Исторический опыт формирования здорового образа жизни в социуме. Проблемы здоровья и философии мировых религий и их значение для практики социальной работы.
Исторический опыт формирования здорового образа жизни в социуме. Проблемы здоровья и философии мировых религий и их значение для практики социальной работы.
возникновение понятия «здорового образа жизни» имеет глубокие исторические корни, и по мнению многих ученых лишь во второй половине ХХ века возникла реальная основа для развития данной категории, что сделало возможным осуществление глубинного анализа сущности этого феномена, раскрытия научного содержания понятия «здорового образа жизни». С развитием деятельности Всемирной организации здравоохранения (1948 г.), начался поиск новых путей улучшения здоровья человека, сбор и систематизация информации о существующих угрозах здоровью. Начало такой деятельности произошло в Канаде, где в отчете министра здравоохранения «Новый подход к здравоохранению канадцев» (1974 г.) впервые на правительственном уровне было аргументировано доказано, что медицинское обслуживание населения, на каком бы уровне оно ни находилось, имеет незначительное влияние на состояние здоровья, которое в основном все зависит от образа жизни человека. С позиции государственной политики такой подход намного эффективнее и экономически целесообразным по сравнению с бесконечными расходами на лечение последствий нездорового образа жизни. Поэтому, более весомым фактором для сохранении здоровья признается здоровый образ жизни.Стоит заметить, что этот исторический период, отличился обострением внешнеполитического положения, ростом недоразумения между супердержавами, что, несомненно повлияло на образ жизни людей, их систему мировосприятия. Образ жизни людей, принадлежащих к различным экономическим мирам, с разными жизненными ценностями, отношением к здоровью стали предметом острых дискуссий не только в политике, но и в сфере здравоохранения. Так, в науке возникло основание для исследования понятие здорового образа жизни, на основе накопленного в философской литературе материала об образе жизни. здоровый образ жизни зависит не только от объективных, но и от субъективных факторов: воли, характера и целеустремленности самого человека, от определенной ориентированности личности на укрепление своего и здоровье других людей.Итак, обобщая материалы литературных источников, можно сделать выводы, что к раскрытию научного содержания понятия «здоровый образ жизни» активно включились видные отечественные философы, врачи, физиологи, гигиенисты, социологи, которые разработали концептуальные основы формирования здорового образа жизни, дали характеристику данного феномена. К сожалению, очерченный вопрос все же рассматривался с позиций медицинской науки и ограничивался только деятельностным аспектом, так же нашло логическое отражение в педагогических толкованиях понятия «здорового образа жизни», который рассматривался лишь как воспитание навыков гигиенической поведения и профилактики вредных привычек.Для современных исследований феномена «здоровый образ жизни» характерно комплексное понимание изучаемого вопроса.
Понятие об основных интегральных факторах риска наиболее распространенных неинфекционных заболеваний. Определение, характеристики фактора риска, ур. фактора, ур.риска, эпидемиологические методы изучения.
С позиций стратегии ВОЗ фактор риска оценивается как социально-экономическое положение, биологический статус, стереотип поведения или условия окружающей среды, ассоциируемые или являющиеся причиной повышенной восприимчивости к конкретному заболеванию, ухудшению здоровья или травме. Исходя из этой трактовки, к факторам риска можно отнести факторы и условия, с которыми ассоциируется та или другая болезнь. Однако в программах, проводимых по протоколу, каждый фактор риска требует затрат сил и средств, как на его выявление, так и на профилактическое вмешательство. Поэтому в организованных программах и проектах СИНДИ применяются факторы риска, значимость которых доказана в научном эпидемиологическом эксперименте, и установлена количественно степень риска, который несет этот фактор.
Под фактором риска, обоснованным эпидемиологически, обычно понимают обстоятельства, наличие которых делает возможным возникновение болезни, а устранение его снижает риск инцидента соответствующего заболевания в популяции. Таким образом, под фактором риска следует понимать такие патофизиологические состояния или особенности образа жизни, которые ассоциируются со следующими тремя характеристиками инцидента болезни:
- с большей частотой ИБС, или другого заболевания, устанавливаемой при одномоментном эпидемиологическом исследовании;
- с более частым возникновением новых случаев ИБС, или другого заболевания, выявляемых при проспективном наблюдении;
- со снижением инцидента ИБС, или другого заболевания, если удается достичь устранения или снижения уровня этих факторов риска в популяции.
