Глубинный психодинамический подход

Так сложилось, что совсем элементарные вещи, типа адаптации внутреннего темпоритма к изменению ритма жизни или общению собеседника, хотя и являются типичным проявлением динамики внутренних энергий, обычно считаются "сами собой разумеющимися" и теории, использующие их, к психодинамическому подходу обычно не относят. Солидное звание "психодинамический подход", имея в виду глубинный психодинамический подход, чаще присваивают теориям, описывающих неочевидные и не проверяемые явления, обычно относимые к бессознательной жизни человека.

Согласно глубинному психодинамическому подходу, настоящие направляющие и движущие процессы нашей душевной жизни являются бессознательными, от нас скрыты. Мы склонны считать себя вполне осведомленными относительно мотивов и причин своего поведения, но в глубинном психодинамическом подходе это ставится под сомнение. Скорее предполагается, что выбор того или иного стиля поведения, склонность к той или иной работе, особенности нашего романтического идеала, привычки и сексуальные предпочтения часто складываются не в силу нашего сознательного и контролируемого выбора, а лишь осмысливаются и оформляются сознанием - будучи уже сформированными скрытыми душевными процессами.

При этом, в психодинамическом подходе априорно не утверждается, что глубинная динамика - это обязательство столкновение первичных сексуальный влечений с принципом реальности. Это могут быть самые разнообразные влечения как подросткового периода так и еще более разнообразные социально неприемлемые влечения и убеждения, сформировавшиеся уже у взрослого человека. В этом случае разобраться в этих конфликтах, осознать их - задача психодинамического подхода, но фрейдизм здесь ни при чем.

Динамическая (психодинамическая) психотерапия известна также под названием психоаналитической психотерапии, ориентированной на инсайт терапии, эксплоративной психотерапии. Этот подход в психотерапии исходит из того, что психическая жизнь человека - это только поверхность, под которой лежит огромное, как у айсберга, основание - бессознательное. А бессознательное живет конфликтами, борьбой внутренних сил. Задача психотерапевта - помочь клиенту осознать эту динамику, осознать свое бессознательное. Подробнее смотри →

Психодинамический подход

Классический психоанализ

Начало психотерапии связывается с созданием Зигмундом Фрейдом психоанализа. Революционность его взглядов состояла в том, что он развил психодинамический подход к личности. Центральным в этом подходе является предположение о том, что личность и поведение яв­ляются результатом усилий Эго в примирении бессознательных психи­ческих конфликтов и требований реального мира.

Фрейд полагал, что помощь пациенту состоит в том, чтобы он лучше понял бессознательные конфликты, которые лежат в основе его про­блем. Психоанализ Фрейда предлагает набор психологических проце­дур для достижения этого понимания.

Многое из того, что предложил Фрейд, используется психотерапев­тами в рамках иных теоретических подходов, например: систематиче­ское исследование связи между историей жизни пациента и его акту­альными проблемами; акцентирование мыслей и эмоций во время лечения; использование в терапевтических целях отношения между пациентом и терапевтом.

Начало психоанализа

Психоанализ развивался из врачебной практики Фрейда; он был озадачен пациентами, страдающими истерическими симптомами — слепотой, глухотой, параличом или другими симптомами, не имею­щими физической причины. Вначале Фрейд использовал гипноти­ческую суггестию для лечения этих пациентов, но эта терапия ока­зывала парциальный и временный эффект. Позднее Фрейд и его коллега Йозеф Брейер изменили тактику: они просили загипнотизи­рованных пациентов вспоминать события жизни, которые могли вызвать их симптомы. Развитие невроза представлялось следующим образом. Некоторые события человек воспринимает как психиче­скую травму, которую он не может пережить во всей полноте из-за ее болезненности. В связи с этим происходит задержка аффекта. Задер­жанная энергия не находит выхода, а попадает в тело, нарушая его функционирование. За счет этой энергии происходит формирование симптомов в телесной области.

Когда болезненные события вытесняются из памяти, уходят в бес­сознательное, их место занимает симптом. Симптом иногда кажется случайным, но он как бы шифрует, скрывает переживание, сохраняя его смысл и элементы внешнего проявления. Например, пациентка Брейера Анна О. не могла пить из стакана и глотать воду. В состоя­нии гипноза она вспомнила вытесненный из памяти эпизод о том, как однажды горничная позволила собаке выпить из стакана. Анна вытеснила чувство отвращения. После того как пациентка вспомнила этот случай, она смогла свободно пить из стакана. При восстановле­нии событий прошлого высвобождаются вытесненные мысли и чув­ства, задержанные аффекты разряжаются и симптомы исчезают. Эта терапия, названная Фрейдом и Брейером «разговорным лечением», была основана на катартическом эффекте. В конце концов Фрейд пре­кратил заниматься гипнозом и просто предлагал пациенту рассла­биться на кушетке и сообщать о воспоминаниях, которые приходили ему на ум (использовать свободные ассоциации).

