тема: Автоматизация звука «А».
Коррекционно-образовательные задачи:
* формировать умение правильно произносить звук «а»;
* вырабатывать умение удерживать язык в спокойном состоянии;
* закреплять знания об артикуляционных особенностях звука «А»;
* автоматизировать звук «А» изолированно, в слогах и в словах.
Коррекционно-развивающие задачи:
* развивать фонематические процессы;
* развивать внимание и память;
* развивать мелкую моторику рук.
* развивать силу голоса и интонационную выразительность речи;
* развивать речевое дыхание детей
Коррекционно-воспитательные задачи:
* воспитывать навыки инициативности и самостоятельности;
* воспитывать активность и внимательность на занятии.
Оборудование: кукла, зеркало, ленточка, большой красный круг, цветок, трубочка для коктейля, картинка с буквой А, фасоль, чудесный мешочек с картинками (аист, апельсин, бант, шарф, лиса, машина).
Ход занятия
1. Организационный момент.
К нам сегодня в гости пришла кукла Аня. Она хочет посмотреть, как ты занимаешься, и приготовила для тебя несколько заданий.
Какой первый звук в имени нашей гостьи? («А»). Сегодня мы с тобой продолжим учиться красиво и правильно произносить звук «А» изолированно и в словах.
2. Массаж.
* Массаж губ: поглаживание, спиралевидное растирание, растирание пилением, спиралевидное разминание, вибрация.
* Массаж языка: поглаживание от корня до кончика, круговое растирание боковых краев, кончика языка, пощипывание боковых краев и кончика, вибрация поколачиванием.
* Массаж мягкого нёба: продольное поглаживание, круговое растирание.
3. Мимическая гимнастика.
Наша гостья загрустила, давай ей улыбнемся и подмигнем.
4. Артикуляционная гимнастика.
А теперь давай расскажем Ане интересную сказку. Возьми зеркало, посмотри на себя, улыбнись, начинаем нашу сказку о Веселом Язычке.
Жил-был Веселый Язычок. Жил он в своем домике, открыл он дверь вот так (показ) - рот открыть и закрыть. Потом он вышел на улицу, посмотрел вниз, посмотрел вверх - язык тянуть к носу, к подбородку (упр. «Качели»). Решил он построить около дома «заборчик» (зубы обнажены, губы растянуты) и смастерить дудочку (упр. «Трубочка»). Потом захотел немного отдохнуть и покататься на качелях (упр. «Качели»). Скрылось солнце за горой, Язычок пошел домой. Сладко зевнул (рот широко открыт) и уснул.
5. Автоматизация звука в изолированном виде.
Заболело горло у Веселого Язычка, пошел он к врачу. Попросил врач широко открыть рот и сказать: "А-А-А! ”
Запомни чистоговорку на звук «А»:
А-А-А - высокая гора,
А-А-А - на горе идет игра.
6. Анализ артикуляции и характеристика звука
Аня принесла тебе волшебную ленточку, которая очень любит петь. Намотай ленточку на палец и пропой звук «А» (а-а-а-а-а-а-а)
Посмотри, губки в спокойном состоянии, ротик широко открыт, язычок спокойно лежит во рту, горлышко «работает» (рука лежит на горлышке). Звук «А» гласный, его можно петь, потому что ни губы, ни зубы не мешают свободно проходить воздуху. Гласные звуки живут в Красном домике. Мы будем обозначать звук «А» большим красным кружочком.
7. Дыхательная гимнастика.
А еще Аня принесла тебе трубочку, покажи, как с помощью нее ты умеешь делать бурю в стакане воды (упр. «Буря в стакане») .
Давай и мы сделаем подарок куколке, посмотри какой красивый цветочек. Понюхай, как он пахнет (упр. «Нюхаем цветочки»)
8. Работа над голосом.
Давай научим Аню произносить звук «А» по-разному: высоко и низко, далеко и близко, шепотом и звонко, тихонько и громко.
- А! - со мною вместе пой,
- А! пошире рот открой!
- А! - споем мы высоко,
- А! - споем мы низко.
- А… - как будто далеко,
- А… - мы слышим - близко.
- А, - шепнем,
- А! - крикнем звонко,
- А, - тихонько,
- А! - так громко!
Все теперь мы будем знать:
Вот как может «А» звучать!
9. Развитие фонематического слуха.
Давай поиграем в игру "Кто лучше слышит? ” Ты будешь шагать, а я буду называть звуки. Когда услышишь звук «А», остановись:
А, У, О, А, Ы, И, А, Э, Е, О, А.
10. Автоматизация звука «А» в слогах
Мы в лес пойдем,
Грибов наберем,
Аню громко позовем: (как мы позовем)
«Ау, ау, ау! »
Нас собачка услыхала,
Очень быстро подбежала.
С нами играет, очень громко лает: (как собачка лает)
«Ав-ав-ав! »
Дальше вместе мы пойдём, скоро Аню мы найдём.
Аня плачет: «Уа, уа, уа! », идите все сюда.
11. Развитие фонематического восприятия.
Я буду называть слова, а ты внимательно слушай, если в них услышишь звук «А», то подними красный кружок:
Ананас, кот, Аня, утка, дом, стол, карандаш, автобус.
12. Физкультминутка.
А теперь давай немного передохнем.
Прилетел к нам аист.
- Аист, аист длинноногий,
покажи домой дорогу!
- Топни правою ногой,
Топни левою ногой,
Снова правою ногой,
Снова левою ногой,
Шагни правою ногой
Шагни левою ногой
Вот тогда придёшь домой!
13. Знакомство с буквой А.
На что похожа буква А, что она тебе напоминает?
Вот два столба наискосок,
А между ними - поясок!
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А. (показ картинки)
Буква А из пальчиков: указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные -- сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».
Букву А мы можем написать, выложить из палочек, потрогать, увидеть.
А звук «А» услышать и произнести.
14. Развитие мелкой моторики.
Выложи букву А из фасоли.
15. Автоматизация звука «А» в словах
Наша гостья хочет загадать тебе загадки. Давай попробуем их отгадать.
* Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый - все довольны
Так приятен он на вкус,
И зовут его … (Арбуз) .
* Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор … (Айболит) .
* Далеко на юге где-то
Он растет зимой и летом.
Удивит собою нас
Толстокожий. (Ананас)
Игра «Чудесный мешочек».
Доставай из мешочка картинки и называй, выделяя голосом звук «А»
16. Итог занятия.
Теперь узнаем тебя мы всегда
Наш новый знакомый, звук «А»!
Ты очень хорошо занималась, нашей гостье очень понравилось у тебя в гостях. Она решила остаться у тебя.
Занятие 5 (2 ч)