Типичным для истинного фактора риска является ассоциация с ним заболеваний группы лиц, а не отдельного человека. Как правило, фактор риска, кроме собственно наличия, характеризуется уровнем выраженности (уровень АД, число сигарет, выкуриваемых за сутки и т.д.), с которым определенной математической зависимостью связан риск возникновения ассоциирующихся заболеваний. При наличии нескольких факторов риска суммируется в определенной зависимости. Например, для тех, кто десятилетиями курит, вероятность умереть от ИБС в 3 раза, от рака легких – не менее чем в 10 раз, а для заядлых курильщиков – в 20 раз выше, чем для некурящих.
При количественной оценке факторов риска используют следующие их характеристики: распространенность (частота) фактора риска по популяции, уровень фактора риска, суммарный риск.
В рамках программы СИНДИ в Республике Беларусь рассматриваются следующие группы факторов риска: 1) Биологические факторы: - повышенное артериальное давление (выше 140/80); - изменения в уровнях липидов крови;
- сахарный диабет; - наследственно-конституциональные особенности личности.
2) Поведенческие факторы риска образа жизни: - курение (выкуривание хотя бы одной сигареты ежедневно); - неправильные привычки питания, например, увлечение соленой пищей, обильной жирной пищей; - избыточная масса тела;
- недостаточная физическая активность (сидение на работе ежедневно не менее 5 часов, не компенсируемое достаточными физическими тренировками);
- употребление алкоголя; - употребление наркотиков.
3) Психосоциальные факторы: - психологический стресс; - усталость на работе;
- чувство страха при неуверенности в занятости, возможном сокращении и др.;
- бедность и социальная незащищенность; - враждебность, злобность; - семейная и бытовая неустроенность.
4) Несчастные случаи на производстве и на дорогах.
5) Экологические факторы.
Приведенные пять групп факторов охватывают разные сферы жизни человека. Это требует применения широкомасштабных мер профилактических вмешательств, охватывающих соответствующие институты общества. Для исключения дублирования при организации профилактических вмешательств, рационального использования сил и средств используется ряд принципов интегрированного осуществления программы.
Интерпретация понятия «болезнь - стесненная в своей свободе жизнь». Примеры учений.
Болезнь сопряжена со снижением функциональных резервов, ограничением свободы выбора стереотипов, способов и масштабов реагирования («Жизнь, стесненная в своей свободе» по К. Марксу). Болезнь связана с ограничением «средоизменяющей активности» организма, нарушением генетически детерминированной фрактальности пато-саногенетических процессов и введением навязанных стереотипов регуляции или же с прямым нарастанием энтропии организма, отказом от антиэнтропийной направленности саногенетических процессов. Болезнь - это стесненная в своей информации жизнь или Болезнь как нарушение информационного процесса (В. А. Фролов). «Говоря более широко, патология тем и отличается от нормы, что биологическая система, израсходовав все возможности жестко не запрограммированных колебаний, начинает функционировать узконаправленно, максимально мобилизуясь для достижения необходимого эффекта, но это приводит к быстрому исчерпанию резервных возможностей организма, перенапряжению и возможному полому механизмов саногенеза… что различие между нормой и патологией (здоровьем и болезнью) заключается в объеме возможностей организма к адаптации. Уменьшение этого объема делает организм менее адаптируемым к меняющимся условиям, а, следовательно, более уязвимым к патогенному фактору. Таким образом, несколько уточняя положение Карла Маркса о том, что «болезнь есть стесненная в своей свободе жизнь», можно так сформулировать определение болезни: Болезнь - это стесненная в своей адаптации жизнь. Учитывая то, что снижение способности к адаптации связано, прежде всего, с тем, что организм вследствие возникающих в нем «поломов» начинает либо получать недостаточное количество информации, либо неполноценно ее обрабатывать и использовать, можно данное определение сформулировать более конкретно: болезнь – это стесненная в своей информации жизнь» (В. А. Фролов). Феномену саногенетической роли патогенетических механизмов можно дать следующее объяснение. На организм в течение его жизни воздействует такое количество патогенных факторов, что если бы он не выработал в процессе эволюции достаточно надежные механизмы приспособления и защиты, то не смог бы выжить. Болезнь есть инструмент эволюции, которая сверхточным образом показывает недостаточность «нормальности» органов или систем с целью их совершенствования.
УРОВНИ ПОСЛЕДСТВИЙ БОЛЕЗНИ
Рассматриваются 3 уровняпоследствий болезни .