В результате обобщения практики и теоретического анализа поня­тия бессознательного Фрейд сместил акцент в понимании невроза с травмы на динамику бессознательных влечений. Наблюдения показы­вали, что в основе невроза лежат не столько реальные травмы, сколько инфантильные влечения и фантазии.

Фрейда поразило то, что многие симптомы его пациентов оказались связанными с воспоминаниями о сексуальном совращении в детстве кем-либо из родителей или близких родственников. Возникал вопрос: было ли совращение детей на самом деле столь распространенным яв­лением или же отчеты пациентов не соответствовали действительно­сти? Фрейд склонился ко второму предположению: истерические симп­томы могут основываться на бессознательных желаниях и фантазиях, а не просто на воспоминаниях действительных событий. Таким обра­зом, воспоминание пациента о совращении в детстве отражает детскую фантазию или желание такого события. Это объяснение не только при­вело к таким концепциям, как детская сексуальность и эдипов комп­лекс, но также сместило акцент психоаналитической терапии с раскры­тия утраченных воспоминаний на изучение бессознательных желаний и конфликтов.

Концепция личности

Психодинамический подход к личности подчеркивает влияние бес­сознательных психических процессов на детерминацию мыслей, чувств и поведение человека. Теория личности Фрейда начинается с допуще­ния, что люди рождаются с базальными инстинктами или потребностя­ми не только в еде, воде и кислороде, но и в сексе и агрессии. Потребно­сти в безопасности, признании, любви и т. д. основываются на этих фундаментальных потребностях. Каждый человек сталкивается с зада­чей удовлетворения различных потребностей в окружающем мире, ко­торый часто фрустрирует их. Согласно Фрейду, личность формируется и развивается в процессе решения этой задачи и отражается в том, как она решается.

Личность, по Фрейду, состоит из трех главных компонентов. Первый компонент — Ид (оно) — резервуар бессознательной энергии, называе­мой либидо. Ид включает базальные инстинкты, желания и импульсы, с которыми люди рождаются, а именно: Эрос — инстинкт удовольствия и секса и Танатос — инстинкт смерти, который может мотивировать аг­рессию или деструктивность по отношению к себе или другим. Ид ищет немедленного удовлетворения, невзирая на социальные нормы или права и чувства других. Другими словами, Ид действует согласно прин­ципу удовольствия.

Второй компонент личности — Эго (я). Это — разум. Эго ищет пути удовлетворения инстинктов с учетом норм и правил общества. Эго находит компромиссы между неразумными требованиями Ид и тре­бованиями реального мира — оно действует согласно принципу реаль­ности. Эго пытается удовлетворить потребности, защитив при этом человека от физического и эмоционального ущерба, который может явиться следствием осознания, не говоря уже об отреагировании им­пульсов, исходящих из Ид. Эго — исполнительная власть личности.

Третий компонент личности — Суперэго. Этот компонент развивает­ся в процессе воспитания как результат интернализации родительских и социальных ценностей. Фрейд использует для этого процесса термин «интроекция». Суперэго включает интроецированные ценности, наши «надо» и «нельзя». Это наша совесть. Суперэго действует на основе мо­рального принципа, нарушение его норм приводит к чувству вины.

Столкновение инстинктов (Ид), разума (Эго) и морали (Суперэго) приводят к возникновению интрапсихических, или психодинамических, конфликтов. Личность отражается в том, как человек решает задачу широкого спектра потребностей.

Наиболее важная функция Эго — образование защитных механиз­мов против тревоги и вины. Механизмы защиты — это бессознатель­ная психологическая тактика, помогающая защитить человека от не­приятных эмоций, — вытеснение, проекция, образование реакции, интеллектуализация, рационализация, отрицание, сублимация и др. Невротическая тревога, по Фрейду, это сигнал того, что бессозна­тельные импульсы угрожают преодолеть защитные механизмы и до­стичь сознания.

Вытеснение — один из наиболее простых механизмов, направлен­ных на удаление из сознания неприемлемого содержания чувств, мыслей и намерений к действию, потенциально вызывающих Супер- эго. Однако вытесненные в бессознательное, эти «комплексы» про­должают действовать на душевную жизнь и поведение человека и постоянно ищут выхода наружу. Поэтому для удерживания их в бес­сознательном требуется постоянный расход энергии. Например, че­ловек может полностью подавить свои агрессивные импульсы, и они дадут о себе знать лишь в описках, оговорках. Человеку предстоит неприятная миссия, и он как бы нечаянно забывает номер телефона, по которому должен позвонить.

