Освобождение от дальнейшего отбывания наказания осужденных, заболевших тяжелым психическим расстройством
Как уже отмечалось, осужденные к лишению свободы обеспечиваются психиатрической помощью по основаниям и в порядке, установленным законодательством о здравоохранении. Психиатрическая помощь оказывается во время и по месту отбывания наказания. Но осужденный может заболеть тяжелым психическим расстройством, которое делает сам процесс исполнения наказания невозможным. В результате возникает необходимость освобождения больного от отбывания наказания.
Согласно ч. 1 ст. 81 УК, от дальнейшего отбывания наказания освобождаются осужденные, заболевшие после совершения преступления психическим расстройством, лишающим их возможности «осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими». Одновременно с освобождением суд может назначить таким лицам принудительные меры медицинского характера. Аналогичная норма содержится в ст. 362 УПК в ее нынешней редакции. В редакции, действовавшей до 1 января 1997 г., речь шла об освобождении от наказания лиц, страдающих хронической душевной болезнью, препятствующей отбыванию наказания. Исключение из текста закона упоминания о хроническом характере болезни следует расценить как явно неудачное. Суть дела в следующем.
По сложившейся практике при заболевании осужденного тяжелым, но обратимым (временным) психическим расстройством психиатрическая помощь оказывается без освобождения от наказания. Как правило, лицо направляется в психиатрический стационар (больницу, психиатрическое отделение) пенитенциарной системы. По выходе из болезненного состояния осужденный вновь направляется в исправительное учреждение, а время, проведенное им в стационаре, входит в срок отбывания наказания.
Подобный подход к психическим расстройствам, не относящимся к хроническим, базируется не только на сложившейся многолетней традиции отечественной пенитенциарной психиатрии. Освободить от наказания и направить на принудительное лечение осужденного с временным психическим расстройством зачастую объективно невозможно. Процесс освобождения и возможного применения принудительных медицинских мер (а это комиссионное психиатрическое освидетельствование лица в условиях стационара, судебная процедура рассмотрения дела, направление лица в психиатрическое учреждение на принудительное лечение, проведение лечения и его отмена в судебном порядке) во многих случаях окажется продолжительнее, нежели само заболевание. Поэтому и после исключения из ст. 362 УПК упоминаний о хроническом характере психической болезни вопрос об освобождении от наказания осужденных с тяжелыми психическими расстройствами следует рассматривать лишь при условии, что это расстройство является хроническим.
Тем самым хроническое психическое расстройство есть медицинский критерий психических расстройств рассматриваемого вида. В качестве их юридического критерия выступает формулировка о невозможности для заболевшего «осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими»*. С помощью юридического критерия определяется глубина (тяжесть) психического заболевания, наличие которого у осужденного обусловливает необходимость освободить его от наказания.
* Рассматриваемая формула юридического критерия целиком повторяет юридический критерий невменяемости, что нельзя признать удачным решением. В гораздо большей степени характеру правовых последствий (освобождение от наказания) отвечало бы указание на лишение осужденного способности понимать цели наказания и требовании режима его отбывания. Вместе с тем, как и в случае с невменяемостью, формула юридического критерия в немалой степени условна. Главное ее предназначение – указать на наличие у лица тяжелого психического расстройства, т.е. расстройства психотического уровня, которому клинически соответствуют психоз и глубокое слабоумие.
Таким образом, препятствующее отбыванию наказания психическое расстройство характеризуют следующие признаки: а) расстройство возникает во время отбывания наказания; 6) оно является хроническим (а не временным); в) оно достигает такой глубины, когда больной не в состоянии «осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими».
Для освобождения от отбывания от наказания вследствие психического расстройства достаточно установить сам факт заболевания, подпадающего под три вышеназванных признака. Не должны приниматься в расчет тяжесть совершенного преступления, личность осужденного, его поведение во время отбывания наказания и другие обстоятельства, которые могут учитываться при решении об освобождении от наказания ввиду «иной тяжелой болезни» (ч. 2 ст. 81 УК).
