Законы возникновения ощущений

1. Психофизический Вебера-Фехнера – описывает зависимость силы ощущения от величины действующего раздражителя.

Величина ощущения прямо пропорциональна log интенсивности раздражителя.

Сила раздражителя возрастае в геометрической прогрессии, а рост ощущения – в арифметической.

Основные типы отношения к боли (Сангайло)

1 тип – порог низкий – чувствительность к боли высокая: порог предела выносливости (низкий) быстро достигается; низкая выносливость боли.

2 тип – порог низкий – чувствительность к боли высокая: порог предела выносливости высокий, выносливость большая, интервал выносливости достаточный; боль легко переносится.

3 тип – порог высокий – чувствительность к боли невысока; интервал выносливости мал.

4 тип – порог высокий – чувствительность к боли высокая; интервал выносливости достаточен; выносливость боли хорошая.

РАССТРОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙ (СЕНСОПАТИИ)

Гиперестезии –временное снижение порога чувствительности всех анализторов воспринимается больнм как неприятное чувство, раздражение.

Внимание привлекают даже слабые или индифферентные раздражители (звук биения средца); пациенты жалуются, что не могут уснуть из-за того, что «луна светит прямо в глаза».

Наблюдается при астении, алкогольном психозе неврастении.

Гипестезия –временное снижение чувствительности всех анализаторов (повышение порога чувствительности), проявляющееся неприятным чувством измененности, блеклости окружающего мира. Больные перестают различать оттенки цвета, вкус пищи.

Наблюдается при депрессии.

Анестезия (тотальная/парциальная; корешковая/сегментарная, диссоциированная)– полная потеря кожной чувствительности, исчезновение способности испытывать ощущения. Наблюдается при истерии: по ампутац. типу; истерическая слепота с сохранением рефлекса «сплетения»; при кожной анестезии мб сохранение реакции на холод при отсутствии на боль.

Синестезии –содружественные ощущения, возникают в 2 и > анализаторах при воздействии только на 1 анализатор (цветной слух, дети 5-6 лет).

Парестезии –искажение ощущений. Проявляется «ползаньем мурашек», «покалыванием», чувством онемения.

Локализованы ощущения на поверхностных участках (кожа, мышцы). Границы четкие, есть соответствие зонам иннервации. Характер ощущений простой, больные легко могут описать.

Встречается при алкогольной полинейропатии, гиповитаминозе вит. В1, атеросклерозе, неудобной позе (алгия – болевая сенестопатия).

Сенестопатии - симптом психических расстройств, проявляющихся разнообразными, необычными ощущениями в теле неопределенного характера.

Больной испытывает трудности в описании чувства «шурундит в затылке». Ощущения локализуются во внутренних органах, границы аморфны, нечеткие.

Больные нередко сами подчеркивают психологический характер расстройств: «чувствую», «кажется».

Встречаются при шизофрении, депрессии. Несоответствие между несущественным характером ощущений и выраженной дезадаптацией больного.

Сенестопатоз – синдром, обязательным и ведущим симптомом которого является сенестопатии. Сочетается с вегетативными реакциями (изменение АД, гипергидроз, гипертермия, гиперемия).

ВОСПРИЯТИЕ

ü демонстрирует субъективное психическое отражение предметов и явлений объективной действительности;

ü целостное отражение нашим «Я» любого предмета, явления;

ü процесс объективизации – локализация воспринимаемых образов в пространстве;

ü осмысленный синтез.

ü с восприятия начинается процесс познания.

4 свойства образа восприятия:

-целостность (предмет мысленно достраивается);

-предметность (предметы обладают свойствами);

-константность (постоянные параметры);

-категориальность (обобщение, классификация предметов)

Принципы (Вертгеймер, гештальтпсихология)

1) близости (чем ближе объекты в зрительном поле, тем больше вероятности, что они объединятся в единый образ);

2) сходства (похожие элементы объединяются);

3) естественного продолжения (элементы, выступающие как части знакомых фигур, контуров, форм, объединяются именно в них);

4) замкнутости (элементы зрительного поля => создание целостного, замкнутого поля).

Классификация

Слуховые, вкусовые, осязательные, обонятельные, зрительные; восприятие времени, собственного тела и его частей.

Порог восприятия –порог сознательного восприятия, способность анализатора сформировать субъективное ощущение при воздействии или раздражении.

Этапы восприятия:

1. Перцепция – синтез;

2. Апперцепция – интерпретация через призму опыта, взглядов.

Наши рекомендации