Регрессия — возвращение человека на более ранние стадии психо­сексуального развития. В эмоционально трудных ситуациях взрослый может вести себя, как ребенок, например верить в таинственных ду­хов, ждать от них помощи. Возвращение на оральную стадию будет связано с оральным удовлетворением, например употреблением алко­голя. Защитной реакцией может быть засыпание днем. Регрессия мо­жет проявиться в широком спектре форм детского поведения: порче вещей, импульсивных реакциях, безосновательном риске, агрессив­ных действиях против авторитетов и т. д.

Отрицание — это попытка не принимать за реальность события, не­желательные для Эго. Примечательна способность в таких случаях «пропускать» в своих воспоминаниях неприятные события, заменяя их вымыслом. В качестве характерного примера Фрейд приводит воспо­минания Чарльза Дарвина: «В течение многих лет, — писал Дарвин, — я следовал золотому правилу, а именно, когда я сталкивался с опубли­кованным фактом, наблюдением или идеей, которые противоречили моим основным результатам, я незамедлительно записывал это; я обна­ружил, по опыту, что такие факты и идеи гораздо легче ускользают из памяти, чем благоприятные». Другой пример — алкогольная анозогно- зия — отрицание своей зависимости от алкоголя.

Реактивное образование есть защита, при которой поведение челове­ка является противоположным его истинным чувствам. Это инверсия желания. Например, сексуальные импульсы могут отвергаться посред­ством чрезмерной стыдливости, отвращения и ненависти к сексуально­сти. Мать может полностью подавлять раздражение, которое вызывает

у нее ребенок, недовольство его поведением, и проявлять повышенную заботу о его воспитании, образовании, здоровье. От естественной забо­ты матери о ребенке такое поведение отличается навязчивостью, а чув­ства — большей интенсивностью. Или зависимый человек демонстри­рует несогласие, негативизм, ссорится с родителями. При этом мнение родителей будет для него решающим, но он постоянно действует вопре­ки их советам и требованиям. Защитный характер такого поведения обнаруживается в его эмоциональной насыщенности и ригидности (та­кой человек не следует ни одному совету).

Проекция — подсознательное приписывание собственных предосу­дительных качеств, чувств и желаний другому человеку. «Нельзя до­верять партнеру», — говорит деловой человек, который сам ведет не­честную игру. «Все мужчины хотят одного», — можно услышать от женщины, испытывающей сильное сексуальное влечение. Ребенок наделяет своими чувствами игрушку.

Замещение — смена объекта, на который направлены чувства. Этот механизм включается, когда выражение чувств в отношении данного объекта чревато опасностью и вызывает тревогу. Подобную ситуацию можно часто наблюдать в жизни, когда на случайно подвернувшегося человека выплескивается гнев, изначально направленный, например, на начальника.

При действии описанных защитных механизмов конфликтное со­держание совсем не попадает в сознание. Формируются и более слож­ные «маневры» Эго, в результате которых травмирующее содержание частично попадает в сознание, но подвергается искажению.

Изоляция — это отделение психотравмирующей ситуации от связан­ных с ней душевных переживаний. Разрывается связь между мыслью и эмоцией. Иногда при сильной травме, например смерти близкого, чело­век понимает, как велика утрата, но перестает на нее реагировать эмоцио­нально. Происходит как бы одеревенение, снижение чувствительности в отношении травмирующего фактора. Все происходит как будто с кем-то другим. Изоляция ситуации от собственного Эго особенно ярко прояв­ляется у детей. Играя с куклой, ребенок может «позволить» ей делать и говорить все, что ему самому запрещается: быть безрассудной, жестокой, ругаться, высмеивать других и т. п.

Рационализация — это оправдание неприемлемых для личности же­ланий, чувств, мотивов. Не признавая действительных движущих сил поступков, человек стремится подыскать им социально одобряемое оправдание. Таким образом Суперэго справляется с Ид.

Интеллектуализация проявляется в том, что человек знает о нали­чии подавленных импульсов, знание о них присутствует в сознании, но сами эти импульсы вытесняются. Например, можно предполагать наличие гнева по отношению к отцу, но при этом вытеснять агрессив­ные импульсы, направленные на отца и другие авторитетные фигуры.