Освобождение от отбывания наказания по болезни складывается из двух этапов – досудебного и судебного.
На досудебном этапе психическое расстройство устанавливается с помощью психиатрического освидетельствования осужденного. Порядок проведения освидетельствования установлен действующим на территории Российской Федерации Приказом МВД СССР от 30 октября 1987 г. № 213 «О порядке представления осужденных к освобождению от наказания по болезни» (Приложение 2 к Приказу)*.
* Приказ регламентирует вопросы представления к освобождению от наказания не только вследствие психических, но и тяжелых соматических заболеваний («иной тяжелой болезни» – по терминологии ст. 81 УК).
Названный документ установил двухступенчатую систему освидетельствования и принятия медицинских решений. Сначала производится комиссионное психиатрическое освидетельствование осужденного в стационарных условиях психиатрической больницы (отделения) мест лишения свободы. По его результатам составляется Акт психиатрического освидетельствования осужденного. Затем «материалы на психически больных» (п. 3 Приложения 2) рассматриваются «специальной медицинской комиссией» органов внутренних дел. В ее составе (в отличае от комиссии, проведшей стационарное освидетельствование) не все врачи являются психиатрами. Тем не менее именно специальная медицинская комиссия принимает окончательное врачебное решение.
Психиатрическое освидетельствование осужденных не является судебно-психиатрической экспертизой (экспертизой в процессуальном смысле). Оно проводится на том этапе, когда порядок отбывания наказания регулируется Уголовно-исполнительным кодексом, а не УПК. Поэтому нормы УПК, регламентирующие производство экспертиз, на психиатрические освидетельствования осужденных не распространяются.
В особо сложных случаях по ходатайству начальника исправительного учреждения стационарное психиатрическое освидетельствование осужденного может быть проведено психиатрами стационарных судебно-психиатрических экспертных отделений для лиц, содержащихся под стражей, или сотрудниками ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского. Это допустимо при условии: 1) психиатры пенитенциарной системы не смогли дать заключение относительно характера имеющегося у осужденного психического расстройства; 2) руководитель судебно-психиатрического экспертного учреждения, куда обратился с ходатайством начальник исправительного учреждения, согласен на проведение психиатрического освидетельствования осужденного. На время освидетельствования осужденный помещается в стационар судебно-психиатрического экспертного учреждения. Он направляется туда силами и средствами органов внутренних дел. Сотрудники экспертных учреждений проводят освидетельствование также по правилам, установленным Приказом МВД СССР от 30 октября 1987 г. № 213, и составляют акт психиатрического освидетельствования осужденного (а не экспертное заключение).
Приложение 1 к Приказу МВД СССР от 30 октября 1987 г. № 213 содержит Перечень заболеваний, являющихся основанием для представления осужденных к освобождению от отбывания наказания. Он призван наполнить общие критерии заболеваний, предусмотренные ст. 81 УК, конкретным клиническим содержанием. В перечне фигурируют, в частности, шизофренические психозы (непрерывные и приступообразно прогредиентные формы с неблагоприятным течением); различные формы слабоумия (атеросклеротическое, эпилептическое, пресенильная (старческая) деменция и пр.); затяжные реактивные психозы с прогредиентным течением, принимающие характер хронического психического заболевания; и другие.
В связи с этим при характеристике заболеваний осужденных Приказ МВД СССР № 213 использует такую квалификацию, как «заболевания, предусмотренные перечнем» (т.е. обусловливающие необходимость освобождения от наказания) и «заболевания, не предусмотренные перечнем» (не препятствующие дальнейшему отбыванию наказания).
При обнаружении у осужденного заболевания, отнесенного к первой категории, начальник исправительного учреждения направляет в суд «Акт психиатрического освидетельствования осужденного», заключение специальной медицинской комиссии и другие материалы. Если же специальная медицинская комиссия не выявила такого заболевания, то ее председатель объявляет об этом осужденному под расписку.