1 уровень – органный– морфофункциональные изменения со стороны отдельных органов или систем, например, при инсульте со стороны ЦНС – неврологический дефицит или дефект, характер и степень выраженности которого зависит от локализации и размера очага.
2 уровень – организменный– нарушение интегративных функций целостного организма, его способностей – передвижения, самообслуживания, ориентации, общения, обучения, участия в трудовой деятельности. Последствия этого уровня обозначаются как ограничениежизнедеятельности или повседневной активности, развивающиеся вследствие нарушения функций и приводящие к социальной недостаточности.
3 уровень – социальный– социальная недостаточность (дезадаптация) возникает, если нарушение жизнедеятельности приводит к ограничению мобильности, личной независимости, экономической самостоятельности, невозможности занятия своего времени и др.
Концепция последствий болезни определяет 3 цели реабилитации:
функциональное восстановление, восстановление жизнедеятельности
(повседневной деятельности) – социально-бытовая адаптация и профессиональное восстановление.
Первый уровень – это задача врачей лечебно-профилактических учреждений, которые обязаны перед направлением в организации социальной защиты сформулировать четкий этиологический,патогенетический, нозологический, а главное – функциональный диагноз.
Уметь прочитать этот диагноз и интерпретировать с социальных позиций, а также сформулировать социальный диагноз с учетом ограничений жизнедеятельности пациента, приводящих к социальной недостаточности, – задача специалиста по социальной работе.
Оценка последствий второго и третьего уровня, т.е. нарушения интегративных функций целостного организма, его способностей, а также оценка социальной недостаточности (дезадаптации) – это непосредственная задача специалистов по социальной работе.
Таким образом, специалистам по социальной работе необходимы знания для понимания и реализации мероприятий на различных уровнях следующей цепочки:
• болезнь;• функциональные нарушения;• дефект;• ограничение жизнедеятельности;• социальная недостаточность.
Стиль питания.
1.1. Купить нужный продукт здорового питания или привлека-тельную вещицу.
1.2. Потерпеть или поесть.
1.3. Оставить или доесть.
1.4. Съесть недосоленное или досолить.
1.5. Удовлетворять потребность или наслаждаться.
Для склонных к полноте не грех помнить слова Сократа – жить не для того, чтобы есть, а есть, чтобы жить.
Зависимости.
2.1. Воздержаться или закурить.
2.2. Выбросить или докурить.
2.3. Воздержаться или выпить.
2.4. Оставить или допить.
Гиподинамия.
3.1. Идти или ехать.
3.2. Стоять или сидеть.
3.3. Сидеть или лежать.
3.4. Подняться лифтом или идти пешком.
Народонаселение
Последние годы мировое сообщество является свидетелем и участником мощных процессов экономической, информационной, идеологической интеграции между странами и континентами. Проблемы народонаселения координируются ООН. В виде долгосрочных рекомендаций они доводятся до правительств разных стран, влияя на социальную политику последних. Эффективность медико-социальных программ здоровья, осуществляемых в нашей стране, будет существенно зависеть от того, в какой мере нами учитывается коллективный опыт разных стран, находящихся на разных уровнях социально-экономического развития.
Тенденции развития мировой политики по народонаселению, характерные для настоящего времени, начала XXI века, хорошо иллюстрируются на опыте Международной конференции по народонаселению и развитию, проведенной ООН в Каире 5-13 сентября 1994 г.
В Каире обсуждены и в последующие годы развиваются идеи устойчивого развития мирового сообщества на принципах социальной справедливостии интеграции. Предпосылкой для постановки вопросов устойчивого развития народонаселения были принципы социальной политики в мировом сообществе в послевоенные годы и особенно в последние 20-30 лет.
Поступательное движение началось со Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), затем последовали декларации о правах ребенка, женщин, Всемирная программа действий в отношении инвалидов (1982 г.), конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992 г.), Стандартные правила ООН в отношении инвалидов (1994 г.), Международная конференция ООН по проблемам управления в интересах устойчивого развития и справедливости (Нью-Йорк, 1997 г.).
Каирская конференция явилась мощным толчком к развитию проблемы, о чем свидетельствуют и ряд национальных отчетов о человеческом развитии, вышедших в нашей стране (1997 г., 1998 г. и др.), т.е. рекомендации этой конференции имеют универсальное значение.
Уже в 2003-2004 гг. все явственнее звучат такие аспекты этой проблемы, как торговля женщинами, социальные проблемы беженцев, психологические проблемы, индуцируемые международным терроризмом. Да и проблемы переселенцев из зоны ЧАЭС могут решаться более эффективно, исходя из мирового опыта.