Благодаря действию защитных механизмов бессознательное ста­новится трудным для исследования, но Фрейд разработал для этого метод — психоанализ. Психоанализ включает толкование свободных ассоциаций, сновидений, обыденного поведения (обмолвок, ошибок памяти и др.), анализ переноса…..

Свободная ассоциация

Пациенту предлагалось войти в состояние спокойного самонаблюдения, не углубляясь в раздумья, и сообщать все, что приходит ему в голову, без сознатель­ного отбора, не придерживаясь какой-либо логики. Важна не логика, а полнота. Необходимо следовать по поверх­ности сознания, удерживаясь от критики.

Содержание свободных ассоциаций — прошлое и будущее, мысли и чувства, фантазии и сны. В них вырывается на поверхность сознания вытесненное бессознательное. В ходе свободных ассоциаций пациент учится воспроизводить травматический опыт. Фрейд полагал, что в поведении человека нет случайности и ариаднина нить свободных ас­социаций приведет пациента к входу в темную пещеру бессознатель­ного. Сниженная сенсорная активность, когда даже психоаналитик не попадает в поле зрения пациента, дает ему свободу для выражения подавленных мыслей и чувств.

Перенос

Механизм феномена переноса (трансфера) заключается в том, что па­циент подсознательно идентифицирует врача с объектами своих прегенитальных сексуальных влечений. Другими словами, больной «перено­сит» на врача чувства, которые ранее испытывал по отношению к другим людям, прежде всего к родителям. Различают позитивный и негативный переносы. Позитивный перенос проявляется чувствами симпатии, уваже­ния, любви к аналитику, негативный — в форме антипатии, гнева, нена­висти, презрения и т. п.

Принимая на себя роль в этой пьесе, психоаналитик должен переписать заново и отрежиссиро­вать новую пьесу.

Сопротивление

Сопротивление — это внутренние силы пациента, находящиеся в оппозиции к психотерапевтической работе и защищающие невроз от терапевтического воздействия. По форме сопротивление представ­ляет собой повторение тех же защитных реакций, которые пациент использовал в своей повседневной жизни. Сопротивление действует через Эго пациента, и хотя некоторые аспекты сопротивления могут быть осознаны, значительная их часть остается бессознательной.

Задача психоаналитика состоит в том, чтобы раскрыть, как паци­ент сопротивляется, чему и почему. Непосредственной причиной со­противления является несознательное избегание таких болезненных явлений, как тревога, вина, стыд и т. п. За этими универсальными реакциями в ответ на вторжение во внутренний мир пациента обычно стоят инстинктивные побуждения, которые и вызывают болезнен­ный эффект.

Анализ сновидений

Особенно значительное место в психоанализе занимает техника ра­боты со сновидениями. В соответствии с представленими Фрейда сно­видение направляется бессознательными импульсами, в которых че­ловек не хочет признаться в сознательном состоянии. Во время сна контроль сознания ослабевает и запретные импульсы выходят нару­жу. Сильными побуждениями сон может быть нарушен, поэтому сно­видение их маскирует, облекая в символы.

Фрейд рассматривал сновидение как перевод скрытого (латентного) содержания бессознательного на язык символов. Под скрытым содержа­нием понимались вытесненные желания. Явное содержание получается в результате процессов сгущения, смещения и вторичной обработки.

Психоанализ (и любой другой метод в рамках психодинамического подхода) ставит перед собой две основные задачи:

1)добиться у пациента осознания (инсайта) интрапсихического, или психодинамического, конфликта;

2)проработать конфликт, то есть проследить, как он влияет на ак­туальное поведение и на интерперсональные отношения.

Например, психоанализ помогает пациенту осознать скрытые, по­давленные чувства гнева по отношению к родителю. Это осознание дальше дополняется работой над тем, чтобы пациент эмоционально пережил и освободил подавляемый гнев (катарсис). Эта работа помо­гает затем пациенту осознать, как бессознательный конфликт и свя­занные с ним защитные механизмы создают межличностные пробле­мы. Так, враждебность пациента к начальнику, старшему сотруднику или другой «родительской фигуре» может являться символическим, бессознательным отреагированием детских конфликтов с родителем.

Таким образом, психодинамический подход подчеркивает важ­ность для понимания генеза эмоциональных расстройств и их лече­ния интрапсихических конфликтов, которые являются результатом динамической и часто бессознательной борьбы внутри личности про­тиворечивых ее мотивов.

Катексис

Психоанализ рассматривается как динамический психологиче­ский подход. Это значит, что ядро психоанализа составляют пред­ставления о психической энергии и распределении этой энергии между Ид, Эго и Суперэго. Ид — это источник имеющейся в теле психической энергии: в свою очередь, Ид получает энергию от ин­стинктов. Сексуальное возбуждение — пример движения инстинк­тивной психической энергии. По мере того как формируются Эго и Суперэго, они также заряжаются энергией. Либидо — это энергия, присущая инстинктам жизни; деструктивным инстинктам присуща агрессивная энергия.