Существование перечня породило среди судебных психиатров дискуссию. Многие из них сомневаются в его целесообразности. Во-первых, считают они, перечень не в состоянии охватить всех возможных форм и разновидностей психических расстройств, препятствующих отбыванию наказания. Возникающие при этом неизбежные пробелы чреваты ошибками. Во-вторых, подобного перечня нет применительно к психическим расстройствам, исключающим вменяемость, дееспособность или способность к даче показаний. Проводя экспертизу, эксперты-психиатры руководствуются общими критериями, содержащимися в законе, и принятой в судебной психиатрии системой их клинической интерпретации.
Сторонники перечня оправдывают его существование тем, что он дает врачам-практикам конкретные клинические ориентиры, без чего врачебные заключения угрожают стать произвольными, не исключающими неоправданных расхождений, ошибок и даже злоупотреблений. Перечень лишь не должен быть исчерпывающим. Его необходимо сделать примерным, т.е. допускающим более широкие клинические трактовки и отдельные дополнения.
До самого последнего времени рассматриваемая дискуссия остается незавершенной.
Вопрос об освобождении от наказания в связи с болезнью разрешается постановлением судьи районного (городского) народного суда по месту отбывания наказания осужденным независимо от того, каким судом был вынесен приговор.
Основанием для рассмотрения дела судьей служит представление, которое вносится в суд начальником учреждения или органа, исполняющего наказание. Одновременно в суд направляются заключение медицинской комиссии и личное дело осужденного (ч. 5 ст. 175 УПК).
Порядок рассмотрения дела и принятия по нему судебного решения установлен ст. 369 УПК. Дело рассматривается судьей в судебном заседании при обязательном участии представителей врачебной комиссии, давшей заключение. Учитывая двухступенчатый характер освидетельствования осужденного и принятия врачебных решений на досудебном этапе рассмотрения дела, «представителем врачебной комиссии» может быть как психиатр, принимавший участие в стационарном психиатрическом освидетельствовании (и подписавший акт психиатрического освидетельствования осужденного), так и член специальной медицинской комиссии. Поскольку в судебном заседании может возникнуть необходимость в выяснении каких-то психиатрических вопросов, вызывать в суд члена специальной медицинской комиссии, не являющегося по специальности психиатром, не следует.
Часть 2 ст. 369 УПК в качестве общего правила предусматривает вызов в судебное заседание самого осужденного. Здесь необходимо отметить, что ст. 369 УПК касается порядка разрешения всех вопросов, связанных с исполнением приговора, и не делает оговорок относительно особенностей вызова лиц с психическими расстройствами. Нет сомнений, что такой вызов недопустим, если психическое состояние осужденного делает его участие в судебном заседании невозможным.
Рассмотрение дела начинается докладом судьи, после чего он заслушивает явившихся в заседание лиц. Затем судья удаляется в совещательную комнату для вынесения постановления (ч. 7 ст. 369 УПК). Судья вправе вынести одно из следующих решений: а) об освобождении осужденного от наказания и применении к нему принудительных мер медицинского характера; б) об освобождении осужденного от наказания без применения к нему принудительных мер медицинского характера; в) об отклонении представления начальника учреждения или органа, исполняющего наказание.
Основания применения принудительных мер медицинского характера и их виды полностью идентичны тем, что применяются к невменяемым и к лицам, заболевшим после совершения преступления, но до вынесения приговора тяжелым психическим расстройством*. В случае неприменения указанных мер судья передает заболевшего «на попечение органов здравоохранения» (ч. 1 ст. 362 УПК). Процедура передачи законом не определена. В этой связи представляется, что судья в любом случае должен известить о своем решении соответствующий (территориальный) орган здравоохранения (лучше путем направления туда копии судебного постановления). Реальную передачу осужденного целесообразнее проводить по договоренности между органом здравоохранения и администрацией учреждения, где осужденный отбывал наказание (или учреждения, где он фактически находится в данное время).
* См. гл. 4 настоящего учебника.