Предпосылкой для рассмотрения вопросов развития на Каирской конференции явилось то, что последние десятилетия в мире произошли далеко идущие изменения, имеющие важное значение для благосостояния людей. В то же время, как отмечено в преамбуле, «во всем мире наблюдается истощение многих основных ресурсов, от которых зависит выживание и благосостояние будущих поколений, и под влиянием нерациональных структур производства и потребления, беспрецедентного роста численности населения, широко распространенной хронической нищеты и социального экономического неравенства ухудшается состояние окружающей среды».
ПРИНЦИПЫ
Принцип 1
Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными во Всеобщей декларации прав человека, без какого бы то ни было различия, как то в отношении расы, кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.
Принцип 2
Забота о людях занимает центральное место в усилиях по обеспечению устойчивого развития. Каждый человек имеет право на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, включая достаточное питание, одежду, жилище, водоснабжение и санитарные условия.
Принцип 3
Право на развитие является всеобщим и неотъемлемым правом и составной частью основных прав человека, и человек является основным субъектом процесса развития. Право на развитие должно быть реализовано, чтобы обеспечить справедливое удовлетворение потребностей нынешнего и будущих поколений в областях народонаселения, развития и охраны окружающей среды.
Принцип 4
Содействие равноправию и равенству мужчин и женщин и наделение женщин более широкими правами, а также искоренение всех форм насилия в отношении женщин и обеспечение того, чтобы женщины были способны самостоятельно регулировать деторождение, являются краеугольными камнями программ в области народонаселения и развития. Права человека женщин и девочек являются неотъемлемой, составной и неделимой частью всеобщих прав человека. Обеспечение всестороннего и равноправного участия женщин в общественной, культурной, экономической, политической и социальной жизни на национальном, региональном и международном уровнях и искоренение всех форм дискриминации по признаку пола являются приоритетными целями международного сообщества.
Принцип 5
Цели и политика в области народонаселения являются составной частью культурного, экономического и социального развития, основная задача которого заключается в повышении качества жизни всех людей.
Принцип 6
Устойчивое развитие как одно из средств обеспечения благосостояния людей при справедливом распределении благ между всеми людьми в настоящем и будущем. Для достижения устойчивого развития и повышения качества жизни всех людей государствам следует ограничить и ликвидировать нерациональные модели производства и потребления и содействовать проведению надлежащей политики, включая демографическую политику, с тем, чтобы удовлетворить потребности нынешних поколений, не ставя под угрозу способность будущих поколенийудовлетворять свои собственные потребности.
Принцип 7
В качестве одного из необходимых условий обеспечения устойчивого развития все государства и все народы должны сотрудничать в решении задачи искоренения бедности для сокращения разрыва в уровнях жизни и более эффективного удовлетворения потребностей большинства населения мира.
Принцип 8
Каждый человек имеет право на наивысший уровень физического и психического здоровья. Государствам следует принимать все соответствующие меры для обеспечения всеобщего доступа к медицинскому обслуживанию, в том числе к услугам по охране репродуктивного здоровья, которые включают услуги, связанные с планированием семьи и сексуальным здоровьем.
Принцип 9
Семья является основной ячейкой общества, и как таковую ее следует укреплять. Она имеет право на всестороннюю защиту и поддержку. Принцип 10
Каждый человек имеет право на образование, которое должно быть направлено на полное развитие людских ресурсов, достоинства и потенциала людей с уделением особого внимания женщинам и девочкам.
Принцип 11
Все государства и семьи должны в максимально возможной степени уделять первоочередное внимание детям. Ребенок имеет право на заботу, воспитание и поддержку со стороны родителей, семей и общества и на защиту с помощью надлежащих законодательных, административных и социальных мер и мер в области просвещения от всех форм физического или психологического насилия, оскорблений или жестокого обращения, пренебрежительного или небрежного обращения, злоупотреблений или эксплуатации, включая продажу, торговлю, сексуальные злоупотребления и торговлю его органами.
Принцип 12
Странам, принимающим зарегистрированных мигрантов, следует обеспечивать надлежащее обращение с ними и предоставлять им и их семьям адекватные услуги в области социального обеспечения, а также обеспечивать их физическую неприкосновенность и безопасность и.т.д.
Принцип 13
Каждый человек имеет право искать убежища от преследований в других странах и пользоваться этим убежищем. Государства имеют обязанности в отношении беженцев, описанные в Женевской конвенции о статусе беженцев и Протоколе 1967 года к ней.
