ЗАСТОЙНАЯ СЕКСУАЛЬНОСТЬ — ИСТОЧНИК ЭНЕРГИИ НЕВРОЗА

Работая в амбулатории, с 1920 г., когда начались первые клинические наблюдения, я тщательно собирал и фиксировал все случаи генитальных нарушений. На протяжении примерно двух лет в моем распоряжении оказалось достаточно материала, чтобы сделать вывод: нарушение гениталъности не является, как полагали до сих пор, лишь одним из симптомов невроза среди других, это — важнейший симптом. Постепенно накапливались аргументы, свидетельствовавшие о том, что душевное заболевание не является только следствием сексуального нарушения в соответствии с широко толкуемыми представлениями Фрейда о сексуальности. Его следует воспринимать еще более однозначно, то есть как следствие нарушения генитальной функции, как оргастическую импотенцию в строгом смысле этого понятия.

Если бы я снова свел сексуальность только к генитальной сфере, то впал бы в старое ошибочное дофрейдовское представление о сексуальности, в соответствии с которым сексуальным является только генитальное. Расширив понятие генитальной функции с помощью понятия оргастической потенции и дав ему энергетическое толкование, я тем самым расширил психоаналитическую теорию сексуальности и либидо в верном направлении. Мои базовые предположения заключались в следующем:

1. Если в любом душевном страдании имеется в качестве ядра застойное сексуальное возбуждение, то заболевание может обусловливаться только нарушением способности к оргастическому удовлетворению. Тем самым импотенция и фригидность представляют собой ключ к пониманию экономики неврозов.

2. Источник энергии невроза создается различием между накоплением и тратой сексуальной энергии.

Невротическое состояние отличается от здорового постоянным наличием неудовлетворенного полового возбуждения. Это касается не только застойных неврозов (актуальных неврозов Фрейда), но и всех душевных заболеваний с формированием симптомов и без них.

3. Фрейдовская формула об излечении невроза верна, но не полна. Первой предпосылкой излечения является осознание вытесненной сексуальности. Но одно лишь такое осознание не должно, а может излечить. И излечивает оно в случае устранения застойной сексуальности — источника энергии невроза. Иными словами, исцеление происходит при том условии, что осознание желаний, порождаемых влечением, создает и способность к полному оргастическому удовлетворению. Благодаря этому источник энергии, питающий болезненные душевные «разрастания», лишается энергии (принцип лишения энергии).

4. Важнейшая цель каузальной аналитической терапии неврозов заключается, несомненно, в формировании оргастической потенции — способности тратить столько же сексуальной энергии, сколько ее было накоплено.

5. Половое возбуждение представляет собой чисто телесный процесс, а невротические конфликты имеют душевную природу. Но даже незначительный конфликт, сам по себе нормальный, приводит к некоторому нарушению сексуального равновесия, декомпенсирует его, вызывая застой сексуальной энергии. Этот образовавшийся небольшой застой усиливает конфликт, что приводит вновь к увеличению застоя. Так психический конфликт и телесный застой возбуждения взаимно увеличивают друг друга. Центральный психический конфликт представляет собой сексуальные отношения между ребенком и родителями. Он присутствует в любом неврозе и представляет собой исторический материал для переживания, содержанием которого считается невроз. Все невротические фантазии выводятся из ранних детски-сексуальных связей с родителями. Но один только конфликт между ребенком и родителями не мог бы вызвать Длительного нарушения душевного равновесия, если бы он постоянно не подпитывался застойным возбуждением, которое сам и породил в начале этого процесса. Тем самым застойное возбуждение всегда представляет собой постоянно действующий Фактор болезни, питающий невроз в энергетическом отношении. Болезненные кровосмесительные привязанности к родителям, братьям и сестрам теряют свою силу, если устраняется актуальный застой энергии, другими словами, если в настоящем Переживается полное оргастическое удовлетворение. Патогенность эдипова комплекса зависит от отвода сексуальной энергии. Так актуальный невроз переплетается с психоневрозом. Они немыслимы друг без друга.