Катексисы — это заряды инстинктивной энергии, стремящиеся к разрядке. В то время как антикатексисы — это заряды энергии, кото­рые делают невозможной такую разрядку. Ид имеет только инстинк­тивные «катексисы первичного процесса», стремящиеся к разрядке. Эго же и Суперэго имеют и побудительные катексисы, и сдерживаю­щие антикатексисы. Две характерные черты либидинозных катекси- сов — это подвижность, легкость, с которой они переходят от одного объекта к другому, и, в противовес этому, склонность к фиксации, или привязанность к специфическим объектам.

Психоаналитик всегда пытается понять непропорциональность катектирования либидо и старается перераспределить его.

Разновидности психоанализа

Некоторые из разновидностей психоанализа в отличие от фрейдиз­ма менее фокусированы на Ид, бессознательном и инфантильных конф­ликтах. Они уделяют больше внимания актуальным проблемам и тому, как можно использовать силу Эго для их решения. В этих тера­пиях пациентам помогают осознать не эдипов комплекс, а то, как глу­бинные чувства тревоги, неуверенности, неполноценности приводят к расстройствам мыслей и проблемам в отношениях с другими людьми.

Сюда входит прежде всего аналитическая психология Карла Юнга. Юнг считал, что психическая энергия, названная Фрейдом либидо, не основывается только на сексуальных и агрессивных инстинктах. Он рассматривал ее как более общую жизненную силу, включающую в себя врожденное побуждение не только к инстинктивному удовлетво­рению, но также к продуктивному слиянию базальных влечений с тре­бованиями реального мира. Юнг называл эту тенденцию трансцен­дентной функцией.

Юнг полагал, что каждый человек имеет не только личное бессозна­тельное, но также и коллективное бессознательное, нечто вроде банка памяти, в котором хранятся все образы и идеи, которые человеческая раса накопила со времени ее эволюции от низших форм жизни. Неко­торые из этих образцов называются архетипами, потому что они со­стоят из классических образов или концепций. Идея матери, напри­мер, стала архетипом; каждый рождается с предрасположением к восприятию и реагированию на определенных людей как на фигуру ма­тери. Более зловещий архетип — тень (подобный фрейдовскому пред­ставлению об Ид); он включает самые древние инстинкты, идущие от предчеловеческих веков. Юнг считал, что тень ответственна за такие понятия, как «грех» и «дьявол».

1.Основные архетипы личности:

Персона - то, как мы представляем себя миру: характер, социальные роли, одежда, индивидуальный стиль.

Эго - центр сознания.

Тень - центр личного бессознательного.

Анима - Анимус – идеальные бессознательные структуры, отражающие представления об образе женственности и мужественности.

Самость – центральный архетип порядка и целостности личности.

Коллективное бессознательное, содержанием которого являются архетипы.

Индивидуальность-это наиболее внутренняя, постоянная, и ни с чем не сопоставимая уникальность.

Индивидуация – становление собой или «самореализация», это процесс развития к целостности, постижению собственного бессознательного, а также разворачивание, проявление своего бессознательного потенциала в реальной жизни.

Вместо идентификации специфических стадий в развитии личности Юнг предполагал, что люди обнаруживают различную степень интро- версии (тенденцию к фокусированию на внутреннем мире) или экстра­версии (тенденцию к фокусированию на социальном мире). Кроме того, люди различаются по степени акцентирования специфических психо­логических функций, таких как мышление и чувства. Комбинация этих тенденций создает личности, которые обнаруживают индивидуальные и предсказуемые паттерны поведения.

2.Общая характеристика юнгианского анализа.

Задача - создание нового интерсубъективного пространства.

По К. Юнгу, психотерапия это лечение души и лечение душой.

Цель анализа – раскрыть творческий потенциал каждого переживания, помочь клиенту ассимилировать его полезным для себя образом, индивидуировать его.

Роль рефлексии в анализе.

3. Стадии терапевтического процесса.

Первая стадия - аналитическая. а) признание, б) толкование (интерпретация)

Вторая стадия - синтетическая. А) обучение, б) трансформация (мини-индивидуация).

Изменение позиции психотерапевта в процессе анализа: 1) образ трикстера. 2) культурный преобразователь, покровитель и спаситель, идеальное родительское начало, 3) образ героя, 4) ритуал виденья, откровения духовной реальности.

Наши рекомендации