Принцип 14
При рассмотрении потребностей в области народонаселения и развития, имеющихся у коренного населения, государства должны признавать и поддерживать его самобытность, культуру и интересы и создавать ему условия для всестороннего участия в экономической, политической и социальной жизни страны, в особенности в тех случаях, когда речь идет о его здоровье, образовании и благосостоянии.
Принцип 15
Документы конференции по народонаселению и других акций ООН, касающихся народонаселения и развития, обращают внимание на ряд целевых областей, связанных с проблемами здоровья общества.
1. Народонаселение и окружающая среда.Ставится задача сократить масштабы нерационального потребления и производства и ослабить негативное воздействие демографических факторов на окружающую среду с тем, чтобы удовлетворять потребности нынешних поколений без ущерба для способности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.
2. Равенство и равноправие мужчин и женщин.Особое внимание для реализацииэтого отводится образованию. Не случайно образование – одна из социальных составляющих здоровья.
Цели политики в отношении пожилых сводятся к созданию механизмов самообеспеченности пожилых людей и условий для повышения качества их жизни; развитию систем здравоохранения по обслуживанию пожилых, особенно женщин; развитию социальной поддержки пожилых людей в семье.
Проблемы подростков.
Чрезмерный нервный стресс.
3. Культивирование положительных эмоций через создание индустрии удовольствий и стимуляцию физических рефлексов, сведение к минимуму неудовольствий, приводящих к уменьшению тренировки психоэмоциональной среды человека и устойчивости к стрессу. Эволю-ционно тренировка происходила в процессе чередования и смены эмоциональной полярности между положительными и отрицательными эмоциями. Удовольствие воспринимается только тогда, когда оно приходит на смену неудовольствию.
Раздел 2.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими государственными органами, а также организациями и индивидуальными предпринимателями, занимающимися реабилитацией инвалидов.
Отказ инвалида или его законного представителя от индивидуальной программы реабилитации инвалида в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие государственные органы, а также организации и индивидуальных предпринимателей, занимающихся реабилитацией инвалидов, от ответственности за ее исполнение.
В рамках проекта в индивидуальных программах реабилитации инвалидов указывался не конкретный перечень профессий, специальностей, по которым может работать инвалид, а определялись условия труда, в которых он может работать (трудиться), производственные факторы и противопоказания для его трудоустройства (шум, высота и т.д.).
Каждый инвалид, который не в состоянии удовлетворить свои жизненные потребности собственными силами, имеет право на гарантированную помощь со стороны государства.
Государственная политика Республики Беларусь в области социальной защиты инвалидов направлена на обеспечение полноправного участия инвалидов в жизни общества и проводится на основе принципов:
соблюдения прав человека;
запрещения дискриминации по признаку инвалидности;
обеспечения доступности медицинской, социальной, профессиональной и трудовой реабилитации;
равных прав инвалидов, наряду с другими гражданами, на охрану здоровья, образование и свободный выбор трудовой деятельности;
взаимодействия государственных органов с общественными объединениями инвалидов.
Реализация государственной политики Республики Беларусь в области социальной защиты инвалидов осуществляется государственными органами в пределах их компетенции. Иные организации, в том числе общественные объединения инвалидов, индивидуальные предприниматели принимают участие в реализации государственной политики в этой области.
Семья – самое главное в жизни. Когда в семье все благополучно, то и работа ладится, и проблемы решаются очень быстро. Но для того, чтобы погода в доме была солнечной, маме и папе надо приложить немало усилий, жертвуя своими привычками ижеланиями.
В каждой семье должны быть свои традиции, которые передаются из поколения в поколения. Если в вашей семье эти традиции утеряны, их непременно надо восстановить или придумать новые.
Это очень важно для воспитания в ребенке чувства постоянства, чувства семьи, которое прививается с самого раннего детства. А начать надо с элементарного – с игрушек. Во многих семьях хранятся мягкие игрушки, которыми игрались еще бабушки и дедушки.
Эти вещи – настоящая реликвия, которая несет особенную энергетику. Ребенок должен чувствовать себя причастным к этому историческому процессу.
Празднование дней рождения тоже может иметь свою изюминку. Например, на каждый день рожденья все члены семьи сами делают открытки – рисуют, клеят, вырезают, придумывают поздравительные стихотворения. Можно даже устраивать конкурс на самую оригинальную открытку (тогда будет стимул придумать что-то необыкновенное). Такой подарок будет дороже любых драгоценностей и сохранится на всю жизнь.