6. Динамика прегенитальной (оральной, анальной, мышечной и т. д.) сексуальности в принципе отличается от динамики сексуальности генитальной. В случае закрепления негенитальных сексуальных манипуляций нарушается генитальная функция. Это нарушение увеличивает прегенитальные фантазии и манипуляции. Эти фантазии и манипуляции, наблюдаемые при неврозах и извращениях, являются не только причиной генитального нарушения, но и (по меньшей мере, в той же степени) его следствием. Можно заметить, что при таком подходе подготавливалось сформулированное в 1936 г. различие между естественными и вторичными влечениями. Положение о том, что общее сексуальное нарушение есть следствие гениталъного нарушения, имело важнейшее значение с точки зрения теории влечения и теории культуры. Моя трактовка генитальной сексуальности и ее функций не совпадала с обычными представлениями о сексуальных действиях людей. Насколько мало «сексуальное» и «генитальное» являются одним и тем же, настолько же мало совпадают по своему значению понятия «генитального» в сексуально-экономическом смысле и в обычном словоупотреблении.

7. В учении о неврозах вопрос, мучивший Фрейда на протяжении многих лет, решается достаточно просто: душевные заболевания, проявляясь только качественными характеристиками, всегда зависимы от так называемого «количественного» фактора, от силы и интенсивности, от насыщения душевных переживаний и действия энергией. На одном из заседаний своего кружка, собравшегося в узком составе, Фрейд призывал к осторожности, к готовности появления опасного конкурента аналитической терапии неврозов — терапии органов. Никто тогда не мог предсказать, как она будет выглядеть, — это было чисто фрейдовское ощущение. Слушая его слова, я понял, что без решения проблемы количественного фактора неврозов дальнейший прогресс учения о них невозможен. Доступ к решению этой проблемы могла открыть только работа над проблемой физиологического сексуального застоя, и я оказался на этом пути. Только пять лет назад исследования в этом направлении принесли свои первые результаты, позволявшие с позиции анализа характера разработать и утвердить первые принципы техники вегетотерапии неврозов. Между началом работы и этими результатами лежали 15 лет трудной работы и тяжелой борьбы.

В 1922—1926 гг. шаг за шагом формулировалась и закреплялась теория оргазма, а в дополнение к ней — технические приемы анализа характера. Последующий опыт, успехи и неудачи во врачебной работе подтверждали теорию, которая формировалась как бы сама собой на основе первых важных наблюдений. В моей работе достаточно быстро и ясно обозначилась своего рода развилка в проблематике с двумя путями дальнейшего движения.

Клиническая работа с пациентами продолжала одно направление — доведение непосредственно до нынешнего уровня сексуально-экономических экспериментов.

Целью второго направления являлась необходимость постановки и поиска ответа на вопрос: откуда происходит социальное подавление половой жизни и какова его функция?

Из первого направления гораздо позже, только с 1933 г., возникла боковая биологическая ветвь сексуальной экономики, которая представляла собой исследование биона, сексуально-экономическое исследование рака и исследования явлений оргонного излучения.

Второе направление примерно семь лет спустя «расщепилось» на собственно сексуальную социологию, с одной стороны, и политическую психологию — с другой[3].

Теория оргазма определяет границы и содержание психологического, психотерапевтического, психолого-биологического и социологического секторов сексуальной экономики. Я не возьму на себя смелость утверждать, что это здание сексуальной экономики могло бы заменить специализированные этажи, о которых речь шла выше. Но сегодня она претендует на то, чтобы быть единой естественнонаучной теорией сексуальности, от которой возможно ожидать обновления и оплодотворения всех сторон человеческой жизни. Это обязывает к подробному объяснению «каркаса» во всех смежных областях. Так как жизненный процесс является в первую очередь сексуальным процессом, то во всем, что живет, проявляется сексуальная, вегетативная энергия. Это положение очень опасно как раз потому, что оно просто и абсолютно верно. Чтобы его правильно применять, следует помешать его превращению в глупую банальность или в схему. Последователи какого-либо учения обычно упрощают дело. Они перенимают материал, разработанный с большим трудом, и оперируют им так, чтобы было максимально удобно. Они не берут на себя труд всегда по-новому применять все методические тонкости, они застывают, а с ними костенеет и само учение. Я надеюсь, что мне удастся отвести эту судьбу от сексуальной экономики.

Наши рекомендации