Новый год – любимый праздник не только для детей, но и для взрослых. Ведь именно в новогоднюю ночь сбываются мечты. Главное – в это верить. Доброй предновогодней традицией может стать совместное украшение праздничной елки, за которым должны собраться все члены семьи. Каждый год можно покупать красивую дорогую елочную игрушку, которая будет потом напоминать о том, что хорошего произошло в прошлом году. Ну и конечно подарки. Проснувшись утром 1 января мама, папа, бабушка, дедушка и детки должны найти свой подарок под елкой. Секрет должен сохраниться, несмотря ни на что.
8 марта. Женский день. День любимых мам и бабушек. Папа должен взять всю ответственность на себя. Особенно если в семье растет сын, отец должен показать будущему мужчине пример. Как здорово, когда мама и бабушка, проснувшись, видят перед собой букеты цветов, а маленькая дочка – любимого мишку Тедди. Прекрасное настроение на весь день обеспечено. Чтобы не просыпаться в 6 утра и бежать за добычей подарков, их можно подготовить с вечера.
Майские праздники – дни, обычно посвященные даче. Отличной традицией будет пикник на природе в честь открытия дачного сезона. Вечером за костром, под гитару душа запоет у всех членов семьи, даже самых маленьких. А утром следующего дня все дружно приступят к уборке участка. Малыши смогут подмести дорожки и примостить к дереву скворечник.
В список добрых семейных традиций можно включить празднование первого дня лета, который плюс ко всему еще и День детей. Будет еще веселее, если ваш ребенок возьмет с собой друзей. Выезд на природу с бадминтоном, мячиком и вкусными шашлыками станет отличным началом самого жаркого и яркого сезона. Купаться в речке скорее всего будет рановато, но все еще впереди. Традицию открытия купального сезона никто не отменял
Исторический опыт формирования здорового образа жизни в социуме. Проблемы здоровья и философии мировых религий и их значение для практики социальной работы.
возникновение понятия «здорового образа жизни» имеет глубокие исторические корни, и по мнению многих ученых лишь во второй половине ХХ века возникла реальная основа для развития данной категории, что сделало возможным осуществление глубинного анализа сущности этого феномена, раскрытия научного содержания понятия «здорового образа жизни». С развитием деятельности Всемирной организации здравоохранения (1948 г.), начался поиск новых путей улучшения здоровья человека, сбор и систематизация информации о существующих угрозах здоровью. Начало такой деятельности произошло в Канаде, где в отчете министра здравоохранения «Новый подход к здравоохранению канадцев» (1974 г.) впервые на правительственном уровне было аргументировано доказано, что медицинское обслуживание населения, на каком бы уровне оно ни находилось, имеет незначительное влияние на состояние здоровья, которое в основном все зависит от образа жизни человека. С позиции государственной политики такой подход намного эффективнее и экономически целесообразным по сравнению с бесконечными расходами на лечение последствий нездорового образа жизни. Поэтому, более весомым фактором для сохранении здоровья признается здоровый образ жизни.Стоит заметить, что этот исторический период, отличился обострением внешнеполитического положения, ростом недоразумения между супердержавами, что, несомненно повлияло на образ жизни людей, их систему мировосприятия. Образ жизни людей, принадлежащих к различным экономическим мирам, с разными жизненными ценностями, отношением к здоровью стали предметом острых дискуссий не только в политике, но и в сфере здравоохранения. Так, в науке возникло основание для исследования понятие здорового образа жизни, на основе накопленного в философской литературе материала об образе жизни. здоровый образ жизни зависит не только от объективных, но и от субъективных факторов: воли, характера и целеустремленности самого человека, от определенной ориентированности личности на укрепление своего и здоровье других людей.Итак, обобщая материалы литературных источников, можно сделать выводы, что к раскрытию научного содержания понятия «здоровый образ жизни» активно включились видные отечественные философы, врачи, физиологи, гигиенисты, социологи, которые разработали концептуальные основы формирования здорового образа жизни, дали характеристику данного феномена. К сожалению, очерченный вопрос все же рассматривался с позиций медицинской науки и ограничивался только деятельностным аспектом, так же нашло логическое отражение в педагогических толкованиях понятия «здорового образа жизни», который рассматривался лишь как воспитание навыков гигиенической поведения и профилактики вредных привычек.Для современных исследований феномена «здоровый образ жизни» характерно комплексное понимание изучаемого вопроса.